Разговоры, которых нельзя избежать. Как сообщить ребёнку о смерти мамы. «Мы все умрем» или «с чего ты это взял»? Как говорить с детьми о смерти Это можно обсуждать

Главная / Мысли

Скрывать ли от ребенка, что кто-то из близких умер, или же сказать ему правду? Почему дети часто не понимают ценности жизни? Как объяснять ребенку, что такое смерть? На эти вопросы отвечает психолог и многодетная мама .

С ребёнком можно и нужно говорить о потере

Тема , как и тема рождения, вызывает у детей большой интерес. Возраст появления страха смерти – это 4-5 лет, когда ребёнок осознаёт, что смерть есть. Он начинает опасаться, что умрут родители и что он умрёт сам.

Страх смерти может проявляться не напрямую, а в скрытых формах – в неотпускании мамы или в сложности засыпания, например. К страху смерти может подвинуть смерть домашнего питомца или кого-то из близких.

Очень важно, если кто-то из близких скончался, не утаивать смерть, иначе это ещё больше усиливает детские страхи. Не нужно говорить, что человек ещё в больнице или уехал куда-то далеко, потому что эти ответы неправдивы, искажают то, что произошло, вызывают кучу страхов. Опасения, которые есть у ребёнка, это хуже, чем то, что есть на самом деле. Всегда очень сложно сказать ребёнку правду для людей не церковных, им кажется, что они что-то рушат. Но то, что ребёнок может надумать, – это хуже. Нужно говорить правду.

Ребёнка можно взять в церковь на отпевание, но не надо брать на процесс похорон. А если похороны гражданские, то стоит десять раз подумать, потому что такие похороны – очень тяжёлая процедура, гораздо более беспросветная по сравнению с православным обрядом. И очень важно, если умер кто-то из близких, определить, что ребёнок может сделать для этого человека: поставить свечку, написать записку, покормить птиц, подать милостыню…

Вопрос посещения кладбища – это вопрос, который каждая семья решает сама. Многие дети – дошкольники, младшие школьники – имеют большие страхи после этого. Живое воображение, детский фольклор, сказки-пугалки, связанные с кладбищем, – по сумме факторов посещение кладбища может быть довольно травматично.

Тут всё очень зависит от верования семьи. У людей верующих понятно, куда человек ушёл. Но мне кажется, что всерьёз неверующих людей нет, и как раз тема смерти сталкивает человека с тем, что невозможно не верить . Всё протестует против того, что всё так кончится и ничего после смерти не будет. И дети, имея чистую душу, не согласны, что всё вот так оборвётся – с цветочком, кошечкой, бабочкой. Дошкольник – существо верующее.

Надо определить культуру горевания, культуру траура в семье, то есть вспоминать умершего или лучше о нём вообще не говорить. Хорошо, когда есть церемония воспоминания, портреты в рамках, альбомы с фотографиями, дни памяти, когда собираются люди, говорят хорошие слова о человеке. Тогда человек никуда не исчезает, он остаётся здесь же, в этом семейном сообществе, просто он не рядом.

С ребёнком можно и нужно говорить о потере. Если семья верующая, у ребёнка, безусловно, есть травма, особенно, если это очень близкий человек, но нет слома. Ребёнок верит, что мы все встретимся на том свете, он может ждать. Мы все встретимся – вот, что важно.

Но в семьях верующих людей у ребёнка может возникнуть слишком плотное, насыщенное представление о небесной жизни, и ему может становиться не в радость эта жизнь, он может захотеть сразу на небеса к бабушке или, не дай Бог, к маме.

Здесь нужно, если умер очень близкий человек, а семья очень религиозна, сделать описание загробного мира не таким пленительным. Если изо дня в день рассказывать, как в раю хорошо, как там хорошо бабушке или кому-то из близких, и как там прекрасно, как там ничего не болит, ребёнок может сказать: я не хочу быть здесь, хочу туда.

Игра с компьютером, когда убивают

Я как специалист и как человек – большой противник стрелялок . Ребенок думает, что хотя это и убийство, но у меня-то четыре жизни! В результате, ребёнок может совершить что-то неосторожное в реальной жизни. По-настоящему неосторожное, считая, что у него как будто бы в запасе несколько жизней.

– Даже взрослый ребёнок так считает?

Да, это смещение координат. Эти зрелища делают смерть чем-то нереальным, чем-то, на что не стоит обращать внимания. Подумаешь, двадцать раз убит. И если ты по два часа «мочишь» фашистов, ты не будешь к этому чувствителен.

Надо стараться, насколько можно долго, не давать детям играть в компьютерные игры, где убивают. И если ваш неконтролируемый подросток находится в поле стрелялок , надо сказать все возможные слова, чтобы он понимал, чем грозит такое увлечение.

Я считаю, что игры, в которых присутствуют убийства, многие внутренние координаты у ребенка смещают в неправильную сторону, обесценивают эти страшные события, искажают границы возможностей. Игры со смертью, игры с жестокостью в компьютерах и приставках делают возможным рост детской преступности. Если на экране ты «мочишь» чужаков, почему тебе не побить какого-нибудь кавказца? Где предел? Ребёнок плохо чувствует грань между реальностью и нереальностью.

От смерти виртуальной – к реальной

– Детские : я сделаю назло, пусть они посмотрят?

Это очень страшно – детский суицид. Ребёнок не понимает, что всерьёз умрёт, а думает, что будет сверху смотреть, как, например, все будут плакать. И у него нет ощущения окончательности, потому что оно сдвинуто медийными штучками. Это никогда не бывает самоубийством от депрессии, это от желания отомстить, проучить, обратить на себя внимание.

Момент необратимости смерти не присутствует в сознании ребенка. И потому, в том числе, что родителями вовремя не сказаны какие-то правильные слова на эту тему. Ведь большинство детских самоубийств происходят от ощущения обратимости: я немножко умру. Но если в семье есть контакт с детьми, хотя бы какой-то, не говорю уж – оптимальный, то с ребёнком вряд ли это произойдёт.

– Как правило, дети это сначала озвучивают?

Да. Озвучивают прямо или косвенно. Если ребёнок попал в какое-то подростковое сообщество, где идеология смерти, идеализирование смерти, нужно быть очень внимательным, заранее обсуждать какие-то вещи. Особенно надо быть внимательным, если такой трагический опыт уже есть в семье.

Беседовала Амелина Тамара

Не существует магического средства устранить все страхи, но спокойное отношение является лучшим утешением.
Многие родители спрашивают: "Как объяснять, что такое смерть, маленькому ребенку?" Временами такой вопрос возникает в связи со смертью какого-нибудь родственника или знакомого. Или же он может возникнуть, когда ребенок наблюдает похоронную процессию или переживает смерть любимой кошки или собачки. Я сам никогда не слышал ответа на этот вопрос, который бы надежно предотвратил все возникающие в таких случаях страхи и неверные представления.

Многие религиозно настроенные родители склонны говорить: "Он ушел на Небеса" или "Господь забрал его к себе". Такого рода ответы могут оказаться удовлетворительными для ребенка школьного возраста, который уже достаточно слышал и про Бога, и про рай и в мозгу которого успела сформироваться картинка Доброго Человека и Хорошего Места. И к этому возрасту ребенок, возможно, уже выработал некое философское приятие факта неизбежности смерти и в то же время знание, что смерть достаточно редко уносит людей его возраста.

Но ребенок в возрасте между двумя и пятью годами обладает, с одной стороны, достаточно уязвимой и хрупкой психикой, а с другой, имеет слишком слабое понятие о повседневных реалиях, которые могут послужить утешением ребенку старшего возраста. Если вам случалось в середине ночи тревожно и болезненно размышлять о каком-нибудь собственном прегрешении или же об опасности, угрожающей близкому человеку, то вы поймете, что я имею в виду. При свете дня, однако, вы скорее всего забудете 95% своих страхов и будете лишь дивиться, как это вы смогли так глупо запаниковать.

Маленькие дети всегда находятся во мраке в том смысле, что их неопытность, невежество, отсутствие точного понимания, что реально, а что нет, отдают их на растерзание непосредственных ощущений момента. Двух-, трех- и четырехлетки любопытны, восприимчивы и обладают буйным воображением. Они ощущают сильнейшую зависимость от родителей, и их легко напугать возможной опасностью разлуки с ними. Мысль об уходе или о том, что родителей могут забрать от них ангелы или Бог, является для детей весьма тревожащей и пугающей. И не имеет значения, что им рассказывали про доброту Бога и ангелов.

Хотя я начал с того, как объяснять детям смерть других людей, я говорил так, как будто речь шла о страхе детей перед своей собственной смертью. Существенно здесь то, что дети в возрасте трех или четырех лет находятся на той стадии эмоционального развития, когда ребенок примеряет все на себя - и хорошее, и плохое. Когда он видит водителя автобуса, он тут же представляет, каково это самому управлять такой машиной. Он начинает разыгрывать эту роль. Когда ребенок видит калеку, он расстраивается, потому что тут же идентифицирует себя с этим несчастным. Когда он спрашивает, для чего нужны кладбища, и получает первые объяснения по вопросам смерти, то следующий пугающий вопрос, который он задает: "А я тоже умру?"

Вот почему так трудно объяснять маленькому ребенку факт смерти кого-то другого. Ибо на самом деле тут идет речь о его собственной смерти. Поскольку ребенок испытывает сильнейшее желание жить и оставаться рядом со своими родителями, то невозможно описать ему смерть так, чтобы совершенно его не встревожить.

Некоторые родители, и я в том числе, пытались представить смерть менее грозным явлением, объясняя, что очень старые люди под конец жизни так устают, что они просто счастливы лечь и мирно умереть, "как будто заснуть". Это не слишком эффективно, поскольку ребенку трудно представить такую усталость. И эта аналогия рискованна, поскольку временами дети тревожного типа психики начинают бояться засыпания - ведь они могут больше не проснуться!

Есть ли какое-нибудь решение этой проблемы? Думаю, нет, если речь идет о том, чтобы найти какую-то волшебную и точную комбинацию слов. Но в большинстве случаев это не повод для тревоги. Опыт повседневной жизни говорит нам, что большинство детей к своим четырем или пяти годам уже узнают что-то о смерти без особых волнений. Ну, расстроятся слегка на короткое время и все. Дети каким-то образом сживаются с идеей смерти. Частично это происходит путем подавления или отрицания. Вот ребенок задает тревожные вопросы, а вот внезапно он начинает интересоваться чем-то гораздо более приятным, и лицо его светлеет. Весь остаток дня эти страшные вопросы его, по всей видимости, уже не занимают. А затем, возможно, укладываясь спать, он неожиданно заявляет: "А я никогда не умру!" - внушая себе, что он этим решением устраняет опасность, или же он снова возвращается к тревожащим вопросам.

Даже во взрослом состоянии мы пытаемся тем же методом преодолеть или отрицать какую-нибудь угрожающую нам ситуацию, хотя обычно у нас это получается не столь успешно, как у маленьких детей. В любом возрасте, когда мы встречаемся с опасностью, которая для нас слишком велика, наш мозг пытается на время забыть о ней, чтобы потом, когда угроза снова о себе напомнит, к ней вернуться и попытаться переварить ее по частям. Такое может происходить при свете дня, но это также и объяснение многих наших кошмаров.

Ребенок, который очень сильно тревожится, узнав о смерти, и который не может никак выбросить из головы эту тему, является исключением. Возможно, он с самого раннего возраста был слишком восприимчив, слишком зависим. Возможно, такой ребенок приобрел синдром тревоги в возрасте, скажем, двух лет, когда его мать впервые внезапно покинула его на пару недель, и он уже отчаялся увидеть ее вновь. Или, возможно, его мать слишком тревожилась о безопасности своего ненаглядного дитя, и оно впитало в себя ее страхи - особенно по отношению ко всему, что может их разлучить.

Ребенок, у которого развилась фобия или навязчивая одержимость на почве смерти, нуждается в помощи профессионала, чтобы выявить скрытые факторы, делающие его уязвимым для страхов. Очень часто в процессе обследования и лечения выясняется, что главная причина, почему ребенок так тревожится о своей безопасности, заключается в том, что он чувствует исключительную вину по поводу случающихся у него приступов недобрых чувств по отношению к другим членам семьи и что он ожидает какого-то ужасного наказания за это.

Все эти рассуждения применимы к ребенку, который слышал о такой болезни, как полиомиелит, и у которого развивается навязчивый страх перед ней. Дело не в том, что ему неправильно объяснили про эту болезнь, а в нагромождении комплексов страха и вины в его собственной душе, которые заставляют его привязаться к этой болезни, как к возможной каре за грехи. Ребенок с такими серьезными страхами тоже нуждается во внимании специалиста.

До сих пор я делал упор на том, что манера, в которой объясняется феномен смерти, обычно менее важна, нежели степень тревоги, которая уже наличествует как часть личности ребенка к моменту, когда он впервые слышит о смерти.

Другим очень важным фактором является отношение к смерти самих родителей. Человек, который сам, открыто или в глубине души, боится смерти, окажется в трудной ситуации, когда ему понадобится представить философское объяснение этого фактора ребенку. Обычно дети задают такие вопросы совершенно неожиданно, и у родителей не бывает времени, чтобы сформулировать идеальное объяснение.

Мать, которая не привыкла волноваться по какому бы то ни было поводу (которая не боится собственной смерти или просто не думает о ней и которая не очень тревожится по поводу того, что может расстроить ребенка), как правило, сможет найти слова и интонацию, из которых будет следовать, что смерть - это нечто весьма не близкое и что не надо забивать себе голову беспокойством по этому поводу. Родительница, воспринимающая смерть более серьезно, но с твердыми религиозными убеждениями, из которых следует, что возвращение к Богу - когда придет для того время - является вершиной счастья, передаст это свое смиренное настроение ребенку, независимо от того, уловит ли он точный смысл ее слов или нет.

Мать, считающая созерцание трупа на похоронах нездоровым и варварским обычаем, естественно, не разрешит ребенку видеть тело умершего родственника. И если она станет в присутствии своего ребенка свидетельницей автокатастрофы, то она сделает все возможное, чтобы обойти это место стороной и отвлечь его внимание на что-нибудь другое. И она будет совершенно права, защищая своего ребенка таким образом, ибо возможно, что он в противном случае впитает в полной мере весь заряд ее собственного ужаса.

Другая мать, воспитанная в представлении, что поминки по-ирландски (перед погребением) являются важной церемонией в жизни человека, посчитает вполне уместным привести ребенка на прощание с усопшим родственником. И ее несколько фамильярное отношение к покойнику и к самому факту смерти сделает этот опыт для ребенка совершенно иным, чем могло бы быть при других обстоятельствах. Я не пытаюсь судить, какой из этих родительских подходов является более благотворным. В любом случае специфическое впечатление, полученное ребенком, будет в большой степени зависеть от отношения к происходящему самих родителей, а также от особенностей строения его личности. Но это не означает, что форма объяснения не имеет значения.

Нет нужды говорить, что при религиозном обсуждении проблемы смерти с маленьким ребенком я избегаю любого упоминания об адском пламени или о возможности того, что если мой собеседник не будет хорошим мальчиком, то он может и не понравиться Господу и не попасть в рай. Далее, каким бы прекрасным ни расписывали мы ребенку Господа Бога, мысль об уходе к нему ни в коем случае не является компенсацией факта разлуки с родителями. Зная это, я предпочитаю рисовать ребенку картинку, в которой вся семья старится, умирает и отправляется полным составом жить на Небеса. При этом такие детали, как разница в возрасте, сознательно игнорируются до тех пор, пока ребенок не станет более разумным и независимым.

Если же нужно не религиозное объяснение, то я заостряю внимание на том, что смерть придет еще очень нескоро, через много лет, когда мы будем старыми и усталыми. И я объясняю, что при этом мы перестаем дышать, двигаться и чувствовать (без проведения аналогий со сном). Если же поводом для разговора служит смерть ребенка, которого знал мой юный собеседник, то я признаю, что бывают такие очень редкие случаи, что какой-то ребенок очень сильно заболевает или попадает в дорожную аварию и умирает, но я также подчеркиваю (тут главное - не пережать, чтобы утешение не выглядело фальшивым бодрячеством), что большинство людей не умирает, пока не достигнет очень-очень старого возраста. Затем я усмехаюсь и, потрепав ребенка по плечу, заявляю, что мы с ним будем жить еще очень, очень, очень долго.

Тема смерти — одна из самых притягательных и волнующих тем для наших детей и вместе с этим поистине серьезное испытание на прочность для родителей. Чаще всего ребенок интересуется этой проблемой в силу возраста: ведь он растет, познает мир, многому в нем пытается найти объяснение, а также хочет видеть перспективу своего будущего, что, в свою очередь, позволяет ему чувствовать себя защищенным .

Отчасти ответы на сложные вопросы, способность объяснять, а значит, и прогнозировать события малышу в этом помогают. И задача родителей в данном случае состоит в том, чтобы не отмахиваться от ставящих в тупик вопросов, не откладывать их до поры до времени, а как можно более полно удовлетворить столь «странный» интерес ребенка к таинственной для него теме. Как это ни странно звучит, но, давая ответ за ответом, вы вкладываете кирпичик за кирпичиком в фундамент чувства безопасности своего малыша.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ. В каком возрасте должен состояться первый разговор о смерти?

Говорить о смерти нужно тогда, когда у ребенка появятся вопросы на эту тему . Откладывать ответы на них в долгий ящик не стоит, так же как не стоит обходить эту тему стороной, поскольку подобное умалчивание не оберегает, а нарушает покой ребенка. Более того, упорное молчание по данному поводу способно спровоцировать развитие различных страхов у малыша и даже сформировать у него тревожно-мнительные черты характера.

Поскольку первый интерес к смерти просыпается еще в младшем дошкольном возрасте, то, скорее всего, родителям придется столкнуться с самыми неожиданными вопросами: маленькие дети склонны задать вопросы в очень прямых формулировках, которые нередко шокируют их родителей. В большей степени малышей интересуют не столько переживания, связанные со смертью, сколько конкретные ее обстоятельства . Например, им очень интересно бывает узнать, каков на ощупь покойник, страшно ли лежать ему под землей, холодно ли ему там, на что похож гроб, какой он изнутри и пр.

ВОПРОС ВТОРОЙ. Как говорить?

Прямота вопросов нередко вводит взрослых в нескрываемое замешательство, а порой и в состояние настоящего ступора, но и то и другое крайне нежелательно, поскольку способствуют развитию тревожности ребенка. Поэтому о смерти
1) говорим СПОКОЙНЫМ (без удивления, замешательства, напряжения) голосом — абсолютно так же, как если бы ребенок спросил у вас о том, что такое Солнце, есть ли люди на других планетах и т. д.;
2) отвечаем на ЛЮБЫЕ, даже самые странные, вопросы своего ребенка;
3) отвечаем четко, без пространных объяснений.

Как вариант начало разговора может быть таким: «Дорогой, я, как и другие люди, не знаю о смерти всего, но постараюсь ответить на любые твои вопросы (насколько смогу) и буду отвечать на них до тех пор, пока вопросы у тебя не кончатся. Поэтому если ты у меня о чем-то забудешь спросить сегодня, обязательно спроси тогда, когда потребуется».

ВОПРОС ТРЕТИЙ. Что говорить?

Поскольку темой смерти чаще всего интересуются дети дошкольного и младшего школьного возраста, рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы и примерные ответы на них.

1. «Похожа ли смерть на сон?»

Ваш ответ: однозначное «НЕТ». Смерть это не сон, она немного напоминает его только внешне. Далее объясняем различия: «когда ты ложишься спать, то твое тело продолжает работать, работает сердце, оно как насос качает кровь по всему организму, желудок переваривает пищу, мозг обрабатывает информацию за день, поэтому ты видишь сны. Когда же человек умирает, то его тело прекращает свою работу и все процессы в нем останавливаются».

НИКОГДА не сравнивайте смерть со сном. В противном случае у малыша может возникнуть страх перед засыпанием и перед сном как таковым.

2. «Человеку под землей страшно (холодно, больно, грустно)?

Снова объясните своему ребенку, что тело умершего человека больше не работает, а значит,больше ничего не чувствует (ни температуру, ни страх, ни боль), не может что-то делать и пр.

3. «Почему люди умирают?»

Ваш ответ: от старости, от тяжелой болезни, от несчастного случая (например, автокатастрофа).

Разъяснения могут быть следующими: в момент несчастного случая тело человека может оказаться поврежденным настолько сильно, что просто перестает работать, но обычно этого не случается, чаще люди, получившие телесные повреждения, поправляются и живут очень долго.

Если причина смерти болезнь, то это значит, что тело человека устало бороться с болезнью (она оказалась сильней его), оно не смогло больше противостоять ей, а потому перестало работать. В тоже время поясните, что очень редко болезни приводят к смерти, обычно организм справляется. Для большей убедительности расскажите своему малышу историю о клетках-«убийцах» (они же клетки-киллеры или Т-лимфоциты), которые живут в телах каждого из нас и нужны для того, чтобы «поедать» вирусы, больные клетки и пр., — одним словом, в нашем организме живут маленькие солдатики, которые защищают нас от врагов.

4. «А я когда-нибудь умру?»

С помощью этого вопроса ребенок ищет успокоения, подбадривания при столкновении с такой непростой темой. Отвечая на него, не стоит говорить прямое «ДА». Дайте малышу понять, что большинство людей на свете живут очень-очень долгое время. Если же в словах ребенка открыто звучит надежда на разубеждение («Я ведь правда не умру?!!»), а такая реакция встречается у чувствительных, ранимых или совсем маленьких детишек, то допустимо ответить утвердительно. Но все же лучше этого не делать, а отвечать на вопрос честно, например, так: «Когда-нибудь в далеком, очень далеком будущем это произойдет, но это случится очень-очень нескоро, т.к. обычно люди живут очень долго».

5. «Почему это случилось именно с ним? Это несправедливо! Это наказание?»

Эти и аналогичные вопросы обычно задают дети старшего возраста, подростки. Ваши ответы: иногда что-то (в том числе и смерть, например, от несчастного случая) случается без всякой причины. Просто случается, и все. Плохое происходит и с плохими людьми, и с хорошими. Смерть, горе не выбирают своих жертв. Потери происходят потому, что мир таков.

И наконец, чтобы ваш разговор с ребенком на столь волнительную тему не стал источником длительных страхов, полезно провести его в тесном телесном контакте с малышом: посадить его к себе на колени, обнять, приласкать, дав ему тем самым чувство безопасности и комфорта, которые помогут ему войти в этот большой мир без страха.

Светлана Шустова, медицинский психолог, психолог-консультант

Обычно в возрасте 5-6 лет ребенок впервые осознает, что смерть – неизбежный факт биографии любого человека, а значит – и его самого.

Жизнь неизменно заканчивается смертью, мы все конечны, и это не может не беспокоить уже подросшего ребенка. Он начинает бояться, что умрет сам (уйдет в небытие, станет «никем»), умрут родители, и как же он останется без них?

Страх смерти также тесно связан со страхом нападения, темноты, ночных чудовищ, болезни, стихийных бедствий, огня, пожара, войны. Через подобные страхи в той или иной степени проходят практически все дети, это абсолютно нормально.

Страх смерти, кстати, чаще встречается у девочек, что связано с более заметным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. И наиболее выражен у впечатлительных, эмоционально чувствительных детей.

Что нужно сделать нам, родителям, в первую очередь – так это самим разобраться в своем отношении к теме жизни и смерти. Определите для себя, во что вы верите сами?Что, по-вашему, происходит или не происходит с человеком после смерти (ребенку лучше объяснить разницу между телом и душой: тело хоронят в земле или сжигают, а душа …). Расскажите о своем представлении, будьте спокойны, кратки и искренни.

Не обманывайте.

Разговаривайте простым, понятным языком (говорите «люди умирают» вместо «мы засыпаем вечным сном» / «отходим в мир иной»).

Отвечайте только на заданные вопросы. Если вы не знаете, что ответить, так и скажите: «у меня пока нет ответа, но я подумаю».

Не сравнивайте смерть со сном (многие детки тогда начинают бояться, что могут умереть во сне). Подобно засохшему цветку, который больше никогда не распустится и не заблагоухает, умерший человек не дышит, не двигается, не думает и ничего не чувствует. Когда же мы спим, мы продолжаем жить и чувствовать, а наше тело – функционировать.

«Мама (папа), ты умрешь? И я тоже умру?»

Здесь лучше делать акцент на том, что люди умирают в глубокой старости, и прежде чем она наступит, произойдет много-много разных, интересных и важных событий: «ты вырастешь, научишься (дальше можно перечислить многочисленные навыки, которые освоит ребенок – кататься на коньках и роликах, печь вкусное печенье, сочинять стихи, организовывать вечеринки), закончишь в школу, поступишь в институт, у тебя будет своя семья, дети, друзья, свое дело, твои дети тоже вырастут и выучатся, будут работать… Люди умирают, когда их жизнь заканчивается. А твоя жизнь только начинается».

О себе можно сказать: «я собираюсь жить долго-долго, вот завтра я хочу сделать то-то и то-то, через месяц – то-то и то-то, а через год планирую …, а через 10 лет мечтаю …»

Если ребенок уже знает о том, что люди умирают и в молодом возрасте тоже, надо признать, что такое действительно случается, в любом явлении есть исключения, но большинство людей все же доживает до глубоких морщин.

Страх смерти может отразиться в ночных кошмарах, лишний раз подчеркивая лежащий в его основе инстинкт самосохранения. Здесь нужно помнить о том, что страхи очень не любят, когда о них рассказывают, проговаривают вслух вновь и вновь, поэтому надо не дрожать от страха под одеялом, а делиться тем, что пугает, с родителями.

Еще страхи очень не любят, когда их рисуют. Вы можете сказать ребенку: «Нарисуй то, чего ты боишься». Потом обсудите рисунок и предложите подумать, что ребенок хочет с ним сделать (порвать на мелкие кусочки, скомкать со всей силы и отправить в мусорное ведро или как-то изменить и сделать веселым и нелепым, ведь страхи ужас как боятся детского смеха). Также чуть позже ребенок может нарисовать себя – как он не боится и побеждает свои страхи (это очень терапевтично).

В процессе рисования страхи могут вновь ожить, заостриться. Считается, что бояться этого не стоит, поскольку оживление страхов — одно из условий их полного устранения. (Важно: по этическим соображениям нельзя просить ребенка изобразить на рисунке страх смерти родителей).

Отлично прорабатываются страхи на сеансах песочной терапии.

И да, лучшая стратегия для родителей при возникновении детских страхов – не драматизировать, не создавать ажиотажа, успокаивать («я рядом, я с тобой, ты под моей защитой»), ласкать-целовать-обнимать, быть эмоционально отзывчивыми, давать поддержку, любовь, признание, а самим – быть стабильными, спокойными и уверенными в себе, собственные страхи – прорабатывать, а не транслировать их детям.

Если кто-то умер из близких? (инструкция по В. Сидоровой)

Нельзя утаивать смерть.

Сообщить ребенку должен самый близкий взрослый, тот, кого ребенок хорошо знает и кому он доверяет.

Начинать разговор надо в тот момент, когда ребенок сыт, не устал, не взбудоражен. Не в детской!

Во время разговора нужно держать себя в руках, можно заплакать, но нельзя разрыдаться и погрузиться в собственные чувства. Фокус внимания – на ребенке.

Желателен телесный контакт и контакт глаза в глаза.

Говорить нужно ясно и коротко: «У нас случилось горе. Бабушка умерла (пауза)». Пауза нужна, чтобы у ребенка была возможность осмыслить услышанное и задать вопросы, которые у него наверняка возникнут. На вопросы отвечайте максимально искренне и только то, что действительно думаете на самом деле, простыми, доступными словами.

Реакция ребенка может быть разной, иногда очень неожиданной, примите ее такой, какая она есть. Если заплакал – обнимите, покачайте на руках, тихо и ласково утешьте. Если убежал – не бегите вслед. Зайдите к нему через 15-20 минут и посмотрите, чем занят. Если ничем – сядьте молча рядом. Потом можно рассказать, что будет завтра-послезавтра. Если играет, присоединитесь к игре и играйте по его правилам. Если хочет побыть один – оставьте его одного. Если бесится – усильте эту активность. Когда выдохнется, сядьте рядом и расскажите о будущем. Не бойтесь детской истерики, скорее всего, ее не будет.

Приготовьте ему на ужин его любимую еду (но без особых пиршеств). Проведите с ребенком побольше времени. Укладывая спать, спросите, не хочет ли он оставить свет? Или может быть, вам посидеть с ним, почитать, рассказать ему сказку?

Если в эту или последующую ночь ребенок будет видеть страшные сны, просыпаться и прибегать, то в первую ночь, если он просит, можно разрешить ему остаться в вашей постели (но только если он сам просит, не предлагайте). В остальных случаях следует отправить его обратно в свою кровать и сидеть с ним рядом, пока он не заснет.

Не избегайте с ребенком разговоров о смерти или его переживаниях, не ограничивайте в выборе книг или мультфильмов, в которых, по вашему мнению, могут быть сцены, напоминающие ему о горе.

Важно вносить как можно меньше изменений в его привычный образ жизни. Вокруг ребенка должны быть те же люди, игрушки, книжки. Рассказывайте ему ежевечерне о ваших планах на завтра, составляйте расписания, намечайте и – что очень важно! – выполняйте мероприятия. Делайте все, чтобы создать ребенку ощущение, что мир стабилен и предсказуем, даже если в нем нет близкого человека. Обедайте, ужинайте и ходите на прогулки в то же время, в какое ребенок привык делать это до потери.

Капризы, раздражение, агрессия, апатия, плаксивость, возбужденность или несвойственная замкнутость, игры на тему жизни и смерти, агрессивные игры в течение 2 месяцев – норма. Если характер игр, рисунков, взаимодействия с предметами и другими детьми не возвращается за 8 недель к той норме, что была до потери, если по прошествии этого времени ребенка продолжают мучить кошмары, он мочит постель, начал сосать палец, стал раскачиваться, сидя на стуле или стоя, крутить волосы или подолгу бегать на цыпочках – ему нужно на прием к психологу.

Присутствовать ли ребенку на похоронах?

Этот вопрос решается индивидуально. Можно спросить самого ребенка (спросить надо 2 раза), хочет ли он поехать на кладбище. Если нет – остается дома. Если да, то в таком случае во время похорон рядом с ребенком должен быть близко знакомый взрослый, который будет сохранять с ним физический контакт и отвечать на все вопросы, т.е. посвятит себя только ему.

Если умер домашний питомец

Его можно похоронить всей семьей, на могилу положить цветы. Похороны – это ритуал прощания, который помогает нам выстроить границу между жизнью и смертью. Скажите ребенку, чтобы он не стеснялся своих чувств, что оплакивать, горевать по умершему любимому существу, будь то человек или питомец – абсолютно нормально и естественно, и нужно время, чтобы пережить потерю, когда острая тоска сменяется светлой печалью и происходит примирение с жизнью, в которой любимого существа больше нет, но есть его образ в памяти и сердцах тех, кому он был дорог.

Литература (для детей):

1. У. Старк, С. Вирсен «Звезда по имени Аякс» (это художественная книга о том, как пережить потерю близкого друга, о том, как в печали отражается радость)

2. К.Ф. Окесон, Э. Эриксон «Как дедушка стал привидением» (оказывается, люди становятся привидениями, если что-то недоделали в своей жизни. По сюжету книги дедушка приходит к внуку каждую ночь, и они вместе пытаются вспомнить, что же дедушка забыл)

3. А. Фрид, Дж. Гляйх «А дедушка в костюме?» (о том, как главный герой, мальчик лет 5, переживает смерть дедушки и решает для себя проблему конечности жизни)

4. У. Нильсон, Э. Эриксон «Самые добрые в мире» (рассказ о том, как дети играют в ритуал похорон – в один летний день они решили проводить в последний путь всех умерших зверюшек, которых смогли найти)

5. П. Стальфельт «Книга о смерти» (маленькая книжка в картинках, подойдет не всем детям и не всем родителям!)

6. Сказки Г.-Х. Андерсена «Ромашка», «Девочка со спичками» и др. (очень грустные истории, которые помогают отреагировать чувства, возникающие в связи с темой смерти – посмотрите их сначала сами и решите, нужно ли давать ребенку)

Вы можете составить свой список сказок, мифов, легенд, жизненных историй (или придумать их самостоятельно), где бы присутствовала тема смерти, рассказывалось о том, как герои справляются с потерей близких, что происходит с душой после смерти.

Это поможет ребенку понять и принять, что мир так устроен, смерть – естественная часть бытия, однако тот факт, что мы все конечны, не делает нашу жизнь бессмысленной.

Автор: Ирина Чеснова , психолог, автор книг для родителей.

Дети узнают о болезнях и смерти уже в самом юном возрасте. Даже дети, с которыми еще слишком рано говорить о смерти, замечают реакцию родителей или опекунов на смерть. Когда дети взрослеют, у них появляются вопросы, страхи и любопытство относительно смерти. То, как вы будете говорить с детьми о смерти, зависит от возраста и характера детей.

Шаги

Как честно говорить о смерти

    Сначала разберитесь со своими чувствами. Прежде чем поговорить о смерти с ребенком, следует пережить свое собственное горе. Если рана еще свежа, вы вряд ли сможете помочь ребенку осознать случившееся должным образом. Поговорите с другими людьми, которые могут помочь вам принять свои чувства, чтобы не испугать ребенка.

    • Если вам некомфортно говорить о смерти, ребенок это заметит. Начинайте этот разговор только в том случае, если можете ясно мыслить.
    • Нет ничего плохого в том, чтобы демонстрировать грусть и свои эмоции. Но если вы еще не смирились с утратой, возможно, ребенок расстроится из-за вашей реакции больше, чем из-за самого события.
  1. Подберите момент, когда ребенок будет настроен разговаривать. Поговорите с ребенком в машине, перед ужином или перед сном, когда он будет более восприимчив к спокойному разговору и не будет никуда спешить. Начните разговор прямо: «Я хочу поговорить с тобой о бабушке».

    • Скажите ребенку, что вас интересуют его мысли и чувства.
    • Держите свои чувства под контролем, когда будете разговаривать с ребенком. Не начинайте этот разговор, если испытываете стресс, расстроены или устали.
  2. Учтите уровень развития ребенка. Младенцы и маленькие дети не поймут то, что вы им скажете, однако они будут реагировать на эмоциональное состояние родителей. С трех лет с ребенком можно говорить, используя прямые и понятные фразы. Дети школьного возраста поймут простые и честные объяснения о том, что случилось. Более взрослые дети и подростки смогут осознать смерть так же, как и взрослые, но им может быть трудно выразить свои эмоции относительно случившегося.

    • Помните, что дети и молодые люди переживают горе не так, как взрослые. Их чувства могут резко меняться на противоположные.
    • Ребенок может выражать свои чувства с помощью игр. Наблюдайте за играми ребенка, чтобы вовремя заметить то, что он хочет сказать.
    • Помните, что вы лучше всех умеете интерпретировать чувства своего ребенка. Вы знаете, склонен ли ребенок выражать свои эмоции через рисунки, игры или разговоры.
  3. Не используйте эвфемизмы. Дети понимают слова буквально. Многие эвфемизмы могут напугать и запутать детей. Например, не говорите, что умерший человек заснул, ушел в лучший мир или попрощался с вами, поскольку эти слова могут напугать ребенка.

    • Можно попытаться объяснить, что эти выражения могут означать смерть, но не используйте их сами.
    • Покажите ребенку конкретные примеры смерти: цветка, растения, домашнего животного. Используйте эти примеры, чтобы объяснить, что смерть неизбежна, необратима и естественна.
  4. Объясните ребенку, что смерть необратима. Не имеет значения, кто умер, - человек или золотая рыбка: ребенок не сможет снова увидеть умершего. Самое главное, что значит смерть, - это то, что человек или животное уже не вернется. Это также означает, что умерший больше не чувствует грусти и боли, поэтому постарайтесь убедить ребенка в этом.

    • Некоторые религиозные концепции, связанные со смертью, могут быть слишком сложными для восприятия детьми.
    • Возможно, вам придется напоминать ребенку, что он не увидит умершего снова. Будьте готовы к вопросам о том, когда придет умерший человек или будет ли он в определенном месте.
  5. Объясните ребенку, что смерть неизбежна. Если ребенок уже школьник, он может понять, что смерть необратима, однако он может не знать, что она неизбежна. Попробуйте объяснить природу смерти на простых и понятных примерах.

    • Убедитесь, что ребенок понимает, что чья-то смерть не была вызвана его поступком или отсутствием оного.
    • Поговорите о причине смерти. Чем больше ребенок будет знать о причине смерти, тем меньше он будет винить себя.
    • Если ребенок еще слишком мал, чтобы понять причину смерти, объясните, что сможете, используя слова, которые ребенок понимает. Например, скажите, что организм человека перестал работать и что его было невозможно починить.
  6. Успокойте ребенка. В конце концов, не все заболевшие умирают. Напомните ребенку о его болезни, после которой он поправился. Составьте список близких ребенку людей, которые ничем не болеют, чтобы ребенок понимал, что он не один. Используйте этот разговор как возможность напомнить ребенку о том, сколько людей любят его.

    • Не удивляйтесь, если ребенок временно станет нуждаться в вашем внимании больше, чем обычно.
    • Если ребенок уже большой, возможно, он попытается отдалиться от вас. Не злитесь на него, но и не меняйте подход к воспитанию, который у вас был до разговора о смерти.
    • Предлагайте ребенку выражать свои эмоции, сколько бы лет ему ни было.
  7. Будьте готовы к подробным вопросам. У детей могут возникать неожиданные вопросы (например, страшно ли внутри гроба и темно и холодно ли под землей). Эти вопросы не говорят о неуважении - они выражают интерес ребенка в конкретным деталям. Отвечайте на каждый вопрос максимально понятно.

    Как помочь ребенку пережить горе

    1. Помогайте ребенку выражать эмоции. Дети могут выражать чувства не напрямую, а через игры или творчество. Дети также могут пытаться скрывать свои чувства, особенно если они уже вышли из младшего школьного возраста или достигли подросткового возраста. Возможно, ребенок станет раздражительным или начнет вести себя младше своего возраста.

      • Примите чувства, которые есть у ребенка относительно смерти. Скажите, что чувствовать грусть, радость, непонимание, страх и злость совершенно нормально.
      • Что бы ни чувствовал ребенок, объясните ему, что о нем заботятся и что он в безопасности.
      • Если чувства ребенка расстраивают вас, он с большей вероятностью будет пытаться скрыть их от вас.
    2. Помогите ребенку оживить воспоминания. Возможно, ребенку будет проще пережить утрату, если он вспомнит все приятные моменты, которые у него были с умершим человеком. Соберите фотоальбом или любой другой альбом, включите в него снимки и воспоминания об умершем.

      • Помните, что горевать - не значит забывать. Горевать - значит переживать потерю близкого человека или животного.
      • Чтобы ребенку было проще привыкнуть к тому, что человек или животное не вернется, предложите ему пересмотреть фотографии, вспомнить истории из прошлого или записать эти истории. Это позволит ему сохранить связь с умершим.
    3. Расскажите ребенку о своих ценностях. Если у вас есть религиозные убеждения, расскажите о них ребенку так, чтобы он понял. Например, если вы хотите объяснить ребенку, что его бабушка попала на небеса, будьте готовы рассказать об этом подробнее.

      • Если в вашей религии есть определенные обычаи, церемонии или ритуалы, связанные со смертью, позвольте ребенку участвовать в подготовке.
      • Попросите религиозного лидера помочь вам подготовиться к разговору с ребенком о вашей вере.
    4. Поищите детские книги, в которых речь идет о смерти. Если вы часто читаете ребенку, подберите книги о смерти. Это позволит вам спокойно обсудить новую информацию знакомым ребенку способом. Обратите внимание на следующие книги:

      • «Книга о смерти» Перниллы Стальфельт;
      • «Что такое жизнь?» Оскара Бренифье;
      • «Самые добрые в мире» Ульфа Нильсона и Эвы Эриксон.

    Как говорить о смерти в новостях

    1. Не думайте, что ребенок не знает о смерти в новостях. Стрельба в школах, война, терроризм, а также местные происшествия широко освещаются в прессе. Дети узнают о жестокости из новостей и могут задавать вопросы. Если вы не будете говорить об этом с ребенком, он не сможет разобраться в этом, и ему не станет спокойнее.

      • Если вы избегаете этой темы, вы тем самым сообщаете ребенку, что эта тема является запретной, даже если вы так не считаете.
      • Позвольте ребенку говорить с вами обо всем, что его беспокоит. Будьте готовы помочь ребенку осознать чувства, вызванные этими событиями.
      • Нет ничего плохого в том, чтобы ограничивать количество информации, которую ребенок получает из новостей. Ученые установили, что дети, которые смотрят повторы новостных передач, могут считать, что событие случилось еще раз.
      • Даже при ограниченном просмотре ребенок все равно может узнать плохие новости.
    2. Выслушивайте ребенка. Если вы будете слушать, что ребенок говорит вам о своих чувствах и мыслях, вы дадите ему понять, что его мысли объяснимы и нормальны. Кроме того, вы сможете избавить ребенка от неоправданных страхов.

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал