Заблуждения и правда о детском воображении. Помогаем ребенку развивать фантазию и воображение

Главная / Дом

Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.

Однако эти качества не проявляются у детей спонтанно. Если не заниматься их развитием специально, то к 18 годам эти способности угаснут.

В этой статье были собраны эффективные упражнения и советы, которые помогут родителям дошколят и учащихся школ развивать у своих детей воображение и творческие способности.

Зачем работать с воображением в детском возрасте

Дважды два – четыре

Основа любого обучения – это воссоздающее воображение. Способность представлять в уме что-то, опираясь на словесное описание или схематическое изображение. Всё, что ребёнок когда-либо видел и запомнил, он может воспроизвести или представить снова.

Воссоздающее воображение – это «тропинка» к образам памяти. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее человек запоминает и повторяет уже пройденный материал. Таблицу умножения, аксиомы и теории, исторические факты, разнообразные определения понятий и т.д.

Но прежде дети учатся воспроизводить звуки, интонацию, слова. Подражают взрослым в действиях, вырабатывая свою линию поведения. Чем богаче такой опыт, тем успешнее проходит процесс коммуникации и развитие опыта взаимодействия с другими людьми.

«Палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек»

Функции воображения отвечают за возможности дошкольника логически обрабатывать новый материал, например, соединять различные части в единое целое. Собрать пазл или конструктор, определить систему признаков, по которым люди относятся к той или иной профессии и т.д.

Становление этого умения начинается на практике (например, во время игры в разноцветные кубики), в дальнейшем целиком переходит в область воображения и позволяет оперировать категориями, доступными только в теории (например, строение планеты Земля).

В конечном итоге воображение позволяет соединять элементы вместе по определенной логике, выделять какой-либо из них по одному или нескольким признакам, восстанавливать общую картину, домысливая недостающие элементы.

Ковер-самолёт, царевна-лягушка и мальчик с пальчик

Развитие воображения у детей в младшем школьном возрасте позволяет «жонглировать» различными свойствами известных предметов: соединять их, выделять лишнее, замещать, преувеличивать какое-то из них, упрощать и превращать в схемы и многое другое. В конечном итоге получится новый предмет или модернизируется старый.

Это умение позволяет перенести из области практики в теорию какие-либо действия и проанализировать возможный результат. К примеру, сделать вывод о том, что чай станет невкусным, если добавить в него соли.

Все возможности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста служат его успешному развитию, социализации и приобретению полезных умений и навыков. В конечном итоге дарят возможность преобразовывать окружающий мир под свои запросы, когда из роли подчиненного человек переходит в ранг творца и управляющего.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Многие родители удивляются вещам, которые их ребёнок нафантазировал: играм, сюжетам рисунков, страхам, каким-то несуществующим событиям из жизни. Всё дело в том, что взрослые уже утратили значительную часть возможностей своей фантазии, а воображение у детей начинает развиваться довольно рано и занимает большую часть его познавательной активности.

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста тесно связано с изобразительным искусством. Воссоздавая уже знакомые образы, ребёнок может преобразовывать их в соответствии со своим видением мира, получая новые темы.

Развитие воображения находится в тесной связи с желанием дошкольников попробовать новые виды деятельности. Родители могут воспользоваться этим, создав необходимые условия для стимулирования ребёнка к занятиям: подготовить разнообразные виды бумаги (гофрированная, крепированная, бархатная, с блёстками, для акварели, пергамент и т.д.), организовать рабочее пространство (стол, стул, двухстороннее освещение, набор канцелярских инструментов, салфетки для рук) и т.п.

Развитие воображения в дошкольном возрасте проходит несколько этапов:

  • От рождения до 3 х лет воображение очень слабое. Ребёнок занимается «сбором информации» – изучением свойств предметов, их влиянием на его состояние. Все психические процессы формируются во взаимосвязи друг с другом, поэтому для активного развития воображения в будущем важно правильно организовать пространство вокруг ребёнка. Важно, чтобы отношения в семье были любящими, гармоничными, ребёнку была предоставлена возможность свободно изучать многообразные явления и предметы окружающего мира, был установлен здоровый режим дня.
  • В 3 года большая часть детей уже открыли для себя возможности словесной речи и могут придать предметам, рожденным своей фантазией, форму для выражения. Именно от этого зависит становление воображения как самостоятельного процесса и как части познавательной деятельности. В это время следует обратить внимание на увеличение словарного запаса, для этого нужно много разговаривать с ребёнком, слушать аудио-сказки, учить стихи и песни.
  • 4-5 лет – это возраст, в котором фантазия становится необходимым элементом ролевых игр. Родителям важно в этот период создать условия для «перевоплощений»: поддерживать активность ребёнка, изобретать или покупать костюмы, предметы для игр, участвовать самим. Это могут быть игры в повара, продавца, инопланетных пришельцев, учащегося школы и т.д. Подобного рода занятия – это прекрасный способ развития воображения, приобщения малыша к имеющимся общественным отношениям, подготовка к выполнению в будущем различных социальных ролей. В конечном итоге – это предварительный этап активной творческой деятельности.
  • 6-7 лет – возраст, в котором воображение носит активный прикладной характер. Ребёнок в этом возрасте уже может самостоятельно занять себя: нарисовать, разукрасить, создать коллаж, вырезать, изготовить простые поделки. Он уже планирует свою занятость, может подготовить материалы для игры и продумать её сценарий. В этот период родителям важно правильно организовать время своего чада, уделяя внимание подготовке к школе, то есть регулярным развивающим занятиям, приносящим пользу и радость ребёнку.

Упражнения на развитие воображения у дошкольников

На вопрос, как развить воображение у ребенка, можно ответить: занятия с ребёнком варьируются в зависимости от личных семейных предпочтений: можно посещать специальные развивающие школы или организовать их дома. Во втором случае прекрасно подойдут следующие упражнения:

  1. Предложите ребёнку заготовки (геометрические фигуры, нарисованные на бумаге или вырезанные, для детей постарше – объемные фигурки (конус, трубу, куб и т.д.) и попросите пририсовать или приклеить к ней новые элементы чтобы получилось что-то оригинальное. Результатом могут быть зверушки, предметы, герои мультфильмов и т.д.
  2. Собрать пазл. Это может быть вариант из магазина или изготовленный самостоятельно. Для этого нужно разрезать на несколько частей картинку на плотной бумаге.
  3. Подготовьте заранее плоские геометрические фигурки из цветной бумаги или фетра, предложите ребёнку собрать из них коллаж. Это может быть птица, домик, новогодняя ель и т.д.
  4. Предложите чаду создать свой собственный домик и помогите с выбором материалов. В ход могут пойти диванные подушки, полипропиленовые коврики, покрывала, коробки и т.д.

Развитие воображения в младшем школьном возрасте

Как и развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста процесс развития фантазии и творческих возможностей для школьников должен способствовать позитивному личностному развитию, быть разнообразными и направленными на изучение социального устройства и познание окружающего мира.

Все занятия по-прежнему носят игровой характер, но уже другого уровня сложности. Важно включить в занятия элементы самоконтроля, приобщать к различным видам деятельности. Чем больше чадо сможет выполнить самостоятельно, тем лучше.

Как правило, родители и школа начинают предъявлять детям серьезные требования сразу поле получения нового статуса, «первоклассник». Невольно проходит сравнение возможностей и достижений детей. Родителям следует хвалить результаты труда ребёнка («мне нравится то, что у тебя получилось», «я рад, что сегодня у тебя получилось быстрее», «я люблю, когда ты так делаешь» и т.д.).

Сравнение с тем, что получилось у других детей, лучше исключить: нужно следить за тем, как развивается малыш и сравнивать только с результатами, которые он получал раньше («я рад, что сегодня ты сделал это сам, без помощи взрослых», «мне очень нравится твой рисунок, все линии в нём аккуратные и он очень яркий»).

Для развития воображения на занятиях свободным прикладным творчеством у младших школьников важно избегать готовых шаблонов («так правильно, а так – нет»), уместнее будут формулировки: «чтобы сделать, чтобы получилось немного аккуратнее?», «хочу посоветоваться с тобой, что придумать, чтобы…». Когда важно обучить ребёнка какому-то приёму или технике, следует оговорить это: «сейчас я помогу тебе научиться делать … здесь есть определённые правила, которым нужно следовать».

Обсуждение задачи перед занятием позволяет оградить свободное творчество от критики, если родители и ребёнок не договорились заранее, что они делают: учатся аккуратно выполнять прописи (позиция мамы) или рисуют разнообразные причудливые каракульки (мнение чада).

В этот период важна поддержка родителей в изучении нового материала по учебным предметам, но при этом нельзя отодвигать на второй план занятия творчеством, поскольку в школьной программе им уделяется всего 1-2 урока.

Познавательная активность ребёнка в этот период должна носить исследовательский характер, чтобы школьник самостоятельно находил материалы, которые ему нужны для обучения. Следует предлагать открытые задачи для решения, ребусы, прохождение лабиринтов и т.д.

Для становления отношения ребёнка к изменившимся условиям жизни (включение школы), самому себе, важно позитивное отношение родителей, совместные занятия, прогулки в выходные, путешествия. Необходимо включение игрового момента в тех занятиях, где это возможно. Все это развивает и создает благоприятную почву для развития воображения.

Негативным влиянием в этом плане будут требования школы и родителей «учиться хорошо» (ты должен, посмотри, а этот мальчик учится хорошо и т.д.) без обращения внимания на потребности самого ребёнка.

Упражнения для развития воображения у младших школьников

Поскольку ребёнок в этом возрасте уже умеет (или учится) писать и читать, эти возможности следует активно использовать. Вот несколько примеров упражнений, которые можно использовать на занятиях:

  1. «Подготовь рассказ по картинке» . После просмотра картинки или их ряда, следует попросить ребёнка придумать законченный сюжет, в котором все герои связаны друг с другом. Можно усложнить задачу, предлагая новые требования: чтобы предложения начинались с определенного слова (или им заканчивались), чтобы рассказ содержал в себе загадку, чтобы история рассказывалась от имени одного из героев сюжета и т.д.
  2. «Загляни в будущее» . В этом задании следует попросить школьника нарисовать или рассказать, или иначе изобразить какой-то предмет, который сейчас не существует, но может быть в будущем, которое он придумает. Для расширения восприятия можно предложить подумать о части воображаемого мира (системе предметов): дороги, парк, жизнь города и т.д.
  3. «Внимание, выступает артист!». В этом задании ребёнку следует предложить самостоятельно выступить с каким-то номером: песней, танцем, сценкой из жизни и т.д. Взрослым важно помогать с выбором материалов, но не диктовать свое решение задачи.

Как развивать воображение у подростка

Задача воображения в этом возрасте – служить своему обладателю для прогрессивного саморазвития. Способности, над которыми ребёнок работал в предыдущие периоды, сейчас помогают ему отлично учиться, легко справляться с поставленными задачами. И, напротив, если воображение и творчество в детском возрасте не развивалось специально, то старший школьник будет испытывать трудности в обучении и дальнейшей социализации.

В этот период школьник должен быть нацелен на активное овладение различными направлениями прикладной деятельности. Здесь воплощаются и развиваются все творческие способности, какими он обладает. Шитье, вышивание, конструирование, кулинария, разнообразные домашние дела, ремонт – это только примерный перечень того, что можно освоить в подростковом возрасте.

«Врагом» в этот период станет пассивность, бездеятельная мечтательность, замена реальной жизни воображаемой. Помочь справиться с ними может обучение целеполаганию, ведение дневника, самостоятельность, дополнительная занятость в кружках и секциях.

Проектные и исследовательские задания в школе построены на возможностях воображения и творческих способностях. Если ребёнок с трудом справляется с ними, значит, родителям необходимо помочь восполнить эти пробелы. Здесь пригодятся следующие упражнения:

  1. Опытно-экспериментальная деятельность . Следует предлагать ребёнку провести эксперимент, но прежде чем начинать активно действовать, нужно оговорить ход работы, технику безопасности, и что особенно важно, попытаться вообразить будущий результат.
  2. Моделирование . Здесь пригодятся уже готовые наборы для творчества или заготовленные самостоятельно. Во втором случае это может быть картонная модель дома, в котором живет школьник, парка и т.п.
  3. Театр . Очень хорошее влияние на развитие воображения, самопознания оказывает участие в различных инсценировках. Их можно организовывать с друзьями подростка, можно записаться на курсы или в театральную школу.

Современная жизнь диктует определенные требования к подрастающему поколению. К 18 годам должна сформироваться разносторонняя творческая личность, активно участвующая в общественных отношениях.

Человек должен иметь богатый опыт прикладной деятельности, развитые интеллектуальные способности. Успешное формирование этих качеств напрямую связано с той работой, которая была произведена ранее ребёнком для развития воображения.

Данная информация поможет вам узнать, что такое воображение, какое воображение называют творческим, а также предложим вам развивать воображение ребенка через игру.

Что такое воображение. Виды воображения

Воображение — фантазия, психическая деятельность человека, — важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Основная задача воображения — представление ожидаемого результата до его реального осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое .

Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т. д.).

Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.

Воображение развивается в процессе творческой деятельности. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по- новому их осмысливает и оценивает. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать способы этой передачи. Возможности выбора таких способов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. В этом возрасте ребенок уже может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Творчество развивает и эстетические чувства. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках, викторинах и т. д. Ведь творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

При помощи творчества и воображения ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Дети в возрасте от 6 лет активно играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, парикмахерская, семья, детский сад и пр.

Следует учить ребенка искать решение, по возможности учитывая все возможные последствия.

Стимулируйте детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Космическое путешествие

◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый острой

◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

◈ Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

◈ У меня со старшей дочерью такой опыт — она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.

◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Сказки

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.

◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Кино

Необходимый инвентарь: видеокамера.

◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.

Введение

1. Понятие воображения.

2. Физиологические основные процессы воображения.

3. Функции воображения и его развития.

4. Виды воображения.

5. Психологические особенности воображения у детей.

6. Формы проявления воображения дошкольника.

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Дети не услышали бы сказок и
не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать
школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека
фантазии и прогресс остановится! Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе для всех людей - свободе в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении. Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умений думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазий. Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта
способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Целью данной работы является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения дошкольников.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

1. Понятие воображения

Воображение –создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов.

Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.

Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Воображение- это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

Существует несколько форм синтезирования образов:

1. агглютинация -«склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, танк-амфибия…);

2. гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением (дракон с 7 головами);

3. заострение , подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры);

4. типизация , для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.

2. Физиологические основные процессы воображения

Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.

Образы воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает добавочная информация о нем, и составляет главный момент творческого воображения.

Познавательные образы можно подразделить на:

чувственно наглядные

рациональны (понятийные).

Образы, в отвлеченной форме отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения объективного мира, недоступные органам чувств.

Вместе с тем не существует каких-либо чувственных элементов, совершенно лишенных рационального содержания. Любые сигналы, поступающие через органы чувств, становясь фактами сознания, подвергаются вместе с тем логической обработке, входят в упорядоченный строй наших знаний. Чувственные образы включаются в комплексы суждений и умозаключений, вне которых они были бы лишены общего значения.

3. Функции воображения и его развитие

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

- Гностическая функция. Воображение активно способствует познанию (напр., что бы понять не известное явление приходится воображать его) созданный воображением образ облегчает процесс усвоения, особенно при участие образного мышления.

- Прогностическая функция. Воображение позволяет увидеть. прокрутить в сознание эпизод, ситуацию, скорректировать её детали.

- Воспитательная функция. Выступает при намеренном создании на уровне фантазии и последующей реализации тех или иных качеств человека.

- Защитная функция. Человек использует компенсаторный механизм психики, воображая себя в том качестве, которого ему не достаёт в реальности: сильным, находчивым, успешным (Ребёнок в игре воображает себя лидером при низком уровне социометрического уровня в классе)

- Коммуникативная функция. Всякий продукт творчества всегда адресован другим людям. (Писатель при написании книги всегда ориентируется на потенциальных читателей, даже при условии, что она не будет издаваться).

4. Виды воображения

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:

Пассивное воображениеделится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Оно подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грёзами - намеренно вызванный образами фантазии, не связанный с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.

- непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

Произвольное воображениепроявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

По степени самостоятельности и оригинальности продуктов воображения различают еще 2 вида.

Активноевоображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.

Воссоздающее воображение - один из видов активного внимания. Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности. В учении играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.

Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:

операции, с помощью которых формируются идеальные образы,

операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения - это этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.

Антиципирующее воображение - это способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. У молодых людей воображение направлено больше в будущее, а у пожилых людей оно больше ориентировано на события прошлого.

Критическое воображение - ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке.

Артистическое воображение - способность к взаимодействию со сценическими объектами.

Особой формой воображения является мечта . Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создание новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда желания их создателя. В мечтах находится всё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.

Мечта – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, которые направлены на преобразование действительности.

Динамика мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией, на сильно возбуждающую (чаще травмирующую) ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.

В детском и подростковом возрасте предмет желаний бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают сами мечтатели. Это мечты-игры , которые следует отличать от более рациональной их формы – мечты-плана .

Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом формирующая функция мечты.

Фантазия – важное условие нормального развития личности, она выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности человека.

5. Психологические особенности воображения у детей

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3 х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров. О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым. Маленький ребенок, например трехлетка не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90 градусов, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры. Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи б) возникновение воображаемого плана ее реализации. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков. На первом этапе развития воображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а, следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его заранее, составлять в уме программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам. Детское аффективное воображение с возраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе, как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами). Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.

Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии. Другие считают, что поскольку основным источником воображения является реальный, практический опыт, естественно, оно будет беднее и примитивнее у ребенка, чем у взрослого человека. Л.С. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя. Этого же мнения придерживаются и другие психологи.

Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции.

Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.

Мощный шаг в развитии воображения, как подчеркивал Выготский, связан с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика и колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у них самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для них реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательный подарки и творят разный волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез начинают бояться выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» - вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

6. Формы проявления воображения дошкольника

Истоки воображение ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н.Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создает воображаемый образ. Например, взяв малыша на колени или на плечи, взрослый предлагает «покататься» на лошадке или на верблюде. Известная потешка «По ровненькой дорожке, по кочкам, по ухабам, в яму – бух!» позволяет ребенку создать и почувствовать образ опасной дороги, в конце которой он заранее воображает и радостно ждет «провала в яму». Множество других игр и забав с маленькими детьми («Коза», «Сорока-ворона»), заимствованы из народной педагогики, включают малыша в воображаемый контекст и позволяют представить то, чего он реально не воспринимает. Кроме того, взрослые очень рано начинают стимулировать изображающие действия ребенка – просят показать, как мишка ходит, как петух машет крыльями, как кошка мяукает. При этом ребенок сам, своими условными действиями создает воображаемую ситуацию, но создает ее для взрослого и по его интерпретации. Создание образа для других, по просьбе «Покажи как…», способствует созданию мнимой ситуации, где все «как будто». Действие по типу «как будто», по мнению Н.Н. Палагиной, является исходной формой воображения. Эти действия начинаются в раннем возрасте, поэтому о начале воображения у детей можно говорить уже по достижении ими 2-3 лет. Но подлинного своего расцвета оно достигает в дошкольном возрасте. Максимально ярко и интересно воображение проявляется в сюжетно-ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях. Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции.

На протяжении часа предмет может приобретать до 10 разных значений. Так, обычный носовой платок может быть флагом, зайчиком, змеей, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком, плащом для куклы и пр. Необыкновенную изобретательность дети проявляют и в создании игровой обстановки. Одна и та же комната превращается в океан, поле сражения, магазин, дремучий лес и пр.

Во-вторых, огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком. Палагина описывает следующие ситуации.

Девочка долго и с увлечением резала бумагу ножницами, но убирать за собой отказалась, и никакие угрозы и уговоры взрослых не помогали. Но стоило дедушке предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как она с радостью собрала все до мельчайшего обрезка и отнесла их «покупателю». Дошкольники придумывают и принимают на себя самые невероятные роли:

Давай я буду шайба, а ты клюшка, и мы будем сами играть в хоккей.

Я буду пианино, ты на мне будешь играть, а я буду так: ля-ля-ля!

Из этих примеров ясно, что роли возникают не только из желания занять позицию взрослого. Ребенок представляет устройство или действие предмета через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии. Преломляя роль живого или неживого предмета через себя, через свое действие, ребенок строит образ этого предмета. Роль при этом выступает как опора образа.

Очень ярко воображение дошкольников в режиссерской игре. Даже 3-летние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты.

С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики как своего, так и чужого персонажа.

Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. 3-4-летние дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изображения отдаленно напоминают что-то определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче. Чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр.

Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже отмечали, что дети искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемежается с реальностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития
воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития
ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного
опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо
всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для
оптимизации учебной деятельности. Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.

Список литературы

1. Боровик О. В.

2. Немов Р. С.

Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

3. Веккер Л. М.

Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.

4. Выготский Л. С.

Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.

5. Выготский Л. С.

Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

6. Дьяченко О. М.

Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.

7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И.

О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.

8. Игнатьев Е. И.

О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

9. Коршунова Л. С.

Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.

10. Субботина Л. Ю.

Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

Приложение 1.

Основные виды воображения.

Воображение — фантазия, психическая деятельность человека, — важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Основная задача воображения — представление ожидаемого результата до его реального осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Различают два вида воображения:воссоздающее и творческое .

Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т. д.).

Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.

Воображение развивается в процессе творческой деятельности. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по- новому их осмысливает и оценивает. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать способы этой передачи. Возможности выбора таких способов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. В этом возрасте ребенок уже может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Творчество развивает и эстетические чувства. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках, викторинах и т. д. Ведь творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

При помощи творчества и воображения ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Дети в возрасте от 6 лет активно играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, парикмахерская, семья, детский сад и пр.

Следует учить ребенка искать решение, по возможности учитывая все возможные последствия.

Стимулируйте детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Космическое путешествие

◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый острой

◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

◈ Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

◈ У меня со старшей дочерью такой опыт — она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.

◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Сказки

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.

◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Кино

Необходимый инвентарь: видеокамера.

◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим о том, как развить воображение у ребенка. Вам станут известны возрастные особенности маленьких детей. Вы узнаете, какие методы могут применяться. Рассмотрим игры, а также игрушки, позволяющие развивать мышление и воображение.

Возрастные особенности

  1. Первичный этап. Наблюдается в два с половиной — три года. Это возраст, когда малыш учится отделять себя от остального мира. Начинает активно развиваться речь и мышление. Родители должны знать, что именно речевые навыки играют большую роль в формировании воображения. Чем лучше словарный запас ребенка, тем быстрее развивается его фантазия. В частности, это может быть обусловлено тем, что малышу удается описывать предмет или же ситуацию не только при помощи эмоциональных проявлений, но и словесно. Трехлетние карапузы, умеющие рисовать, развивают при помощи листка бумаги и карандашей. Но в этом возрасте еще отсутствует план, позволяющий реализовывать свои идеи. Именно поэтому ребенок создает рисунок и только потом придумывает ему описание.
  2. Второй этап. Характерен для детей от 4 до 5 лет. У малыша происходит знакомство с общепринятыми нормами и правилами поведения, укрепление собственного «я», ребенок ведет себя осознанно. Малыш может проигрывать травмы, серьезные переживания, которые происходили в его жизни. Например, если ему пришлось побывать в больнице, оказаться под капельницей или на операции, он начнет делать уколы своим игрушкам. В этом возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, лепит, рисует. Это позволяет воспроизводить образцы поведения. В данном возрастном периоде дети начинают планировать, рисуют осознанно, пошагово. Находясь рядом с мамой, малыш может озвучивать свои действия, говорить, что будет рисовать квадрат, как только его нарисует, скажет «а теперь я нарисую дом». Данный процесс называется ступенчатым планированием.
  3. Третий. Начинается в возрасте от шести до семи лет. Малышу уже известны и правила поведения, и появилась способность самостоятельно придумывать логические цепочки. Ребенок уже способен многогранно выражать свои желания, в частности, при помощи различных моделей поведения, применяемых в одной и той же игре. Он способен не только перерабатывать впечатление, проявляя их в творчестве или игре, также ищет и способы для его выражения. Дети в данном возрасте умеют полноценно фантазировать. Воображение служит не только методом для выражения своего внутреннего мира, но и способом для переживания внутренних конфликтов.

Игры

Мы развиваем мышление и воображение ребенка при помощи игровых методик. Причем играть с малышом можно не только дома, но и на улице.

  1. На листке бумаги пишется легкое слово, состоящее из трех букв, например, «кот». Мама предлагает ребенку составить три новых слова, используя буквы, входящие в состав данного. То есть новые слова должны начинаться с букв «к», «о», «т». Когда малыш справится со своей задачей, ему нужно дать новое задание, а именно сочинить маленький рассказ или стих, используя эти четыре слова.
  2. Придумайте фантастический вопрос. Например, можно спросить малыша: «что произойдет, если к нам в гости придет добрый и веселый динозавр?» Пусть ребенок расскажет, как бы вы его встретили, во что с ним играли. Важно, чтоб карапуз принимал активное участие в создании этого рассказа.
  3. Если Ваш ребенок уже учится в школе, можно с ним проводить творческую работу над ошибками. Например, на уроке русского языка учитель исправил ошибку в упражнении, обратите внимание малыша на это слово, предложите придумать историю, связанную с ним.
  4. Создайте новый вариант сказки. У Вашего ребеночка наверняка есть любимая сказка, возьмите из нее пять основных слов, например, «бабушка», «внучка», «лес», «волк», «охотник». А теперь добавьте еще одно слово, никак не связанное с событиями, происходящими в классическом варианте сказки. Предложите ребенку, используя все шесть слов, составить другой вариант хорошо известной ему истории.
  5. Наблюдение за миром вокруг. Отправляясь на прогулку, обращайте внимание ребенка на то, что вас окружает. Например, можно увидеть необычный цветок, предложить малышу придумать название или рассказать какую-нибудь историю, которая могла бы приключиться с этим цветочком. Также можно обращать внимание на подручные предметы, которые находятся у вас дома. Например, взяв мамину расческу, пусть малыш придумает, как еще ее можно использовать. Например, карапуз может ответить, что расческа могла бы стать микрофоном.
  6. Ролевые игры. Отлично развивает воображение проигрывание различных ситуаций из жизни. Например, вы можете поиграть в больницу или в школу, в парикмахерскую. Ребенок может быть в роли врача, учителя, парикмахера.
  7. Творческие занятия. Позвольте ребенку рисовать, лепить из пластилина, творить из цветной бумаги. Можно спрашивать малыша, что именно он сейчас делает, почему использует те или иные цвета. Попросите малыша, чтоб он нарисовал на заданную тему или слепил что-то новое. Также можно предлагать изобразить несуществующих персонажей, чтобы малыш мог подумать, как бы выглядел, например, инопланетянин, сколько бы у него было рук, глаз, ног.
  8. Сочинение сказок. Наилучшим способом, позволяющим развить детское воображение, является сочинительство собственных сказок. Этот процесс может в себя включать ряд этапов:
  • измените сюжет известной сказки, продумайте, как иначе могла бы закончиться история;
  • попробуйте соединить две известные сказки между собой;
  • представьте, что будет, если положительный персонаж сказки окажется отрицательным;
  • оглянитесь вокруг — вас окружает множество предметов интерьера, попробуйте их оживить, сочиняя с малышом сказки про столы, стулья;
  • создайте образ персонажа, необязательно это будет животное или человек. Продумайте образ до деталей. Главное, чтоб ребенок получал удовольствие от процесса сочинительства.

Игрушки

Давайте рассмотрим, какие бывают игрушки, развивающие воображение.

  1. Лото с картинками. Доставая карточку с определенным изображением, предлагайте ребенку сопроводить картинку интересным, коротким рассказом. Когда мама вытянет следующую карточку, она должна тоже описать изображение коротенькой историей. Когда ребенок освоит эту игру, можно ее слегка усложнить. Теперь, вытаскивая карточки, нужно не просто описывать изображение историей, но и связывать свой и рассказ и ребенка между собой. Соответственно и малыш должен будет продолжать повествование мамы, вытаскивая последующие карточки.
  2. Кукольный театр. Подойдут, как пальчиковые игрушки, так и те, которые надеваются на руку. Важно, чтоб малыш мог придумать историю с использованием определенных героев. Если ребенку сразу сложно придумать сказку, то первый раз Вы можете сделать это вместо него.
  3. Конструктор — отличная игрушка, позволяющая развивать воображение и фантазию. Чтобы использование данной игрушки было эффективным, не стоит пользоваться инструкцией при построении. Существует большое разнообразие конструкторов. Они бывают пластмассовые, металлические, деревянные. Пусть ребенок творит, применяя свою фантазию.
  4. Кубики. Также отлично помогают развивать воображение. Позволяйте малышу самому придумывать постройки. Если карапузу еще сложно, помогайте.
  5. Детская кухня, бытовые приборы, наборы доктора — все это позволяет создавать ролевые игры, развивая воображение малыша.

Я со своим сыном основательно занималась развитием воображения. Мы вместе сочиняли сказки, много рисовали, лепили и делали всевозможные поделки, играли конструктором и кубиками. Ребенку нравились такие игры. Когда ему было года три, он особенно любил кукольный театр, с удовольствием смотрел создаваемые мной представления. Когда повзрослел, сам начал придумывать сказки, демонстрируя их при помощи игрушек.

Упражнения

  1. Мама может нарисовать на листке бумаги несколько геометрических фигур и предложить малышу соединить их или дорисовать детали так, чтоб вышел какой-то рисунок.
  2. На листке можно изобразить множество точек, хаотично располагающихся. Предложите ребенку, чтобы он их соединил в определенной последовательности так, чтоб получилось какое-то изображение.
  3. Можно на бумагу капнуть краской, дать малышу кисточку, предложить из этой кляксы создать определенный образ.

Теперь Вы знаете, как развить воображение малышу. Помните о том, что заниматься с ребенком нужно с самого раннего детства. Не стоит забывать, что развитое воображение крайне важно для психического развития малыша, благодаря ему формируется мышление карапуза.

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал