Классификация загадок, их основные виды. Художественные особенности загадок «Сценарное мастерство и основы драматургии»

Главная / Отдых

АЛГОРИТМ

СОЗДАНИЯ

ЗАГАДОК.

П 1.

Загадки в нашей жизни.

Роль загадок в занятиях с детьми.

Загадки любят все. Особенно, конечно, дети. Прежде всего, любят загадывать. Причина - интересно поставить " втупик" товарища, а нередко - и взрослого. Детям просто необычно видеть, что родитель или воспитатель что-то не знает! "Как же это? Папа не знает!". Восторг пополам с некоторым страхом и изумлением... "Не знает!". И блестят хитрые глаза - вот она, отгадка, такая простая...

Любят отгадывать. Может быть, дети где-то чувствуют, что отгадывание загадок - это суть жизни человека. Сначала игра, потом жизнь.

А об успехе загадок говорит игра "Что? Где? Когда?", обоюдные каверзы студентов в КВН"е, родившееся на наших глазах капитал-шоу "Поле-чудес", всевозможные конкурсы и викторины. Чуть не забыл детективный жанр. Там-то сплошь загадки.

Естественно, что загадки - прекрасный материал для педагога. В занимательной форме дети получают знания:

О предметах и их связях в живой и неживой природе:

морковь- "красна-девица", растет в земле - "сидит в темнице", а ботва над землей - "коса на улице";

Об аналогиях: очень большое небо - "поле немерено", большое количество звезд - "овцы не считаны", месяц - "пастух рогат";

О функциях вещей: книга - рассказывает, часы – показывают время;

О характере процессов и последовательности явлений: "На болоте родился, три раза крестился, никому не покорился, Героем оборотился" - Ленинград.

Похоже, что проблемное обучение - по сути, это обучение на загадках! Поставим в трудное положение, заставим задуматься...

А откуда берутся загадки? Как они попали в детские книжки, в конспекты педагогов? Как хотелось бы самому сочинять их. Ведь мир вещей расширяется буквально с каждым днем. Вокруг нас персональные компьютеры и ведеомагнитофоны, лазеры и космические станции, роботы. Рождаются новые общественные движения, рождается новое государство. Когда-то сочинятся про это все загадки?! Способ нужен сегодня, сейчас, вчера!

П 2.

Существующие способы создания загадок.

Старинные загадки стали частью фольклора, устного народного творчества. И тут мы сильно не погрешим против истины, если предположим, что загадки создавались испытанным веками способом - методом проб и ошибок (МПИО).

Так, загадки тесно смыкались с творчеством скоморохов, часто использовавших иносказания. Острый глаз помогал подметить явление в мире вещей и процессов, а острый язык - это выразить в нескольких емких словах-образах. А дело слушателя

Догадаться, о чем или о ком идет речь...

И отбирались загадки временем, проверялись на выживаемость. "Четыре братца под одной крышей стоят", "Два брюшка, четыре ушка", - кто скажет, из какого времени пришли к нам эти загадки?

Писатели-переводчики дарят нам загадки других народов. Хорошо известны загадки в переводах К.Чуковского, С.Маршака.

"Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей..."

/Губы и зубы во рту/.

"Шалтай-Болтай сидел на стене..."

/ Яйцо/

"Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нем..."

/Яйцо/

Это образы англо-американских загадок из сборника "Сказки Матушки Гусыни".

Загадки сегодняшнего дня приходят к нам в журналах "Мурзилка" и "Веселые картинки", в стихах детских поэтов.

"Я горячее храню, и холодное храню.

Я и печь, и холодильник вам в походе заменю"

/Термос/

"По небу ходит маляр без кистей.

Краской коричневой красит людей".

/Солнце/

"Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает".

/Свеча/

"На железной клумбе

цветы голубые,

Помогают стряпать

кушанья любые".

/Газовая плита/

"В нашей кухне круглый год

Дед Мороз в шкафу живет".

/Холодильник/

Судя по выбору тем-объектов и отсутсвию каких-либо рекомендаций, можно сделать вывод, что и в настоящее время загадки создаются все тем же методом проб и ошибок. И остается уповать на то, что кто-то вновь подметит острым глазом и выразит острым, запоминающимся словом новые вещи и явления нашего быстро меняющегося мира.

Критика существующих способов создания загадок.

1. Бесплановость в работе создания загадок.

Создание загадок - творческий процесс. А широко распространено мнение, что творчество принципиально не планируемо. Вот придет вдохновение, тогда...

2. Случайность выбора объектов загадок.

Объектами загадок становятся чаще всего предметы обихода, природные явления, школа и ее атрибуты, игрушки, техника. Но так отстают современные загадки от сегодняшнего мира вещей и явлений!

3. Узок круг объектов загадок.

Даже после выбора объекта фантазия не идет дальше нескольких предметов этого круга:

Мебель (стол, стул);

Овощи (капуста, лук, морковь);

Транспорт (автомобиль, паровоз, самолет);

Природные явления (дождь, радуга, снег, ветер);

Школа (мел, доска, звонок).

4. Отсутствие системы в выборе качеств (действий) объектов загадок.

Какие элементы объекта взять для составления загадки, какие его действия описать в завуалированной форме? Ответ существующие методы не дают, вся надежда на фантазию.

5. Невозможность научить любого человека "конструированию" загадок.

Упование на интуицию и фантазию, озарение, напрочь отвергают возможность обучения этому искусству. Есть талант - удешь создавать загадки, нет - извини...

Требования к способу создания загадок.

Основные требования к способу создания загадок вытекают з предыдущего раздела с критическими замечаниями. Естественно, что способ должен обеспечить:

Возможность плановой работы по созданию загадок. Конечно, дохновение - вещь хорошая, но метод должен обеспечить создание 5-ти загадок в час. Шутка, но все же...

Направленный выбор объектов загадок. Например, представили ебе комнату, и об всех предметах (на потолке, стенах, полу, стен) создали загадки.

Расширение круга объектов загадок. Этот пункт тесно смыкается с предыдущим. Ну, куда входит комната? В квартиру. И еперь квартира - объект загадки.

Выбор всех атрибутов (характеристик) объектов. Любой объект состоит из элементов, которые как-то между собой связаны, выполняют какие-то функции; объект как-то развивается во

времени. Именно это и берем.

    возможность научить любого человека "конструировать" загадки. Уже предыдущие пункты показывают, что их реализация похожа на метод-способ: берем объект с его окружением, пристально изучим его элементный состав, связи, функции, историю. И опишем простыми словами. Заготовка загадки готова. Ну, можно этому научиться? Думаю, да.

Что есть для разработки способа создания загадок?

1. Алгоритм создания загадок, предложенный в мае 1989 года слушателем НУНТТ-а Шамовым А.

Объект загадки

Структурный анализ объекта

Функциональный анализ объекта и его элементов

Есть ли

Нет сходный объект Да

Со сходными

Функциями

Описание через Отрицательное

функции сравнение

Композиция

Ритмическая организация

Загадка где O - объект

Пример работы по предложенному алгоритму:

а) выбираем объект - очки;

б) очки состоят из:

Стекол

Оправы (металлической или пластмассовой)

в) стекла исправляют дефект зрения (глаза), оправа

удерживает очки перед глазами;

г) сходный объект - окно, витрина;

И сразу появились два варианта загадки:

Немного стекляшек,

Пластмассы немножко.

И вот уж готово

Для стекол окошко.

Вы бывали в магазине?

Что такое глаз в витрине?

Правда, здесь при наличии сходного объекта использовано не отрицательное сравнение типа "есть стекло и рамка, но не окно", а положительное сравнение "окно для глаза". Аналогично использован сходный объект - витрина.

Полученные загадки показали возможность использования алгоритма. Но в алгоритме есть и недостатки:

Использован только структурный, а правильнее сказать, элементный анализ объекта и функциональный анализ;

Указанные операции идут последовательно;

Предлагается при отсутствии сходного объекта давать описание объекта загадки через его функции;

Предлагается при наличии сходного объекта давать описание объекта через отрицательное сравнение.

2. Для разработки уточненного алгоритма создания загадок воспользовались опытом создания АРИЗ:

Сбор и обработка информационного фонда;

Выявление закономерностей;

Формализация.

п.6

Процесс разработки уточненного алгоритма

создания загадок.

1. В качестве информационного фонда использован сборник загадок для детей (Н>Н>Понамарева), Загадки из книги "Сказки Матушки Гусыни" и др.

2. Загадки из ИФ "пропущены через алгоритм Шамова А., что помогло выявить недостатки алгоритма. Недостатки указаны в предыдущем разделе.

3. Использован опыт работы по проведению ФСА: предлагается сделать параллельный анализ:

Элементный;

Структурный;

Функциональный;

Параметрический;

Генетический.

4. Получена развернутая схема алгоритма, причем схема достаточно сложна для работы.

5. Произведено свертывание схемы. В этом варианте она приобрела вид (см рис 2).

6. Проверка схемы с помощью создания загадок.

Блок-схема алгоритма создания загадок

Объект загадки Надсистема объекта

О1 анализ

Нарушение, изъятие

О1 Положительное описание через Описание

нет Есть ли да через Отрицательное

О1 сравнение

Композиция

Ритмическая организация

Загадка рис. 2

Виды анализа объекта загадки О1:

Элементный;

Структурный;

Функциональный;

Параметрический;

Генетический;

Элементы, из которых построен объект загадки;

Связи между элементами объекта и связи с надсистемой;

Функции самого объекта и его элементов;

Параметры элементов, связей и функций;

Развитие объекта или его элементов во времени.

Рассмотреть возможность нарушения, изъятия какого-либо объекта анализа (исчезновение элемента объекта загадки, исчезновение связи между элементами, нарушение функционирования элемента, нарушение параметра, нарушение хода развития). Естественно, что это приведет к какому-то нежелательному эффекту (НЭ).

Список НЭ даст композицию, а ритмическая организация списка даст искомую загадку.

Загадка может создаваться по линии выбора объекта О", у которого могут быть сходными с О1 элементы, структура, функции, параметры, генезис. Если такого О2 нет, то описание идет через элементы (структуру и т.д.) О1. Если такой О2 есть, то через его элементы (структуру и т.д.) при положительном описании, и через отрицательное сравнение.

Пример создания загадки по алгоритму.

Я на клавиши нажал,

Только музыки не слышу.

А послушный мне металл

На бумаге буквы пишет.

п.7

Примеры создания загадок.

1. Объект загадки - загадка.

Человек Загадка Знание

Слова связаны в фразы.

Заставляет задуматься.

От развлечения до размышления

Слова образы сложного

Образы создают цельную картину.

Учит думать

Загадка часто похожа на стихи, ритмическая организация помогает придать загадке запоминающуюся форму.

Хоть похожа на стишок,

Только действует иначе:

Развлекая - учит нас,

Задает уму задачу.

2. Объект загадки - яйцо.

Яйцо

Скорлупа Скорлупа Служит едой Долго хранится в холоде

Белок

Белок Желток

Дает Не хранится

Желток Цыпленок Цыпленка тепле

Цыпленок

Скорлупа похожа на белую стенку, белок - на кисель, желток - на солнце

Если в холоде держать,

Может целый год лежать.

А положите в тепло,- неожиданно разбиться,

И на ножках убежать.

Если в холоде держать,

Может целый год лежать.

А в тепле, то будет риск,

Что услышим скоро писк.

Желтый шар похож на солнце,

Вокруг кисель, есть белая стена,

И нет ни одного оконца.

3. Объект загадки - паутина.

Паук Муха Паутина усты,

ветки

трава нити сеть из нитей ловит мух нити тонкие

сеть ажурная

Нити похожи на леску для ловли рыбы, на волосы.

Сеть похожа на кружева, на антенну радиолакатора,

на невод, на висячий мост, на сетку-авоську.

По действию есть сходство с ловлей рыбы, с

подстраховкой акробата с помощью сетки.

Между ветками, кустами

Лесной строитель вяжет мост...

И для мухи-пешехода

На том мосту - прощай, свобода!

Я не вратарь, поэтому люблю,

Когда жужжащий "мяч"

В сетку влетает мою.

Кто повесил эти сетки,

Расчертив траву на клетки?

В них pыбки попадаются,

Жужжат и тpепыхаются.

Что за стpанный pыбачок

В лесных кустах забыл сачок?

Как pыбки попадутся,

То жужжат и pвутся.

Про лесного жителя

Спросим у ребят:

С сеткой кто работает,

Словно акробат?

4. Объект загадки - иголка.

Рука Иголка Нить Ткань

Игла, протаскивая нить, оставляет след.

Игла похожа на рыбу.

Вот так рыбка, чудо-рыбка,

Хвост из нитки тянет.

То нырнет, то вновь блеснет

На волнах из ткани.

5. Объект загадки - снегирь.

Ветка Снегирь Мороз, зима Клюв Птица Летает Красная

грудка Тело Свистит Хвост Лапки

Снегирь похож на яблоко, на красный сигнал светофора, на

воздушный шарик.

Может быть, я прав,

Возможно, это шутка:

У птицы на морозе

Раскраснелась грудка.

В зимний сад нельзя войти.

Почему? Готов ответ:

Светофор живой на ветке

Не дает зеленый свет.

6. Объект загадки - утюг.

¦ Рука Шнур Утюг Ткань Пятка Гладит Горячий От нагрева ткань углями до Подошва электрического нагрева Острый Ручка

Утюг похож на пароход, на чайник (такая же ручка).

Электрический пароход,

ТО назад плывет, то вперед.

Были волны, - и нет.

Остается за мной гладкий след.

Я похож на пароход,

И на чайник тоже.

А горячий мой живот

Гладить ткань поможет.

7. Объект загадки - петух.

Куры Двор Петух Голова с Птица Поет по утрам и вечерам

Яркий хвост гребнем

Красный гребень Тело Хвост Ноги со шпорами

тух похож на будильник (по своей функции), по "одеянию"

На клоуна, хвост похож на веер.

Яркий веер за спиной.

Угадайте, кто такой?

Был сначала желтенький комочек.

А сейчас на нем узор из полос и точек.

Был белый - молчун.

Потом желтый - пискун.

Теперь разноцветный - певун.

Ваш будильник просто ходит,

Будит по утру.

Наш будильник очень важно

Ходит по двору.

Я с гребешком, хотя не парикмахер.

Со шпорами, хоть не кавалерист.

В одежде яркой, хоть я и не клоун.

Загадка – краткое иносказательное изображение предмета, требующее отгадки.

В энциклопедии записано такое понятие «загадка – это замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

А известный фольклорист В. И. Чичеров писал, что «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

Другой фольклорист В. П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, посланный в форме замысловатого, краткого, как правило ритмически организованного, описания какого-либо предмета или явления».

Загадки были широко известны на Руси, их знали, стар и млад. Долгими зимними вечерами загадки вместе со сказками и песнями можно было услышать на рабочих посиделках, где собирались подростки и молодежь. И сейчас многие из нас с удовольствием загадывают и отгадывают загадки.

Как же возникла загадка? Зачем понадобилось людям сочинять эти маленькие иносказания? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны обратиться к глубокой древности.

Отправляясь в лес, первобытный охотник старался скрыть свои намерения. Он называл зверей и птиц другими, подставными названиями. Потом эта привычка вошла в норму. И даже там, где звери не могли слышать, о них из осторожности говорили иносказательно.

Сначала человек скрывал свои планы только от животных. Но позднее люди стали думать, что у лесов, полей и рек есть свои невидимые хозяева –духи. Дух леса называется леший. У поля было свое невидимое божество – полудница. Невидимый дух жил и в доме, его называли домовой. В бане обитал банник. Этих невидимых хозяев тоже следовало остерегаться, не сердить и скрывать от них свои намерения.

Но раз эти духи со всех сторон окружают человека, то и скрывать приходилось многое. И люди начинают иносказательно говорить об орудиях труда, о домашней утвари, о предметах ловли рыбы и охоты.

Особенно много иносказаний сохранялось у охотников. Например, ворона они называли верховой, кошку – запеченка, корову – рыкуша, свинью – низкоглядка.

Тайная речь позволяла людям скрывать свои намерения не только от природы, но и врагов. Поэтому тайная речь использовалась среди воинов.

В древности отгадывание загадок воспринималось как очень важное умение. У многих народов существовали особые обряды посвящения во взрослость. В эти обряды включалось и испытание мудрости: отгадывание загадок, владение иносказательной речью. Если же человек не выдерживал этот экзамен, то даже если ему было 30-40 лет, то его называли детским именем, не считали взрослым и не разрешали иметь собственную семью.

Типы загадок.

Загадка – это иносказательное изображение предметов или явлений, которое предлагается отгадать. И в самом деле! Например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» представлена капуста.

Есть загадки другого типа: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной; нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные ответы. Например: «Какой месяц короче всех?» Ответ: «Май» (всего три буквы).

Эти типы загадок можно было назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок – загадки-задачи. Например: «Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел:

Два – под березой, один – у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине?»

Предлагаемые в этих загадках задачи требуют сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном – обычное. Сходство четырех типов загадок и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях.

Тематика загадок.

Загадки имели важное назначение. Когда не было учебников, с помощью загадок люди предавали знания об окружающем мире, в том числе и о животных, особенностях поведения, повадках.

Первыми занятиями людей была охота и собирательство. Значит, загадки о диких животных исторически более ранние. Когда человек начал приручать животных, он открывал для себя их строение, особенности поведения, все это запечатлел в загадках: «Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать» (лиса) или «Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька».

В загадках о растениях люди подмечали особенности строения овощей, деревьев и цветов: «Без окон, без дверей полна горница людей» (огурец) или «Как во поле, во кургане стоит девица серьгами» (береза).

Многие явления природы, такие как радуга, гром, тучи человек не мог объяснить. Одни из этих явлений радовали его, другие внушали страх, пугали. Чаще всего человек старался выяснить, на что похоже то или иное явление: « Красное коромысло над рекою повисло».

Человек обращал внимание на взаимосвязь небесных и земных явлений: «На земле слышно, если на небе стукнет» (гром).

Многие загадки посвящены орудиям труда и предметам, которые окружали человека в доме, во дворе: «Новая посудина, а вся в дырках».

В таких загадках самые обычные предметы иногда изображались непохожими, люди учились замечать и ценить их своеобразие и красоту.

Загадки запечатлели многие предметы, уже исчезнувшие из современной жизни. Такие загадки являются для нас историческим источником. Они несут свои сведения не только о самих предметах, но Ио том, как были устроены эти предметы: «Встану – выше лошади, лягу – ниже курицы» (дуга). Или «Баба Яга вилами нога, весь мир кормит, сама голодна» (соха).

Шло время, а с ним ушли из быта многие предметы. Загадки о них стали непонятными и их перестали загадывать. Но зато появились новые: «за морем птичка поет, сюда весть подает» (радио).

Читая загадку, можно узнать, как простые люди относились к знанию, грамоте, умению читать и писать. Высоко ценили книгу и создавали о ней загадки:

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает».

Способы создания загадок.

Загадки создаются разными способами. Первый способ создания загадок – описание свойств, признаков или качеств предмета: «Черненькая, маленькая, всему свету миленькая» (черемуха). Или «Два конца, два кольца, посередине гвоздик» (ножницы).

Другой способ – сравнение. Сравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим. В сравнении присутствуют два предмета: тот, который определяют и тот, с которым сравнивают. Другими признаками являются наличие слов: как, словно, будто:

«Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Поверткой в лес» (сорока).

В загадках встречается прием отрицательного сравнения. Этот прием легко узнать, так как в нем отрицаются признаки или свойства сравниваемых предметов: «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит».

Существует еще один способ создания загадок – замещение одного образа другим. Например, в загадке слово «гриб» заменено собственным «Антошка»: «Стоит Антошка на одной ножке».

Я в мире загадок.

В своей работе я рассмотрела происхождение загадок, их типы, тематику и способы создания. У загадки много разных определений, которые близки между собой. Я считаю, что загадка – это краткое зашифрованное описание предмета в виде небольшого стихотворения или вопросительного предложения, которое необходимо отгадать.

Загадки возникли, как тайная речь, которая позволила людям скрывать свои намерения от природы, врагов.

По своему строению загадки бывают: загадки-описания, загадки-иносказания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Разнообразны темы загадок: животные, растения, природные явления, быт людей. Загадки изменяются: старые умирают, но рождаются новые.

Изучив тему «Русские народные загадки», придумала загадки, используя способы создания загадок, и научилась определять тему и тип загадки.

Загадки-описания: «Как солнышко, но маленький,

Веселый, да удаленький.

Пушистенький ребеночек,

Зовут его » (цыпленочек).

«Серый, усатый,

В тельняшке полосатой» (тигренок).

«Его несешь ты в школу

На лямках за спиной.

Ох! Как тяжел же ящик!

Лежит там разум твой!» (портфель).

«К ней ты прикасаешься –

Глазки закрываются.

Только на нее ложишься –

Сразу сказка тебе снится» (подушка).

«Прилетает в гости к нам эта птичка к холодам.

Красной грудкой щеголяет, всех вниманье привлекает». (снегирь).

Загадки-замещения: «Растет у окошка в глиняном горшочке

Зеленый ежик. Не головы, не ножек» (кактус)

«У меня в квартире солнышко живет.

По веленью кнопки солнышко встает» (лампа).

Загадки-отрицания: «Сер, да не волк.

Длинноух, да не заяц.

С копытами, а не лошадь» (осел)

Загадки – сравнения: «Крылья словно лепестки,

Усы будто у осы,

И летает словно птица.

Нас с тобою не боится» (бабочка).

Загадки – иносказания: «Дали братьям новый дом.

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился» (рука).

«Железные избушки прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой ведет всех за собой» (поезд).

Зачем загадывают и отгадывают загадки?

Потому что детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.

Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок (наверное, путем озарения) догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кого-то не осенит) . Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже. Да-да.

Итак, гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.

Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

(от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко)

Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

Модель 2

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия , которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

Получилась загадка:

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Урчит, но не мотор.

Модель 3

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.

Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.

Способ сочинять загадку для детей от 7 лет

(от А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной)

Шаги алгоритма отчасти похожи на уже описанные, но их чуть больше:

1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых;
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.

Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.

36. Загадки.

Загадка – замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде.

Чаще всего загадки имеют иносказательный характер.

Способы создания загадок.

В основе создания загадок лежит сопоставление различных предметов реального мира по их отдельным качествам и признакам. Несколько способов создания загадок:

Предметы сопоставляются на основе какого-нибудь внешнего сходства: «Как во поле, во кургане стоит девушка с серьгами» (овёс)

Предметы сопоставляются по цвету: «Под лесом, лесом красна понька висит» (рябина)

Предметы (явления) сближаются на основе каких-либо признаков их внутренней структуры.

Предметы (образы) сравниваются по их функции, по той роли, которую они роли выполняют в бытовой жизни народа: «Синенька шубенка весь мир покрыла» (небо).

Предметы сопоставляются по особенностям их движения: «Бурко бежит, а оглобли стоят» (река и её берега).

37. Детский фольклор

область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок органично включён. Глубинные и многоуровневые связи с фольклором взрослых особым образом отразились на самой структуре Ф.д., его сюжетно-тематической основе, роли и функциях в жизни ребёнка, системе поэтических средств.

Как сфера народной культуры Ф.д. относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Каждый жанр Ф.д. по-своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей. Очевидно, именно ориентация Ф.д. на общие закономерности возрастного развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обусловливают глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом каждая из них обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета. В 20 в. формируется, в т.ч. и в России, научное направление - фольклористика детства, в рамках которой изучается Ф.д.

Классификация материала русского Ф.д. на основе функционально-возрастного критерия делит его на две группы. В первую группу ("поэзия пестования"), обращённую взрослыми к самым маленьким детям, входят колыбельные песни, пестушки, потешки и прибаутки. Колыбельные песни - произведения, назначение которых успокоить и усыпить ребёнка. В народе их называют "байками" (от глагола "баять", "баить" - "говорить"; древнее значение его - "заговаривать"). К заклинательной поэзии восходят самые древние образы и сюжетные мотивы колыбельных песен (Дрёмы, Буки, Кота). К таким мотивам относится и накликание смерти на ребёнка как способ уберечь его от болезней. По мере исторического развития колыбельные песни утратили обрядовую, заклинательную функцию; расширился диапазон тем и сюжетов, в т.ч. за счёт других жанров фольклора. Важнейшая особенность всех колыбельных песен - монотонный ритм и успокаивающий мелодико-интонационный стих. Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, весёлые приговоры, соединённые с приятными для ребёнка поглаживаниями, бодрыми или плавными движениями ручек и ножек, которым обучают его взрослые, доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально. В потешках - первых играх взрослых с маленькими детьми - поэтические произведения соединяются с драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет ("Ладушки", "Коза рогатая", "Сорока- воровка" и т.д.). В потешках содержатся первые уроки нравственности, элементы обучения счёту, соотношениям в размерах. Прибаутки - песенки или приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей. От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребёнка исключительно поэтическими средствами. Одна из разновидностей прибауток - небылицы-перевёртыши (наследие рассказчиков-балагуров). Они представляют собой песенки-стихи, в которых произвольно изменены связи и отношения, характерные для реальной действительности. Ребёнок, понимающий истинное соотношение явлений, учится признавать перевёртышную условность как способ создания художественной действительности. Поэтика народных прибауток оказала существенное влияние на развитие профессиональной поэзии для детей. В жанре прибаутки как бы соединяются взрослый и детский фольклор. Детские прибаутки также обеспечивают преемственность между двумя группами Ф.д. - поэзией пестования и собственно детским фольклором.

Собственно детский фольклор включает несколько жанровых объединений. Календарный Ф.д. объединяет заклички и приговорки, большинство из которых связано с древними заклинаниями и заговорами, с верой в магическую силу слова, воздействующего на природу. В определённых ситуациях дети выкрикивали хором обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. Существовали и индивидуальные приговорки. Заклички и приговорки со временем превратились в игру, но в силу своего происхождения они до сих пор открывают для детей традиционный способ общения с миром природы.

Игровые жанры составляют самую значительную по количеству произведений, разнообразию их типов и форм часть Ф.д. Игровые припевы и приговорки по своему происхождению глубоко уходят в древность, отражая старинные обрядовые обычаи и игры. Традиционные детские игры были тесно связаны с жизнью и бытом крестьян, имитировали охоту, посев и обработку льна, свадебные обряды и др. Большинство современных игр и в настоящее время соединяет в себе педагогические и эстетические функции, способствуя приобщению детей к народной культуре. В игровом фольклоре выделяются т.н. игровые прелюдии - жеребьёвые сговорки, считалки. В этих жанрах особенно проявилась творческая фантазия детей, хотя толчком для неё часто становились произведения, созданные взрослыми. Жеребьёвые сговорки - рифмованные формулы-вопросы, с которыми обращаются к "маткам" при необходимости по условиям игры разделиться на две партии. Для этого дети широко использовали традиционные образы из сказок, песен, загадок и пр. ("Наливное яблочко или золотое блюдечко?", "Грудь в крестах или голова в кустах?"). Считалки - исполняемые скандированием рифмованные и ритмизованные произведения, с помощью которых дети распределяют функции в игре, определяют очерёдность действий её участников. По происхождению считалки - наиболее архаичные жанры, передающие веру древних в судьбу, выпадающую каждому по жребию или магическому, зашифрованному пересчёту. Со временем по аналогии со старыми возникали новые считалки, увеличивалось количество осмысленных сюжетов, часто складывавшихся из взрослых и детских фольклорных произведений другого назначения; водевильных песенок и переделок детских стихов, созданных профессиональными авторами (например, считалка "Раз, два, три, четыре, пять, / Вышел зайчик погулять", прототипом которой является стихотворение поэта 19 в. В.Ф. Миллера). Как ни один другой жанр Ф.д. считалки давали широчайший простор для импровизации на традиционной основе, для развития умения комбинировать и создавать неожиданные сочетания мотивов и образов; придумывать новые.

Сатирический Ф.д. выполняет особую функцию во взаимоотношениях, складывающихся среди детей. Произведения сатирического Ф.д. способствуют психологической закалке ребёнка, помогая ему найти своё место среди сверстников с помощью испытания острым (на детский взгляд) словом. Такова дразнилка - унаследованный от взрослых жанр, который включает прозвища, клички, присловья. Некоторые дразнилки осуждают отрицательные качества и явления: плаксивость, ябедничество, обжорство, воровство ("Ябеда-корябеда, солёный огурец!"). Ребёнок, умеющий за себя постоять, найдёт и подходящий ответ обидчику, т.н. оговорку: "Обзывайся целый год, всё равно ты - бегемот; обзывайся целый век, всё равно я - человек!". Видом сатирического Ф.д. являются и поддёвки, которые представляют собой искусственный или естественный диалог, в котором человек ловится на слове ("Скажи: Медь - Медь - Твой отец медведь").

Ф.д. как объективное отражение особенностей детской жизни в ту или иную эпоху - явление развивающееся. Система жанров, в основном сформировавшаяся в условиях аграрной страны с устойчивым домашним бытом, стала постепенно изменяться с развитием школьного образования, бытового и хозяйственного уклада в России. Городские грамотные дети, в противовес неграмотным сельским - хранителям бытовых и поэтических традиций, становились трансформаторами Ф.д. Городской гимназический фольклор 19 в., свидетельства о котором скупы, повлиял на расширение тематического состава Ф.д. (особенно загадок-каламбуров, загадок-игр), способствовал развитию и укреплению прозаических жанров (страшные истории, анекдот). С уменьшением в воспитательной практике семьи и детских учреждений доли традиционной поэзии пестования современная детская устная культура всё более обособляется от культуры взрослых; изменяются типы отношений между двумя этими формами культуры. Происходит переориентация на другие фольклорные жанры взрослых - частушку, анекдот, а также на произведения, созданные профессиональными авторами. Если крестьянский фольклор становится достоянием книжной культуры, то современный Ф.д. - жизненное явление, отражающее стихийную оценку детьми общества, в котором они растут. Особого внимания детских педагогов и психологов заслуживают относительно новые образования: "чёрный юмор", "школьный словарь", "афоризмы военной кафедры" и другие произведения, активно бытующие в детской и подростковой среде.

Чёрный юмор" - разножанровый пласт детского и подросткового фольклора, который стихийно осмысляет противоречия современной действительности: обесценение художественного слова в значительной части литературы 50-70-х гг., ослабление и распад естественных человеческих связей в семье, между поколениями, а также потерю нравственных ориентиров и душевное опустошение человека под давлением псевдоценностей. Ироничное противостояние этому средствами пародийного развенчания, жёсткого гротеска или сознательного эпатажа и эстетического шока есть способ психологической личности в условиях социальной безысходности. Школьный словарь - пародийный жанр детской устной прозы, осмысляющий особенности взаимоотношений учителей и учеников, мальчиков и девочек; быта и нравов школы; школьных программ и методов обучения ("Ученик у доски - партизан на допросе"). Афоризмы военной кафедры - фольклорный жанр студенчества, постепенно спустившийся к школьникам старших классов. Представляет собой микрозарисовки из армейской жизни ("От меня до следующего столба - бегом марш!"). Различные жанры современной фольклорной прозы и поэзии при тактичном использовании могут стать материалом для диагностики менталитета, нравственного, эстетического уровня развития ребёнка и прийти на помощь в выборе методов психолого-педагогической работы воспитателя.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке.

Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление. Лежал, лежал, да и в реку побежал. (снег)

Большинство загадок построено на метафоре. Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение. Цветное коромысло над небом повисло. (радуга)

Радуга, как цветное коромысло, над небом повисло. Радуга = цветное коромысло

Как «построена» загадка 1. Метафора Белые хоромы, красные подпоры. (гусь)

Как «построена» загадка 2. Звуковой образ З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок. (пила)

Как «построена» загадка 3. Сравнение Пять ларчиков, как пять чуланчиков. (перчатки)

Как «построена» загадка 4. Прямой вопрос Кто бежит без провода? (река)

Сочиняем загадку про снег Какой он? Можно слово «снег» заменить другим. Каким? Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю.

Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы. Домашняя работа

Предварительный просмотр:

Конспект

урока литературы

“В мире загадок”

Разработала:

Учитель русского языка и

Литературы

МБОУ «СОШ №1» г.Сафоново

И.В. Сидоренковой

2015 г.

Класс : 5

Предмет : литература

Учебник : Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы – В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин . М.: Просвещение, 2015.

Название раздела, темы: «Фольклор»

Тема урока: «В мире загадок »

Цели урока: знать, что такое загадка, ее отличительные особенности; способы создания загадки.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация.

Ход урока:

1. Оргмомент.

  • Психологический настрой детей на урок.
  • Звучит народная музыка.

Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее? Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».

3. Актуализация знаний.

  • Беседа учителя.

Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературы?

Дайте определение слову «фольклор».

С какими жанрами фольклора мы познакомились на прошлых уроках?

4. Постановка цели (целеполагание).

Отгадайте: «Лежал, лежал, да и в реку побежал» (Снег)

Как вы думаете, о каком жанре фольклора мы будем сегодня с вами говорить?

Какие цели можно поставить на уроке?

Какие основные задачи урока стоят перед нами?

5. Организация деятельности по восприятию нового материала.

Что такое загадка?

6. Открытие обучающимися нового знания.

Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление.

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым.

Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение.

Цветное коромысло над небом повисло (Радуга)

Рассмотрим, как строится загадка.

Способы построения загадок:

1. Метафора (пример)

2. Звуковой образ (пример)

3. Сравнение (пример)

4. Прямой вопрос (пример)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в группах.

- Определите способ построения загадки. Карточки

  • Полон хлевец белых овец. .
  • Бел, как снег, целовать станут, а он тает.
  • Кто на себе дом таскает?
  • Что видно только ночью?
  • Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
  • Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая.

8. Включение в систему знаний и повторения.

  • Составление загадки про снег.

Какой он?

Можно слово «снег» заменить другим. Каким?

Какие действия выполняет снег

Составьте загадку

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Используя законы жанра, придумайте загадки:
  • о предметах одежды,
  • о музыкальных инструментах,
  • о кушаньях.

10. Рефлексия деятельности.

Прием рефлексии «Солнышко».

Ребята, в конце урока мы вновь прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. На доске прикреплён круг от солнышка, у вас - лучики жёлтого и зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации; зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

11. Домашнее задание.

  • Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой.
  • Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал