Детская железная дорога. Зачем нужны поезда? Что такое детская железная дорога

Главная / Традиции

Что такое ДЖД?

Очень многие, услышав слова «Детская Железная Дорога», тут же представят себе игрушечную железную дорогу (скорее всего - немецкую, фирмы PIKO) с крохотными паровозиками и вагончиками, которую когда-то собирали на полу комнаты с папой или старшим братом, а потом долго гоняли поезд по кругу, пока строгая мама не отправляла спать. Приятные воспоминания…

Так вот, на самом деле Детская Железная Дорога это совсем другое - это самая настоящая железная дорога, пусть и узкоколейная, по которой ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. А почему же она детская, спросите вы? Да потому, что работают на ней школьники 9-15 лет. Все лето под руководством взрослых инструкторов они сами водят поезда, работают диспетчерами, дежурными по станции, проводниками и кондукторами.

Вы уже вспомнили школьный урок истории про эксплуатацию детского труда? Напрасно! Здесь эксплуатации не больше, чем в авиамодельном кружке. А, может быть, это опасно? Тоже нет - в течение всего учебного года юные железнодорожники продолжают посещать теоретические занятия на ДЖД и к началу летнего сезона приобретают достаточно высокую квалификацию.

Для Детских Железных Дорог специально прокладывают путь длиной несколько километров, без выхода на общую железнодорожную сеть страны. Как правило, эти дороги не имеют особого транспортного значения и используются как аттракционы и для перевозки пассажиров в городских парках, зонах отдыха. Тем не менее, ДЖД - серьезная школа, и от трети до половины ее воспитанников связывают потом свою жизнь с железной дорогой.

Ветераны и молодежь Челябинской детской железной дороги

Желающих прокатиться немало!

Челябинская детская железная дорога.

Челябинская детская железная дорога.


Красноярская детская железная дорога.

Открытие нового сезона на Красноярской детской железной дороге.

Пассажиры Красноярской детской железной дороги.

Лискинская детская железная дорога

Электропоезд "Стрела". Лискинская детская железная дорога.

Забайкальская малая железная дорога.

Свободненская Малая железная дорога, Амурская область

Здание детской железной дороги в г. Нижний Новгород.

На детской железной дороги в г. Нижний Новгород.

Юные железнодорожники Восточно-Сибирской детской железной дороги, г. Иркутск.

Юные железнодорожники Восточно-Сибирской детской железной дороги, г. Иркутск.

Детская железная дорога, г. Уфа

Юные железнодорожники, г. Уфа

Детская железная дорога, г. Уфа

На Пензенской детской железной дороге

Детская железная дорога, г.Пенза

Пензенская детская железная дорога

Малая Октябрьская железная дорога

Станция Озерная Малой Октябрьской железной дороги

Тепловоз ТУ2 на станции Озерная Малой Октябрьской железной дороги

Пассажиры поезда Малой Октябрьской железной дороги

Юный машинист в кабине электропоезда, Ярославская детская железная дорога

Проводница Хабаровской детской железной дороги

Хабаровская детская железная дорога. Отправление поезда

Хабаровская детская железная дорога.

Паровоз-памятник на территории Хабаровской детской железной дороги

Машинист Малой Московской железной дороги

Северо-Кавказская детская железная дорога, г. Ростов-на-Дону

Новомосковская детская железная дорога

Тепловоз ТУ2-241 "Ветерок" и вагоны "Чебурашка", Новомосковская детская железная дорога

Тепловоз ТУ2-241 "Ветерок" и вагоны "Чебурашка" на пл. Пионерская, Новомосковская детская железная дорога

Информация о детских железных дорогах России

Железнодорожная отрасль России функционирует 170 лет, и всегда она выполняет серьезные социальные и экономические задачи на благо нашего государства. Развитая инфраструктура ОАО «Российские железные дороги» обслуживается многотысячным коллективом, который постоянно обновляется. Одним из подготовительных образовательных учреждений является структура детских железных дорог, которые предоставляют начальное профессиональное железнодорожное образование.

Детская железная дорога - учебно-воспитательное учреждение для детей школьного возраста на железнодорожном транспорте, способствующее развитию технического творчества и железнодорожного моделизма, интереса к железнодорожным специальностям. Для детской железной дороги специально прокладывают узкоколейный рельсовый путь (шириной 750 мм) протяженностью обычно 1,5-5 км, предоставляют подвижной состав (1-2 тепловоза и 4-5 пассажирских вагонов), оборудуют дорогу устройствами СЦБ и связи, строят небольшое вокзальное здание, депо, стрелочные посты, а также создают учебные кабинеты, лаборатории и мастерские для проведения занятий с юными железнодорожниками.

Юными железнодорожниками изучаются (в основном в зимний период) теоретические основы железнодорожной техники, технологии перевозок, правил технической эксплуатации, необходимых для выполнения должностных обязанностей определенных профессий. В летний период, во время каникул, школьники под руководством инструкторов-педагогов из числа опытных железнодорожников проходят учебно-производственную практику по организации перевозочного процесса в качестве машиниста локомотива и его помощника, диспетчера, дежурных по станции и стрелочному посту, проводника и осмотрщика вагонов, кассира, ревизора-контролера, монтера пути, дежурных по переезду и перрону и др.

Современная детская железная дорога - уникальное учреждение, соединившее в себе функции настоящего железнодорожного предприятия, образовательного учреждения профессиональной подготовки и учреждения дополнительного образования детей. Это комплекс железнодорожных, учебных, игровых, культурных, спортивных сооружений и помещений, предназначенных для обучения школьников железнодорожным специальностям и пропаганды этих специальностей среди молодежи. Детские железные дороги сегодня оснащаются современными системами управления движения поездов, переходят на новые типы рельсов, внедряют диагностическую технику. Малые дороги воспитывают в юных железнодорожниках выдержку, ответственность и дисциплинированность.

Первая в мире детская железная дорога была открыта 24 июля 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). Красноярская Детская железная дорога - первая, построенная 1 августа 1936 года, в РСФСР детская железная дорога и старейшая из ныне существующих на территории России. Уникальность этой дороги не только в возрасте - на ней всегда эксплуатировался только самодельный подвижной состав. И это единственная дорога, где на обеих конечных станциях сооружены поворотные круги для разворота локомотивов и веерное депо на станции Первомайская. Ширина ее колеи отличается от обычной для детских железных дорог СССР.

Следующие две волны строительства детских железных дорог приходятся на середину 1950-х годов и 1970-е годы, после чего вновь наступило некоторое затишье. В последние годы вновь наметился положительный сдвиг - строятся новые дороги и модернизируются существующие. В июне 2005 года введена в эксплуатацию Новосибирская железная дорога протяженности 2,63 км, с двумя станциями и одним разъездом. Эксплуатируется 6 пассажирских вагонов и 2 тепловоза серии ТУ-7А. В настоящее время в России функционируют 22 детские железные дороги, а именно в городах: Красноярск, Кратово, Иркутск, Нижний Новгород, Новосибирск, Свободный, Ростов-на-Дону, Ярославль, Волгоград, Санкт - Петербург, Челябинск, Уфа, Оренбург, Южно-Сахалинск, Новомосковск, Хабаровск, Екатеринбург, Пенза, Тюмень, Чита, Владикавказ, Курган.

Лето располагает к поездкам из Москвы на день два, поэтому мы с удовольствием продолжаем нашу рубрику и сегодня отправимся в Раменский район на Детскую железную дорогу . Хотя, как сказать, детскую, устроено все очень и очень по взрослому.

30 октября 1935 года состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую ДЖД, начать строительство детских железных дорог во всех уголках страны. Идея эта показалась настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.

Проехаться по детской железной дороге, заглянуть в депо и посмотреть, как все устроено —>

Уже в июне 1936 года начали строительство железной дороги в Кратово, строительные работы выполняли сами пионеры, а самые тяжелые работы помогали выполнять комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. К 7 ноября 1936 года было построено 2,3 км путей и временные деревянные постройки на двух станциях. Зимой вели подготовку сотрудников и состава для работы железной дороги, а уже 2 мая 1937 года состоялось открытие. Летом 1940 года построили еще 2 километра дороги и станцию Культбаза, а 22 июня 1941 года, в день открытия летнего сезона, стало известно о нападении фашисткой Германии на СССР, железная дорога проработала совсем недолго и вскоре пришлось ее закрыть из-за авианалетов. В 1945 году железная дорога заработала вновь, менялись составы, совершенствовались станции, много детей прошло через это неформальное учебное заведение, многие взрослые в детстве приходили сюда посмотреть, как устроена железная дорога. Такая возможность есть и у нынешних детей!

Схема железной дороги. Протяженность пути — 4,962 км; 2 станции: Пионерская и Юность, и 2 платформы: Школьная и Детская. Это узкоколейная железная дорога и составы здесь соответствующие.

Здесь работают дети! Конечно, взрослые координируют их работу, занимаются обучением, но все специалисты, обеспечивающие работу железной дороги - дети

Экскурсанты садятся в поезд

Подготовка перед отправлением, все нужно проверить

Интересно, что парадная форма юных проводников практически полностью осталась, как у советских пионеров, хотя теперь это корпоративные цвета РЖД

Поезд отправляется

Здесь интересно детям любого возраста!

Проводница рассказывает историю железной дороги. Для того, чтобы заказать бесплатную экскурсию, нужно заполнить заявку на сайте за несколько дней до желаемой даты.

Контролер проверяет билеты

Увлеченные работники детской железной дороги рассказывают о том, как все утроено. Чтобы сюда попасть нужно пройти неслабый, поэтому все «работающие» здесь дети по настоящему увлечены железными дорогами и разбираются в них почище многих взрослых железнодорожников.

Разрешают зайти внутрь кабины машиниста

И даже посидеть на месте машиниста

Строго говоря, вместо спортивного руля здесь должен стоять рычаг, но поскольку дети осваивают профессию под строгим надзором взрослых железнодорожников, то для удобства поставлен руль. Поезд ведет молодой машинист, но инструктор в любой момент может вмешаться и скорректировать действия. Все же везет локомотив настоящих пассажиров.

Рассказывают о том как устроены стрелки

А это в центре управления железной дорогой

Диспетчеры реально работают, управляют поездами, разрешают или запрещают выход на линию. Все как на взрослой железной дороге

С осени до весны дети проходят обучение, а летом работают на железной дороге. Говорят, что поезда отменяют потому что их некому водить — мало кто может сдать сложнейший экзамен на должность машиниста. При этом идет постоянная ротация кадров: сегодняшний проводник может завтра сдать экзамен на машиниста, а послезавтра отправиться обходчиком путей. Осваиваются сразу много специальностей. Не сдал экзамен — получи должность ниже.

В день ходит всего три поезда. От станции Пионерская поезда отправляются в 10:00, 10:55 и 11:50. От станции Юность - в 10:25, 11:20 и 11:50. Стоимость проезда - 120 рублей. В сильный дождь поезда отменяют.

В хорошую погоду можно прогуляться около озера в поселке Кратово (станция Пионерская) и даже искупаться. Также интересны стародачные места с уютными домиками в поселке Кратово.

Добраться до Детской железной дороги легко: от Казанского вокзала ходят электрички до станции Отдых или же на автомобиле по Рязанскому шоссе.
Подробная информация о расписании, стоимости проезда и о том, как добраться есть на официальном сайте.

Отдельное спасибо компании Региональный экспресс — РЭКС (в кой-то веки вдруг электрички стали выглядеть нормально) за организацию посещения детской железной дороги.

Вот уже более 60 лет в Минске работает Детская железная дорога, роли машинистов, проводников и контролеров на ней выполняют школьники. На обучение набирают детей 5-7 классов, осенью и зимой они проходят теоретическую подготовку в учебном центре, а весной и летом - практика, во время которой все желающие могут прокатиться по узкоколейке от парка Челюскинцев до лесопарковой зоны в Слепянке. По пути железка пересекает три автомобильные дороги, мост и путепровод.

Главная станция ДЖД выглядит не такой уж и детской, вполне сошла бы за полноценный вокзал в одном из райцентров:

Станция "Заслоново" была открыта 9 июля 1955 года, правда тогда она называлась "Парк Культуры", в честь героя-партизана Константина Заслонова ее переименовали в 1971. Здание станции было построено по проекту архитектора Георгия Заборского, того самого, что спроектировал в Минске. Внутри станции находятся билетная касса и зал ожидания:

После покупки билета можно занимать место в вагоне:

Билет обязательно проверят контролеры, ими обычно работают ребята помладше:

Те, что постарше работают машинистами:

Сама дорога тоже носит имя Константина Заслонова:

Это стандартная для СССР узкоколейка шириной 750 миллиметров:

Длина главного пути - 3 километра 790 метров, дорога в одну сторону занимает всего 10 минут:

Показываем билеты, садимся в вагон:

Здесь тоже все по-взрослому, даже стоп-кран есть:

Между каждым рядом кресел висит урна, такого сервиса даже во взрослых поездах нет:

Проехав три перекрестка, путепровод и мост через канал , поезд прибывает на станцию "Сосновый бор":

По сути, это просто насыпь посреди лесной поляны:

На 9 мая и некоторые другие праздники здесь устраивают различные представления, устанавливают палатки:

Но в обычные дни на поляне абсолютно пусто, делать совершенно нечего, и самое интересное - тут даже мобильник не ловит, хотя до ближайшей улицы всего 300-400 метров:

Дети относятся к своим обязанностям очень серьезно, проводники стоят у своих вагонов, помогают выйти пассажирам с маленькими детьми, отвечают на вопросы:

После разворота на кольце тепловоз останавливается у специального указателя, машинисты все время находятся в кабине, никуда не выходят:

На вагонах указана тара и количество посадочных мест - все как в настоящих поездах:

Стоянка длится всего несколько минут, после чего проводники зовут пассажиров в обратную дорогу:

Путь к исходной точке занимает те же 10 минут, поезд прибывает на ту же платформу, с которой уехал всего полчаса назад:

Режим работы поезда зависит от дня недели, но в среднем интервал хождения составляет около получаса, так что, высадив старых пассажиров, поезд набирает новых и снова отправляется по тому же маршруту:

Детская железная дорога работает с мая по сентябрь, стоимость билетов - 3,5 рубля, на детей от года нужен полный билет. В праздничные дни, когда организуются массовые мероприятия, цена билетов может возрастать в несколько раз. ДЖД пользуется большой популярностью у минчан: в выходные дни поезда каждые полчаса отправляются полными, за сезон 2016 юные машинисты перевезли около 43 тысяч пассажиров.
24 декабря в честь новогодних каникул ДЖД на две недели возобновит работу с программой "Новогодний Экспресс 2017", обещают сказочных героев в поезде и театрализованное представление на станции "Сосновый бор".

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:

Посты о Беларуси:

В Татарстане есть удивительная детская железная дорога. Казань, в которой она находится, открыла ее с целью подготовки квалифицированных кадров. Существует с августа 2007 г. Она находится на территории лесопарковой зоны «Лебяжье».

История открытия дороги

Предложение о строительстве детской железной дороги в Казани поступило от компании «РЖД» в начале 2004 г. Проект планировалось приурочить к 1000-летнему юбилею столицы Татарстана. До 2005 г. выбиралось место. Вариантов было два: в парке имени Горького или у озера Лебяжье.

В марте 2005 г. началась подготовка проектной документации. Крайний срок сдачи объекта в эксплуатацию был назначен на 2006 г. Затем дата изменилась на 2007 г. Было запланировано изготовление пяти пассажирских составов и трех тепловозов, из которых один предполагалось сделать аккумуляторным электровозом.

Осенью 2006 г. начались подготовительные работы для укладки ж/д путей. Планировалась детская железная дорога (Казань) в Юдино и потом в его карьере. Но местные жители воспротивились такому маршруту, поэтому сроки окончательной сдачи объекта в эксплуатацию несколько затянулись.

В результате детская железная дорога Казани (адрес: улица Алтынова, д. 4 «А») была открыта только 30 августа 2007 г. Мероприятие прошло в торжественной обстановке. На открытии присутствовали президент Татарстана, министр транспорта РФ и другие официальные лица.

Цели и задачи открытия детской железной дороги

Детская железная дорога (Казань) построена для допрофессиональной подготовки будущих квалифицированных работников. Цель создания объекта - создание необходимых условий для подростков для самоопределения. Благодаря приобщению к ж/д делу у учащихся развиваются коммуникативные, творческие и организаторские способности. Этому способствует совместная деятельность подростков.

В результате у них появляется интерес к будущей профессии. Учащиеся получают не только теоретические знания по многим специальностям, но и их закрепление на практике. Одновременно происходит воспитание в подростках коллективизма, аккуратности, ответственности и добросовестности.

Описание дороги

Для ДЖД было уложено четыре километра путей и построено по две конечных (Молодежная (или Яшьлек) и Изумрудная) и промежуточных (Спортивная и Березовая роща) станций. На главной (одной из замыкающих) располагался двухэтажный вокзал с трехстойловым депо и учебным корпусом. Размеры объекта позволяли хранение всего подвижного состава. В цехе был установлен 4-точечный подъемник и кран-балка.

В трехэтажном здании было оборудовано общежитие для учащихся на железнодорожников, которые приезжали летом из других городов на практику. На станции был открыт буфет и столовая для рабочих. У привокзальной площади оборудована большая автомобильная стоянка.

Детская железная дорога (Казань) имеет конечные станции, одна из которых названа Изумрудная. На ней построено только одноэтажное здание, в котором находится кассовый зал. На промежуточных остановках поезда капитальных построек не предусмотрено. Установлены только голубые пластиковые навесы. Все постройки ДЖД имеют затейливую архитектуру с голубыми и зеркальными стеклами и керамической облицовкой стен.

Маршрут следования начинается от поселка Залесного и заканчивается пляжем Юдинский карьер. Путь следования поезда пролегает в живописной сосновой зеленой зоне. Узкоколейка оборудована стрелочными переводами, современным оборудованием и двумя переездами. Во время следования поезда используются светофоры, приборы безопасности, связи и сигнализация. Также есть системы автоблокировки и централизации.

Вокзал на ст. Молодежной рассчитан на 25 человек. В здании стоит билетная касса, небольшое кафе и пост электроцентрализации. Из него происходит управление железной дорогой. Поезд называется «Радуга». Он движется со скоростью 20 километров в час. Общая вместимость пассажирских вагонов - 157 человек.

Обучение

Детская железная дорога (Казань) имеет административно-учебное здание. Оно оборудовано классами для изучения ж/д специальностей:

  • локомотивщиков;
  • вагонников;
  • движенцев;
  • путейцев.

А также в учебном здании готовят специалисов хозяйств:

  • пассажирского;
  • сигнализации;
  • блокировки и централизации;
  • связи.

В учебном здании для учащихся и преподавателей оборудована столовая на 36 мест и спортивный зал. В общежитии - двухместные комнаты, в которых есть все необходимые удобства для проживания учащихся, приезжающих на обучение и практику из других городов.

Учебный год - с октября по март. Теория преподается только один раз в неделю. В июне начинается практика. Обучение бесплатное и длится три года. Для иногородних учащихся есть спецусловия. Набор учебных групп проводится из школьников 4-7 классов средних школ и гимназий Казани и других городов Татарстана. После обучения выпускники получают свидетельства об окончании трехлетнего профильного курса.

Казань, детская железная дорога: как добраться до нее?

Доехать до ДЖД можно на автобусах №№ 46 и 72 до ост. Железнодорожный техникум. Либо на номерах 36, 158 и 401 до ост. Бэхетле (иначе - Залесный).

1. На станции перепутались части поездов- пассажирского и товарного. Вырежи картинки из Приложения и собери поезда. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей детали. Расскажи, какие грузы везёт товарный поезд.

Товарный поезд везёт автомобили, песок, лес, химические вещества, различные товары.

2. Знаете ли вы, что такое детская железная дорога? Это замечательное место! Если представится возможность, побывайте на такой дороге и познакомьтесь с её работой. Если возможности нет, узнайте о ней с помощью Интернета или других источников информации. Приготовьтесь рассказать на уроке о том, что увидели и узнали.

Детские железные дороги

Детские железные дороги - это специальные учебные кружки, в которых дети 8-15 лет изучают железнодорожные специальности. Детские железные дороги стараются как можно сильнее приблизить к прототипу - железным дорогам общего пользования. Поэтому на детских железных дорогах, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах.
Иногда детскими железными дорогами называют расположенные в парках культуры и отдыха аттракционы, представляющие собой поезд, катающий детей по кругу. Однако такие аттракционы не являются детскими железными дорогами. Во-первых, они обслуживаются взрослыми, во-вторых, настоящие детские железные дороги являются организациями, обучающими детей основам железнодорожных профессий, что к аттракционам не относится.
Первая детская железная дорога была построена в Москве в 1932 году. К середине 1980-х годов в СССР работало не менее 52 детских железных дорог. Сейчас в России работает 25 детских железных дорог в городах: Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Красноярск, Кратово, Курган, Лиски, Нижний Новгород, Новомосковск, Новосибирск, Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Свободный, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Ярославль.

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал