Все о развитии воображения у детей. Развиваем воображение у ребёнка

Главная / Дом

Такое качество, как воображение, присуще только человеку. Именно умение фантазировать позволяет создавать то, чего ещё нет.
Развитие воображения у детей достигает своего пика в возрасте 5–12 лет.

У маленьких детей воображение начинается с того, что они создают в голове образы. - Когда родители рассказывают сказку, они представляют её героев.

Когда дети становятся старше, они уже начинают фантазировать на новом уровне. Они сами способны придумывать новые образы и истории.

Иногда это может нанести ребёнку вред. Некоторые дети так увлекаются фантазиями, что считают их реальностью. Придумывают несуществующих героев и выдают их за действительность. Или несуществующие истории переносят в реальную жизнь. Родителям очень важно научить детей не только фантазировать, но и отличать мечту от жизни.

Основные типы воображения

Воссоздающее. - Возникает при чтении книг. Человек в своём воображении представляет то, о чём читает или слышит.

Творческое. - Создание образов и историй самостоятельно. При этом прослеживается связь между объектами и ситуациями. - Этот тип воображения важно развивать у детей.

Неуправляемое. - Истории, не связанные какой-либо последовательностью и логикой.

Зачем развивать фантазию

Иногда воображение гораздо важнее и нужнее энциклопедических знаний. Ведь даже перед решением сложных задач математики работает воображение.

Однако многие люди считают этот навык абсолютно бесполезным в реальной жизни. - Эти люди чаще всего просто ничего не знают о функциях мышления.

На самом деле, человек с хорошо развитым воображением легче решает любые задачи. Все благодаря тому, что его мышление незаурядно.

Маленьким детям очень сложно думать и действовать по правилам. Поэтому развитие воображения у дошкольников должно находиться на первом месте. - Позволяйте ребёнку фантазировать и мыслить нестандартно. Ни в коем случае не ругайте его за придуманные истории и не критикуйте их.

Дети адаптируются к жизни и накапливают опыт посредствам игры. Именно так они учатся мышлению. Благодаря этому и развивается воображение. Со стороны родителей должна присутствовать помощь и поддержка. - Поощряйте ребёнка, когда он придумывает собственные игры.

Правильное развитие воображения

Фантазия и воображение развивается активнее, когда у человека богатый жизненный опыт. - Родителям необходимо помочь ребёнку накопить этот самый опыт. Ведь новые идеи и образы создаются на основе когда-то увиденного и услышанного.

Чужой опыт тоже может стать основой для фантазий. Но для этого человек должен много читать. Именно поэтому рекомендуется маленьким детям как можно чаще рассказывать сказки и читать книги.

Ещё один мощный двигатель для развития воображения - это эмоции и чувства. Поэтому книги нужно читать не монотонно, а, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой.

Упражнения для воображения

Существует большое количество упражнений, направленных на развитие воображения:

Игры для воображения

Игры также отлично развивают фантазию и воображение.

Волшебная коробочка

Сложите в коробку, например, старую одежду и разные аксессуары. Из которых предложите ребёнку сконструировать разные образы. Придумывайте с ним костюмы из материалов в коробке. Помогайте резать и сшивать ткани, пришивать аксессуары - станьте модельерами. - Можно устраивать костюмированные представления и шоу. Если собрать компанию детей, - можно предложить им устроить концерт, показ мод или спектакль.

Лужи и облака

Во время прогулки играйте в игру - «На что это похоже?». Рассматривать можно что угодно. Если на небе нет облаков, вполне сгодятся и лужи или тени. Осенью можно собирать листья и придумывать, на что похожи они.

Воск в воде

Не менее занимательная игра. Растопите воск на водяной бане или в зажжённой свечке и вылейте его в таз с водой. Потом рассматривайте, - на что похожи восковые фигуры.

Игрушка из подушки

Сделайте из старой подушки нового друга. Для этого возьмите старую подушку и перевяжите её посередине тесёмочкой. - Образовалось туловище и голова. - Предложите ребёнку нарисовать лицо. Потом придумать причёску и нарядить. Вот и получится новая кукла, которая может стать самой любимой.

Чем может быть этот предмет

Возьмите любые подручные предметы. Например, камешек, палочку, стаканчик, коробочку. Пофантазируйте над тем, чем этот предмет может быть ещё. Например, коробка - ларчиком с секретом, сундуком сокровищ, или обычным столом. Палочка может оказаться удочкой или даже волшебной палочкой.

Поиграй в слона

Предложите ребёнку вообразить слоном. Попросите его описать, как он выглядит, как ходит или отдыхает. - Можно наглядно показать. Вы тоже, в свою очередь, можете включиться в игру и показать своего слона. Таким образом, можно изображать разных животных.

Можете разыграть встречу двух разных животных. Пусть в ваших фантазиях слон встретится с мухой. В следующий раз поменяйтесь ролями.

Писатель

Купите красивую тетрадку. Пусть ребёнок записывает в ней свои придуманные истории. Если пока не умеет писать, - делайте это за него. А он пускай придумывает иллюстрации к рассказам. - Это должно быть предметом его гордости.

Для успешного развития воображения и фантазии, взрослым необходимо знать, какие приёмы и способы помогут развить творческое мышление:

  • Используйте игры, упражнения, задачки и многое другое, что заставляет малыша придумывать что-то своё и находить решение.
  • Первым делом необходимо объяснить, что фантазировать весело и полезно. Он не должен этого стесняться.
  • Ребёнку должно быть интересно сочинять и фантазировать. Если он будет получать от этого удовольствие, то в будущем все проблемы будет решать легко.
  • Он должен вам доверять, чтобы отправиться в этот неведомый мир фантазий.
  • Показывайте пример. Ведь дети первым делом копируют поведение взрослых. Играйте и фантазируйте вместе с ним.

Методики для развития воображения у ребёнка:

В этой статье:

Детство обычно можно сравнить с долгой и прекрасной сказкой . Для ребенка жизнь начинается с волшебных историй, которые ему читают мамы и папы. Он развивается, играет - его игры становятся все более сложными. Это говорит о пробуждении воображения и фантазии – ведь они не рождаются вместе в нами, а появляются гораздо позже. Теперь жизнь наполнена красками.

Для детей дошкольного возраста важно, насколько хорошо развито их абстрактное мышление. Выражать свои мысли на бумаге, разыгрывать маленькие пьесы с куклами и другими детьми - все это помогает им эмоционально развиваться.

Без воображения наш мир станет тусклым. Однако его уровень и наличие говорят о том, что психика проходит определенный этап совершенствования. Родители могут без труда заинтересовать малыша развивающей игрой, а в результате он получит бесценный опыт.

Мир детства - фантазия и сказка

Родился ребенок. У него еще отсутствует понятие воображение. Как таковое оно возникает у детей на 3 году
жизни. К этому возрасту накапливается некий опыт: малыш знает названия и предназначение многих предметов, он слышал истории и сказки, для него появились стандарты поведения в разных ситуациях. Без этого невозможно развитие фантазии.

Воображение дается нам как один из механизмов психики. Слишком активное воображение означает уход от реальной жизни, желание спрятаться там, где нет проблем . В таком раннем возрасте жить только воображением нехорошо: это говорит о проблемах адаптации ребенка. Но и недостаток воображения тоже является проблемой, свидетельствующей о неправильном развитии психики.

Совершенно нормально, если малыш 3-4 лет переплетает реальность и сказку, пуская в жизнь достаточно воображения, чтобы сделать ее более полной. Это часть логического мышления. Он знает о мире, но не все – то, что неизвестно, нужно придумать, додумать, сформировать .

Если правильно заниматься с детьми, то вы можете обнаружить у них уже в 4-5 лет таланты к рисованию, лепке, созданию историй. Не прячьте такие «радужные» стороны личности своего малыша. Это так же важно, как и умение читать, писать, говорить. Кстати, речь и воображение тесно связаны.

Дошкольный возраст

Когда вы отдаете ребенка в детский сад, то будьте готовы: это мощный прорыв для его развития. Здесь коммуникации со взрослыми, первые знакомства с детьми и совместные игры. А что такое игра? Набор игрушек вдруг приобретает «историю» . Ребенок выдумывает свои правила, по которым будут жить здесь и сейчас игровые персонажи. В его голове есть некий план того, как пойдет игра.

Сначала это повторение известных сценариев. Сказка о Белоснежке или Спящей Красавице, истории, которые рассказывала мама на ночь. Известный сюжет разыгрывается иногда слово в слово. Для воображения нет пределов - самые простые вещи становятся «волшебными». Коробка - «троном», кубики - «молодильными яблочками» , заколка для волос - «королевской короной». Для детей дошкольного возраста такое поведение самое нормальное.

Они начинают создавать собственный мир вокруг. В раннем возрасте роль воображения гораздо сильнее, а позже оно, как считается, отходит на второй план. Конечно, так происходит не у всех. Творческие люди используют свою фантазию для реализации задуманного: картины, книги, скульптуры.

У маленьких детей нет критичного отношения к себе, своим мыслям . Они не знают законов физики и химии, нашего мира в целом. Сложные процессы и явления они будут объяснять простыми словами. «Человек тяжело болел, врач дал ему волшебную таблетку - он сразу выздоровел». Психика ребенка - тонкий и сложный инструмент . Постепенно он начнет видеть мир таким, каким его видят взрослые, а пока что лучше заменять непонятное и страшное простыми объяснениями. Вот роль воображения в жизни малыша.

Зачем нужно воображение?

Прежде чем заниматься развитием воображения у детей, родителям нужно понять главное: зачем оно им нужно?

Дети видят мир не так, как мы. В нем есть место для всего чудесного, необычного, сказочного. Развитие воображения важно, ведь это показатель того, как ребенок, а потом и взрослый, могут адаптироваться в любой среде. В этот процесс входит многое:

  • опыт и знания;
  • возможность объяснить явление;
  • желание объяснить то, чего не понимаешь ;
  • интерес к жизни.

Убедиться в том, как хорошо работает фантазия, можно, просто рассказав ребенку новую сказку. И вот он уже капитан пиратского корабля, ищет сокровища, сражается с врагами и побеждает.

Воображение - реакция нашей психики на впечатления,
переживания, новый опыт. Так, дети старшего возраста, читая книгу, вдруг начинают видеть себя ее героями. Перед глазами появляются картинки прочитанного.

В 3-4 года формируются новые нейронные связи . Чем их больше, тем на большее будет способен человек. На их формирование влияет способность мечтать, фантазировать, придумывать, изобретать что-то новое.

Даже в таком юном возрасте в фантазиях у малыша уже много всего интересного. Для дошкольного возраста первая встреча с жизненными трудностями проходит через опыт воображения.

Виды воображения

Воображение принято делить на два вида:

Непроизвольно-пассивное

Отличный пример - сны, грезы. Тут развитие идет само собой: ребенок задумался – у него возникла некая картинка перед глазами . Это может быть его фантазия о себе, представление каких-то возможных событий, желаний.

Этот вид воображения уже развит у детей раннего дошкольного возраста, в 3-4 лет года. Это наше непроизвольное действие, направленное на создание образов . Для него необходимо знание о мире.

Произвольно-активное

Этот тип воображение возникает тогда, когда нужно решать конкретные задачи. Для детей дошкольного возраста с целью его развития рекомендованы игры, когда нужно представить
что-то, придумать, выдумать. Сюда же относятся логические игры.

Развитие этого типа приходит несколько позднее, обычно тогда, когда ребенок становится более самостоятельным. Дети до 4 лет еще с трудом могут решать такие задачи, ведь у них недостаточно развита речь, а опыт еще довольно мал.

Важность развития воображения

Воображение играет огромную роль в нашей жизни. Мы говорим «представь себе…», а для воображения другого это уже толчок к действию. В голове возникает образ, совершенно уникальный. Мы слышим историю, а ее герои уже «видны» нам.

Наш мозг сам
строит их, молниеносно предлагает нам картинку происходящего
. Каждый представляет себе одного и того же героя сказки по-разному.

Развитие воображения - один из способов подготовки ребенка к решению многих насущных проблем. В будущем нам придется искать пути решения сложных ситуаций. Дома, на работе, в общении с кем-то. Именно наша фантазия подсказывает нам, как поступить . Наличие опыта дает варианты. Именно поэтому так важно правильное и своевременное развитие способности фантазировать.

Речь и фантазия

Важную роль играет уровень развития речи. Если речевое развитие идет с задержкой, то абстрактное мышление , фантазия ребенка тоже отстает.

Речь - связующее звено между тем, что творится внутри нас и снаружи. Это способ передать информацию о
наших желаниях, потребностях, идеях. У малышей дошкольного возраста речь уже должна быть развита на достаточном уровне, чтобы суметь объяснить свои действия.

Занятия с ребенком 3-5 лет

Заниматься развитием воображения у детей несложно, но очень интересно. Взрослый человек может многое предложить ребенку, ведь его опыт и знания бесценны .

Как правильно заниматься с малышом? Терпеливо, без агрессии, без принуждения. Заставлять наслаждаться чем-то – это неправильно. Развитие должно проходить только в комфортных условиях, там, где для фантазии и мечты нет границ.

Рисование

Здесь все более или менее понятно. Рисование начинает интересовать малышей сразу . Конечно, в 1-3 годика это просто цветные каракули. Но давайте больше фломастеров, безопасных карандашей и мелков - пусть ребенок увидит все
цветовое многообразие. В этом возрасте вы можете рисовать, а ребенок смотрит, часто просит вас нарисовать что-либо . Что? Знакомые ему вещи, предметы, людей.

В 4-5 малыш он уже сам может рисовать . Развитие мелкой моторики позволяет не только чертить, но и раскрашивать. Учите его делать рисунок аккуратным. Вы можете рисовать вместе: мама начинает, а малыш заканчивает. У детей дошкольного возраста не сразу появляется способность самим придумывать сюжеты - это как раз развитие воображения. Помогите ему, сделайте сначала простые формы и знакомые предметы: чашки, солнышко, котик, человечки.

Позже предлагайте ему тему - пусть малыш сам рисует то, что хочет, но в некоторых заданных рамках. Здесь важно, насколько он может следовать вашей просьбе. Если просите нарисовать домик, а он рисует солнце - что-то не так с его логическим мышлением и восприятием .

Конечно, нужно давать малышам свободу. Белый лист бумаги, карандаши и то, что он придумает. Очень скоро вам понадобится много бумаги, ведь дети любят все свои мысли пытаться переложить на бумагу – все, что приходит в голову. Чем сложнее образы, тем лучше. Так воображение начинает пробиваться.

Диалоги с куклами

Разыгрывать маленькие сценки с куклами - одно из любимых занятий детей. Даже сам ребенок, играя без вас, может лепетать какие-то описания действий, придумывать диалоги.

Вы можете задать тему и разыграть маленький спектакль .
Например, прочтите сказу, а потом предложите воплотить ее в жизнь с помощью кукол. Когда сюжет закончен, спросите: а что было дальше? Придумайте вместе продолжение истории своих героев .

Точно так же можно выдумывать и новые собственные сказки. У детишек дошкольного возраста воображение приходит с опытом. Первый раз такая игра может поставить в тупик, но уже очень скоро малыш радостно будет выдумывать свои собственные сказки. Развитие абстрактного мышления идет постепенно.

Игра в ассоциации

Предлагайте малышу придумать ассоциации. Эта игра на развитие подходит для детей от 4 лет. Самые простые ассоциации:

  • мама;
  • лето;
  • семья;
  • друзья;
  • детский сад;
  • дружба;
  • вкусно.

Предложите ему слово, а ответ разберите вместе. Почему он думает именно так? Ассоциации должны быть логичными, но приходить на ум детям просто. Чем богаче его речь, словарный запас, тем больше понравится игра. Ведь со словом «лето» может быть миллион ассоциаций .

Комфортная среда для психического развития

Для малышей дошкольного возраста важно, чтобы их воображение не ограничивалось какими-то рамками.

Реальность и воображение - разные понятия, которые нельзя смешивать. Скажите себе, что в занятиях вы полностью открыты .
Нормально, если, воображая себя героем сказки, малыш в фантазии будет именно главным героем – принцессой или принцем, например. Не нужно тут одергивать его, объясняя, что на самом-то деле быть принцессой - это тяжелая работа.

Сейчас важно, чтобы он допускал внутри себя лю
бые возможности: волшебство, единорогов, магию и сказки. Свобода воображения - это очень важно для психического развития. Она поможет вам избежать таких проблем, как комплексы.

Если мы не можем даже в своей голове сотворить что-то важное, чудесное, увлекательное, то на что будем способны в жизни? Дайте детям возможность фантазировать.

Чем интереснее и необычнее их истории и игры, тем лучше. Конечно, следите за тем, что они делают и говорят. Поправлять и ставить границы дозволенного - разные вещи. Развитие воображения должно проходить в безопасных условиях. Там, где над малышом и его идеями не будет насмешек и издевок.

Рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Воображение развивается до 15 лет, но все же основные «зерна» прорастают именно в младшем возрасте. Его можно разделить на три вида:

  • творческое. С его помощью у детей появляются фантазии на основе уже пережитого опыта.
  • воссоздающее. Оно дает возможность воспроизводить образы из литературы, чертежей, нот.
  • неуправляемое. Это и есть бурные хаотичные фантазии, которые иногда возникают в мыслях человека.

Акцент нужно делать на развитие творческого воображения.

КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ

СКАЗКИ

Чаще читайте детям сказки. Пока вы выговариваете слова, в голове малыш рисует образы персонажей и действия - создает «видеоряд» к книге. Чем необычнее герои в сказках, тем лучше работает воображение. К примеру, собак и котов ребенок видел в жизни, а вот фею и эльфа - нет. Поэтому ему придется рисовать образ этих персонажей самому. Иногда не дочитывайте сказку до конца. Остановитесь перед финалом и предложите малышу самому додумать конец истории, расписывая его как можно подробнее. Если у крохи пока не получается, помогайте: задавайте наводящие вопросы, фантазируйте вместе с ним.

ЛЮДИ

Пока вы стоите в очереди, не теряйте время впустую. Рядом прошла девушка с собакой? Предложите ребенку придумать их историю: как зовут девочку, сколько ей лет, чем она занимается. Это может быть волшебная история: например, девочка - фея, а собака - ее помощница. Деткам постарше предложите рассказать не просто историю, а придумать ее, основываясь на том, как девочка выглядит, в чем она одета. Такое упражнение поможет развить наблюдательность и лучше разбираться в людях.

ИСКУССТВО

Наверняка вы не раз следили, как . Такие иллюстрации могут многое рассказать об отношениях между родными. важны не только в психологии. Они также развивают фантазию. Когда кроха рисует или лепит из пластилина, спросите, кого или что он хочет изобразить. Начинайте рисунок и предложите малышу его закончить. Так вы и разовьете фантазию, и весело проведете время. Также посещайте с ребенком в картинные галереи и выставки. Новое и неизведанное всегда привлекает внимание и заставляет фантазию работать. Если ребенок будет спрашивать, о чем та или иная картина, ответьте и затем спросите, что увидел на ней малыш.

ПРИРОДА

Природа - неиссякаемый источник информации. Чем больше у ребенка знаний, тем больше возможностей развивать воображение. Рассказывайте ему о свойствах песка, о том, как устроена Солнечная система. Проводите . Они покажут ребенку, как «работает» тот или иной материал, и дадут почву для размышлений.

Дети - те еще воображули. Вам даже не придется специально что-то придумывать - в их голове всегда много идей и фантазий. Так что зачастую задача родителей - просто поддерживать воображение малышей и не мешать им.

Воображение – способность придумывать образы несуществующих предметов или тех, что нет рядом. С его помощью человек фантазирует, управляет выдуманными событиями, находит решение несуществующих проблем. Зарождается оно в детстве, когда и необходимо его развивать.

Почему это важно

Ответ на вопрос о важности наличия хорошего воображения очень прост. Ведь без него люди не смогли бы придумывать новые идеи, совершать открытия и даже . Это все заслуги фантазии, без которой человек не был бы таким многогранным и восприимчивым к миру.
Если представить, что воображения бы не было, то наверно не было бы детских игр, музыкальных произведений, сказок и прочего. Даже учеба перестала бы восприниматься, потому как, каждый ребенок сначала воображает то, что рассказывает учитель, а уже потом начинает понимать суть.
Из всего этого видно, что развивать воображение важно и нужно. А наиболее активно оно себя проявляет с 5 до 15 лет. В этот период жизни просто необходимо заняться его развитием, иначе ребенок будет мало интересоваться наукой и искусством, так как его творческое мышление будет на низком уровне. И наоборот, человек с высокоразвитым воображением всегда найдет выход из трудной ситуации или примет неординарное решение.
Конечно, иногда бывает и так, что у детей наблюдается очень высокий уровень развития воображения, они начинают жить в выдуманном мире, общаться с выдуманным другом, представлять себя другой личностью. Но это проблемы другого рода, корень которых нужно искать в семье и окружении ребенка.
Главным образом воображение проявляется в игре. Дети могут взять в руки палку, и она станет шпагой, а простыня или одеяло прекрасным платьем принцессы. Чем старше ребенок, тем проще ему придумывать. Поначалу малыши могут воображать только то, что услышали, потом начинают придумывать несуществующие вещи.

Виды воображения

Психологи выделяют три вида воображения, в зависимости от способа его формирования.
Первый это воссоздающий вид, когда образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтенной книги.
Второй вид – творческий. Ребенок начинает фантазировать, не опираясь ни на какие факты, только с помощью своего ума. Это самое лучшее воображение, которое и нужно развивать.
И еще есть неуправляемый вид воображения, о котором говорят «буйное» или «безудержное». Такие дети постоянно что-то выдумывают и с пеной у рта доказывают, что так и было. Как было сказано, заниматься нужно развитием именно второго вида.

Методы развития воображения

На самом деле есть очень много методов развития воображения. Одни из них применяются в детских садах, когда деток учат выступать на сцене в роли сказочных героев, рисовать и придумывать свои истории. Другие можно применить и дома. Вот некоторые из них.
Возьмите лист бумаги и нарисуйте сельский двор, где есть утки, куры, гуси, собачки и кошки. Только на месте животных поставьте пустые кружочки, а фигурки самих животных дайте ребенку, пусть он сам расставит их куда захочет. И важно предупредить его, что необязательно расставлять всех по своим местам, можно пользоваться фантазией и расположить их как угодно. После этого малыш должен объяснить, почему он посадил собачку и курочку в то или иное место.
У ребенка со слабом развитым воображением все животные будут на своих местах. Малыш со средним уровнем развития воображения расставит фигурки по своему усмотрению и сможет все объяснить, почему он выбрал такой вариант, а не другой. А тот, у кого воображение развито очень хорошо, помимо необычного их расположения еще сможет придумать на ходу целую историю, что с ними приключилась и что будет дальше. Это говорит о прекрасной фантазии.
Также для улучшения фантазии можно поиграть в следующие игры.
«Волшебник». Дайте ребенку палочку, пускай она станет волшебной, такой, что может сделать абсолютно все. Предложите ребенку подумать, что в первую очередь он хотел бы изменить? Может решить какую-то проблему или съесть огромное мороженое?
«Путешествие во времени». Вообразите, что у вас есть машина времени. Спросите у ребенка, куда бы он поехал? Что хотел бы увидеть?
«А что если…». Есть такая замечательная игра «А что если…». Она помогает лучше понять малыша, выявить его уровень воображения. Нужно просто сказать: «А что если бы ты мог летать?» или «А что если твой робот смог бы говорить?». Пускай он ответит и додумает конец сам. Иногда так можно узнать и о скрытых переживаниях ребенка.
«Дорисуй недостающую деталь». Очень интересное занятие, когда есть рисунок не до конца нарисованный. Например, есть зайчик и он должен что-то держать в руках (морковку или капусту), ребенок должен сам дорисовать то, чего не хватает. Или животные нарисованы без туловища или без верхней части и нужно догадаться, кто это и закончить начатое.
Еще хорошо помогают аппликации . Желательно вырезать много разноцветных треугольников, кружков, прямоугольников и других фигур, а потом попросить ребенка сложить из них все, что он может. Например, фигурку человека, животного или машину. Это заставляет думать и воображать.
Когда мама читает сказку, ребенок чаще всего воображает ее в уме и как бы смотрит фильм. Можно попросить его нарисовать то, как он видит своих героев, во что они одеты и где живут.
Примеров можно приводить много, но главное помнить, что воображение должно работать, так как без него придется туго. Когда начнется школа и придется заниматься той же математикой, трудно будет объяснить ребенку вычитание или сложение, если он не сможет себе этого представить на образном уровне.

Развиваем фантазию


Работа с бумагой, будь то рисование, оригами, создание аппликаций или объемных фигур, является превосходным средством для развития у детей творческой смекалки и фантазии. Чаще всего малыши пытаются отразить на бумаге то, что им интересно, поэтому ограничивать их в проявлении творчества не нужно. Если ребенку нравится рисовать или клеить из бумаги одно и то же, это не говорит о том, что у него неразвитая фантазия. Возможно, через множество версий одного и того же малыш просто пытается выразить свое настроение, свое отношение к понравившейся теме или даже подсознательно ищет идеальную форму. Кроме того, повторение одного и того же прекрасно оттачивает технику.
Развитие фантазии лучше всего начинать с ранних лет, пока психика ребенка гибкая и восприимчивая. Дети, по своей природе, более расположены к тому, чтобы учиться всему новому, фантазировать, импровизировать. Выражая себя в бумажном творчестве, они не придают особого значения тому, насколько правильно соблюдены пропорции рисунка, выдержаны ли размеры склеенной фигуры. Аккуратность и точность придут позднее, когда начнет формироваться пространственное мышление, когда накопится практический опыт и когда ручки освоятся с ножницами, а на первых порах ему важно, чтобы поделка из бумаги была яркой, забавной и нравилась. Поэтому упор в занятиях с бумагой нужно делать по большей части на проявление фантазии.
Начиная занятия по бумажной пластике, важно спросить у ребенка, что именно он хотел бы сделать. Свобода выражения - вот главное условие для развития фантазии. Не нужно заставлять его делать поделку, если она ему не интересна. Даже если малыш хочет рисовать, а не склеивать фигурки, его желание следует уважать. Тем более что художество вполне можно соединить с созданием аппликации или объемной игрушки, ведь сначала необходимо нарисовать заготовки. Занимаясь с маленькими детьми бумажной пластикой, родители обычно помогают им: рисуют заготовки, а потом вырезают, чтобы малыш их приклеил. Поэтому, если ребенок захотел непременно рисовать, можно поменяться с ним ролями: пусть он нарисует фигурки сам, а мама их вырежет и наклеит.
Поскольку начинать занятия бумажной пластикой рекомендуется с самых простых аппликаций и фигур, то сложность работ нужно увеличивать постепенно. Например, если на первом занятии ребенок сделал аппликацию снеговика, состоящую из трех кружочков плюс морковка, руки и метла, то на следующем занятии можно сделать еще одного снеговика, но добавить к аппликации сугроб, солнышко, дерево. При этом нужно позволить малышу самому додуматься до тех элементов, которые могли бы дополнить аппликацию. Это можно сделать при помощи наводящих вопросов: «А где будет стоять наш красивый снеговик? Во дворе? А что еще есть в нашем дворе? Дом? Дерево?» и так далее.
Очень хорошо помогают фантазировать игры в ассоциации. Например, вырезав кружок из желтой бумаги, можно предложить ребенку угадать, что это будет: кто–то захочет сделать из этого элемента солнышко, а кто–то сделает желтые колеса у машинки или пушистого цыпленка.
Вообще, побудить ребенка изобретать можно буквально любыми способами: прочитать ему сказку, а потом вместе с ним сделать сюжетную аппликацию; посмотреть любимый мультфильм, а потом вырезать из бумаги понравившегося мультяшку; придумать фантастическое существо и склеить его из цветного картона и так далее. Даже просто гуляя с ребенком на улице, полезно обращать его внимание на окружающие предметы и предлагать ему представлять их в других ситуациях: «Смотри, машина стоит у подъезда. А давай сегодня сделаем аппликацию, где эта машина будет ехать по городу?» или «Видишь, какое красивое дерево? А ты знаешь, что летом листочки у деревьев всегда зеленые, а осенью становятся желтыми, красными и оранжевыми? Давай вечером вырежем из бумаги осеннее дерево?».
Прекрасным средством для развития детской фантазии являются старые журналы - дайте ребенку стопку глянцевых изданий и ножницы. Вы удивитесь тому, какие разнообразные картины он составит из вырезок!

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал