Почему нужно читать детям вслух. Как читать ребенку вслух? Улучшаем навыки чтения. Почему важно задавать вопросы во время устного чтения

Главная / Традиции

Современные родители задаются вопросом: так ли важно читать детям вслух? Может быть, достаточно включить ребенку на планшете хорошую сказку? Там и картинки интерактивные, и голос рассказчика приятный, и дикция заметно четче, чем у нас…

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать один немаловажный факт из психологии: родительский голос создает ситуацию личного обращения автора к малышу. Вы как бы «разворачиваете» голос автора в сторону ребенка. Личная обращенность, личное взаимодействие предопределяют саму возможность развития речи.

Помимо этого, существует еще как минимум 10 причин, почему мы должны читать своим детям вслух:

    Младенец слушает сказки, позже проявляет интерес к картинкам, затем к буквам, и, наконец, у него возникает желание научиться самому читать.

    Упражнения в чтении – мощнейший стимул для развития клеток головного мозга.

    Чтение напрямую связано с интеллектуальным развитием ребенка.

    Детские книги сегодня так написаны, что будут интересны даже взрослым.

    Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию. Дети будут благодарны за это в течение всей жизни.

    Книги способны прививать детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

    Чтение вслух - это еще и заветное для ребенка время, проведенное вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой. Дети любят находиться вместе с взрослыми, когда те читают им книжки вслух! Малыши обожают сидеть при этом на руках у мамы или папы, посредством этой близости развивается тесная связь между ними.

    Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать

    До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать вас волшебником, создающим магию из слов.

    Чтение вслух способствует развитию внимания.

    Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

    Чтение пополняет словарный запас ребенка, который в свою очередь обогащает его знания о мире, предметах, явлениях.

    Развивается восприятие, например стихов, на слух.

    Книги учат сочувствию. Подробные описания душевных и телесных переживаний вызывают ответную реакцию юного читателя.

    Литература развивает образное мышление и воображение, поскольку в процессе чтения ребенок «переводит» литературное слово на свой внутренний экран. Научно доказана связь речи и мышления ребенка. Чем лучше ребенок говорит, тем яснее и логичнее он мыслит.

    Появляется любовь к прекрасному.

    Чтение вслух успокаивает ребенка. Иногда родители отмечают, что их кроха слишком активен, не может сконцентрироваться на книжке и охотнее смотрит телевизор. Возможно, вы еще не отыскали подходящую для вашего малыша книгу.

    Чтение вслух учит ребенка внимательно слушать. Не успеете оглянуться, как этот навык очень быстро пригодится ему в школе.

    Чтение помогает ребенку сосредоточиться на себе, побеседовать со своим внутренним «я».

Самая главная причина в следующем. Вспомните, как ваша мама или папа читали вам на ночь вашу любимую книгу. Такие порой обрывочные, но теплые и светлые моменты детства складываются в картинку, которая согревает нас в трудные минуты на протяжении всей жизни. Теперь наша обязанность как родителей - и у наших детей оставить такие же воспоминания, которые будут их защищать и согревать во взрослой жизни.

До определённого возраста в жизни ребёнка присутствует такой ритуал, как чтение вслух. Мама, бабушка, старшие братья и сёстры читают малышу стихотворения, сказки, рассказы о животных. Что это — способ развлечь ребёнка, привить ему или что-то ещё более важное? На эту тему рассуждает Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ.

Ещё в 80-х годах прошлого столетия в США исследователи обратили внимание, что люди стали читать меньше. Тогда активно начало развиваться телевидение. Куда хуже обстоят дела сейчас, при нынешнем изобилии и доступности гаджетов и Интернета. Но без чтения мозг взрослого человека замедляет свою работу, а ребёнку литература просто необходима для правильного развития. Почему так важно читать детям?

Зачем читать ребёнку

Чтение — это нагрузка для мозга. Читая, мы тренируем его так же, как тренируем мышцы, . Учёные давно доказали: читающие люди и живут дольше. Что говорить о маленьком человеке, у которого только начинают активно работать нейрофизиологические процессы? Чтение ему необходимо как воздух! И пока малыш сам не умеет читать, помощь родителей тут бесценна. Что же дает детям чтение вслух?

Развитие речи

Дети, которым регулярно читают родители, чаще начинают говорить раньше ровесников, и их речь богаче. Дело в том, что в повседневной жизни мы используем лексику и грамматику низкого порядка, часто даже просторечия. В книгах же используется богатый литературный язык, насыщенный разнообразными речевыми оборотами. Та непростая грамматика, которая есть в книгах, помогает детям . Логика необходима для правильного мышления. А сформированная речь — это сформированное мышление. Благодаря книгам ребёнок не только черпает новые слова, учится их правильно произносить и употреблять, он ещё и тренирует логическое мышление.

Развитие воображения

— это генераторы новых идей и нестандартных решений. Ни один мультфильм не способен развить воображение так, как это делает книга. Когда ребёнок слушает сказку, он мысленно рисует себе картинку, представляет, как выглядят герои и декорации. Это своего рода труд, причём полностью самостоятельный. Если же детям предложить мультик, то активными участниками процесса они быть не смогут: действие со всеми деталями уже нарисовано за них. Детям остается лишь быть пассивными зрителями.

Реклама самостоятельного чтения

Любой учитель сразу определит читающих детей. Они лучше понимают смысл прочитанного, правильно формулируют свои мысли, логично строят высказывания, грамотнее пишут, . Приучать детей к чтению стоит с пелёнок. Речь идет не о раннем обучении чтению, а о чтении вслух.

Предложите малышам книгу в качестве игрушки. Рассматривайте вместе картинки, комментируйте их, произносите звуки животных или предметов, изображённых на страницах, предложите малышу самому переворачивать страницы — это прекрасное упражнение на развитие мелкой моторики. Если малыш рвет страницы, объясните ему спокойно, что так делать не стоит, и вручите ему книги с картонными листами.

Старайтесь не злоупотреблять изданиями с кнопочками и звуковыми сигналами, пусть книга остаётся книгой, а малыш получает удовольствие именно от чтения. В дальнейшем ребёнок и сам будет тянуться к литературе. Не забывайте при этом и сами читать на глазах у детей. Выбирайте бумажные издания.

Тренировка аудирования

Навык восприятия информации на слух, то есть аудирование, сейчас крайне необходим. Во-первых, многие школьные экзамены проверяют этот навык (ЕГЭ в частности). Во-вторых, он просто необходим для гармоничного . В-третьих, мы очень часто контактируем с людьми, и нам необходимо быстро и чётко понимать услышанное. Таким образом, аудирование нам нужно в повседневной жизни. Именно чтение вслух сказок, стихотворений и рифмовок даёт ребёнку возможность «потренировать ушки».

Близость с родителями

Каждый раз, когда родители читают ребёнку, происходит волшебство: сплочение и единение семьи. Дети чувствуют тепло и родительскую заботу. Слушая речь мамы или папы, ребёнок успокаивается, снижается стресс и усталость за день. Голос родителей помогает расслабиться и лучше заснуть. Старшие, в свою очередь, тоже получают яркие эмоции от общения с детьми и литературой. Вместе вы проживаете радостные моменты сюжета, сочувствуете героям, стараетесь решить трудную задачу и помочь персонажам. Прекрасные моменты, когда вы с детьми путешествуете вместе, не выходя из дома.

Решение многих проблем

Чтение ребёнку сказки вслух может помочь вам «разговорить» его, особенно если вы чувствуете, что у него есть проблемы, о которых он молчит. Часто малыш сам начинает рассказывать о том, встретившись с похожей ситуацией в сказке. Даже если он и не заговорит о проблеме, то услышит из сюжета способ её решения. Также вы можете обсудить правильные и неправильные поступки героев, это будет нагляднее любого родительского наставления, как надо и не надо поступать.

Когда и что начинать читать детям

Начните читать малышу ещё до его появления на свет. Доказано, что голос мамы успокаивает малыша в утробе. После рождения продолжите ему читать. Читайте для того, чтобы убаюкать ребёнка. Чуть позже читайте и показывайте иллюстрации.

В полгода малыш уже будет с удовольствием слушать небольшие простенькие произведения, основанные на рифмовках или повторах. К ним относятся «Репка», «Петушок, золотой гребешок» и другие потешки. В год ребёнку можно предлагать короткие , произведения Корнея Чуковского, стихотворения Агнии Барто. Ближе к двум можно переходить к более длинным сказкам Владимира Сутеева или Эдуарда Успенского. Начиная с трёх лет , можно значительно расширить детскую домашнюю библиотеку, дополнив её длинными сказками или большими произведениями, разделёнными на главы. Это произведения Сергея Козлова, Виталия Бианки, Софьи Прокофьевой и других известных писателей.

Подбирайте сказки с учётом интересов вашего ребёнка. Пусть ваша библиотека будет разнообразной. Обязательно уделите внимание иллюстрациям. Они должны быть красочными, контрастными и качественными. Старайтесь выбирать такие книги, в которых текст и иллюстрации совпадают на развороте. Если ребёнок не может сидеть и слушать сказку спокойно, дайте ему возможность менять положение, елозить и прочее. Не сковывайте его движения: дети дошкольного возраста — непоседы в силу своего психофизического развития.

Читайте одну и ту же сказку столько раз, сколько просит ребёнок, — это его зона комфорта. Возможно, с её помощью он прорабатывает какую-то ситуацию, а, может быть, ему просто очень нравятся иллюстрации. Не лишайте его положительных эмоций. Не навязывайте ребёнку свой выбор сказки, оставьте это право за ним.

Как читать детям

Это необходимо делать вдумчиво и размеренно, ваше чтение не должно быть формальным. Отдайтесь процессу со всей душой, вкладывайте смысл в свою речь. Читайте, имитируя разные голоса и интонации. Пусть звучание даже будет гипертрофированным и слегка гротескным. Делайте ударение на ключевых моментах, замедляйтесь и ускоряйтесь, порой переходите на шёпот. Иногда специально останавливайтесь, отвлекайтесь, закрывая книгу, и просите ребёнка напомнить, о чём вы читали и где остановились. Делайте ударение на те звуки, произношение которых у ребёнка.

Старайтесь обсуждать иллюстрации и обязательно говорите о прочитанном. Спрашивайте мнение ребёнка о сказке, героях, поступках. Поинтересуйтесь, что бы он сделал в той или иной ситуации. Пусть чтение будет вашим . Читайте малышу перед сном или тогда, когда необходимо его немного успокоить. Постарайтесь не отказывать ребёнку тогда, когда он просит вас почитать. И пусть книга будет лучшим подарком для ваших детей!

Если вы редко читаете ребенку вслух, то пора это срочно исправлять! Ведь это не только возможность провести время с малышом, но и отличный способ развить его интеллект. В нашей стране всего 60% родителей регулярно читают детям. Кому-то это кажется пережитком прошлого, кто-то слишком занят… Да и зачем читать, если можно включить сказку на планшете? И все же пора взять в руки книгу!

Вместо развивающих занятий

Интересный эксперимент провели в одной из бостонских школ. Каждую неделю к шестиклассникам из экспериментального класса приходил человек и читал им вслух. Уже через год успеваемость в классе повысилась, через два — показатели увеличились в несколько раз, а через три — ученики получили высокие баллы по литературе. Калифорнийские ученые подтверждают: дети, которым читают вслух, развиваются быстрее и успешнее сверстников, которым не читают.

Чтение развивает речь ребенка, учит использованию развернутых предложений, расширяет словарный запас. По статистике, в детских книгах на 50% больше редких слов, чем в телевизионных передачах! Поэтому перекладывать ответственность за развитие ребенка на мультфильмы и развивающие передачи уж точно не стоит.

К тому же ученые доказали: детский мозг гораздо лучше усваивает речь, обращенную именно к нему, чем звук из телевизора или радио. А в младшем возрасте речь, звучащая с экрана, и вовсе расценивается ребенком как фоновый шум.

Кроме того, чтение вслух тренирует память и логическое мышление. Ребенок учится чувствовать ритм произведения, запоминает героев, пытается предугадать события. Психологи уверены, что совместное чтение важно для психологического развития ребенка. Когда родители читают детям вслух, малыши чувствуют себя защищенно и спокойно.

Включить воображение

Ученые из Калифорнии уверены, что чтение вслух принесет больше пользы, если обсуждать с ребенком прочитанное. Почему герой поступил так, а не иначе? Хороший это поступок или плохой? А что бы ты сделал на месте героя? Благодаря таким вопросам ребенок учится понимать свои собственные эмоции и контролировать их.

Чтение детской литературы формирует у детей представление о добре и зле, развивает милосердие, чуткость, а также снабжает «набором инструментов», которые можно применять в реальной жизни. Вместе с героями маленький читатель учится быть хорошим другом, разрешать конфликты, достигать целей.

Проявите актерские таланты

Читая детям сказки, вы переключаетесь с рабочих задач, снимаете стресс и развиваете свою собственную речь. Старайтесь читать внятно и не проглатывать окончания. Не торопитесь, но и не замедляйтесь. Не стесняйтесь проявлять свои актерские таланты: рычите за медведя и квакайте за лягушку, а реплики зайчика читайте тонким голосом.

Даже если ребенок отвлекается во время чтения — не страшно! Возможно, вы пока не нашли «ту самую» книгу. Пробуйте разные книги и жанры. Обратите внимание на книги-лабиринты, комиксы, детские журналы, виммельбухи.

При выборе книг учитывайте потребности возраста. Дети с двух до пяти лет предпочитают произведения в стихотворной форме и короткие рассказы. С шести до одиннадцати лет появляется желание познавать закономерности окружающего мира: для чтения можно выбрать детские энциклопедии. Также в этом возрасте просыпается любовь к длинным произведениям со сложным сюжетом.

Но не стоит дочитывать книгу, если у ребенка пропал к ней интерес. Отложите и вернитесь позже: вполне возможно, что малыш просто не дорос (или уже перерос) это произведение. Вспомните, как ваша мама читала вам на ночь любимую сказку. Такие теплые и светлые моменты детства складываются в картинку, которая согревает нас в течение всей жизни.Теперь ваша обязанность как родителей — оставить у своих детей такие же приятные воспоминания.

Правда, в Советском Союзе исследований PISA вообще не проводилось. Так что мы не можем сравнить результаты того времени с нынешними. У нас вообще никогда не проводилось серьезных исследований, связанных с детским чтением, поэтому мы не можем объективно судить о его динамике. И все наши катастрофические настроения обычно имеют под собой один аргумент: мы читали с фонариком под одеялом, а наши дети не читают.

И наши способы «спасения культуры» примерно такие же. Мы наказываем ребенка за «нечтение» (лишаем его возможности играть на компьютере) и поощряем за послушание: дочитал книжечку? Умница! Выделяю тебе лишний час на те же самые игры. Мы выдумываем лукавые ухищрения с запретными плодами: эту книжку тебе читать еще рано, поэтому я ее вот сюда, повыше поставлю - видишь, куда? Мы надоедаем ребенку своим брюзжанием, что он недостоин быть нашим сыном (дочерью), в отличие от Вани из пятого подъезда, который вон сколько читает - прямо как мы в детстве! Мы даже готовы купить своему ребенку какой-нибудь хитрый фонарик, чтобы он наконец залез с ним под одеяло.

И иногда нам кажется, что мы достигаем какого-то результата…

Я, по крайней мере, так долго думала.

В течение почти двадцати лет своей работы в школе я чего только не придумывала - демократическое, тираническое, бюрократическое, - вынуждая своих учеников читать.

И мне все время казалось, что я наконец нашла - вот он, золотой ключик, который откроет заветную дверцу в страну читающих деток.

Но недавно на книжной ярмарке в Красноярске я встретила своего любимого ученика - из тех, кого я считала читающим ребенком. Он приехал на ярмарку с проектом «Интерактивная книга» и в доверительной беседе объяснил мне, что ключик к чтению есть: надо просто отказаться от книги в классическом понимании этого слова. Книга должна стать чем-то средним между компьютерной игрой и проводником в социальную сеть. И если я не желаю этого признавать, то являюсь «устаревшей моделью человека», отрицающего неотвратимость технического прогресса. Что я вообще так ношусь с этим чтением? Среди нечитающих тоже есть приличные люди. И ничуть они не глупее читающих. Наоборот - умнее, ведь среди них очень много компьютерщиков, программистов. И жизнь у них очень даже нормальная - не то что у меня. (Это, признаться, сильный аргумент.)

Иными словами, возникают вопросы.

И прежде чем искать ключик, надо, видимо, сначала ответить на вопрос: а зачем нам надо, чтобы ОНИ читали?

По отношению к детям разного возраста ответ будет звучать по-разному.

Малыши читают не сами. Малышам читают. И это - одно из основополагающих условий развития: чтение формирует детскую речь. А речь - основа мышления.

В частности - логического мышления. Любой педагог всегда с первого взгляда отличит ребенка, которому читают, от ребенка, которому не читают, - по тому, как он умеет сосредотачиваться, удерживать внимание, слушать и слышать, понимать. Когда ребенок слушает книжку, он слышит не просто речь, а книжную речь. Книжная речь существенно отличается от речи устной. Она гораздо сложнее устроена, так как не связана с конкретной ситуацией общения, т.е. не дополняется визуальным восприятием собеседника, мимикой и жестикуляцией. Она оперирует гораздо большим количеством слов, чем устная речь, и ее всегда отличают более сложные грамматические конструкции. А грамматика (способы построения высказывания, способы связывать слова, то есть формальные структуры языка) отражает способы человеческого мышления.

По отношению к ребенку начальной школы нам тоже довольно легко объяснить, зачем учить его чтению и побуждать читать книжки. Чтение было и остается базовым навыком обучения. Это, прежде всего, инструмент для извлечения информации.

Казалось бы, что можно еще добавить? Тренируй ребенка на технику - и получишь то, что хотел.

Но вот читает наш четвероклассник со скоростью 150 слов в минуту. И вроде нет у него никаких проблем с пониманием учебных текстов. А книги художественные он как не читал, так и не читает. И это нас почему-то сильно расстраивает - несмотря на его показатели техники чтения.

Когда-то я обсуждала эту проблему со своими третьеклассниками. (Я с ними много чего обсуждала.) Я спросила, как они думают: зачем человеку читать?

Мы довольно быстро пришли к выводу, что старая формула: «Читать, чтобы много знать» (которая работала в прежние времена, когда нынешние учителя сидели с фонариками под одеялами) - отпадает. Сегодня получать нужную информацию можно из других источников. В частности - из научно-популярных фильмов. «Чтобы умнеть» - причина более веская. Мы решили, что читать сложнее, чем смотреть, и значит, чтение сильнее заставляет нас напрягаться - тренирует наше внимание, восприятие. Мы ведь во время чтения и «расшифровкой» знаков занимаемся, и одновременно должны представлять себе, какие образы и понятия стоят за словами и выражениями.

Но тогда можно было бы ограничиться чтением энциклопедий и научных книжек. А художественное зачем? Если только для развлечения - это кажется странным. Зачем развлекаться таким сложным образом, когда можно кино посмотреть?

Я помню, они сильно думали, мои третьеклассники. И кто-то один сказал: во время чтения я всегда представляю себя кем-то из героев. Когда я читаю, то могу быть и принцессой, и крокодилом. А в жизни я так не могу.

Я воскликнула: вот оно! Именно так считали большие ученые. Великий психолог Лев Выготский, который жил в прошлом веке, написал, что искусство позволяет человеку в воображении проживать разные жизни и дает ему опыт, которого он никогда бы не смог получить в реальности. Благодаря книгам мы действительно можем побыть и принцессой, и крокодилом. И в результате мы понимаем, как сложно устроен мир и как сложно устроен человек.

Вот ради этого - ради понимания человеческой сложности - мы и должны читать книги. Чем больше людей это понимает, тем меньше ужасных действий совершается вокруг нас.

Что дает чтение ребенку вслух

Я хочу сказать, что не вижу других серьезных причин бороться за детское чтение. Но эта причина кажется мне достаточно веской.

Однако это не значит, что следом за ответом на вопрос «зачем читать книги?» сам собой придет и ответ на вопрос «как побудить читать?».

Хуже того, я думаю, что универсального ответа на этот вопрос не существует. Не существует какого-то единственного и безошибочного метода, который позволил бы нам вырастить читающего ребенка. Читающим ребенок (как и взрослый) становится в результате множества разных внутренних причин и внешних обстоятельств.

Зато точно известно, что можно делать, чтобы книга вошла в детскую жизнь.

Это не бог весть какое открытие. Мы все этим занимались и занимаемся. Но это надо было обосновать рационально. И сделали это «проклятые» американцы в 80-х годах ХХ века. Они раньше нашего пережили появление видеомагнитофонов «в каждой семье» и собственных телевизоров у детей и зафиксировали падение интереса к чтению. Это было еще до появления персональных компьютеров. Но их тревоги были основаны не на субъективных наблюдениях, фиксировавших исчезновение фонариков в детских спальнях, а на масштабных исследованиях. В 80-е годы в США ежегодно запускалось по 1200 исследовательских проектов, темой которых становилось детское чтение.

В 1983 году американцы создали Комиссию по чтению, которая в течение двух лет изучала результаты исследований и к 1985 году подготовила объемный доклад под названием «Стать читающей нацией» («Becoming a Nation of Readers»).

В этом докладе был сформулирован важнейший тезис: «Единственным наиболее важным фактором, необходимым для успешного чтения, является чтение детям вслух». За этим докладом последовали «эксперименты». К примеру, в одной из школ Бостона приглашенный энтузиаст стал каждую пятницу приходить в шестой класс и читать детям вслух. Через год учебные показатели этого класса заметно улучшились, а через два года взлетели вверх. Еще через год учащиеся класса имели наивысшие показатели по чтению в Бостоне, и образовалась огромная очередь из желающих попасть в эту школу.

В штате Коннектикут на работу пригласили шесть внештатных учителей-чтецов, которые три раза в неделю по 20 минут читали ученикам четвертых-шестых классов в разных по уровню школах. В результате у учеников возникла потребность в самостоятельном чтении. (Нечто похожее описал в своей книге «Как роман» французский педагог и писатель Даниэль Пеннак.)

Власть книги и чтение вслух как миссия

Конечно, и чтение детям вслух не может считаться панацеей от всех бед. Но это то, что в наших силах. И по отношению к детям любого возраста верно то, что было сказано о чтении маленьким детям: даже если ребенок сам и не станет читать, то, что ему прочитали, войдет в его культурный багаж.

Понятно, что начинать читать вслух подросткам уже поздновато (хотя и небесполезно, как показывает опыт Пеннака и Стивена Льюэнберга из бостонской школы). Правильнее начинать читать ребенку, когда он еще совсем маленький. И начинать с пониманием, что это важнейший из видов общения с ребенком.

Ребенок еще не умеет читать сам. Взрослый, этим умением обладающий, выступает в роли медиума, посредника между книгой и ребенком, заменяя собой невидимого собеседника (автора). Родителя в момент чтения можно уподобить Моисею, спустившемуся с горы Синай с Книгой, осиянной высшим светом. Здесь наша культурная роль безусловна, наше воздействие зримо, наши средства обладают испытанной силой.

Взять хотя бы привычную для нас форму книги. Это гениальное изобретение человечества, сродни колесу. Книга в форме кодекса - четырехугольных пергаментных страниц, вложенных между деревянными дощечками, - появилась во II веке до нашей эры и постепенно вытеснила глиняные таблички и свитки. С тех пор менялся материал для изготовления страниц, способ украшения книг, было изобретено книгопечатание, - а форма книги осталась неизменной.

Книга-кодекс обладает способностью структурировать общение в пространстве и во времени. Она, к примеру, диктует вам, с какой стороны посадить ребенка. Вы посадите малыша справа от себя - так чтобы ему было удобно следить за открывающимися страницами с картинками. (Если вы читаете не одному, а нескольким детям, то справа вы наверняка посадите того, кто нуждается в наиболее комфортных условиях и телесном контакте с вами - скорее всего, младшего.)

Открывая книгу, вы примерно знаете, сколько времени потратите на чтение: главы, части, небольшой сказки или стихотворения.

Вам гарантировано качественное содержание общения. Не говоря о том, что в момент чтения вы с ребенком оказываетесь в поле общих переживаний.

Во время чтения ваш голос больше, чем просто голос. Как уже говорилось, вы позволяете автору говорить вашим голосом. Но, кроме того, вы еще и «разворачиваете» авторский голос в сторону ребенка. Благодаря вам автор обращается не к собирательному образу «благодарного потомка», не к читателям «вообще», а к конкретному, вашему ребенку.

А личная обращенность - важнейший фактор развития.

Психологи сделали интересное наблюдение: в группах раннего возраста, которые посещают дети, не достигшие трех лет, невозможно сказать: «Дети! Подойдите скорее ко мне!» Дети не отреагируют. Нужно непременно каждого назвать по имени: «Ванечка, подойди ко мне скорее! Машенька, иди сюда!»

Ситуация прямого личностного взаимодействия ребенка со взрослым первична по отношению к собственно речевому общению, предопределяет саму возможность развития речи. Поэтому, например, речь «техническая» (записанная на магнитофон, звучащая из телевизора и т.д.) никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Если вы установите в Доме малютки магнитофон, и он будет петь по 10 часов кряду колыбельные песни или что-нибудь говорить, это никак не отразится на психическом развитии несчастных младенцев.

Конечно, ребенок постарше будет с удовольствием слушать и детские передачи по радио, и аудиокниги. Но слушание технически воспроизведенной речи возможно и целесообразно только в уже «разработанном» пространстве речи. И оно, конечно же, не может полностью заменить живого, личностно обращенного чтения.

Личностная обращенность в передаче информации сохраняет свою значимость на протяжении всей жизни человека. Именно поэтому, например, индивидуальные занятия с педагогом по какому-нибудь предмету (и особенно - занятия языком) более эффективны, чем групповые. Именно поэтому так важно, чтобы у подростков был человеческий контакт с педагогом и т.п.
Поэтому, видимо, и чтение детям вслух в любом возрасте оказывается действенным механизмом развития.
Поэтому ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ВСЛУХ.
Это не означает, что чтение вслух - простое и легкое дело. Особенно в ситуации общения с подростками (тут тоже можно вспомнить Моисея).
Но, мне кажется, для начала важно сжиться с идеей.

Марина Аромштам

Информация об исследовательских проектах по детскому чтению в США и о докладе «Becoming a Nation of Readers» взята из статьи известного американского педагога Джима Трилиза «Новое руководство по чтению вслух» (перевод с английского Н. Гончарук», сборник материалов «Чтение с экрана и «на слух»: опыт России и других стран» - М.: «Русская библиотечная ассоциация», 2009)

Каждому родителю в далеком будущем, несомненно, хочется видеть своего ребенка успешным и преуспевающим человеком. Во многом это зависит от того «зерна», которое мы «сажаем» в раннем детстве. Одним из таких зерен является чтение книг вслух для вашего малыша. Чтение книг для ребенка является мощным толчком для развития его речи, памяти, восприятия окружающего мира. Чему еще оно способствует, и о чем нужно обязательно помнить поговорим в данной статье.

Важность чтения книг с самого раннего детства неоспорима. Уже в первые месяцы ребенок хоть и не понимает содержания, отлично воспринимает ритм вашего языка и интонацию. Это очень полезно. В этом возрасте совсем не важно, что именно вы будете читать своему малышу сказку на ночь или женский журнал, важно, чтобы это было вслух и с правильной интонацией.

Уже с двух месяцев ребенок видит картинки, более четко воспринимает выражение и интонацию вашего голоса. Конечно же, ребенку необходимо показывать на картинках объекты, о которых идет речь, рассказывать о них - тут уж без детских книжек не обойтись. Не стыдитесь пародировать ржание лошади или мычание коровы - все это задорно и весело будет откладываться в памяти вашего малыша. То же самое нужно делать и в отношении объектов внешнего мира. Малыш, ассоциируя произносимые слова с иллюстрациями в книгах и объектами внешнего мира, интуитивно начинает понимать важность языка.

Чему способствует чтение вслух:

Учит ребенка навыкам коммуникации.

Знакомит с такими первоначальными понятиями, как числа, буквы, цвета, фигуры в увлекательной игровой форме.

Способствует улучшению навыка восприятия слов, памяти и увеличению словарного запаса.

Дает информацию об окружающем мире.

Что нужно помнить при чтении книг:

Не принимайте близко к сердцу, когда малыш отвергает чтение. Ваш ребенок кажется расслабленным и готовым к «чтению», но буквально после прочтения пары страниц подымает писк и не желает продолжать? Просто отложите книгу в сторону и продолжите читать позже.

Не удивляйтесь, если во время чтения книги ваш малыш поползет прочь. Дети по природе своей непоседы, они хотят больше двигаться, нежели сидеть на месте. Однако это совсем не означает, что малыш вас не слышит, продолжайте читать и, возможно, он вернется обратно. Если же нет, то почитайте вместе с ним в другое время.

Не злитесь, если ваш малыш порвал страницу. Нужно понимать, что младенцы сильнее большинства книг и порвать страницу им не составит труда. Не хотите покупать книги снова и снова? Тогда приобретайте читалки со страницами из плотного склеенного картона. Если же ребенок все-таки порвал странички любимой книжки, не спешите ее выкидывать, она вам еще пригодится. Немного позже, когда малыш подрастет, с помощью скотча вы сможете ее «реанимировать». Поверьте, это будет очень интересное совместное занятие.

Стоит всегда помнить, что дети, которым родители регулярно читают книги, к двум годам знают намного больше слов, нежели их сверстники обделенные чтением.

"Charm Lady" напоминает: Чтение книг вслух научит вашего ребенка любить звук родного языка прежде, чем он узнает о существовании печатного слова, кроме этого оно стимулирует развитие воображения у малыша и естественным образом расширяет понимание окружающего мира. Когда ритм и мелодия языка становится постоянной составляющей жизни ребенка, обучение чтению книг станет таким же естественным процессом, как ходить или разговаривать. Читайте с удовольствием!

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал