Какую роль играет семья в воспитании ребенка? Какую роль играют родители в образовании детей? Советы для улучшения обучения детей

Главная / Гороскоп

– Чего нужно избегать родителям при воспитании детей?
– Это тема очень большая, и я, не имея опыта, едва ли могу сказать что-то особое. Есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребёнка тому, кто сам не воспитан. Поэтому иногда приходится произносить даже такие не совсем приличные слова: «Нельзя, будучи дьяволо́чком, воспитать ангелочка».
И действительно, если в семье каждый живёт по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими; если в ней постоянные ссоры, грубые крики, грязные слова, дикая музыка, всюду беспорядок, всё разбросано; если детей не приучают к труду (убрать комнату, помыть посуду, почистить обувь и т.д.); если вся забота родителей о детях заключается лишь в том, чтобы накормить, напоить, одеть, устроить в школу, институт, и при этом не обращается внимания на нравственную сторону их жизни, на то, чем они интересуются в интернете, что смотрят, читают, – то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно ожидать от детей?

Всегда и все знали, что одним из самых эффективных средств испортить, развратить ребёнка является вседозволенность и безнаказанность. Это прекрасно понимают и враги человечества, поэтому в настоящее время всеми средствами, в том числе законодательно, они внедряют принципы пресловутой ювенальной юстиции, основное положение которой таково: ребёнок – это божок, а родители – рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти. Так разлагают детей, разрушают устои семьи.

В огромной степени духовные и нравственные задатки ребёнка определяются духовным состоянием его родителей. Святитель Григорий Нисский предупреждал, что по закону природы от страстного рождается страстный, от грешника грешный. Священник Алексий Бургов даже так писал: «По наследству передаются не только черты лица и особенности физической организации, но и психические свойства и наклонности ближайших и отдалённых предков». «В основании часто повторяемого в Библии изречения, что Бог карает грехи отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5; 34, 7; Втор. 5, 9), лежит та мысль, что грех в жизни является не только индивидуальным, но и родовым, почему и проявляется не только в родоначальнике, но и в нисходящих членах рода. В жизни всего чаще встречаются примеры патологической наследственности: известна наследственная передача алкоголизма и других страстей, болезней и психического расстройства, даже страсти к преступлениям».

И конечно же, пример жизни родителей, характер общения между собой и поведения с другими людьми всегда оказываются главнейшими в воспитании детей. Ещё древнегреческий философ Демокрит говорил: «Привычки отцов превращаются в пороки детей».

Пороки отцов реально воздействуют на наследственные свойства потомков, расстраивая их тело и душу. Это проявляет себя различным образом. Воздействие наркоманов, алкоголиков на тело и психику их детей очевидны для всех. Столь же закономерным оказывается и воздействие преступных деяний и тёмных страстей родителей на духовно-нравственные свойства будущего ребёнка, которые проявляются в виде особенной тяги, воспалённого страстного влечения к какому-либо греху. Отсюда понятно, насколько внимательными должны быть родители к своей нравственной жизни, если хотят иметь счастливых детей.

Алексий Бургов , с вящ . Православно-догматическое учение о первородном грехе. Киев, 1904. С. 146.
Там же. С. 43.

Возможно, мы признаем, что школьная программа не так и нужна, но нужен аттестат, а для этого нужно сдать школьную программу. Возможно, мы считаем, что знания лишними не бывают, и школьная программа не так уж и плоха. В любом случае, ребенок должен как-то ее постичь. В школе это миссия возложена на учителя/учителей. А если ребенок не посещает школу, то как быть?

Говоря о школе и учителе мы, как правило, представляем того самого учителя у доски и активное «вливание» знаний в голову ребенка. Вспоминаем свой детский опыт или безнадежную попытку растолковать любимому чаду — пока еще школьнику задачку по математике… При мысли о том, что этим придется заниматься каждый день по несколько часов, у некоторых родителей начинается нервный тик.

Спешу успокоить. Есть множество вариантов не заниматься этим. Но прежде, чем я их озвучу, я предлагаю немного задуматься о роли Учителя в полном смысле этого слова. Кто такой учитель и какова его роль? Чему на самом деле учатся дети в школе? Что мы хотим от образования?

Я предлагаю сделать в этом месте паузу и подумать об этом серьезно, в широком смысле. Желая дать своему ребенку хорошее образование, мы чаще всего имеем ввиду знания, которые позволят ребенку выбрать дело по душе, хорошо зарабатывать и хорошо устроиться в жизни. Также не будем забывать о развитии личных качеств, ценностях, мировоззрении. Предполагается, что учитель передает ребенку знания по какому-то определенному предмету.

Однако, думаю любой родитель, наблюдая за своим ребенком или за другими детьми, уже понял, что качество передачи информации сильно зависит от личности самого учителя и его контакта с ребенком. Хотим мы этого или нет, труд учителя выходит за рамки его предмета: учитель передает ребенку не только знания, но и информацию о себе, своем отношении и взглядах. Учителя влияют на формирование мировоззрения и ценностей. От личности учителя зависит судьба уроков и самого предмета. Состоявшийся учитель-профессионал транслирует ребенку увлеченность, любовь к своему предмету и работе. Неудачник – усталость от жизни, негатив, раздражение…

  1. С рождения ребенок страстно пытается самостоятельно познавать окружающий его мир: смотрит, трогает, слушает, бросает, задает множество вопросов, проводит эксперименты…. Отправляясь в школу, ребенок неожиданно получает «программу», шаблоны решений, необходимость сидеть и слушать. Теперь его собственное стремление узнавать становится «вне закона», его интересы больше никого не волнуют или на них не остается времени, он должен быть послушным, соблюдать дисциплину и отвечать то, что есть в программе. Ему не интересно…
  2. Ребенок растет, развивается и учится независимо от того, «учат» ли его и «развивают» ли его. Он учится и развивается в любом случае, вопрос только в направлении. Чем более качественна и разнообразна среда и доступны источники информации, тем больше знаний о самом себе получит маленький человек и тем легче ему будет найти свое место в жизни. Среда оказывает влияние на ребенка.
  3. Значимый взрослый имеет способность повлиять на результат. Позитивный эмоциональный отклик вдохновляет продолжать, негативная реакция или безразличие тормозят. Его реакция формирует в ребенке представление о себе самом. Он хочет быть услышанным, понятным, принятым. И при этом – самостоятельным. Ребенок хочет жить свою жизнь сам, ощущая поддержку важного для него человека.

Таким образом, если ответственно подойти к вопросу взросления, дальнейшего формирования личности ребенка и образования, необходимо обратить внимание на три вещи:

  1. разнообразная среда
  2. возможность для самостоятельного творчества и свободного поиска
  3. личность учителя

А что же со «знаниями»? За окном XXI век и, к счастью для нас, любой человек имеет неограниченный доступ к информации во всех видах через интернет или книги. Я даже не веду речь о специализированных предметах (хотя на самом деле можно найти буквально всё) – мы говорим о школе. Абсолютно вся информация по школьной программе есть в открытом доступе.

Если у ребенка есть свобода выбирать, какие знания он хочет получить, и есть доступ к информации, лучшее, что может учитель – поддержать, возможно помочь с направлением и помочь ребенку овладеть нужными инструментами: источники информации, методы поиска, сортировки и т. п. Конечно, сам учитель по-прежнему может быть источником информации, если это нужно ребенку. По сути, любой внимательный родитель является учителем для своего ребенка.

Школьные учителя играют свою роль в условиях школьной системы, дисциплины, расписания, программы, школьных стен. 10-12 лет. 3/4 активного времени дня. Мерой понимания и принятия становится «оценка». Большую часть времени ребенок подчиняется системе и является пассивным участником безразличного системного процесса. Возможен ли в таких условиях желаемый результат образования?

Здесь наверняка могут возникнуть сомнения. Свободное развитие, творчество и всё такое… Это всё хорошо. Так что, теперь вообще исключить школу, пустить все на самотек, ждать, пока сам не спросит и не вмешиваться? Понимая взаимосвязь ребенка, учителя и школы, мы можем принять осознанное и взвешенное решение относительно его образования в целом, образовательной среды, роли взрослых, учителей, родителей и степени их участия в процессе.

Необходимо ли данному конкретному ребенку активное вмешательство взрослых в процесс его взросления? Совпадает ли круг его интересов со школьной программой? Насколько? Могут ли
школьные учителя дать то, что ему необходимо? Если нет, то кто может? Насколько важна побочная информация школьной системы? Любит ли ребенок рамки и нуждается ли в четкой организации собственной жизни? Или он птица вольного полёта?.. Разница между школой и хоумскулингом в том, что образование вне школьных стен, свободное образование, предполагает в том числе и свободу в выборе методов образования своего ребенка. А душевный покой родителей играет далеко не последнюю роль!

Не хотите быть школьным учителем? Не нужно. Многое зависит от наличия внешнего давления в виде школьных аттестаций. И отношения родителей к необходимости и глубине изучения школьных предметов, особенно «нелюбимых». Имеют значение сферы профессиональных и личных интересов самих родителей.

С учетом всего этого, задача родитель-учитель может иметь несколько решений (могут быть и другие варианты).

  1. Найти репетитора
  2. Обратиться к бабушке/дедушке/подруге/знакомому профессионалу и т.п.
  3. Пойти в кружок/на курсы
  4. Записаться в онлайн школу с учителем или только с «контрольными»
  5. Попробовать себя в полноценной роли учителя, вспоминать программу вместе с ребенком: а вдруг понравится?
  6. Показать ребенку возможность самостоятельного обучения и поиска нужной информации: youtube, google, книги, вопросы взрослым и т.п.
  7. Взять на себя урезанную роль учителя, оставив, например, только функцию контроля или подачи новой информации
  8. Передать все полномочия ребенку вместе с возможностью завалить пару аттестаций и ответственностью за это
  9. Предоставить полную свободу и исключить аттестации. Учитывая все факторы хоумскулинга в моей семье, у нас присутствует большинство вариантов.

Роль и место родителей

в образовательном процессе

в условиях модернизации системы образования.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы .

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

В ситуации внедрения образовательных стандартов в системе образования Российской федерации в целом, особенно тревожит отношение родителей к образовательному учреждению, их готовность к партнерству. Социально партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Рассмотрим, каковы же механизмы построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.

В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.

Первый этап - ЗНАКОМСТВО

На этом этапе определяются общие цели , общие ценности и ресурсная база сторон .

Наличие именно общих целей - важный фактор для построения партнерства.

На первом этапе также больше значение имеет определение взаимной полезности участников - т. е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. В число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные , т. е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.

Следовательно, на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит».

Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

Второй этап - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

Здесь важно понятие общего вклада - т. е., разделения ответственности за образовательный процесс. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

· Соблюдение этических норм и договоренностей;

· Поддержка (тех, у кого необходимо вызвать доверие);

· Продуктивность.

Поддержка. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической помощи семье.

Продуктивность . В том случае, когда участники не видят результатов своих усилий (вкладов), их интерес к сотрудничеству неминуемо снижается. Современные родители - люди занятые, они ценят свое и чужое время, а потому пустопорожние разговоры их только раздражают. Если благие намерения педагогов о сотрудничестве не конвертируются в реальные мероприятия, родители дистанцируются от школы, и порой навсегда. Доверие - вещь хрупкая. К тому же, очень часто родители не имеют представления о том, какие конкретные результаты достигнуты школой, и в каких направлениях школьной жизни они могли бы принять участие.

Под реализацией образовательного процесса понимается помощь родителей как непосредственно в школе, так и их участие во внеурочной деятельности (развлекательной, благотворительной, коммерческой, трудовой и т. д.). В этот же вид деятельности входит и методическая помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации . Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности.

Каковы действия образовательного учреждения - это проектирование совместной деятельности с родителями, регулярная поддержка родителей и мониторинг.

Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т. е., их определенная компетентность , основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап - собственно ПАРТНЕРСТВО

Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность , которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т. д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т. д.). В тех образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитии партнерства преждевременно.

Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность , т. е., нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер (например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.

И третий признак партнерских отношений - это взаимная ответственность , основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе). Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям, дифференцировано. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.

Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением?

Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное - при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

Проект решения

1.Разработать совместный проект ОУ с родителями стратегического значения.

2.Активизировать мониторинг. Отслеживать динамику на основании мониторинга.

3. Совершенствовать взаимоотношения между школой и родителями с целью доверия к ОУ.

4. Ориентировать взаимоотношения с родителями на долговременность работы со школой.

5. Внедрить новую модель сотрудничества ОУ с родительской общественностью.

Публичное выступление

Взаимодействие семьи и школы

Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом.

Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».

Права и обязанности родителей определены:

в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;

– главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;

–в Законе Российской Федерации «Об образовании».

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»

(В.А. Сухомлинский).

Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок . Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Однако родительская любовь может быть разной: любовь, связанная с чувством родительского долга, ответственностью за формирование детской личности, амбициозной и даже неразумной .

Амбициозные родители - не самые плохие родители, ведь они, как правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку.

У родительской амбициозности есть несколько причин. Выделим две из них.

  • Первая причина – стремление к статусу

Родители изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Хотят, чтобы он занял высокое положение, был богат, знаменит и т.д., считая все это гарантией его будущего счастья. Достижения ребенка тешат их больное честолюбие. Для таких родителей ребенок - это собственность, им можно без конца хвастаться как друзьям, так и врагам: он прекрасно играет на скрипке, учится в английской спецшколе, ездит на каникулы во Францию, занимается в элитарном спортклубе и так далее и тому подобное. Но при этом, как ни странно, сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.

  • Вторая причина – нереализованные мечты

Мамы и папы считают, что ребенок должен вырвать у жизни все то, что в свое время не удалось им. Родителей захлестывает спортивный азарт: ребенок должен лучше всех учиться, кататься на коньках лучше ребенка соседа, рисовать не хуже Даши, играть на пианино лучше Миши, прославиться, неважно в чем - в спорте ли, науке или музыке. Их ребенок должен быть лучше всех! Родители ориентируют ребёнка на бой с жизнью, причём по всем линиям без исключения! Свои нереализованные в детстве мечты родители, став взрослыми, стремятся воплотить в жизнь за счёт своих же детей.

Такие родители выливают на чадо океан своей любви, в котором он рискует захлебнуться.

Нездоровые амбиции родителей могут подтолкнуть ребёнка к лжи и изворотливости.
Часто родители идеализируют ребёнка, безосновательно приписывая ему несуществующие совершенства, не хотят видеть и скрывают его недостатки.

Ребёнок следует их примеру, его самооценка становится завышенной. И однажды это может привести к плачевному результату: обязательно найдётся тот, кто укажет на недостатки и спустит с небес на землю. Причём сделает это в грубой форме. Результатом могут стать психические расстройства.

Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что

родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей.

Философ XIX века Дмитрий Писарев заметил: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке начиная с той самой минуты, когда ребёнок почувствовал своё «Я» и отделил себя от окружающего мира».

Вот в чем суть: любовь к ребенку подразумевает еще и уважение!

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Строить взаимодействие с родителями на основе таких идей-принципов, как:

Обращение к чувству родительской любви;

Умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

Уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять.

Чтобы организовать плодотворное сотрудничество с родителями педагоги должны следовать трём основным направлениям:

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей;

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

Родительские лектории;

Конференции;

Индивидуальные или тематические консультации;

Родительские собрания.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

Дни творчества детей и их родителей;

Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

Помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

Участие родителей класса в работе Совета школы; Управляющего совета;

Участие родителей в работе общешкольного и классного родительского комитета.

Заключение

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

В улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

В том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

В осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

В оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

В проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.


Ахмадуллина А.Р.,

магистрант 2 курса ГОУО,

педагог ГБОУ Школы №207

Статья «Роль родителей в современной школе»

Рассуждая на тему образования и воспитания, на первый план выходят ученик, педагоги, администрация школы и родители. Какова же роль родителей в образовательном процессе, каким образом и на какие сферы они могут воздействовать?

В период развития государственно-общественного управления образование (далее ГОУО) родитель становится полноправным участником организации школьной деятельности. Он может быть вовлечен в процесс выявления и формирования социального заказа, в процесс планирования, контроля и регулирования образовательного процесса, а также выступать в роли организатора/координатора информационного пространства школы.

Так что же на практике родитель может делать в образовательной организации, способен ли он влиять на процесс обучения и школьной жизнедеятельности своего ребенка?

От многих родителей можно часто услышать выражения: «Опять много домашнего задания», «Ужасное питание, как можно кормить этим ребенка», «Почему нет никаких досуговых технологий и игровой зоны во время перемен и продленки?», «Никаких секций и кружков, даже некуда ребенка отдать», «Что за сайт такой школьный, где нет никакой информации» и т.д.

Да… Кошмар, да и только. Как же учиться ребенку в таких условиях? Такого мнения придерживается огромное количество родителей. Тогда, наверное, стоит разобраться: чем же родители могут помочь своему ребенку в современном мире.

Хочется развеять определенную долю этих сомнений и убедить родителей, что от их участия в организации образовательного процесса зависит очень многое, и, главное, именно от их активности, компетентности, инициативности зависят условия, в которых будет обучаться их ребенок.

Родители, все в ваших руках? Главное идти и действовать.

Согласно ФЗ №273 «Об образовании в РФ» родитель является полноправным членом системы ГОУО, где может участвовать в работе коллегиальных органах школы (родительский комитет класса, Совет родителей школы). Представители данных органов могут выдвигать свои предложения по организации школьного питания, дополнительных занятий, экскурсионных программ, учебной недели, школьной формы, информационного обеспечения школы и т.д. Родители могут выступать в роли общественных наблюдателей и экспертов.

Касательно этого вопроса, хочется привести положительный пример из практики работы ГБОУ школы №207 Санкт-Петербурга. В данной образовательной организации родители являются полноправными участниками образовательного процесса, которые знают свои права, возможности и обязанности. Совет родителей школы участвует в распределении фонда школы на образовательные и воспитательные нужды школьников, в организации воспитательной работы школы, в обеспечении школьного питания, в выборе дополнительных учебных модулей. Активные родители даже создали информационный портал для дистанционного взаимодействия, где могут узнать последние новости, задать волнующий вопрос, обсудить важное событие. Школьные праздники и мероприятия стали теперь не только отдельной инициативой педагогов и воспитательной службы, но приобрели статус семейных проектов. Родители помогают создавать детские спектакли, работают над декорациями, украшают классы, создавая определенную атмосферу к различным важным датам.

Мероприятие «День семьи» стал традиционным школьным праздником, который ежегодно проводят родители. Таким образом, в ГБОУ Школа №207 существует тесная связь между учениками, педагогами, родителями и администрацией школы - основными субъектами образовательного процесса.

Главное знать и понимать, что семья, школа и государство должны быть союзниками, целью деятельности которых выступает многогранное развитие личности ребенка, который готов не только жить в современном мире и достигать собственных поставленных целей, но и уважать интересы других, соблюдать нормы и морали общества, и просто быть счастливым.

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал