Ребенка инфантильным возрастает особенно когда. Вечные дети: как с ними жить? Лечение психического инфантилизма

Главная / Традиции

Ребенок защищает свою самобытность. Он хочет сохранить свое естество, дарованное ему природой. Он хочет быть только собой и никем другим.

Примерно 150 лет назад медики впервые описали особое расстройство, которое назвали психический инфантилизм. Инфантилизм (от лат.infantilis - детский) - задержка в развитии организма, при которой у людей надолго сохраняются черты «детскости» в поведении. Обычно инфантилизм не заметен, пока ребенок не пошел в школу; нередко взрослые умиляются непосредственностью и «детскостью» своего чада. Школа сразу высвечивает этот недостаток в развитии и с каждым днем его безжалостно обостряет. Инфантильные дети беспечны, беззаботны, поверхностны в суждениях, не чувствуют никакой ответственности за свои поступки, не способны сдерживать своих желаний. Они очень подвижны и беспокойны на уроках. Застенчивы, обидчивы, легко внушаемы, плаксивы. Инициативные и наблюдательные в играх, они пассивны и безразличны в учебной деятельности. На уроках быстро схватывают объяснения, но мало обдумывают их, обычно не доводят до конца начатое и очень быстро утомляются. Требования школьной дисциплины для них часто непосильные: они ходят по классу, разговаривают во время урока, не проявляют никакого интереса к учению. Все это чрезвычайно снижает их успеваемость и вскоре выталкивает в разряд требующих коррекции.

Какие причины возникновения инфантилизма? Патологические роды матери, частые болезни после рождения, ушибы головы и т. д. - наиболее распространенные. Они действовали всегда, но еще никогда не было так много инфантильных детей, как в наши дни. Дело, стало быть, не только в биологических дисгармониях, но и в социальных воздействиях, недостатках воспитания. Повышение напряженности толкает наших детей на раннее взросление. Чтобы скрасить жестокое для многих детство, родители стараются возместить недостатки родительской любви разовыми и нечастыми, а поэтому очень опасными заласкиваниями, подачками, удовольствиями, в результате чего развитие идет рывками, в нем совершается много нелогичных переходов, остается много пробелов, ведущих к инфантилизму. Инфантилизм возникает также при плохих бытовых условиях, отверженности детей взрослыми. Несогласованность, противоречия воспитательных воздействий приводят к тому, что дети становятся как бы более зрелыми, но в то же время остаются какими-то наивными, беспомощными. Среди социальных причин на первое место следует поставить феминизацию воспитания. Женщины с их мягким характером, своеобразной логикой, повышенной эмоциональностью легко портят неокрепший характер. Поэтому инфантилизмом чаще страдают мальчики, чем девочки. Со временем у инфантильных мальчиков, подростков чаще развиваются неврозы, алкоголизм, наркомания.

Инфантилизм бывает гармоничный и дисгармоничный; границ определенных между ними нет. Наиболее часто встречается гармоничный инфантилизм, при котором ребенок ведет себя соответственно более младшему возрасту. Отставание в созревании эмоционально-волевой сферы обычно заметно до 15-летнего возраста, потом различия или сглаживаются, или остаются навсегда. Гармоничный инфантилизм нельзя рассматривать как патологию. Это всего лишь задержка развития.

Дисгармоничный инфантилизм сочетается с эмоциональной незрелостью. Отставанием в созревании эмоций (выпячивание, преувеличение) является односторонняя гипертрофия тех или иных свойств характера. У одних на первый план выходит чрезмерная вспыльчивость, у других - неустойчивость и слабоволие, у третьих - склонность к фантазированию, вранью, выдумкам. В любом случае это резко нарушает школьную адаптацию. Дети, страдающие этой формой инфантилизма, своими безудержными фантазиями хотят привлечь к себе внимание, возвыситься в собственных глазах.

Что еще свойственно инфантильным детям? Преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, легкомыслие, безответственность, недостаточно развитое чувство раскаяния, эгоизм, беззаботность, необязательность и т. д. По этим признакам учитель безошибочно определит инфантильного ребенка. Они совершают поступки по первому побуждению, мало задумываются над их последствиями. Им трудно отсрочить получение удовольствия, они нетерпеливы, раздражительны, обидчивы. Для них вся жизнь игра, а самым тяжелым является необходимость вести себя соответственно возрасту. Если у детей имеется биологическая предрасположенность к подобному поведению, то она выявляется, усиливается, обостряется, становится карикатурно выраженной из-за чрезмерной или недостаточной родительской любви, из-за неправильного воспитания.

Как корректировать инфантилизм? Коррекционные влияния должны идти в направлении формирования внимания, возбуждения интереса. В основе специально организованный и посильный труд, который сочетается со специальными физическими упражнениями. Детей систематически приучают подчинять свое поведение определенным требованиям. Им крайне необходим твердо установленный распорядок дня, требование полного его выполнения.

Необходимо создать для инфантильных детей специальную коррекционную подгруппу. Таким образом, может образоваться несколько подгрупп - для первоклассников, второклассников и т. д. Для каждого возраста на один год необходимо разработать специальную программу, в которую должен быть включен комплекс действий, развивающих и укрепляющих эмоции, волю, сознательную регуляцию своего поведения. Необходимо, чтобы ученик понял, что нужно строго выполнять, а потом и самому сознательно регулировать распорядок собственной деятельности. Распорядок дня в этих подгруппах должен быть напряженным и выполняться неукоснительно.

Обнаружив инфантильных детей, учитель будет оказывать им посильную помощь. Установит твердый индивидуальный план взросления, будет вместе с ребенком преодолевать его нелегкие ступени.

Профессиональные советы

Дети любят видеть, как растут их успехи. Сделайте результаты в учебе наглядными. Это может быть, например, график, на котором вы вместе со своим питомцем будете обозначать его ежедневные достижения. Обязательно должен быть установлен конечный результат, которого следует достичь, и время его достижения - неделя, месяц, четверть. Здесь сразу решаются многие задачи: ребенок знает, к чему идет, видит, как улучшаются его успехи.

Составьте различные по трудности варианты заданий. Обозначьте их: легкие, средние, трудные. Пусть варианты выбирают сами ученики. Предупредите их, что оценка за работу выставляться не будет.

Составьте различные по видам деятельности варианты заданий: примеры, задачи, загадки, головоломки, ребусы и т. д. Предоставьте возможность каждому выбрать, что ему больше нравится. Оценки не выставляются. Выбор варианта должен сигнализировать учителю о том, какую именно работу на уроках предпочитают выполнять дети.

Бывает так, что мы оказываемся вовлеченными в какое-то дело намного сильнее, чем нам хотелось. Как же это случается? Эксперименты показывают, что если мы желаем получить от кого-то существенную помощь, сначала надо побудить их к маленькой любезности. Например, когда школьников просто попросили прийти в школу в 7 час. утра, пришло только 24%. Когда же школьников попросили поливать цветы и они согласились, а потом им сказали, что для этого нужно быть в школе в 7 час. утра, пришли 53%. Безобидная вначале любезность ведет потом к крупной уступке. Учителям нужно хорошо усвоить эту зависимость и постоянно пользоваться ею в коррекционных целях.

Проверим себя

1. Каковы причины возникновения неуспеваемости?

2. Какие причины могут вызвать задержку развития?

3. Охарактеризуйте нестандартного ребенка.

4. Каковы причины школьного невроза?

5. Как вы относитесь к обучению без оценок в начальной школе?

6. Перечислите типы неуспевающих учеников.

7. Охарактеризуйте интеллектуально неразвитого ученика.

8. Каких детей относят к функционально несозревшим?

9. Как работать с ослабленными детьми?

10. Какие ученики относятся к системно отстающим?

11. Какими факторами определяется школьная зрелость и как она диагностируется?

12. Как скорректировать обучение медленно думающих детей?

13. Какие существуют способы коррекции неуспевающих?

14. Какие преимущества и недостатки имеют классы выравнивания?

15. Какие новые варианты решения проблемы предлагают специалисты?

16. Как обнаружить отставание ребенка в учебе?

17. Какие способы коррекции отставания применяются учителями?

18. Как развивать самостоятельность детей?

19. Как развивать активность детей?

20. Как улучшать отношения с отстающими учениками?

21. Как помочь инфантильным детям?

Прочитаем дополнительно

1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общение с ребенком. Как? М., 1995.

3. Добсон Д. Непослушный ребенок. СПб., 1995.

4. Волков ИЛ. Цель одна - дорог много. - М., 1990.

5. Воспитание трудного ребенка. / Под ред. М.И. Рожнова. М., 2000.

6. Игры, обучение, треннинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.

7. Иванов ИЛ. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

8. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1981.

9. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1984. Т. 4.

10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

11. Подласый ИЛ. Педагогика начальной школы. М., 2000.

12. Сартан Г.Н. Треннинг самостоятельности у детей. М., 1998.

13. Соловейчик С.П. Педагогика для всех. М., 1987.

14. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., 1987.

15. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.

16. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 2000.

Инфантилизм - это нежелание взрослеть или незрелость личности? Можно ли помочь ребенку соответствовать своему возрасту?

Мария Дробот, детский психолог:

Ко мне на консультацию пришла Татьяна Ковалева, мама десятилетнего Павлика. Я выслушала ее - история оказалась не такой уж необычной.

Поначалу родители радовались, что их ребенок так легко общается со всеми, но потом стали замечать, что его непосредственность переходит всякие границы. На улице он мог подойти к незнакомому человеку и вдруг начать ему что-то рассказывать. "Нам прямо страшно стало, люди ведь всякие бывают, столько ужасных историй вокруг. Объясняли ему, что не надо так делать. Как будто не слышал, хотя головой кивал", - объясняла встревоженная мама.

Гораздо больше проблем появилось, когда сын пошел в школу. Он совершенно не мог внимательно слушать учительницу, начинал громко разговаривать посреди ее объяснения, а то и вообще мог встать и начать ходить по классу среди урока. Домашние задания его совершенно не интересуют. Когда его спрашивают, почему он не делает уроки, тут же горько плачет.

Эта история, на мой взгляд, весьма типична и прекрасно иллюстрирует проблему, довольно часто наблюдаемую сегодня психологами, - детский инфантилизм. Многие родители отмечают странное нежелание своих детей взрослеть, выполнять поручения, пусть элементарные, брать на себя ответственность за учебу.

Зачастую заботливые папы и мамы объясняют это явление сложностью современной жизни, пугающей нынешних детей, желанием отсидеться за родительской спиной. Родители или умиляются: "Пусть подольше побудет ребенком, успеет повзрослеть еще!", или начинают излишне драматизировать ситуацию, выясняя у врачей, нет ли у ребенка задержки в развитии. Крайняя мера - бесконечные походы по врачам и попытки вылечить ребенка непонятно от чего. И первое и второе объяснение приводит к неправильным поступкам, зачастую травмирующим ребенка.

Попробуем разобраться, что происходит с ребенком, каковы причины, проявления и последствия инфантилизма и каковы должны быть действия родителей.

Феномен инфантилизма

Дело в том, что некоторые дети взрослеют медленнее, чем их сверстники. Имеется в виду не их физический рост и размер обуви, а то, что психические качества формируются у них с опозданием. Термин "инфантилизм" используется психологами для обозначения незрелости личности, особенно эмоционально-волевых качеств.

Вызвано это может быть наследственностью, внутриутробными патологиями и травмами, детскими инфекциями, недостаточной функцией щитовидной железы, изменениями в гипофизе. В этом врачи и психологи пока до конца не определились. Но все же чаще всего причинами инфантилизма становится сочетание этих факторов с неверными родительскими усилиями. Это гиперопека - одна из распространенных ошибок в воспитании, когда родители руководят каждым шагом ребенка. И тогда наряду с инфантильностью становятся очень заметны эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, неспособность к напряжению. Деспотичное воспитание с физическими наказаниями и постоянными запретами также способствует снижению инициативы, проявлению несамостоятельности, нерешительности.

Однако стоит отметить, что психический инфантилизм не имеет никакого отношения к задержке умственного развития, как нередко ошибочно думают многие. Инфантильные дети в плане развития умений и навыков ничем не отличаются от других.

Эмоциональность или неадекватность?

Инфантильные дети отличаются от сверстников наивностью, беспечностью, над всеми интересами у них преобладает стремление к игре и удовольствиям. Нередко они предпочитают общество младших детей или, напротив, взрослых, покровительствующих им. Стараются максимально завладеть их вниманием: показывают им принесенные игрушки, хвалятся вещами, жалуются на конфликты со сверстниками.

Зачастую они не способны к волевым усилиям, не учитывают последствий собственных поступков, не умеют сдерживать свои чувства. У них часто меняется настроение: от бурных проявлений радости и восторга они легко переходят к слезам, рыданиям и отчаянию и обратно. Вот еще один пример из практики.

Во время перемены учительница увидела горько плачущего восьмилетнего Юру, привела его в класс, пытаясь понять причину слез, утешить. Оказывается, старшие мальчики назвали его "почтальон Печкин" из-за сумки, которую Юра носит через плечо. Жалуясь на обидчиков, Юра вдруг улыбнулся, его лицо внезапно озарилось - он вспомнил о какой-то девочке, которая когда-то назвала его Юрием Гагариным. Мальчик тут же засмеялся, утирая мокрые ресницы.

Такое быстрое эмоциональное переключение, выразительность мимики и впечатлительность подкупает и умиляет взрослых. И часто за такой детскостью им не заметна очевидная поверхностность чувств, в общем-то неадекватная реакция и эмоциональная несдержанность ребенка.

Этот пример не столь безобиден, как кажется на первый взгляд. Во-первых, такое поведение ребенка в детском саду или школе нарушает правила поведения в коллективе, что вполне может привести к тому, что такой ребенок станет предметом насмешек и издевательств со стороны сверстников. Во-вторых, сильно осложняет работу воспитателей и учителей, которые вынуждены уделять все внимание такому инфантильному ребенку, в то время как остальные дети остаются без присмотра.

Родителей, воспитателей детских садов и учителей смущают непосредственность, несоответствие поведения возрасту и неприспособленность детей к реальности. Отсутствие представлений о том, что можно и чего нельзя, рождает манеру вольного и даже бесцеремонного отношения со взрослыми.

Еще пример из школьной жизни, подтверждающий это.

Девятилетняя Наташа подошла к маме своей одноклассницы и, пока та разговаривала с учительницей, открыла сумку женщины и стала с интересом выкладывать оттуда содержимое, разглядывая его. Когда мама наконец обернулась, она с изумлением обнаружила свои разложенные на школьной парте телефон, ключи, косметику и документы.

Конечно, эта ситуация хоть и выходит за рамки элементарных приличий, но опять-таки может умилить кого-то детской непосредственностью. Однако вполне вероятны и более опасные варианты такой доверчивости инфантильных детей в отношении незнакомых взрослых: ребенок способен подойти на улице к кому угодно и начать разговор, пойти за незнакомцем, который может использовать эту детскую открытость в своих целях, далеко не всегда благородных. Так что инфантилизм в определенных случаях чреват серьезными последствиями.

Неусидчивость или неспособность к учебе?

Учатся инфантильные дети чаще всего плохо, но не из-за отсутствия способностей. Основная трудность, с которой сталкивается учитель или воспитатель, - это неумение инфантильного ребенка включиться в общую работу: он даже не пытается ее выполнять, невпопад задает вопросы, не имеющие отношения к делу. Причем часто такое поведение сочетается с искренним желанием ребенка соответствовать собственным представлениям о "хорошем ученике". Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимает руку, радостно вскакивает, когда его спрашивают. Но непосредственные желания через довольно короткое время пересиливают, и ребенок перебивает учителя, разговаривает с соседом, ходит по классу. Такие дети склонны к дурашливости и клоунаде, в школе отличаются неусидчивостью, расторможенностью, неумением вести себя на уроке.

Почему так происходит, постараемся понять. Для инфантильного ребенка сама ситуация общения со взрослым или сверстником является более важной, и любое задание имеет значение лишь постольку, поскольку оно вплетено в эту ситуацию общения. Например, он изо всех сил тянет руку, просит, чтобы его спросили. Когда учитель его вызывает, он встает, гордый тем, что его вызвали, и, радостно улыбаясь, молчит. Оказывается, вопрос уже забыт, но ребенок и не думает об этом, ведь его "вызвали"!

От заданий такого ребенка отвлекают и посторонние звуки, и внезапно нахлынувшие воспоминания, и шаги в коридоре, и фломастеры соседа, что, естественно, затрудняет его обучение, а педагоги отмечают, что он постоянно отвлекается. Инфантильные дети, как правило, неистощимы в фантазиях и играх, но в учебе быстро устают и пресыщаются. Необходимость упорного, систематического труда вызывает у такого ребенка пассивный протест.

Говоря об инфантильности детей, нужно помнить, что незрелость касается эмоционально-волевых проявлений, ничуть не затрагивая интеллектуальную сферу: "вечно маленький" ребенок может быть способным и талантливым. Особенно в таких сферах человеческой деятельности, как музыка, изобретательство, сочинительство, актерство. Ведь высокие достижения в этих областях возможны именно вследствие яркости, образности, живости мышления, выразительной эмоциональности и непосредственности поведения.

Инфантильный возраст

Положительных изменений в развитии инфантильных детей можно ожидать к 10-12-летнему возрасту. И здесь родителям стоит быть особенно внимательными: так происходит не всегда. В ряде случаев темп созревания бывает настолько медленным, что и в этот период - младший подростковый возраст - инфантильные ребята рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые ребята нередко убегают из дома, попадают в разные авантюрные истории.

Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода молодой человек опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью. Так что последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее.

Ситуация вполне подвергается коррекции. Помочь в этом может психолог, который при необходимости посоветует проконсультироваться у других специалистов. Родителям детей, склонных к инфантильности, лучше начать действовать как можно раньше, не дожидаясь подросткового возраста. Родители Павлика, обратившиеся ко мне за помощью, когда ребенку было 10 лет, сумели изменить поведение своего ребенка вовремя. Возможно, их опыт и мои рекомендации помогут и другим семьям.

Программа для родителей

Во-первых , покажите ребенка психоневрологу, возможно, ему требуется небольшое медикаментозное лечение. Оно может , внимание, работоспособность, помочь ребенку в учебе. Однако только таблетками помощь не исчерпывается. Таким детям необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.

Во-вторых , система общения с инфантильным ребенком ни в коем случае не должна строиться на насильственном внушении ему определенных правил и запретах. Наоборот, лучше воздействовать на него ненавязчиво, учитывая интересы и пристрастия.

Ребенок любит играть , значит, воздействие на него может быть через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в "детский сад", в "больницу", "транспорт", причем в каждой игре он должен выступать в роли сильного, положительного героя, кого-то спасающего или кем-то руководящего. В такой игре подспудно высмеивается безответственность, эгоизм, непродуманность поступков и так далее. А ребенок учится действовать соответственно обстановке.

Учитывая , что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, предоставляйте ему возможность пообщаться с ровесниками, побуждайте его к такому общению, учите сотрудничать с другими детьми, прощать обиды, улаживать конфликты. Разъясняйте последствия его ошибок, побуждайте ребенка преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам.

Продумайте и установите для ребенка ряд посильных ежедневных обязанностей, которые он будет четко знать. Также объясните ему, что последует за их невыполнением. Ребенок должен хорошо усвоить эту логическую связь.

Избегайте так называемого отрицательного внимания - окриков, высмеивания, угроз, наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими эмоциональными формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.

Внимательно следите за ребенком. Инфантильные дети - личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия - спорт, туризм, чтение.

Поощряйте любое стремление ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этом процессе отца, особенно при .

Если вы вовремя заметили, что ребенок не готов к школе к семи годам, лучше задержите его на год и в восемь лет отправьте в школу с уже сформировавшейся позицией школьника. Неплохо начать с подготовительных индивидуальных занятий, во время которых сначала на легком, доступном материале будет постепенно формироваться желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность. Успех пробуждает у ребенка веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.

И помните , для таких детей особенно вредны расхождения в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи, безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых. Не проглядите собственного ребенка, помогите ему повзрослеть.


Инфантильными называют людей, которые боятся брать на себя ответственность, взрослеть. Годы идут, а ваш ребёнок мечтает о принцах или играет в игрушки? Признаки инфантильности - это нежелание взрослеть и отвечать за свои поступки. Но очень часто родители сами виноваты в незрелости своих детей. Одно дело быть наивным в 8 лет, совсем другое - в 18 или даже в 28...

Как распознать инфантилизм? Увы, лет до 10 это практически невозможно. Все дети любят играть и делать то, что хочется, а не то, что надо. Но к 13-14 годам ребёнок должен понять, что в жизни необходимо поступаться своими интересами, думать о других и очень часто делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Чем старше ребёнок, тем больше не него ложится ответственности. Необходимо помогать родителям по хозяйству, делать уроки без посторонней помощи, играть с младшими братьями или ходить в магазин за хлебом.

Но у некоторых детей это понимание почему-то не приходит. Вместо того, чтобы слушать учителя, могут спокойно прогулять урок или болтать с соседом по парте. Вместо уборки по дому сидят часами играют на компьютере а потом обижаются на родителей, что те не купили ему обещанную куртку. Придумывают всяческие отговорки, чтобы не ходить на контрольную, или забрать младшую сестрёнку из детского сада.

Но главная опасность инфантилизма заключается в будущем: такие дети очень редко устраиваются на достойную работу, практически никогда не женятся и продолжают жить с родителями до тридцати лет. А потому, что всё это требует большой ответственности - работа, семья, домашние дела, да и серьезные и обустройстве быта. А так хочется, чтобы кто-то вместо тебя приготовил завтрак, постирал тебе бельё и купил продуктов! Инфантилы очень часто меняют друзей и партнёров потому, что те постоянно их в чём-то разочаровывают.

Откуда же берутся инфантилы? Существует версия, что сами родители и приучают своих детей ни к чему не стремиться. Посудите сами: благополучная семья купить всё, что необходимо для развития ребёнка, выучит, оденет и накормит. А какая цель будет у ребёнка? Если ему не нужно зарабатывать на обучение, на одежду и еду, вряд ли к моменту зрелости он будет готов для самостоятельного принятия решений. Но с другой стороны, если родители поощряют в детях независимость и самостоятельность, то такие дети надолго не останутся в детстве.

По наблюдениям психологов чаще всего не хотят взрослеть поздние, долгожданные дети, младшие в семье, часто болеющие дети и наследники успешных людей.

Конечно, зачем мыть посуду, если есть домработница? Зачем подметать пол, вдруг разовьётся аллергия на пыть? Зачем выгуливать собаку, если это могут сделать страший брат или сестра? Вот и получается, что ребёнок просто не хочет что-то делать - зачем? И как известно, что мальчики, которых мама оберегала от всех бед, водила за ручку в школу, ограждала от "плохих" друзей, вырастают никудышними мужями - мужчина просто боится брать на себя ответственность. А девочки, чересчур обожаемые своими папами, будут очень зависимы от мнения своих мужей.

Так как вырастить уверенного, по-настоящему взрослого человека?

Поощрять самостоятельность во всех её проявлениях. Если малыш хочет идти в зелёной рубашке - пусть идёт, даже, если она не походит к оранжевым шортам. Если девочка хочет сварить пельмени, но вместо ужина получается каша - непременно хвалите, но между делом подскажите, что их нужно помешивать. Чаще интересуйтесь делами своего отпрыска - о школе, об учителях, о школьных дисциплинах. Устраивайте семейные праздники, ведь, если ребёнку не будет хватать внимания со стороны родителей, он будет искать самоутверждения в компаниях сверстников (плохих или хороших). Ну и конечно, не забывайте о домашних делах, которые по силу вашему чаду - пусть у ребёнка будут свои обязанности по дому.

В нашей сегодняшней статье:

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ У ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ СТРАДАЮТ ИНФАНТИЛИЗМОМ

Одна из причин неудовлетворённой успеваемости ребенка может стать незрелость волевого поведения, которая именуется .


Под инфантилизмом понимают частичное замедление темпа формирования эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Поведение ребенка, страдающего инфантилизмом, отличается большей «детскостью», чем должно быть в соответствующем возрасте. Впервые черты инфантильного поведения могут обнаруживаться в 4-5-летнем возрасте.

По классификации Сухаревой, различают следующие варианты инфантилизма в детском и подростковом возрасте: гармонический (простой), дисгармонический и органический психический и психофизический (осложненные).

Гармонический психофизический инфантилизм - это небольшое запаздывание темпа психического и физического развития личности, которое выражается в незрелости эмоционально-волевой сферы и которая влияет на личность ребенка вкупе с его социальной адаптацией.

Дети по физическому развитию отстают от своих сверстников на полтора-два года, для таких детей характерна живая мимика, живая и выразительная жестикуляция, быстрые, суетные, резкие движения, недостаточная последовательность действий. Например, ребенок берет одну игрушку, затем другую и может растерянно стоять, не зная, что с ними делать.

На первый план выступают неутомляемость в играх и быстрая утомляемость при выполнении какого-либо практического задания. Особенно быстро ребёнку надоедает однообразное занятие, требующие усидчивости и сосредоточения внимания на относительно продолжительное время: лепка, рисование по заданному образцу, счет, чтение, письмо. Если предлагаемая работа не нравится ребенку, он начинает зевать, потягиваться, баловаться, суетиться, толкать соседа. Однако, заинтересовавшись, например, конструктором, такой ребенок может подолгу им заниматься.

Ребёнку свойственно слабая способность к интеллектуальному напряжению, внушаемость, несовершенство волевого поведения. Однако к школе практически все дети уже достаточно понимают и регулируют свое поведение в зависимости от необходимости выполнять те или иные работы. При правильном воспитании у ребёнка формируется понятие долга, ответственности за порученное ему дело. А ребенок, страдающий инфантилизмом, как малыш, не понимает, что раз нужно, то и должно. Доминирующим в его сознании является стремление к забаве, играм, получению удовольствий. Поэтому заставить ребенка решать однообразные, «нудные» для него примеры или писать палочки бывает весьма трудно. Он сопротивляется, убегает, балуется, хохочет, прячется, то есть вначале воспринимает все это как продолжение игры. Окрики и наказания часто не достигают цели. Ребенок начинает плакать и еще больше упрямится. Родителям следует привлекать первоклассника к занятиям в игровой манере (лото, хорошо иллюстрированные книги, поощрения и т. д.), и тогда он быстро выполнит нетрудные в общем-то для него задания. Если же грубо настаивать, пытаться переломить ребенка, то у него формируется отрицательное отношение к учебной деятельности, неприятие ее. Нередко с первых дней занятий в школе ребенок начинает воспринимать процесс обучения и указание взрослого «садись за уроки» как неприятную обязанность и поэтому предпочитает заниматься посторонними делами. Желательно помочь ученику найти радость и интерес в самом процессе обучения и его результатах, показать, как хорошо самому знать и уметь, как интересно учиться. В противном случае у ребенка закрепится отрицательный рефлекс - установка на обучение как скучное и неприятное дело.

Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны, в школе они во всем стараются подражать более взрослым и активным товарищам. Из-за такого поведения и недостаточного самоконтроля под влиянием старших ребят они начинают кривляться, гримасничать, строить рожицы и т. д. Тем самым они, «выключаются» из учебного процесса, полностью теряют суть заданий и запускают учёбу. Они недостаточно усердны в занятиях, не выполняют домашние задания, иногда приносят в школу домашние игрушки. Для таких детей характерна повышенная эмоциональная неустойчивость: они могут плакать без причины, но быстро успокаиваются если переключают внимание на какое-либо занятие или что-то, что доставляет им удовольствие.

Некоторые дети любят фантазировать, вытесняя своими фантазиями неприятные ситуации в жизни: необходимость приготовления уроков и т. д. Так, на уроке либо при выполнении домашнего задания мечтают о полетах, проигрывают сюжеты сказок. Нередко такое красочное фантазирование отражается в рисунках, схемах, которыми дети занимаются охотно, проявляя творчество. Эти их способности можно использовать и в работе над математикой и письмом.
Приводим случай из практики, иллюстрирующий диагноз: гармонический психофизический инфантилизм.

Женя Д., 8-ми лет, ученик второго класса массовой школы. По росту и своему физическому развитию выглядит как 5-6-летний. Краснощекое, улыбающееся лицо, любознательная активность и ясный доверчивый взгляд вызывают явные симпатии у окружающих. В дошкольном возрасте он был подвижным, любознательным ребенком. Неутомимый выдумщик игр и забав, он пользовался любовью у детей и персонала детского сада. Ласковый, очень сообразительный, быстрый, ловкий - так характеризовали его воспитатели. Мешали Жене, особенно на занятиях в подготовительной группе, непоседливость, неумение и нежелание заставить себя выполнить необходимое задание. Однако его острый ум и сообразительность компенсировали эти огрехи. Его неусидчивость не очень беспокоила родителей, они считали, что подрастет, пойдет в школу, повзрослеет и все поймет.


В 1-й класс Женя пошел охотно, ему очень понравился первый праздничный, полный ярких впечатлений день. Однако вскоре желание ходить в школу пропало: там нужно было ровно сидеть, напрягать внимание, выполнять неинтересные задания, слушать утомляющий, громкий, нередко с императивными интонациями, голос учителя. Мальчик быстро уставал, начинал вертеться, рассматривать вещи соседа. Однажды принес в школу игрушки и в середине урока устроил на парте «автогонки», да так увлекся, что не заметил учителя, уже некоторое время стоявшего возле его парты, и примолкший класс. Получив замечание, недолго печалился. Если его спрашивали, нравится ли ему в школе, отвечал утвердительно, а на вопрос «Что нравится?» признавался: «Переменки, на них можно побегать». Тем не менее научился читать, писать и производить положенные по программе математические действия. Легко улавливал условие задачи, но делал элементарные ошибки либо, чтобы не думать, капризно отвечал: «Не знаю, не умею». На уроках часто занимался посторонними делами, пропускал буквы, путал знаки. Работоспособность зависела прежде всего от заинтересованности: мог хорошо выполнить задание либо написать только первую строчку. Дома слышал бесконечные упреки родителей за незаполненный дневник, незнание, что задано и что было на уроке. Из школьных событий запоминал только те, которые поразили его воображение: кто что принес, что сделал, как пошалили, у кого новая ручка. Иногда, правда, рассказывал об интересном уроке, особенно если он был иллюстрирован красочным наглядным материалом. К концу первого класса успеваемость была неровной: математика - «5», рисование - «5», русский язык - «3», чтение - «4», физкультура - «5». В дневнике много замечаний: забыл принести нужное пособие, вертелся на уроках, мешал товарищу и т. д.

Уроки делал очень быстро и невнимательно. Придя домой, подолгу занимался игрушками, имитировал звучание машин, как это делает малыш. Однако мог подолгу заниматься «конструктором», разбирал с отцом микросхемы, а затем самостоятельно начал их составлять. Со второго класса на уроках и дома рисовал различные микросхемы, получая при этом удовольствие и стремясь неосознанно заменить или отложить неприятное дело - приготовление уроков.


Такому ребенку нужно было вовремя помочь адаптироваться к учёбе в школе. Ему следовало давать дополнительные, пусть интересные только ему задачи, связанные с красочным и наглядным материалом, предложить ему самостоятельно сделать простые наглядные пособия, помогающие закрепить усвоенный материал. Важно использовать его инициативу и творческую возможность, чтобы подстегнуть интерес к обучению. И при этом родители должны были не наказывать, а поддержать ребенка, чтобы он поверил в свои силы. В первые месяцы обучения необходимо провести занятия в игровой форме, чётко дозируя игру и задания, чаще менять их, выясняя, что более интересно и легко ему даётся. Постараться приучить его к ответственности за порученные дела сначала в игровых ситуациях, а потом в школьных. Объяснить, что может получиться, если все люди вдруг начнут делать то, что им больше всего нравится. Показать это на примерах, лучше всего на забавных и смешных. Важно научить ребенка отчитываться за прошедший день и выяснить, что хорошего ему удалось сегодня сделать. Поощрять за хорошие дела и немного пожурить за плохие. Постараться так объяснить, чтобы у ребенка напросился самостоятельный вывод: что же ему нужно было бы сделать, чтобы не допустить подобной ситуации вновь. Самое главное – не прячьте от него его любимые игрушки и не запрещайте игры, но обязательно договоритесь об их своевременности.

Дисгармонический психический инфантилизм часто связан с эндокринными заболеваниями. Например, при недостаточной выработке гормонов половых желез и гормона надпочечников в возрасте двенадцати-тринадцати лет весьма вероятна задержка полового созревания у детей обоих полов. При этом формируются зачатки своеобразной особенности психики ребенка, характерные для так называемого гипогенитального инфантилизма. В основном черты незрелости проявляются у мальчиков, но иногда бывают и у девочек. Подростки медлительны, часто устают, работоспособность довольно неровная: утром активны и подвижны, после обеда уже совсем другие. Обнаруживается снижение памяти, дети недолго помнят таблицу умножения, правила, доказательства теорем и т. д. Часто жалуются на необходимость неоднократно повторять задания, трудное включение в работу, замедленную сообразительность. Внимание постоянно рассеивается, поэтому ребёнок делает ошибки (описки, пропуски букв и т. д.).

Интересы у подростков с гипогенитальной формой инфантилизма своеобразны. Мальчики больше увлекаются спокойными играми, вышиванием, чтением, посещают кружок самоделок, охотно играют с младшими сестренкой или братишкой. В классе держатся незаметно, не могут себя защитить. Двигательные навыки и умения у них недостаточны. Дети неуклюжи, слабы, медлительны и неповоротливы. Нередко из-за этого подвергаются насмешкам со стороны быстрых и ловких, активных детей, зачастую с плохим поведением. Ища защиты, неуверенный в себе подросток старается подружиться с таким лидером, становясь, в свою очередь, «ходячей энциклопедией» для защитника. Эти подростки часто отличаются большой эрудицией, но они не всегда могут использовать полученные знания в учебных занятиях. Рассеянность и невнимательность на уроках приводят к незнанию многих элементарных правил, закономерностей, что затрудняет обучение. Нередко такие подростки склонны к бесплодным рассуждениям. Так, на уроке, отвечая на заданный вопрос, пускаются в пространные разъяснения, подчас забывая о цели ответа. Такие бесплодные рассуждения являются болезненной особенностью некоторых подростков, особенно с замедленным темпом созревания. Они жалуются на неотступное желание порассуждать по любому, даже незначительному поводу: о спортивных состязаниях, кинопрограммах, теории и законах технических наук и т. д. Но при этом они не приходят к определенным выводам, и это обесценивает смысл и цель их повествования, которое не имеет никакого логического завершения. Подростки жалуются, что устают от подобного мудрствования, но не могут себя остановить. В поведении они несамостоятельны, часто не могут принять какого-либо решения. Особенности поведения сказываются и на занятиях таких подростков: неоднократно начинают решать задачу, но не могут довести решение до конца, часто из-за невнимательности допускают пустяковые ошибки в вычислении, но не могут заставить себя проверить. Успеваемость у этой категории подростков неровная, внушаемость приводит к бессмысленному поведению: могут принять на веру всякое нелепое утверждение, списать, не подумав, что над ними подшутили и подсунули явно неправильное решение. Тем не менее они очень обидчивы, болезненно переживают свои неудачи в учебе и трудности в общении с одноклассниками. Часто ищут поддержки и защиты у старших покровителей. Лучше себя чувствуют в среде взрослых, особенно знакомых, где слывут эрудитами и тем самым удовлетворяются своей ролью и признанием.
Признаки гипогенитального инфантилизма

Признаки инфатилизма во внешнем облике подростка следующие: небольшой рост, полнота, «лунообразное» лицо, маленькие половые органы, писклявый голос, повышенный аппетит. Наличие сходных признаков у мальчиков 10-11-ти лет должно настораживать родителей, в таком случае ребенка должен обследовать прежде всего врач-эндокринолог. Если подобные черты передаются по наследству от родителей или ближайших родственников, то формируются наследственно-конституционные формы гипогенитализма. Но бывают и церебральные (мозговые) формы, связанные с недостаточностью гипоталамической (диэнцефальной) области. Возникает такая недостаточность вследствие перенесенных в раннем детском возрасте тяжелых заболеваний (инфекционные болезни, травмы черепа, истощающие заболевания) или связана с тяжелыми родами. Наследственно-конституционные формы гипогенитального инфантилизма лечит эндокринолог, церебральные - невропатолог и психиатр.
Приведем случай из практики.

Родители Гены Ж., 13-ти лет, обратились к врачу с жалобами на рассеянность мальчика, снижение успеваемости, неловкость, периодические головные боли, повышенную плаксивость, раздражительность. Во внешнем облике черты гипогенитального синдрома: округлое лицо с детским выражением, малоподвижной мимикой, избыточное отложение жира на груди, ягодицах, животе. Лечится у врача-эндокринолога. В беседе мальчик держится солидно, отвечает на вопросы очень пространно, уходя от основной линии повествования. Жалуется на головные боли, возникающие чаще всего при утомлении, быстро устает, особенно при физической нагрузке. Уроки физкультуры для него стали невыносимой мукой. Он не может подтянуться на перекладине, сделать кувырок, очень неловок в таких играх, как ручной мяч, футбол, хоккей. Мальчик очень переживает свои неудачи. Учитель физкультуры, по-видимому, не зная, что полнота и неповоротливость мальчика являются следствием болезни, а не лени и повышенного аппетита, неделикатно делает ему замечания, которые, естественно, вызывают насмешки у одноклассников. На остальных уроках Гена не испытывал особых затруднений, а литература, история, география были его любимыми предметами. Он много читал, слыл эрудитом. Точные дисциплины (математика, физика, химия) давались труднее. Мальчик забывал последовательность реакций, формулировки законов и теорем. Работоспособность на уроках была неровной и зависела от его самочувствия. Так, периодически при хорошем усвоении материала вдруг становился рассеянным, вялым, терял нить задачи, не мог заставить себя сосредоточить внимание. При этом, естественно, оценки снижались. Более комфортно чувствовал себя в среде взрослых, где охотно рассуждал на отвлеченные темы, часто предаваясь бесплодному мудрствованию.

Неудержимое стремление подростка как-то утвердить себя в коллективе сверстников привело его к нарушениям дисциплины. Причем инициатором Гена никогда не был. Обычно из-за удивительной внушаемости, неумения своевременно оценить последствия проступков он совершал их под влиянием более хитрых соучеников, которые успевали убежать или принять позу оскорбленной невинности, и виноватым оказывался Гена. С 5-го класса попал под влияние одноклассника с плохим поведением, который взял его под свою защиту, и никто не дразнил больше мальчика. Зато Гена выполнял за покровителя все задания, научился подсказывать ему на устных уроках. В результате ни к чему хорошему эта дружба не привела, а Гена научился делинквентным формам поведения.

Родители должны были задуматься над особенностями характера сына, провести с ним разъяснительную работу, показать всю несостоятельность такой дружбы, но главное - помочь найти достойного друга с общими для него интересами и широким кругозором. Конечно, не все дети и подростки с гипогенитализмом нарушают поведение, дружат с неуспевающими ребятами. Многие из них имеют друзей по интересам, посещают кружки и спортивные секции. Это дает им уверенность в своих силах и в жизненной позиции. По-видимому, лечебная физкультура и посильные физические нагрузки помогли бы Гене преодолеть отставание в физическом развитии и укрепить свое положение в детском коллективе. А лечебные средства и правильный режим обучения с обязательным выходным днем среди недели, если наступает период вялости, пассивности, сонливости и подросток жалуется на головные боли, способствовали бы стабилизации работоспособности.

К эндокринным формам инфантилизма относят также гипофизарный нанизм (карликовость). Психика детей с карликовым ростом также отличается рядом типичных особенностей. Ребенок не может на длительное время сосредоточиться, отвлекается, пропускает буквы, делает описки. За партой (обычно за первой) сидит неровно, часто занимается посторонними делами. Однако делает замечания другим, если его отвлекают. Иногда смотрит в одну точку, не слышит учителя, задание выполняет медленно, после неоднократного напоминания. Но в беседе с ним говорит о необходимости хорошо учиться, внимательно работать на уроке, пытается при этом поучать других. Медленно усваивает новый материал. При выполнении заданий проявляет творчество, пишет стихи, рассказы. Логическая память развита хуже: труднее дается усвоение теорем, законов физики, понимание химических уравнений. Однако с помощью учителей и родителей дети преодолевают эти трудности и учатся в среднем на «4» и «3». В тех случаях, когда родители заинтересованы в повышении успеваемости и много дополнительно занимаются с ребенком, успеваемость обычно выше.

Дети, страдающие гипофизарным нанизмом , проявляют некоторую несамостоятельность, требуют опеки старших детей: ходят с ними в школу и на прогулки. Нередко такая гиперопека бывает навязана им обеспокоенными родителями. Желание и потребность дружить и общаться с детьми, особенно со сверстниками, у них большая. Особенно эта потребность усиливается в среднем школьном возрасте. Необходимо позаботиться, чтобы ребенок был окружен вниманием не только близких ему людей, но и сверстников. Желательно продумывать общие игры, занятия, детские праздники, чтобы ребенок нашел свое место в детском коллективе, в классе. Учителя должны вовлечь такого ребенка в общественные дела класса, чтобы школа вызывала у него приятные эмоциональные переживания, формировала и поддерживала желание добиваться лучших успехов в учении. В противном случае у такого ребенка могут возникнуть нежелательные реакции: стойкое понижение настроения, нарушение сна, ограничение общения со сверстниками, снижение успеваемости, ухудшение памяти, отказ посещать школу. В таком случае родители и учителя должны окружить ребенка теплом и вниманием. Если его состояние не улучшается, необходимо обратиться к детскому психиатру, который назначит лечение. Иногда бывает целесообразно на 1-2 месяца разрешить обучение на дому или неполный учебный день, дополнительный выходной. Не следует бояться, что ребенок очень отстанет от одноклассников. Как только болезненное состояние пройдет, он наверстает пропущенное.

Невропатический вариант осложненного инфантилизма характеризуется превалированием слабых черт психики. Ребенок обычно робкий, пугливый, несамостоятельный, чрезмерно привязан к матери, трудно адаптируется в условиях детских учреждений.

Такие дети с рождения засыпают лишь после длительного укачивания, у них беспокойный сон. Кормление также вызывает трудности: вяло соеут, часто срыгивают, плохо набирают вес. При введении прикорма нередко отказываются от новой еды, а затем и совсем перестают есть. Наступает состояние, которое называется анорексией. Детей невозможно накормить - отворачивают голову, выплевывают пищу, плачут при виде тарелки с едой. Дома зачастую их пытаются накормить с помощью уговоров, игрушек, сказок. В детском саду они обычно не едят, а после насильно съеденной пищи у них начинается рвота.

Робкие, по характеру дети трудно привыкают к детскому коллективу. Вначале тихонько сидят в сторонке, прижав к себе принесенную из дому игрушку. На занятиях всегда пассивны, никогда не отвечают на вопросы при посторонних людях, не участвуют в утренниках, хотя дома охотно проигрывают целые эпизоды детского спектакля или утренника.

По своим интеллектуальным способностям подчас опережают своих сверстников и могут легко усваивать программу дошкольного обучения и школы. Однако проявить свой талант не умеют. В их ответах чувствуется скованность, неуверенность, отвечают обычно тихим голосом, что ухудшает представление педагога об их настоящих знаниях. Их работоспособность отличается особой тормозимостью. При появлении первых трудностей в выполнении задания детей охватывает паника («Не знаю, не умею, не получится»). Только мягкая, доверительная беседа, убеждающая ребенка в том, что он может выполнить это задание, подбадривание на протяжении его выполнения даст возможность преодолеть торможение, и ребенок успешно справится с поставленной задачей.

У таких детей часто отмечается страх отвечать устно. Так, ребенок, вызванный отвечать, вначале молчит, хотя накануне выучил урок. И если учитель немного подождет или подбодрит его, то начинает отвечать тихим голосом. Подчас терпение учителя иссякает, и он начинает торопить ребенка, требуя громкого ответа. В таком случае у ученика на глаза навертываются слезы, он молчит и в результате получает неудовлетворительную оценку. Очень расстраивается, дома плачет, жалуется маме, считает себя неспособным к обучению. Письменные работы такой ученик может выполнять только в привычном темпе и в привычных условиях. Смена учителя или манеры диктанта, изложения материала воспринимается ребенком как катастрофа. Он тормозит свое восприятие услышанного и уверен, что не понимает объясняемой темы. Инфантильность его поведения проявляется также в полной практической неприспособленности. Ребенок долго не может найти в школе туалет, столовую, очень медленно ест. Большие трудности испытывает на уроках физкультуры и труда, поскольку его движения угловаты и отличаются медлительностью и неуверенностью. Из-за недоразвития моторики поделки на уроках труда выполняет с трудом.

На фоне указанных черт психики могут возникать и школьные неврозы. Ребенок с диким нежеланием ходит в школу, чувствует там себя неуютно. Любое мелкое заболевание может встречать с внутренней радостью, так как понимает, что появляется возможность отсидеться дома. Нередко страх перед школой достигает значительной степени. При этом ребенок совсем не хочет ходить в школу, специально пьет холодную воду или бегает раздетым, чтобы заболеть. Это не лень, а боязнь отрыва от матери и привычной обстановки, которая становится непосильной для ребенка. Из-за неумения адаптироваться в детском коллективе ученик чувствует себя крайне дискомфортно, у него резко снижается усвояемость материала, ухудшаются память и активное внимание на уроке. Ребенок становится рассеянным, вялым, пассивным.

Помочь такой беде может только сочетание усилий педагога и родителей. Причем педагогу не так уж много требуется усилий и дополнительного времени, чтобы помочь ребенку адаптироваться в классе и повысить успеваемость. Необходимо только понять его особенности и отнестись к ним более терпимо. От родителей требуется больше. С ранних лет, заметив у ребенка черты заторможенности, робости, они должны сделать все, чтобы эти черты не развивались. Ребенка нужно убеждать, что вокруг ничего страшного нет, все люди доброжелательные, дети хорошие и никого не надо бояться в детском саду. Нужно попросить воспитателей не настаивать на принудительном кормлении, а с помощью детей создать такую непринужденную обстановку, в которой ребенок, глядя на других ребят с хорошим аппетитом, начал бы им подражать и есть. Воспитатель должен помочь ребенку преодолеть робость и выступить на утреннике.

Желательно показать будущему первокласснику школу, познакомить с учительницей, чтобы 1 сентября для него было меньше пугающей новизны. В начальных классах нужно развивать самостоятельность в решении простейших школьных проблем, помочь подружиться с ребятами. Оказывать помощь в приготовлении уроков следует только в том случае, если ребенок действительно не может осилить задания. По своим интеллектуальным возможностям он вполне способен усвоить учебную программу, его нужно только подбодрить. Необходимо отучить ребенка бесконечно повторять одно и то же из урока, так как при опросе он, растерявшись, может ответить невпопад именно то, что механически заучил, а не то, о чем его спрашивают, и еще больше растеряется. В старших классах, если такая потребность повторять не преодолена, детям приходится нелегко. Оценки часто зависят от особенностей реакции педагога на медлительность ребенка, его робость и неуверенность, а не отражают истинных знаний. Необходимость учиться у разных учителей, начиная с пятого класса, может стать таким непосильным психологическим грузом, что ребенок дезадаптируется: нарушаются сон, работоспособность, появляются раздражительность, головные боли и т. д. В этом случае следует непременно обратиться к детскому психиатру.

Психогенно обусловленный инфантилизм может быть связан с неправильными условиями воспитания, обычно в тех семьях, где ребенок один и его опекают несколько взрослых. При этом взрослые могут жить и не вместе с ребенком, но уделяют ему много внимания. Это внимание зачастую выражается в форме повышенной опеки, что препятствует развитию у ребенка самостоятельной и возможности самому регулировать свое поведение, решать трудные задачи и примеры по математике и т. д.

Нередко родители обижаются на вопрос врача о том, много ли взрослых опекает ребенка. Отвечают, что его никто не балует, а все ему прививают модели хорошего поведения. Врач не сомневается в том, что родители и ближайшие родственники не научат ребенка плохому. Однако излишняя забота взрослых с раннего детства формирует у ребенка черты несамостоятельности, безволия, неумение, а затем и нежелание преодолеть малейшие трудности в обучении. Он получает игрушки в большем, чем ему нужно, количестве, часто посещает зрелищные представления, совершает прогулки, экскурсии и т. д. Естественно, это развивает ребенка, расширяет его кругозор, информативность. Но если при этом не пробуждать интерес ребенка и стремление узнать что-то новое, у него вырабатывается пассивно-потребительское отношение ко всему. Ребенок учится, не затрачивая никаких усилий, получать то, что ему хочется: «Конструктор», «Железную дорогу», поход в цирк, кино и т. д. Волевые, регулятивные компоненты поведения не вырабатываются. Закрепляется пассивный стереотип потребления и неумение заставить себя чего-то добиться трудовым усилием. При нормальном интеллектуальном развитии такой ребенок не очень хорошо учится, так как не приучен трудиться, а уроки не приносят развлекательного удовольствия. С первых дней обучения нужно приучить первоклассника выполнять задания самостоятельно и самостоятельно их проверять. Ребенок должен отвечать за свои промахи и ошибки, только тогда он научится трудиться.

Режим дня школьника, кроме занятий, должен включать и время для интересных игр, прогулок с родителями, хотя бы по выходным дням, и домашние обязанности. Нужно подчеркивать, что труд ребенка такой же обязательный и интересный, как и труд родителей. Тогда ребенок будет гордиться своим посильным трудом и охотно выполнять его.

К сожалению, бывают случаи, когда взрослые не могут переключить ребенка с игры и развлекательных занятий на выполнение обязательных заданий и развить интерес к тем предметам, к которым он обнаруживает способности. Родители должны помнить, что любые способности следует поощрять и развивать, привлекая детей к занятиям в различных секциях, кружках и т. д.

Адаптация в коллективе данной категории детей весьма затруднена из-за таких черт характера, как себялюбие, эгоизм, неумение согласовать собственные интересы с интересами одноклассников.

Родители, желающие добра своему ребенку, должны научить его избегать конфликтных ситуаций, выполнять необходимые задания учителя и коллектива. В противном случае у ребенка может развиться невротическое состояние с нарушением работоспособности, неприятие школьной атмосферы. Ребенок жалуется на одноклассников, хотя сам не лучшим образом ведет себя по отношению к ним: не делится с ними, смеется над их неудачами.

Примером инфантилизма, сформированного под влиянием неправильного воспитания, может послужить такой случай из практики.

Валя Л., 9-ти лет, появилась в семье, когда родители потеряли надежду иметь детей. Девочка росла здоровой, смышленой, обладала хорошей памятью, любила рисовать, пела, танцевала, была музыкальной. В этом же городе жила тетя девочки. Детей у нее не было, и всю любовь, внимание и заботу она сосредоточила на Вале. В дошкольном возрасте как будто все было благополучно. Когда Валя пошла в школу, появились первые трудности, которые затем нарастали, как снежный ком. Валя решила, что уроки можно делать наспех, поскольку это неинтересное занятие, но получать при этом хотела только хорошие отметки, хотя в заданиях было много ошибок. Родители заставляли девочку переделывать задания и предъявлять их для проверки. Это очень надоедало, утомляло, расстраивало Валю. К концу первой четверти первого класса она уже возненавидела уроки, учительницу. Часто плакала, сердилась, подолгу не хотела садиться за «ненавистные уроки».

Тетя, горячо любившая племянницу, начала отстаивать ее право на свободное развитие личности (нередко, не понимая, что обозначают те или иные термины, люди любят ими жонглировать). Девочка прислушивалась к спорам родственников и выбирала ту позицию, которая ее больше устраивала. С этих пор, если Валю заставляли что-то делать, чаще всего уроки, она начинала капризничать или вызывающе кричала, что ее притесняют, не дают свободно развиваться. Жаловалась при случае тете, а та ее защищала. Так прошло полтора года в бесконечной «войне» родственников. Успеваемость девочки снизилась. В начале обучения в 3-м классе появились и двойки. После болезни девочка подолгу отказывалась посещать школу, не потому что робела перед учителем или сверстниками, а потому что дома было привольней, не надо заниматься, можно делать все, что хочешь. Охотно придумывала себе болезни. Родные стали водить ее по врачам, чтобы определить загадочную болезнь, которая проявлялась то болями в животе, то - в сердце. Периодически Валя жаловалась на головную боль, на то, что не может встать на ноги и т. д. Девочке очень нравилось повышенное внимание, а главное - болезнь спасала от уроков и, кроме того, с больного человека меньший спрос. И никто не обратил внимания, что плохое самочувствие чаще всего возникает по утрам, а через час-два, когда занятия в школе уже начались, девочка вновь веселая, оживленная, занимается любимым делом или смотрит телепередачи.

Поведение взрослых было неправильным. В присутствии ребенка не следовало обсуждать каноны педагогической науки, тем более, что их неверная трактовка только закрепляла отрицательное отношение ребенка к обязательным занятиям. Ведь именно защищавшая девочку тетя привела ее к психиатру, чтобы он обнаружил болезнь, так как другие врачи ее не находят. По-видимому, полезно было с первого класса преподать девочке уроки трудолюбия и помочь ей преодолеть первые трудности в обучении, порадоваться вместе с ней успехам. Ребенок, испытав радость от выполнения посильных заданий, захочет снова ее испытать, а своевременное поощрение укрепит уверенность в своих силах. Таким образом, ребенок научится регулировать свои желания и осознает необходимость занятий.

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал