Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Особенности техники такой вышивки

Главная / Интересно

Со словом "вышивка" обычно связано представление о вещах, снисходительно именуемых "дамским рукоделием". Действительно, этим древним искусством на Руси издавна занимались женщины всех социальных слоев. Но не они одни. К концу XIX века, когда во многих областях образовались вышивальные промыслы, чьи изделия выполнялись для продажи на потребу городским жителям, гоголевский губернатор был далеко не единственным мужчиной, занимавшимся вышиванием. В 1914 году, для демонстрации этого искусства за рубежом, в Берлин был послан Александр Васильевич Кондратов, крестьянин из деревни Старое Рахино Крестецкого уезда Новгородской губернии, прославленного и поныне района шитья.

Вышивка была едва ли не самым развитым и распространенным видом русского народного искусства. Для нее не нужны были сложные приспособления, а холст, нитки и игла были в каждом доме. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи, передники, края простыней - подзоры. В узорах воплощали они свои представления о жизни, природе, людях, мечты о лучшей доле.

Но искусство шитья заключалось не только в орнаменте. Гладкий кусок полотна превращался в узорчатую поверхность, изукрашенную мелкими швами-узорами. Любой из многочисленных способов вышивки придавал ткани узорное строение и своеобразную фактуру. В одних случаях шитье исполнялось по счету нитей основы нанесением узора непосредственно на ткань. В других - часть нитей выдергивалась, перевивалась в сетку, и вышивку исполняли по этой сетке, как по канве, способом перевити или настилания узора. Шитье рассчитано на близкое рассматривание мелкоузорных разработок и заполнений деталей орнамента. Это искусство требовало внимания и усидчивости, в него вкладывалось немало народного терпения и трудолюбия.

Коллекция вышивки в Русском музее насчитывает почти десять тысяч произведений. Разными путями попали они в собрание. Народная вышивка редко служила предметом увлечения частных собирателей. Большинство произведений переместилось в фонды музея прямо из деревенских изб, где их использовали в быту или бережно хранили в сундуках в память о матери или как часть приданого. Так дождались они сотрудников научных экспедиций, которые ежегодно изучают народное искусство на местах, пополняют музеи новыми экспонатами, собирают о них важные и редко доступные в других условиях фактические сведения.

Последовательную историю развития русской вышивки представить себе невозможно: слишком отрывочны и неполны ее сохранившиеся страницы.

Древнейшие вышивки X-XIV веков известны только по мелким обрывкам, которые находят в земле археологи. По ним трудно судить о первоначальном виде произведений. К тому же они исполнены шелком и золотными нитями и найдены в знатных погребениях.

До недавнего времени народные вышивки ранее XVIII века не были известны. Случай помог открыть два уникальных произведения шитья средневековья.

В 1957 году в Русский музей поступила икона, доски которой с тыльной стороны были оклеены рваной тряпкой. Приглядевшись, на ней можно было увидеть интересный узор: среди геометрических фигур, заполняющих основное поле ткани, стояли олени, а в узкой кайме, обрамляющей середину, чередовались человеческая фигура и зверь на задних лапах по сторонам дерева.

Несколько лет спустя похожая вышивка была обнаружена под живописью другой иконы. Старая вышитая скатерть была использована в качестве паволоки иконы - ткани, наклеиваемой на доски перед нанесением на них грунта. Представить себе ее орнамент удалось лишь с помощью рентгенограмм, снятых по частям со всей поверхности иконы. Здесь также внутри крупных клеток, заполняющих все поле ткани, расположились олени, лоси, звери и птицы; а в кайме - олени, стремительно бегущие по лесу. Обе найденные вышивки оказались очень похожими по орнаменту, приемам и материалам шитья, по стилистическим особенностям и характеру изображений. Они вышиты белыми нитями по тонкому льняному полотну двусторонним швом, дающим одинаковый узор с лица и с изнанки. Изображения оленей, зверей и птиц очень условны. Без лишних деталей, одними прямыми вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями переданы особенности облика каждого. Они вполне узнаваемы, хотя намеренно геометризованы и превращены в своего рода орнаментальный знак. Линии рисунка обеих вышивок взаимозависимы и строго параллельны. Все детали связаны в единую композицию удивительным ритмом чередования фигур, соотношений фона и узора, его рельефных плотных и тонких линейных частей.

Датировка икон, техника шитья, характерная для этого времени, и особая осмысленность узоров позволяют отнести эти уникальные вышивки к рубежу XV и XVI веков. Орнамент найденных вышивок - не обычное украшение предметов. Лаконичная выразительность и важная роль изображений оленей, птиц, зверей придают ему особый смысл. Это своеобразные поэтические рассказы о северной природе и обитателях северных лесов, выраженные условным языком декоративного искусства. Одну из этих редчайших находок можно видеть в экспозиции Русского музея. Другая так и осталась сокрытой живописью XVI века.

К числу старинных произведений шитья относятся северные подзоры - белые узкие края простыней, на которых длинными фризами развертываются сказочные сцены. Изображения фантастических зданий, двуглавых орлов, единорогов, морских чудовищ соседствуют здесь с летящими птицами, длиннохвостыми павами и дамами в нарядных платьях, подбоченившимися в пляске или выглядывающими из окошек. Подлинное и сказочное переплетается в сплошном калейдоскопе образов, изобразительная конкретность которых сочетается с декоративной орнаментальностью. Фигуры плоскостны, их плавные контуры и плотная расшитая поверхность противопоставляются ажурному фону - мелкой квадратной сетке, по которой исполнена вся вышивка. Каждая деталь расшита тончайшими узорами, разнообразными по рисунку и строению. Эта изощренная техника вносит светотеневую игру и цветовые оттенки в белую на белом фоне вышивку.

Подзоры - подлинные детища своего времени. По изысканности и мастерству их можно сравнить с произведениями холмогорской резной кости второй половины XVIII века. И в тех, и в других народные мастера по-своему восприняли и отразили большие стили архитектуры и прикладного искусства того времени - барокко и рококо.

Особое место среди вышитых предметов принадлежит свадебным головным уборам. Они были самой драгоценной деталью народного костюма и часто служили не одному женскому поколению крестьянской семьи. И украшали их золотным шитьем или низанием жемчугом, подражая пышному великолепию княжеских одежд.

Почти в каждой области головные уборы отличались по форме. Точно короны, увенчивали девичьи головы венцы, бытовавшие в Новгородской губернии. Изгибы шнура, унизанного небольшими зернами речного жемчуга, рождают образ стебля с пышными травами и цветами.

В Тверском крае женщины носили высокий цилиндрический узор с ушками, расшитый по красному бархату золото-серебряными нитями. Густой узор почти не оставлял просветов фона. Здесь среди листьев расположились изображения двуглавых орлов и остроносых птиц. И жемчужный, и золотошвейный орнаменты исполнялись строго по форме убора, выявляя ее своеобразную красоту.

Головной убор являлся завершением многопредметного ансамбля народного костюма.

В костюме вышивка нередко сопровождалась ткачеством, набойкой и кружевом, а в Коротоякском уезде Воронежской губернии, наоборот, замещала собой все другие способы украшения одежды. Свадебный костюм здешних женщин - поразительное сочетание контрастов: строгого черного шитья на белом фоне оплечья рубахи и почти сплошь расшитой красно-оранжевой с яркими цветными вставками юбки-паневы; миниатюрного характера узора и его соединений в крупные плоскости орнамента; богатства вариантов, составляющих орнамент геометрических фигур и простоты и малочисленности исходных мотивов - полос, ромбов, клеток. И геометрический орнамент, и техника шитья "набором" подражают узорному ткачеству, гладкому ковровому характеру его фактуры.

Подавляющее большинство сохранившихся произведений русской народной вышивки датируется XIX - началом XX века. Однако сами узоры и составляющие их мотивы орнамента древнее вещей, на которых они вышиты.

Веками складывались богатства народного орнамента. Из этой огромной сокровищницы ничто не исчезало.

Изнашивались вышитые вещи, но старые узоры повторялись, перефразировались, видоизменялись, к ним добавлялись новые мотивы, а все вместе они соединялись в орнаментальных композициях, в которых со временем образовались сложные напластования тем, образов и сюжетов различного происхождения.

Почти все исторические эпохи оставили след в вышитых узорах. Когда-то, в первобытные времена, человек выражал свои понятия о мире услоdными знаками. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая - воду; крестом изображали огонь; ромб, круг или квадрат символизировали небесный огонь - солнце. С течением времени изначальный смысл этих фигур изменился, а потом и вовсе изгладился в памяти поколений. Но эти древнейшие мотивы навсегда вошли во многие орнаменты народной вышивки.

Цепь ромбов на конце полотенца из деревни Бычки бывшего Дмитровского уезда Орловской губернии обрела новый художественный смысл. Исполнившая его в начале 1900-х годов мастерица и не подозревала о древнейшем смысле вышитых ею фигур. Она повторила их традиционный рисунок, но дала ему свое собственное художественное решение. В правильные очертания ромба вписан так называемый городчатый ромб - с отростками. Чередование целых фигур с их сдвоенными половинами в промежутках придает узору равномерный ритм. Орнамент вышит "по перевити" цветной шерстью. Ворсистые толстые нити, перевивая сетку, образуют плотные мелкие ячейки фона и более крупные - узора. Резко выделяются на красном фоне белые контуры ромбов. Горящие огоньками яркие ромбики в углах крупных оживляют орнамент нарядным многоцветием.

Особую группу составляют узоры русских вышивок, в которых известный археолог В. А. Городцов открыл целый пантеон древних славянских божеств. Изображения дерева с раскидистыми ветвями, человеческой фигуры с поднятыми руками, держащей поводья коней со всадниками или птиц, часто повторяются на полотенцах, подзорах, женских рубахах. Во времена славян-язычников эти образы олицетворяли силы природы - Солнце, Мать сыру-землю и подвластные ей стихии. Впоследствии содержание их также забылось, но народная традиция веками хранила в орнаменте крестьянских вышивок. Они всегда исполнены красными нитями по белому полотну двусторонним швом. Тонкие линии обрисовывают контуры фигур, заполняют их плоскости. Они неизменно легки, изящны и динамичны. Фигуры отвлеченны и геометризованы: головы - ромбы, крючья - руки, угловатые тела придают им символичность.

Из этой группы вышивок одни в большей мере донесли до нас древнюю иконографию. В таких случаях композиция ограничена тремя лаконичными фигурами, главной - в центре и подчиненными ей - по сторонам. В других произведениях традиционный сюжет нарушен, составлявшие связанную композицию образы обрели самостоятельную жизнь и новый смысл, превратившись то в ряд скачущих среди деревьев всадников, то в хоровод женщин в расшитых передниках с цветами-розетками в поднятых руках. От этих вышивок веет таинственной и манящей силой далекой полузабытой сказки.

В собрании Русского музея представлены все типы предметов, которые украшали вышивкой. Больше всего среди них полотенец. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка. И орнаменты на них вышивали традиционные, обусловленные обрядом.

На свадебных полотенцах часто изображались две птицы по сторонам куста. Они символизировали любовь, пожелание добра и счастья молодым. Такие птицы-павы с пышными хвостами, хохолками на головах и длинными клювами вышиты на концах полотенца из деревни Инема Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Их обрамляют два ряда маленьких птичек, обращенных друг к другу. Такое многократное повторение изображения птицы было своеобразным художественным приемом, подобным повторам в устном народном творчестве. Оно усиливало содержание образа, подчеркивало его особый смысл. Не случаен и красный цвет вышивки. Когда-то, в давние времена, он также был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты.

Вышивкой занимались повсюду. И почти в каждом районе она обладала местным своеобразием, которое проявлялось в излюбленных узорах, особенностях техники, цвета, общем характере шитья. Сравним для примера олонецкую вышивку с подобным узором из Костромской губернии. На олонецком полотенце птицы застыли в торжественных позах, словно исполненные понимания важности свадебного обряда. Шитье "набором" - сочетанием двусторонней техники и односторонних фигурных заполнений деталей - подчеркивает классическую ясность и строгость орнамента, безупречный вкус и мастерство автора.

Подобная тема на конце полотенца из Костромской губернии выглядит совсем по-другому. И дело здесь не в том, что пышный куст разросся и занял все пространство холста, а две пары птиц примостились под его сказочными ветвями. Иной характер костромской вышивки - более земной, простодушный, с живыми позами смешных глазастых птиц на длинных лапах и двуглавым орлом, превратившимся в цветок. В отличие от северной суровости и строгости костромское шитье пронизано беззаботной радостью бытия. Этому ощущению немало способствует техника тамбура - швом-косичкой, позволявшая вести узор произвольно, независимо от нитей строения ткани, а также яркие, жизнерадостные краски цветной шерсти, которой исполнена вышивка. Среди тугих спиралей и розеток цветов разбросаны буквы надписи. Это редкий для народного искусства автограф мастерицы: "Шила Авдотия Федоровна Толстова Кого люблю того и дарю оузоры".

Существовали и местные любимые темы орнамента. Они повторялись во множестве вариантов в пределах общепринятого местного типа. В Каргопольском уезде Олонецкой губернии часто вышивали изображение барса. Большой зверь с поднятой лапой и оскаленной пастью заполнил собой весь конец полотенца. Но мастера интересовало не столько само изображение, сколько возможность изукрасить его. Поверхность фигуры представляет собой своеобразную мозаику из мелких разноцветных клеточек, шашек, угольников, вышитых желтой, красной, оранжевой, белой, серой шерстью.

Однако орнамент вышивки жил не только образами прошлого. Наряду с измененными и обновленными древними мотивами, в шитье XIX- XX веков находили отражение реальные события и современные темы. Особенный интерес проявляли народные мастера к бытовому жанру, изображая хорошо знакомую крестьянскую жизнь, а также диковинную барскую. На конце полотенца из Костромской губернии вышита сцена гулянья дам и военных. Безвестный автор этого уникального произведения сумел сочетать повествовательный рассказ с орнаментальной формой. Со свойственной народному мастеру острой наблюдательностью переданы типаж, костюмы, даже особенности лиц персонажей, изображенных с легкой иронией. Способ шитья так называемым "верхошвом" с размашистыми стежками цветной шерсти внутри тамбурного контура создает впечатление живописности, красочности сцены. Но реальные устремления не нарушают декоративных принципов вышивки. В чередовании мужских и женских фигур, в равных промежутках фона между ними, в продуманной системе цветовых пятен, соотношении ярких женских платьев и черных мужских мундиров - во всем этом заключен определенный ритм. Как ни занимателен сюжет вышивки, он выражен средствами орнаментального искусства.

Воле народного мастера подчинялось все: любую тему он обращал в орнаментальный мотив, видоизменяя изображение, упрощая, деформируя в соответствии с техникой и природой шитья.

На переднике из деревни Нижний Посад Одоевского уезда Тульской губернии орнаментальной темой стали церковные здания. Они утратили массивность и объемы, но сохранили выразительные очертания главного фасада, ставшие повторяющимся элементом узора. А на подзоре из Никольского уезда Вологодской губернии орнаментальным фризом чередуется два типа крестьянских домов. Это своего рода пейзаж северной русской деревни с выстроившимися в ряд избами. Словно одним росчерком они "обрисованы" по кумачу тонкой линией белого тамбурного шва. Любовно переданы детали архитектуры: ряды окошек, узорные торцы кровли, светелка, характерные свесы причелин и конька. Между избами круги-солнца с ветвями-лучами равномерным повтором дополняют орнаментальную картину.

Русская крестьянская вышивка очень многообразна. Каждое произведение неповторимо и оригинально. В нем запечатлено искусство создателя и художественный опыт многих поколений.

УРОК № 5 1ч.5кл.
Тема: « ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ

РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ ».

Цель: познакомить с русской народной вышивкой; закрепить

навыки создания художественного образа в декоративной

композиции.

Задачи:
  • познакомить учащихся с символическим значением

поло­тенца, мотивами орнамента на нем;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и
    искусству, любовь к Родине и ее культуре;

  • развивать творческую активность, навыки работы в
апплика­ции, эстетический и художественный вкус;

  • познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; познакомить с символикой идеограмм;
Оборудование и материалы:

Для учителя :

Динамическая таблица «Древние образы русской вышивки», альбом.

Мультимедийная презентация – материал с образцами русских народных вышивок.

Музыкальное сопровождение: народная музыка.

Для учащихся : альбом, листок в клеточку, фломастеры: красный и черный.

Схемы-таблицы с мотивами орнаментов; таблица с изображением знаков-символов; иллюстрации с изображением вышитых полотенец.


Задание:

в традициях русских народных мастеров.

План урока


  1. Организационный момент

3. Актуализация знаний. Просмотр видеофрагмента «История русской вышивки».

4. Формирование новых знаний. Демонстрация мультимедийной презентации «Русская народная вышивка».

5. Закрепление знаний.

6. Выполнение практической работы.

7. Подведение итогов.
МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Организационный момент

Повторение пройденного материала

Как ты думаешь, что роднит различные произведения крестьянского искусства?

Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве?

Какие черты свойственны крестьянским мастерам?

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенный для украшения различных предметов обихода, архитектурных сооружений, предметов декоративно – прикладного искусства.

Еще далекие наши предки украшали свои изделия простейшими рисунками. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, защититься от злых, и делалось это при помощи определенных ритуалов, которые нашли отражение в искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала.

Вышивка - один из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства. Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками. С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия. Но самое большое распространение вышивка получила в русской деревне, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта. Ведь для этого не надо было сложных приспособлений: небольшой кусок ткани и два плотно облегающих друг друга обруча. Холст, нитки и игла обязательно были в каждом доме. Учиться вышивать начинали с 7- Вышивать начинали 8 лет и уже с детства готовили себе приданое. Зимой пряли и ткали, а когда наступала пора долгих и светлых дней начинали вышивать. Это было время прилета птиц, которые, как верили, приносили тепло, а с ним и новый урожай – основа и благополучие крестьянской семьи. (видеофрагмент)

Вышитыми узорами украшались самые разнообразные предметы крестьянского обихода и костюма. Холщевые отбеленные полотенца и скатерти, рушники, женские и мужские рубахи, пояса, головные уборы.

Вышивка на одежде имела особое значение. Ей украшали ворот, рукава, низ рубахи.

В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Актуализация знаний .

Просмотр видеофрагмента «История русской вышивки».


Формирование новых знаний.

Демонстрация мултьимедийной презентации

«Русская народная вышивка».
Знаковая символика в вышивке.

Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком. Но, так как вышивали в основном по счету нитей, оно изменило форму на косой крест с загнутыми концами – солярный знак и означало солнцеворот (смену дня и ночи, времен года). Это символ присутствовал почти на всех вышивках: полотенцах, рубахах, головных уборах.

Земля , в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать- сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль участвовать в передвижении солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями. Часто можно было увидеть коней и птиц по сторонам цветущего древа. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Мотивы, используемые в вышивке.

Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица , представленная то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки Вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды , питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих птиц, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром.

Русская вышивка отличается необыкновенным разнообразием швов и приемов вышивания. Известно, что каждая область имела свои приемы вышивки, мотивы орнамента, цветовое решения.


Значение цвета в русской вышивке.

Вслушайся в слово «узор»: оно звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. Не потому ли на серебристо-белом полотне рдеет как заря вышитый орнамент!

Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо, не случайно фон на тканях называли мастерицы Русского Севера «земля». Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Красный цвет, впустив другие цвета-нити, сохранил право быть главным в вышивке.

Закрепление знаний.

В чем секрет красоты народной вышивки?

Почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой тканые изделия?

Задание:

Вот и мы с вами сегодня тоже попробуем научиться мастерству составления узоров для вышивания. Только мы будем не вышивать, а рисовать. На уроке обществознания вы рисовали герб своей семьи. А на нашем уроке попробуйте составить оберег для своей семьи из символов, которые мы с вами сегодня выучили. Если вы будете составлять узор в технике глади, то рисуем на альбомном листе. Если в технике крестика, то на листочке в клеточку.

Выполнить эскиз узора вышивки на полотенце

в традициях русских народных мастеров
Подведение итогов.



А) Полотенце

Б) Рукотерник

В) Рушник

Г) Ручник


… Баба-яга истопила баньку. Андрей выпарился, вымылся, достал женину ширинку и стал ею утираться.

Баба-яга спрашивает:

Откуда у тебя ширинка ? Ее моя дочь вышивала.

Твоя дочь мне жена, мне и ширинку дала…

Русская народная сказка «Поди туда – не знаю куда принеси то – не знаю что»


Какое название вам больше нравится?

  • русское полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка;
  • украинское рушник;
  • белорусское рушнік, уціральнік;
  • болгарское ръченик, пошь, рута, обрус, пешкир, тестемел, чевре, кесария.

Полотенце - резное украшение вдоль окон, по краям крыши у деревенских изб.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка

Полотенце

Толковый словарь русского языка С. Ожегова

Полотенце - бельевое изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка

Полотенце - Узкая и длинная полоса ткани, преимущ. льняной или бумажной, для вытиранья частей тела или посуды.

Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова



Какими инструментами и материалами пользуются вышивальщицы?

Желательно, чтобы отвечали мальчики.


  • Как выполняли узоры на ткани?
  • Какие цвета использовали в вышивке?
  • Какой смысл несли вышитые узоры?

Виды вышивок

По идущим из глубины веков заветам все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все свободное время. Кто может назвать названия вышивок? В чем их характерные особенности и отличия? Рабочая гиперссылка (изображения вышивки) на слайды 10,12,14



  • Гладь счетная - это одна из наиболее древних техник вышивания. Характерной ее особенностью является то, что вышивание ведется по счету нитей ткани параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить.
  • Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.


  • Вышивка крестом – это наиболее распространенный вид народного искусства. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать.
  • Но история возникновения вышивания предположительно идет вместе с появлением первого стежка, который был сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных…



  • Пред вами один из видов народного промысла.
  • Как называется этот вид вышивки?
  • Какие цвета ниток используют?
  • Вспомните основные мотивы славянской символики…

Растительность – символизировала идею цикличности, смену времен года. Раздаточный материал.




Богиня Макошь – мать урожая. С поднятыми руками и символизировала весенний солнцеворот (весеннее солнце). С опущенными руками – осенний солнцеворот (осеннее солнце). Лада – богиня любви, браков, плодородия, часто изображалась верхом на коне.

Сформулируйте тему урока. Составьте предложение (можно менять окончания, добавлять предлоги).

Вышивка Мотив Орнамент Образ Русская Народная

Закончите предложения

  • Сегодня на уроке я…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Самым интересным сегодня на уроке было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…
  • Сегодня на уроке я почувствовал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я научился…
  • Сегодня я задумался….
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • Я хочу узнать больше о …

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Тип урока : комбинированный

Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.

Задачи:

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

Ход урока:

Организационный момент:

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Проверить отсутствующих в классе.

4. Сообщение темы и целей урока.

Основная часть:

1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

4. Подведение итогов, выставка работ.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.


Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка - повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался - значит, открылся нечистой силе.

Ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором былихлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта - полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии . Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

font-size:14.0pt;line-height:115%;font-family: " times new roman>Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.


Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

font-size:14.0pt;line-height:115%; font-family:" times new roman>Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс - выставка готовых работ

Литература

Аничков и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев жизни. М., 1983.

Бычков языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

“Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин тропами славянских племен. М., 2002.

Мир славянских богов. М., 2000.

Рыбаков древних славян. Велесова книга / Сост. , . Саратов, 1993.

Коринфский Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Славянские древности. М., 2000.

О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. , . М., 1995.

Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.

Топоров искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал