Манипуляции в общении. виды, приемы, характеристика манипуляций в общении. Как распознать поведение манипулятора

Главная / Отдых

Слово манипуляция в сознании большинства людей ассоциируется с понятием «использование». Действительно ли манипулятивное поведение столь неэтично и исключительно деструктивно?

Этот вид психологического влияния достаточно жёстко критикуется и осуждается, однако нет человека в обществе, который ни разу не применял бы манипуляции в процессе общения. Разбираемся с сущностью, причинами и результатами манипулятивного поведения.

Сущность манипулятивного поведения

Манипуляция являет собой психологический прием скрытого управления поведением других людей. То есть человек выполняет волю манипулятора, но при этом считает, что предпринять определенные действия он решил исходя из собственных побуждений. Манипуляцию можно сравнить с управлением куклой-марионеткой: со стороны кажется, что двигается она самостоятельно, но это иллюзорное восприятие, ведь все ее движения зависят от желаний человека, который ловко дергает за ниточки. Так и в процессе общения: манипулятор умело управляет поведением своего собеседника. В роли «ниточек» в этом случае выступают эмоции.

Манипулировать другими мы учимся с раннего детства. Например, ребенок раз попросил о чем-то, а его просьбу отклонили, но потом он «закатал истерику» и получил желаемое, он будет воспринимать такую модель поведения как эффективную. Если подобный сценарий повторится несколько раз, данная модель поведения закрепится. Человек растет и начинает понимать, что просить не обязательно. Можно намекнуть о желаемой вещи или событии, а потом поплакать, продемонстрировать свое недовольство, обиду, и близкие люди, если это в их силах, сами предложат выполнить мечту.

Манипулятивный стиль поведения

Склонны к манипулированию все, но одни прибегают к скрытому управлению поведением других изредка, часто сами не осознавая этого, а для других подобная стратегия является основной и преобладающей. Зависит это от индивидуальных характеристик личности. Исследования показывают, что типичный манипулятор отличается высоким уровнем эгоизма и недоверия к окружающим, ему сложно менять свое поведение, он долго адаптируется к новому. Также он хорошо разбирается в людях, быстро находит их «слабые места », что позволяет в каждой конкретной ситуации выбирать оптимальную стратегию поведения.

Чем манипуляция кардинально отличается от других стратегий общения? Манипулятор абсолютно не учитывает интересы и желания своей «жертвы». Человек выполняет его желания, часто пренебрегая собственными потребностями. Если возникает чувство, что вами воспользовались или пытались это сделать, вероятно, вы столкнулись с манипуляцией.

Причины манипулятивного поведения

Возникает логичный вопрос: зачем люди прибегают к стратегиям скрытого управления, если можно открыто попросить о помощи?
  • Большинство ученых придерживаются мнения, что главная причина, по которой выбирается манипулятивное поведение – это наличие между желанием человека быть самостоятельным, независимым и стремлением найти поддержку у других людей. С одной стороны личность не уверена в собственных силах, но с другой – окружающим она тоже полностью не доверяет, поэтому и выбирает стратегию, при которой может влиять на поступки окружающих, сохраняя видимость непричастности. Этот неосознаваемый конфликт присущ каждому. Именно поэтому все люди независимо от уровня воспитанности и наличия жестких этических принципов склонны к манипулированию.
  • Другая причина, по которой люди начинают манипулировать – это нежелание просить об одолжении. Когда человек просит о чем-то, он демонстрирует свою беспомощность, некомпетентность, что негативно сказывается на самооценке. Также он автоматически становится должным, а быть обязанным никто не любит.
  • Еще одна важная причина, почему люди выбирают манипулятивное общение , заключается в том, что подсознательно человек стремится доминировать над другими, подчинять их поведение своей воле. Это дарит чувство превосходства и удовлетворенности собой.

Манипуляция: зло или благо?

Манипулятивного поведение негативно влияет на отношения. Если в момент совершения определенного поступка человек не осознавал, что его к этому побудил другой, то со временем приходит понимание этого. Возникает чувство обиды, разочарования и злости, доверие к манипулятору снижается. В отношениях появляется напряжение и часто они рушатся.

Но бывают ситуации, когда манипулятор действует в интересах своей «жертвы». Примером может стать процесс воспитания, обучения и психотерапии. Во всех видах этой деятельности есть элементы манипуляции.

Заключение

Таким образом, роль и актуальность манипулятивного стиля поведения при общении зависит от того, с какой целью ее используют. Однако лучше всегда быть «хозяином своего поведения» и действовать в соответствии с собственными стремлениями. Чтобы не стать жертвой манипуляций, достаточно прислушиваться к собственным чувствам.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Манипулятивное поведение в общении: его причины, содержание, способы реализации, характеристики, последствия. Способы противостояния манипуляции. Выполнила Румянцева Н.К. Социальный педагог

2 слайд

Описание слайда:

План 1 Признаки манипуляции в общении 2 Причины и факторы манипулятивного общения 3 Специфика манипуляций в межличностном общении 4 Типы социальных отношений 5 Способы (виды) психологических защит 6 Вывод

3 слайд

Описание слайда:

Манипуляция - вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает

4 слайд

Описание слайда:

Признаки манипуляции в общении Выделяют три главных, родовых признаков манипуляции. - Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности. - Во вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. - В-третьих, манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний.

5 слайд

Описание слайда:

Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия – наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату "закодированный" сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на "неявное знание", которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение.

6 слайд

Описание слайда:

Анализ манипуляций показывает, что при всех различиях они имеют много общего, что и позволяет выстроить довольно надежную защиту от них.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Э.Шостром в своей работе предложил обзор причин манипуляций, выделенных в работах разных авторов. Среди них: - конфликт человека с самим собой (Ф. Перлз). Как считал Ф.Перлз, человек никогда не доверяет себе полностью и всегда верит (сознательно или подсознательно), что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет. Манипуляция в этом случае помогает контролировать других и, при таком условии, доверять им больше; - недоверие по отношению к другим людям, неспособность к любви (Э. Фромм). С точки зрения Э.Фромма, нормальные отношения между людьми - это любовь. Любовь обязательно предполагает знание человека таким, каков он есть, и уважение его истинной сущности. Однако большинство людей при всем желании не могут любить ближнего, потому что не любят самих себя. Поведение манипулятора - это попытка получить полную власть над другим человеком как альтернативу любви; - ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм). Мир наполнен большим количеством риска и неопределенности, окружающих человека со всех сторон. Человек чувствует себя абсолютно беспомощным, когда лицом к лицу оказывается перед экзистенциальной проблемой. Поэтому манипулятор занимает в своем поведении позицию бездействия; - боязнь тесных межличностных контактов (Дж. Хейли, Э. Берн, В. Глассер), - некритичное стремление получать одобрение всех и каждого (А. Эллис) Причины и факторы манипулятивного общения

9 слайд

Описание слайда:

К данному списку Е.Л.Доценко добавила: - стремление к символическому (сублимация) овладению партнерами по общению как объектами сексуального вожделения (3. Фрейд), с соответствующим разделением на активных и пассивных манипуляторов; - естественную по форме реализацию компенсаторного стремления к власти (А. Адлер); - репродукцию способов воздействия, которые общество применяет по отношению к своим гражданам: манипулятивное воспроизводство само себя поддерживает потому, что такое поведение получает систематическое позитивное подкрепление в виде социального успеха (Б. Ф. Скиннер) или в силу пассивного заполнения индивидуального смыслового вакуума культивируемыми в таких обществах псевдоценностями (В. Франкл).

10 слайд

Описание слайда:

Опираясь на перечисленные подходы, Е.Л.Доценко выделяет следующие уровни причин, приводящих к формированию манипулятивного поведения: культура (общечеловеческий контекст), общество (совокупность социальных контекстов), общение (межличностный контекст), личность (мотивационный внутрипсихический контекст) технология (контекст деятельности, ее операционального состава).

11 слайд

Описание слайда:

Таким образом, формирование манипуляции как способа поведения имеет ряд причин разного уровня общности. Формированию манипулятивного поведения способствует усвоение общекультурных норм и ценностей, фиксированных в мифах, легендах, художественных произведениях, где хитрость постулируется как норма, а выигрыш - достижение. Причины формирования манипулятивного поведения коренятся также в общении. Принадлежность человека к определенной социальной группе приводит к тому, что, защищая ее ценности и нормы, человек получает своеобразное "разрешение" применению манипулятивных техник за счет перекладывания ответственности на всю общность и поддержку с ее стороны. Причинами манипулятивного поведения являются также внутриличностные конфликты, возникающие благодаря тому, что субличности отражают принадлежность человека к определенным социальным группам. Последняя группа причин коренится в самой деятельности, ее операциональной стороне. Отсутствие адекватных способов добиться своего, особенно если это связано с другим человеком, приводит к использованию манипулятивных техник, тем более что всегда есть вероятность добиться достижения поставленной цели. Другими словами, формирования манипулятивного поведения осуществляется в процессе социализации ребенка, его постепенного вхождения в социальную общность и принятия доминирующих норм и ценностей. Закрепление того или иного варианта поведения происходит благодаря подкреплению в первой для ребенка социальной группе - семье. В дальнейшем, сформированные навыки ребенок переносит и в другие социальных группы, что приводит к предпочтению ребенком манипулятивного межличностного общения.

12 слайд

Описание слайда:

Специфика манипуляций в межличностном общении В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное, гуманистическое.

13 слайд

Описание слайда:

Гуманистическое общение - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Такое общение характеризуется ориентацией на актуальное состояние партнера, безоценочное его восприятие, равенство и эмоциональную открытость. Гуманистическое общение, позволяет достичь большего взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста. Переход к гуманистическому общению предполагает более внимательное отношение к собеседнику и его вопросам. Даже если это не интересно, необходимо деликатно относится ко всем вопросам и высказываниям.

14 слайд

Описание слайда:

Императивное общение представляет собой авторитарную, директивную форму взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной стороной, "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, указания, предписания и требования.

15 слайд

Описание слайда:

Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции" является бизнес и деловые отношения вообще. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств.

16 слайд

Описание слайда:

Типы социальных отношений Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Упрощенное, одностороннее видение другого, стереотипные представления о нем. Открытое, без маскировки, императивное воздействие -- от насилия, подавления, господства до навязывания, внушения, приказа -- с использованием грубого простого принуждения. Манипуляция. Отношение к партнеру по взаимодействию как к "вещи особого рода" -- тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы с привлечением более сложного, опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия -- провокация, обман, интрига, намек.

17 слайд

Описание слайда:

Соперничество. Партнер по взаимодействию представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится уже не только считаться, но которой приходится уже и опасаться. Стремление переиграть его, "вырвать" одностороннее преимущество. Если манипуляция строится на маскировке как цели воздействия, так и самого факта воздействия, то соперничество допускает признание факта воздействия, но цели еще, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средствами ведения борьбы могут быть отдельные виды "тонкой" манипуляции, чередование открытых и закрытых приемов воздействия, "джентльменские" или временные тактические соглашения и т. п. Партнерство. Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким как он есть, с которым надо считаться. Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Равноправные, но осторожные отношения, согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия. Основные способы воздействия -- скорее уже взаимодействия -- строятся на договоре, который служит и средством объединения, и средством оказания давления (силовым элементом). Содружество. Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Основной инструмент взаимодействия уже не договор, а согласие (консенсус).

18 слайд

Описание слайда:

Основными составляющими манипулятивного воздействия являются: оперирование информацией, представляющее собой целенаправленное ее преобразование путем искажения, утаивания, подбора способа и момента подачи и др., сокрытие манипулятивного воздействия, зачастую бессознательное для манипулятора способом, степень и средства принуждения, среди которых власть, применение силы и др., мишени воздействия, в качестве которых выступают влечения человека или группы людей, роботообразности адресата воздействия, отношение к объекту манипуляции как к марионетке.

19 слайд

Описание слайда:

Способы (виды) психологических защит Выделяют две группы психологических защит. межличностные и внутриличностные защиты, защиты бывают специфическими и неспецифическими.

20 слайд

Описание слайда:

Внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которые ведут между собой относительно самостоятельные личностные подструктуры. Межличностные защиты обнаруживаются там, где речь идёт о борьбе межличностной.

21 слайд

Описание слайда:

В зависимости от направленности выделяются специфические и неспецифические психологические защиты. Специфические психологические защиты – это защиты, которые направлены на характер угрозы. По сути, они напоминают процесс решения проблем. Они представляют собой поисковые действия в проблемной ситуации. Такие защитные действия сориентированы на стандартный, часто повторяющийся вид угрозы. Вследствие этого, специфические психологические защиты могут превратиться в автоматические, стать привычкой. Такой вид защит обеспечивает детальный анализ характера угрозы. Результатом этого анализа будет ощущение, образ. Неспецифические психологические защиты направлены на сам факт угрозы. Такие защиты имеют дело с характеристиками ситуации взаимодействия. Они в наибольшей степени подвержены стереотипизации и генерализации. Благодаря этому виду защит время задержки реакции сильно сокращается. Факт присутствие угрозы действует как ключевой раздражитель, который запускает один из психических автоматизмов, состоящий из базовых защитных установок. Неспецифические защиты обеспечивают быстрый анализ силы угрозы. Результатом их работы является эмоциональная оценка.

Описание слайда:

Уход – увеличение дистанции, прерывание контакта, удаление себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Крайним выражением этой стратегии может считаться отчуждение, полная замкнутость в себе, отказ от контактов с людьми. Обычным проявлением этого вида защит является смена темы беседы, прерывание беседы под благоприятным предлогом, уход от контактов с неприятными людьми. Изгнание – увеличение дистанции, удаление агрессора. Предельным выражением такой защиты является убийство. Часто проявляется в увольнении с работы агрессора, изгнание его из дома, осуждение, колком замечании, насмешке (частичное убиение какой-либо части агрессора: привычки, характера и т.д.)

25 слайд

Описание слайда:

Блокировка – контроль воздействия, выставление преград на его пути. Предельное выражение – полная самоизоляция посредством активизирования отдельных статусов и подсистем. Повседневное применение в виде смысловых и семантических барьеров. Управление – контроль воздействия, исходящий от агрессора, влияние на него. Предельное выражение – подчинение себе другого человека. Привычные способы использования таких защит – жалобы, плач, подкуп, попытки подружиться, спровоцировать желаемое поведение. Сюда же относиться и манипуляция, защитного происхождения. Замирание – контроль информации о самом субъекте, её намеренное искажение или сокращение. Крайняя форма – оцепенение. Чаще всего проявляется в сокрытии чувств, обмане. Игнорирование – контроль информации об агрессоре, искажённое восприятие агрессора или угрозы с его стороны. Предельная форма выражения – утрата адекватности восприятия, иллюзии. Обычно проявляется как стереотипизация (она просто дурачится), объяснение манипуляции позитивными намерениями (мне желают добра).

26 слайд

Описание слайда:

Вывод Манипуляция - есть скрытый способ воздействия на сознание, мотивы, эмоциональные состояние личности с целью управления ее поведением и деятельностью и достижения собственной выгоды. В широком смысле слова манипуляцию можно рассматривать как всеобщий способ достижения собственных целей в процессе взаимодействия личностей. Однако в узком смысле слова данное понятие приобретает негативно оценочный характер, связанный с отношением к другому человеку в процессе межличностного общения (взаимодействия) как к средству достижения собственных целей. Формирования манипулятивного поведения осуществляется в процессе социализации ребенка, его постепенного вхождения в социальную общность и принятия доминирующих норм и ценностей. Закрепление того или иного варианта поведения происходит благодаря подкреплению в первой для ребенка социальной группе - семье. В дальнейшем, сформированные навыки ребенок переносит и в другие социальных группы, что приводит к предпочтению ребенком манипулятивного межличностного общения. Межличностное общение представляет собой разновидность общения, связанного с непосредственными контактами людей в группах или парах и основанное на потребности быть частью, включенным в культуру и социум, совместную деятельность. Процесс общения включает в себя перцептивную, коммуникативную и интерактивную компоненты. Манипулятивное общение представляет собой разновидность межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Партнер рассматривается как средство, объект, который можно использовать для достижения своих целей. В процессе манипулятивного общения осуществляется целенаправленное преобразование информации, сокрытие воздействия на другого и отношение к нему как к марионетке, применяется сила, воздействие оказывается с учетом определенной мишени.

Манипуляция представляет собой преднамеренное и скрытое действие по принуждению другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для манипулятора. В чем отличие манипулятивного стиля от агрессивного стиля поведения?

Прежде всего, различие этих стилей состоит в сокрытии целей от объекта манипуляции. Если Вы раскроете цели манипулятора, это приведет к разрушению манипуляций над Вами. К отличительным чертам манипуляции относятся: осознанность манипулятором своих целей и средств, скрытость целей манипулятора, скрытость средств манипулятора, перекладывание ответственности за происходящее на других.

В толковом словаре русского языка «манипуляция» описывается как «проделки, махинации». Ряд отечественных психологов (Е.В. Сидоренко, Л.И. Рюмшина и д. р.) под манипуляцией понимают скрытое психологическое воздействие на человека для достижения своих собственных целей.

Кто такой манипулятор? Это и уважаемый бизнесмен, стремящийся к успеху (своему собственному, разумеется) с помощью служащих, представляющих для него свое время и талант за месячную зарплату. Это и рабочий, которого интересует лишь заработная плата, а не выполняемая им работа. Это и муж, скрывающий размеры своей зарплаты от супруги с тем, чтобы иметь возможность припрятать что-то про запас для личных нужд. Это и депутат, изрекающий длинные бессмысленные речи, так как больше ничего не может предложить своим избирателям. Это и стареющий родитель, цепляющийся за болезнь, чтобы привлечь внимание своих детей. Это и политик, который обещает все в будущем, кроме реальных улучшений.

Манипулятор – сознательно применяет обманные трюки, которые позволяют принизить и обес-ценить Вас, сделать из Вас вещ, подвластную тотальному контролю. Обычно человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого. Благодаря манипуляции существование человека может на время становится более комфортным, но благодаря ей же он утрачивает уважение к себе, теряет друзей, приобретает неизлечимые заболевания. Сокрытие своих истинных эмоций приводит к отсутствию получения радости от жизни – таков удел манипулятора. Его цель – окончательно освободиться от каких бы то ни было чувств по отношению к окружающим людям и начать использовать людей как неодушевленные предметы, как вещи.

Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы производить некое «должное впечатление». Из живого человека он превращается в озабоченный автомат, не желающий признаваться в своих ошибках и постоянно обвиняющий в них кого-то или что-то другое. Он цепляется за уводящие в сторону объяснения, между тем как язык его тела говорит правду, выдавая манипулятора с головой: отсутствующее выражение лица, надутые губы, каменная отчужденность или профессиональная улыбка – все это печать неискренности, отсутствие коммуникабельности. Не имея своего лица, манипулятор обзаводится маской, которая, как он думает, понравится аудитории и произведет желаемый эффект, или обзаводится холуями, готовыми подобострастно выполнят распоряжения своего «вожака».

Каким же образом могут проявляться манипуляции сотрудников? Это жалобы на бедственное положение дел в фирме, просьбы «войти в положение». Целью такой манипуляция является стремление увеличить собственную прибыль за счёт Вас.

Примером манипуляции при общении внутри организации могут также служить лестные отзывы о Ваших профессиональных качествах, но в дальнейшем сопровождаемые просьбой к Вам о «небольшом» одолжении. Обычно таким способом достигается цель – переложить выполнение работы на Вас.

Основной недостаток манипулятивного стиля заключается в риске раскрытия манипуляции, из-за чего манипулятор всегда находится в нервном напряжении. Многие из нас сталкивались с манипулятивным поведением. Оно вызывает раздражение, досаду, тревогу, подозрения, чувство вины. Эти чувства затрудняют деловое взаимодействие, приводят к возникновению конфликтов и могут приводить к разрыву отношений. Манипулятор также часто становится объектом встречных манипуляций. Например: «спасатель» требует у «жертвы» оказания ответной услуги: «Ну я же тебе помог! Помоги и мне ты». Как правило, манипуляция основана на утаивании информации. Поэтому манипулятивный стиль взаимодействия часто препятствует движению рабочей информации, затормаживает скорость принятия важных решений, что приводит к ошибкам в деятельности и снижению эффективности работы организации.
_________________________________________
Помимо агрессии и манипуляции выделяют третий стиль поведения – разумное поведение. В науке его называют ассертивное поведение. В чем заключаются особенности этого стиля поведения? Разумное поведение предполагает такой способ действий, при котором человек активно и последова-тельно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих. Можно выделить характерные черты человека проявляющего разумное поведение:

  1. Передает информацию без искажений. «Иван Петрович вчера сказал:…», «Газета «Панорама» сообщила…», и там, где это важно или возможно, ссылается на источник данных. Такой человек редко в общении использует обобщения типа «всегда одно и тоже», «вечно вы…», «никому нет дела…» или «все говорят…».
  2. С готовностью передает хорошие новости и не рвется передавать плохие. Такой человек не передает критические замечания. Он более заинтересован в том, чтобы другой человек чувствовал, что окружающие относятся к нему с симпатией и принимают его, а не думал, что его недолюбливают. Он скорее ошибется в сторону преувеличения положительных черт других, чем в сторону критики. Пример: Наташа говорит Ирине: «Привет, ты видела, какое у Кати новое пла-тье? Оно очень ей идет, хотя она слегка располнела». Ирина говорит Кате: «Наташа говорила мне про твое новое платье, и ты знаешь, она права. Оно очень тебе идет!»
  3. Передает информацию без значительных изменений, а если что-то и пропускает, то стремится пропустить то, что может принести вред или обиду. Такой человек не любит обижать других. Пример: Главный редактор своему секретарю: «Так, фотограф Николай должен представить три фотографии к статье ровно в четыре часа. Он сдает свои фотографии с запаздыванием, и это меня уже бесит! Так что скажи этому недотепе, чтобы ровно в четыре. Хорошо? Секретарь: «Сейчас же сделаю!». Секретарь фотографу Николаю: «Главный редактор требует, чтобы ты сдал ему три фотографии к статье ровно в четыре часа. Хорошо?»
  4. Обычно правильно выбирает те цели, которые действительно требуют исправления. Такой человек чинит спустившую шину, а не пинает проходившую рядом собаку, или оскорбляет прохожих людей.
  5. Обычно завершает начатые им дела. Пример: Иван: «Я отметил возле этого дерева место, где я хочу построить новую мастерскую. У меня тогда будет достаточно места для обеих машин в гараже». Петр: «Это будет выглядеть отлично, Иван, но я точно не захотел бы возиться со всеми нужными юридическими разрешениями». Иван: «Ох, я совсем забыл об этих разрешениях». Две недели спустя… Иван: «Вот мое разрешение на постройку. Теперь я могу действительно начать строить».
  6. Принимает ответственность за свои ошибки. Пример: Ольга своей матери: «Мне очень стыдно, но я вчера не сказала тебе о том, что ты была при выступлении на научной конференции великолепна. Извини меня, мне действительно понравился твой доклад».
  7. Помогает другим людям, содействует созидательной или помогающей кому-то деятельности и оказывает активное сопротивление действиям, которые вредят другим. Пример: «Прекратите ломать деревья возле нашей пятиэтажки! Необходимо организовать субботник по посадке новых саженцев». Пример: Наркоторговец школьнику: «Вот эта белая упаковка поможет тебе быстрее делать домашние задания – с этими штучками школа гораздо веселее! И стоит это всего-то пятьдесят долларов!» Петр, проходивший рядом: «Что здесь происходит? Эй! Да ты даешь этому мальчику наркотики!» Наркоторговец: «О, это просто пустячок, который сделает школу гораздо веселей для него. Я знаю, как он ее не любит…» Петр: «Катись! И если ты еще хоть раз подойдешь к этой школе…»
  8. Для такого человека чужая собственность является чужой, и он не одобряет ее кражу или использование без разрешения. Пример: Алексей: «Слушай, Иван, давай возьмем эти доски? Они уже целую неделю здесь лежат». Иван: «Эти доски привезли для строительства забора. Если тебе необходимы доски – купи их в магазине».
  9. Способствует общению и стимулирует потоки общения. Пример: Директор: «Я хотел бы сказать тебе Петр, что у меня в организации нет секретов от моих сотрудников. Поэтому на любой твой вопрос ты получишь полный ответ». Пример: Жена мужу: «Максим, давай договоримся, что между нами будет откровенность, и мы будем говорить друг другу то, что мы думаем».

В литературе описан набор правил, которые соблюдает в своем поведении разумный человек (М. Дж. Смит): «Разумный человек осведомлён о собственных правах, пользуется ими и, при необходимости, отстаивает свои права. В то же время разумный человек признаёт за окружающими такие же права и стремится строить взаимоотношения без нарушения чьих-либо прав».
М. Дж. Смит также приводит целый список неотъемлемых прав личности:

«Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя.
Вы имеете право не оправдываться.
Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответственность за чужие проблемы.
Вы имеете право передумать, изменить свое мнение.
Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них.
Вы имеете право сказать: «Меня это не интересует».
Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие.
Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений.

Разумный стиль поведения наиболее благоприятен в повседневной деятельности организаций. Этот стиль позволяет находить взаимоприемлемые решения и сохранять отношения даже в очень сложных ситуациях. Сложности с применением разумности связаны с тем, что навыки такого поведе-ния требуют серьёзного обучения и тренировки.

Давайте учиться быть разумными и окружать себя разумными людьми!

Проблема манипулятивного воздействия людей друг на друга имеет разную направленность и разный результат. Важно понять психологическую природу, механизмы и технологию манипулятивного воздействия. В современном гуманитарном познании проблема манипуляции индивидуальным и общественным сознанием и поведением, изучается в 2-х основных аспектах:

1. Нарушение прав человека. Обращение с человеком как с объектом, а не как с субъектом.

2. Манипулятивное поведение как одна из причин нарушения взаимопонимания между людьми. Наличие манипулятивной направленности хотя бы у одного из партнеров по общения препятствует взаимопониманию между ними.

Манипуляция - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий.

Можно выделить три источника информации о существовании манипуляции.

1. Позиция манипулятора. Каждый человек многократно побывал в ней: то как ребенок, вьющий веревки из взрослых, то как родитель, загоняющий ребенка в позицию виноватого, то как поклонник, добивающийся внимания к себе со стороны объекта обожания, то как покупатель, ищущий благосклонности продавца, то как подчиненный, избегающий ответственности за упущения в работе.

2. Позиция жертвы манипуляции. Достаточно поменять отмеченные выше ролевые пары -- и окажется, что все действия партнеров были направлены лишь на достижение необходимой им цели, о которой они по каким-то своим соображениям жертве не сообщили.

3. Позиция внешнего наблюдателя. Человеку, не вовлеченному в манипулятивное взаимодействие, приходится заниматься реконструкцией его деталей и характера: восстанавливать недостающие звенья, домысливать за участников. На помощь приходит собственный опыт. С одной стороны, наблюдателю самому приходилось манипулировать, этот опыт позволяет действия других интерпретировать как манипулятивные. С другой стороны, опыт жертвы манипуляции делает его более чувствительным к манипулятивным попыткам.

Слово «манипулирование», или «манипуляция» ведет свое происхождение от латинского слова manipulare, в своем первоначальном содержании означает в совершенно позитивном смысле «управлять», «управлять со знанием дела», «оказывать помощь» и т. п. В современной литературе под манипуляцией, или манипулированием, понимается искусство управлять поведением с помощью целеустремленного воздействия на общественную психологию, на сознание и инстинкты человека.

Существуют различные значения понятия «манипуляция»:

Прямое значение: манипуляция, как движение рук, связанное с выполнением определенной задачи.

Манипуляция - психологическое воздействие на другого человека, которое не всегда им осознается и заставляет его действовать в соответствие с целями манипулятора.

Таблица 1.1.1

Определения

Бессонов Б.Н.

Форма духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемая насильственным путем

Волкогонов Д.А.

Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира

Гудин Р.Е..

Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого

Йокояма О.Т.

Обманное косвенное воздействие в интересах манипулятора

Скрытое влияние на совершение выбора

Такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать

Рудинов Дж.

Побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого

Сагатовский В.Н.

Отношение к другому как к средству, объекту, орудию

Шиллер Г.

Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения

Шостром Э.

Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей

Робинсон П.У.

Мастерское управление или использование

7 групп признаков, выделенных Е.Л. Доценко, по которым строится определение понятия «манипуляция»:

1) психологическое воздействие,

2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей,

3) стремление получить односторонний выигрыш,

4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленности),

5) использование (психологической) силы, игра на слабостях,

6) побуждение, мотивационное привнесение,

7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.

В определении использовано понятие психологического воздействия, которое до сих пор, однако, само еще не было определено. Одно из замечаний, которые приходилось слышать в адрес определения манипуляции, состоит в том, что манипуляцию нельзя считать воздействием, поскольку она не может быть односторонней: манипуляция разворачивается как процесс взаимодействия, в ходе которого происходит учет особенностей адресата.

Неразработанность как самого понятия психологического воздействия, так и теоретического аппарата его описания отмечалась неоднократно [Ковалев 1989; Смирнова 1994; Балл и Бургин 1994]. Тем не менее в предлагаемых определениях имеющиеся расхождения не выглядят критическими. Так, Г.А. Ковалев под воздействием в самом общем смысле понимает «процесс, который реализуется в ходе взаимодействия двух или более равноупорядоченных систем и результатом которого является изменение в структуре, состоянии хотя бы одной из этих систем». В целом с ним согласуется определение, которое предлагает Г.А.Балл: «Воздействие предмета В на предмет А -- это событие, состоящее в том, что предмет В (возможно, совместно с предметами С, D, и др.) вызывает или предотвращает некоторое изменение предмета А. Психологическим естественно считать такое воздействие индивидуального или группового субъекта В, которое вызывает или предотвращает изменение психологических характеристик и проявлений индивида-реципиента А, в том числе относящихся к его деятельности (и поведению в целом), к его сознанию (и бессознательной сфере психики), к его личности» . Проще это выражено Т.С. Кабаченко, которая под психологическим воздействием понимает «изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей» .

Основные признаки психологического воздействия по Е.Л.Доценко:

1) это одна из двух сторон единого процесса взаимодействия;

2) при рассмотрении воздействия в расчет принимается лишь одностороннее влияние, включенное в состав целостного взаимодействия;

3) результатом воздействия выступают некоторые изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия.

Т.С. Кабаченко в качестве средства классификации методов психологического воздействия предложила различать три группы «психических образований», на которые направлено воздействие: побудители активности, регуляторы активности и психические состояния. Для создания классификации мишеней психологического воздействия этот перечень, может быть расширен за счет включения в него когнитивных структур и операционального состава деятельности (как внешней, так и внутренней). В дополненном виде классификация мишеней психологического воздействия выглядит следующим образом:

1. Побудители активности: потребности, интересы, склонности, идеалы.

2. Регуляторы активности: смысловые, целевые и операциональные установки, групповые нормы, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования.

3. Когнитивные (информационные) структуры: знания о мире, людях, сведения, которые обеспечивают информацией человеческую активность.

4. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, квалификация.

5. Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные и т. п.

В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить следующие формы манипуляций:

1. Положительные формы: заступничество, успокаивание, комплимент, невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание), сообщение хороших новостей, общие интересы.

2. Отрицательные формы: деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков), деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках), деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания).

Методов манипуляции сознанием, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

Использование внушения.

Перенос частного факта в сферу общего, в систему.

Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.

Метод под названием «нужны трупы».

Метод «страшилок».

Замалчивание одних фактов и выпячивание других.

Метод фрагментации.

Многократные повторы или «метод Геббельса».

Создание лжесобытий, мистификация.

конфликт человека с самим собой (Ф. Перлз),

недоверие по отношению к другим людям, неспособность к любви (Э. Фромм),

ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм),

боязнь тесных межличностных контактов (Дж.Хейли, Э.Берн, В. Глассер)

некритичное стремление получать одобрение всех и каждого (А. Эллис).

Манипуляция как психологический феномен не появляется сама по себе. Всегда существуют некие силы и условия, которые способствуют или прямо вызывают ее к жизни. И, конечно, всегда находятся люди благодаря активности которых эти силы и условия действуют.

Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях манипулятора. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция -- это не насилие, а соблазн.

Специалисты в области манипулятивного взаимодействия отмечают следующие причины возникновения манипуляции как явления: внутриличностный конфликт, недоверие по отношению к другим людям, неспособность к любви, ощущение беспомощности, боязнь тесных межличностных контактов, стремление к символическому овладению партнерами по общению, реализация компенсаторного стремления к власти, аффилиативная потребность (некритическая потребность получать одобрение со стороны других).

Природу манипуляции можно рассматривать в системе различных причинных оснований, в числе которых актуальная роль принадлежит человеческой культуре как таковой, обществу, общению, личности.

Место манипуляции в системе человеческих отношений. Все человеческие поступки, по мнению Е.Л.Доценко, можно расположить вдоль ценностной оси «отношение к другому как к ценности -- отношение к другому как к средству». Опишем подробнее содержание полюсов этой шкалы.

Первый полюс -- субъектный -- конституирует отношение к партнеру по взаимодействию как к ценности. В этом отношении выделяется две стороны: моральную и психологическую. Моральная состоит в признании самоценности другого человека как свободного, ответственного, имеющего право быть таким, как он есть и желать того, чего он желает. Психологическая состоит из трех моментов: мотивационного, когнитивного и операционального. В мотивационном плане установка на ценность другого конкретизируется в стремлении к сотрудничеству, к установлению равноправных партнерских взаимоотношений, к совместному решению возникающих проблем. В когнитивном плане -- в готовности понять другого, умении децентрироваться, видеть человека во всей его многосложности, уникальности, изменчивости. Операциональный план характеризуется установкой на диалог и сотрудничество.

Второй полюс -- объектный -- характеризуется отношением к партнеру по взаимодействию как к средству, объекту. В нравственном плане оно воплощается в отношение к другому как к орудию достижения своих целей: нужен -- привлечь, не нужен -- отодвинуть, мешает -- убрать (вплоть до физического уничтожения). Допустимость (моральное оправдание) такого отношения базируется, во-первых, на обесценивании человека, во-вторых, на основе веры в неравенство (в ценности, в правах, в цене) людей, а в-третьих, на ощущении собственного превосходства над другими в чем-либо, доходящего до чувства собственной исключительности. В мотивационном плане отношение к другому как объекту конкретизируется в желании обладать, распоряжаться им, стремлении получить одностороннее преимущество, непременно добиться своего. В когнитивном плане объектная позиция проявляется в эгоцентризме -- непонимании другого, отсутствии попыток увидеть ситуацию его глазами, в упрощенном, одностороннем видении своего партнера, в использовании стереотипных представлений, расхожих суждений о нем. В операциональном плане -- это опора на однонаправленность воздействия, его монологичность с использованием стандартных привычных автоматических приемов.

Большинство случаев взаимодействия людей между собой не находятся ни на одном из описанных полюсов. В чистом виде объектное отношение проявляется нечасто. Для описания взаимопереходов между полюсами на оси отношений предлагается разделить ее на участки и дать содержательное описание каждому из них, на онове типологии В.Н. Сагатовского и Г.А. Ковалева. Первый предложил различать следующие уровни:

манипулирование -- «один субъект рассматривает другого как средство или помеху по отношению к проекту своей деятельности, как объект особого рода («говорящее орудие»)»;

«рефлексивная игра» -- «один субъект в проекте своей деятельности учитывает «контрпроект» другого субъекта, но не признает за ним самоценности и стремится к «выигрышу»;

правовое общение -- «субъекты признают право на существование проектов деятельности друг друга, пытаются согласовать их и вырабатывают обязательные для взаимодействующих сторон нормы такого согласования»;

нравственное общение -- «субъекты внутренне принимают общий проект взаимной деятельности как результат добровольного согласования проектов деятельности друг друга» .

Предложенный набор уровней необходимо дополнить еще одним -- на объектном полюсе, поскольку ни в одном из них не находится места таким феноменам, как приказ, принуждение, насилие, угроза и т. п. -- тому, что Г.А. Ковалев называет императивным воздействием.

В результате получается шкала отношений, содержащая пять уровней установок на взаимодействие:

Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Упрощенное, одностороннее видение другого, стереотипные представления о нем. Открытое, без маскировки, императивное воздействие -- от насилия, подавления, господства до навязывания, внушения, приказа -- с использованием грубого простого принуждения.

Манипуляция. Отношение к партнеру по взаимодействию как к «вещи особого рода» -- тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы с привлечением более сложного, опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия -- провокация, обман, интрига, намек.

Соперничество. Партнер по взаимодействию представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится уже не только считаться, но которой приходится уже и опасаться. Стремление переиграть его, «вырвать» одностороннее преимущество. Если манипуляция строится на маскировке как цели воздействия, так и самого факта воздействия, то соперничество допускает признание факта воздействия, но цели еще, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средствами ведения борьбы могут быть отдельные виды «тонкой» манипуляции, чередование открытых и закрытых приемов воздействия, временные тактические соглашения и т. п.

Партнерство. Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким как он есть, с которым надо считаться. Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Равноправные, но осторожные отношения, согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия. Основные способы воздействия -- скорее уже взаимодействия -- строятся на договоре, который служит и средством объединения, и средством оказания давления (силовым элементом).

Содружество. Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Основной инструмент взаимодействия уже не договор, а согласие (консенсус).

От доминирования к содружеству происходит переход от крайне несимметричных отношений, когда один субъект властвует над другим, до равноправных, позволяющих совместно объединяться для решения возникающих проблем. Те же изменения происходят и с силой: сначала она грубая и простая, направленная на/против другого, затем становится все более мягкой, утонченной, даже одухотворенной. Появляется совместная сила -- договор, который на уровне партнерства, как правило, используется для взаимного контроля (все еще направленная на другого), а затем направляется вовне. Наличие совместной силы -- основа объединения субъектов в одну общность.

Таким образом, манипуляция -- это вид психологического воздействия, которое используется для скрытого внедрения в психику жертвы целей, желаний, намерений, отношений или установок манипулятора, не совпадающих с актуально существующими потребностями жертвы. Целью человека-манипулятора является управление поведением другого человека, таким образом, чтобы этому человеку казалось, что он сам так поступает.

Э.Шостром в своей работе предложил обзор причин манипуляций, выделенных в работах разных авторов. [Шостром, 49, стр. 21-23] Среди них:

Конфликт человека с самим собой (Ф. Перлз). Как считал Ф.Перлз, человек никогда не доверяет себе полностью и всегда верит (сознательно или подсознательно), что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет. Манипуляция в этом случае помогает контролировать других и, при таком условии, доверять им больше;

Недоверие по отношению к другим людям, неспособность к любви (Э. Фромм). С точки зрения Э.Фромма, нормальные отношения между людьми - это любовь. Любовь обязательно предполагает знание человека таким, каков он есть, и уважение его истинной сущности. Однако большинство людей при всем желании не могут любить ближнего, потому что не любят самих себя. Поведение манипулятора - это попытка получить полную власть над другим человеком как альтернативу любви;

Ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм). Мир наполнен большим количеством риска и неопределенности, окружающих человека со всех сторон. Человек чувствует себя абсолютно беспомощным, когда лицом к лицу оказывается перед экзистенциальной проблемой. Поэтому манипулятор занимает в своем поведении позицию бездействия;

Боязнь тесных межличностных контактов (Дж. Хейли, Э. Берн, В. Глассер),

Некритичное стремление получать одобрение всех и каждого (А. Эллис).

Стремление к символическому (сублимация) овладению партнерами по общению как объектами сексуального вожделения (3. Фрейд), с соответствующим разделением на активных и пассивных манипуляторов;

Естественную по форме реализацию компенсаторного стремления к власти (А. Адлер);

Репродукцию способов воздействия, которые общество применяет по отношению к своим гражданам: манипулятивное воспроизводство само себя поддерживает потому, что такое поведение получает систематическое позитивное подкрепление в виде социального успеха (Б. Ф. Скиннер) или в силу пассивного заполнения индивидуального смыслового вакуума культивируемыми в таких обществах псевдоценностями (В. Франкл). [Доценко, 21, стр. 63]

Опираясь на перечисленные подходы, Е.Л.Доценко выделяет следующие уровни причин, приводящих к формированию манипулятивного поведения: культура (общечеловеческий контекст), общество (совокупность социальных контекстов), общение (межличностный контекст), личность (мотивационный внутрипсихический контекст) и технология (контекст деятельности, ее операционального состава). Рассмотрим представленные автором идеи.

Одним из факторов, способствующих формированию манипулятивного поведения, является культура . В сказках, мифах, приключенческой литературе разных народов к уловкам и хитростям не просто относятся благосклонно, но и рассматривают их как поощряемые действия. Причиной этого часто является то, что манипуляция оказывается предпочтительнее, чем физическая расправа или прямое принуждение. Главная ценность, постулируемая зачастую в художественных произведениях - выигрыш, победа, ради которых все эти хитрости изобретаются. Манипуляция есть не что иное, как та самая уловка, хитрость, соответственно, человек, входя в культуру, осваивает до автоматизма убеждение в том, что хитрить и ловчить не просто можно, но и необходимо.

Второй уровень причин формирования манипулятивного поведения - общество , социальная природа человека. Интересную теорию человеческой истории выдвинул Б.Ф.Поршнев, основанную на понимании материальных потребностей человека, его нужды в конкретных предметах или свойствах этих предметов. В данной теории утверждается, что норма поведения каждого человека в первобытном обществе состояла в том, что он раздаривал результаты своего труда. Иначе говоря, производя больше, чем было нужно для восстановления сил, затраченных на производство, человек стремился угостить или одарить других. "Отдать", как утверждает академик, - это норма отношений в первобытном обществе, это форма воздействия на другого человека с помощью добытого из природной среды продукта, средства обеспечения жизненных благ. [Поршнев, 39, стр. 405] Однако позже обществом стали создаваться специальные нормы для регуляции пределов дарения, и открытое взаимодействие как взаимное одаривание людьми друг друга стало приобретать дополнительные контексты и подтексты. Теперь уже приходилось осуществлять специальные действия, чтобы получить от другого что-либо. По-сути, здесь речь идет уже о манипуляциях.

Являясь членом определенной социальной группы, человек вбирает в себя ее нормы и ценности и, тем самым, делит ответственность за свои собственные поступки с членами своего сообщества, получает подкрепление своей самооценки и чувства значимости, пользуется авторитетом социальной группы для достижения своей цели. Таким образом, происходит подкрепление определенных моделей поведения. Тогда социальное взаимодействие между представителями разных групп наполняется стремлением получить "выгоду" и подкрепляется при этом чувством идентификации со своей группой.

Следующий уровень причин, с точки зрения Е.Л..Доценко, способствующих формированию манипулятивного поведения - уровень общения (межличностный контекст). Общение представляет собой установление контакта, который способствует взаимному подтверждению партнерами по общению факта существования друг друга, обеспечении постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией. Наличие такого обмена создает взаимную зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимную ответственность за сохранение образовавшегося динамического единства, новой общности. Общение кроме установления контакта предполагает также обмен конкретным личностно значимым содержанием, которое определяется намерениями сторон, степенью их совпадения, спецификой ситуации и т. п.

Потребность в общении выступает источником активности, направленной на установление и поддержание стабильных отношений с людьми. Однако постепенно она трансформируется в потребность в приобщении, потребность быть частью. Это означает, что удовлетворение потребности зависит от социального общения, а значит, возможно манипулирование, связанное либо с обеспечением принадлежности, либо с отлучением от значимого другого. Такой опыт каждый человек выносит из детства, когда на детский плач - зов отзывалась мать. Формирование невротических потребностей, т.е. принципиально ненасыщаемых, закрепляет данный механизм.

Внутриличностная причина формирования манипулятивного поведения может быть объяснена через наличие мотивационного внутрипсихического контекста. Так, Э.Берн [Берн, 6, стр. 37] описывает три внутриличностных подструктуры - "родитель", "взрослый", "ребенок", - взаимодействие между которыми может быть конфликтным, определяемым противоречивыми побуждениями. Многие авторы указывают на множественную структуру Я, отражающую принадлежность к различным группам (сын директора, русский, студент МГУ, болельщик "Динамо" и т.д.). Соответственно, каждое маленькое "Я" несет в себе интересы и убеждения группы принадлежности, включается в общее движение по достижению цели. Как указывает Е.Л.Доценко, "к общекультурному разрешению на хитрость добавляется социальная поддержка замысла -- установка на борьбу: стремление добиться непременно собственной цели, игнорирование интересов партнера, отношение к нему как к средству. Общечеловеческие ценности срабатывают в основном по отношению к "своим". Вытесненная сторона человечности тем не менее продолжает жить, давая неожиданные (часто гипертрофированные) всплески альтруистических порывов, бурной любви, неумеренной нежности и т. п., компенсируя жесткость социальной действительности". [Доценко, 21, стр.92] У каждого уровня и каждой части внутри личности есть свои -- частные или частичные -- интересы, устремления. Все это многообразие устремлений в каждый момент времени оказывается спроецированным на актуально выполняемые действия. Поэтому каждое действие, сколь бы простым оно ни казалось, несет на себе печать влияния множества как актуальных, так и латентных побуждений.

Таким образом, внутриличностная предпосылка манипуляции -- не столько внутренняя множественность, сколько нецелостность. Отсутствие собственного центра -- самости -- или его игнорирование, с одной стороны, вынуждает человека подчиняться своим частностям (продолжая терять целостность), а с другой, делает его уязвимым перед интервенцией с целью завладения одной из его частей. Как следствие, жертва сама провоцирует агрессора подобно тому, как брошенные без присмотра вещи становятся слишком привлекательны для вора.

И еще один уровень причин формирования манипулятивного поведения, по мнению Е.Л.Доценко, - технология (контекст деятельности, ее операционального состава). Человеческая культура предлагает широкий выбор приемов, с помощью которых можно весьма экономно достигать собственных целей. Наличие образцов инструментов предоставляет соблазн использовать их по назначению, подобно тому, как взявший в руки молоток ребенок стремится испробовать свое приобретение на практике.

На технологическом уровне манипулировать приходится оттого, что непозволительно грубо добиваться от человека требуемого, а "по-хорошему" не все умеют (в обоих смыслах "не могут"). Кроме того, манипуляцию провоцирует ощущение имеющейся возможности ("дайка и я попробую"). Когда есть культурное разрешение, социальная поддержка, межличностные образцы и внутреннее желание, технологическая возможность оказывается приятным подарком для манипулятора.

Таким образом , формирование манипуляции как способа поведения имеет ряд причин разного уровня общности. Формированию манипулятивного поведения способствует усвоение общекультурных норм и ценностей, фиксированных в мифах, легендах, художественных произведениях, где хитрость постулируется как норма, а выигрыш - достижение. Причины формирования манипулятивного поведения коренятся также в общении. Принадлежность человека к определенной социальной группе приводит к тому, что, защищая ее ценности и нормы, человек получает своеобразное "разрешение" применению манипулятивных техник за счет перекладывания ответственности на всю общность и поддержку с ее стороны. Причинами манипулятивного поведения являются также внутриличностные конфликты, возникающие благодаря тому, что субличности отражают принадлежность человека к определенным социальным группам. Последняя группа причин коренится в самой деятельности, ее операциональной стороне. Отсутствие адекватных способов добиться своего, особенно если это связано с другим человеком, приводит к использованию манипулятивных техник, тем более что всегда есть вероятность добиться достижения поставленной цели.

Другими словами, формирования манипулятивного поведения осуществляется в процессе социализации ребенка, его постепенного вхождения в социальную общность и принятия доминирующих норм и ценностей. Закрепление того или иного варианта поведения происходит благодаря подкреплению в первой для ребенка социальной группе - семье. В дальнейшем, сформированные навыки ребенок переносит и в другие социальных группы, что приводит к предпочтению ребенком манипулятивного межличностного общения.

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал