Изо на тему рождество в доу нод. Конспект НОД для детей старшей группы на тему "Рождество Христово - на душе светло!" план-конспект занятия (старшая группа) на тему. художественно - эстетическому развитию

Главная / Дом

Федеральное государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение №16

Министерства обороны Российской Федерации

г. Вольск-18

Утверждаю

Заведующий ФГК ДОУ №16 МО РФ

«___» _________2013 года

Конспект занятия

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы

Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»

воспитатель

Образовательные задачи:

Дать понятие о духовно – нравственном воспитании

Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.

Формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении.

Воспитательные задачи:

Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.

Воспитывать доброжелательное отношение не только к себе, но и ко всему окружающему миру.

Словарь: ангел, Рождество, «колядки», колядовать, Вифлиемская звезда, волхвы.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации «Добрый мир», Киещенко «Колядки», чтение А. Мень «Свет миру гл. Рождество», рабочая тетрадь «Добрый мир», О. Ефремова «Рождество Христово», разучивание стихотворений книга №4 «Добрый мир»

Материал: «Ясли», маски, кукла, русские - народные костюмы, открытки, диск «Добрый мир», музыкальный центр, книга №4 «Добрый мир».

Ход занятия.

Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание детей на нарядную группу, и в чём одеты сами дети.

Вос-ль: Дети когда у нас нарядная, красивая группа и вы все радостные, весёлые, значит у нас сегодня….

Дети: Праздник!

Вос-ль: Верно, ребята, праздник!

А что такое праздник?

Примерные ответы детей

Дети: Это радостный день, в который люди поздравляют друг друга. Все любят праздники, к их встрече готовятся. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу.

Дети садятся на стульчики вокруг воспитателя.

Вос-ль: Дети сегодня у нас с вами не простое занятие.

День сегодня не простой,

День сегодня святой.

В группу заходит ребёнок «Ангел».

Ангел: Я пришла вам сообщить, что на Востоке засияла новая звезда. Она указывает путь, где родился Младенец, это радость и торжество всему миру.

Вос-ль: Ребята, а вы хотите узнать, кто же этот Младенец?

Дети: Очень хотим!.

В давние времена в далёкой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной Богу, молилась Ему, жила при храме. За Её доброе сердце Бог избрал её стать Матерью Божьей. Он послал своего вестника – Ангела сообщить Марии эту радостную весть, что родился Младенец – Спаситель мира. Произошло это величайшее чудо в городе Вифлиеме, Мама Мария, укутав его, положила в «ясли» - так называлась кормушка для скота.

Воспитатель показывает детям «ясли» с младенцем.

Дева – мать, склоняясь над ним,

Нежно напевала.

Ночь мерцала золотым,

Звёздным покрывалом.

Вот тогда и зажглась особенно яркая звезда, которая указывала путь к пещере волхвам и пастухам. И она привела их к Младенцу, которого назвали Иисусом

Помню я как в детстве первый раз

Слушала о Рождестве рассказ

Я была взволнована до слёз

Ведь родился маленький Христос.

Не в богатом именитом доме

И лежал не в пышной колыбели

А в глухой пещере на соломе.

Дети встают и поют песню «Вифлиемская звезда»

Садятся на стульчики

Выходит Ангел читает стихотворение «В Вифлиеме»

Я умом ходила в город Вифлиеем,

И была в вертепе и видала в нём,

Что Христос Спаситель, Царь, Творец и Бог

Родился во хлеве и лежит убог.

И тогда я Деве задала вопрос,

Отчего так плачет Маленький Христос?

Дева мне сказала: «Плачет Он о том,

Что Адам и Ева взяты в плен врагом.

И что образ Божий, данный их душам,

Отдан в поруганье злобнейшим врагам….

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел:

«Христос народился

С нами Христос».

Все: Радуйтесь! Радуйтесь! Радуйтесь!

Вос-ль: Чудесные события этой ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.

День рождения Иисуса, т. е. Рождество – это праздник детей и взрослых: с песнями, стихами, играми, с сиянием свечей и запахом ёлки.

Мы собрались на Святое Торжество,

Будем славить в стихах Рождество.

Стихи (читают дети).

Рождество наступит скоро.

Рождество наступит скоро -

Прочь обиды все и ссоры.

Светлый праздник наступает –

Вся земля его встречает!

А как рады ребятишки

И девчонки и мальчишки:

На Рождественские святки

Будут петь одни колядки!

Праздновать всегда готовы

Праздник Рождества Христова!

Он весёлый, добрый, славный,

Он один из самых главных!

Скоро Рождество

Скоро Рождество. Ждёт хороших дел,

Ёлочку зажгут. Добрых, честных глаз,

И волхвы дары Ждёт любви к родным,

Богу принесут. Жалости к больным,

Ну, а что же вы Состраданья к бедным,

Припасли Ему? Слабым, пожилым.

Что могли бы вы Ангелы над злыми

Подарить Ему? Горько слёзы льют,

Приходите – Он А над миротворцами

Ждёт в вертепе вас, Ласково поют.

Рождество Христово.

Рождество Христово-

Светлый праздник, чудный.

Спит давно природа, спит сном беспробудным.

Вся земля в снежинках

Ярких и искристых, веточки деревьев

В пухе серебристом.

Звонкие синички

По ветрам порхают,

Христа Бога славят,

Звонко распевают.

Снег голубоватый,

Розовый, лиловый

Все: нынче праздник чудный-

Рождество Христово!

Вос-ль: Молодцы, очень красивые стихи. Ребята, а вы хотите поиграть?

Дети: Да, хотим.

Вос-ль: Тогда поехали на «карусели»

Игра «Карусели» дети встают вокруг петушка берутся за цветные ленточки. Садятся на стульчики.

Вос-ль: Славянские народы сочиняют красивые песни о Рождестве. Эти песни называются «Колядками». Колядки поют, заходя в каждый дом: славят Христа, рассказывают о его рождении.

Христославов щедро одаривали сладостями.

Давайте споём вместе: дети встают и идут на встречу гостям.

Коляда, коляда зашла к нам в ворота –

А за ней мороз, через тын пророс.

Мороз не велик, да стоять не велит,

Не велит мороз стоять,

Нам пора «Колядовать».

Колядование детей в масках.

Дети одаривают гостей. (фигурными печеньями)

Анализ и итог занятия.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 4»

Московская область, г. Можайск
Разработка практико-значимого проекта - конспекта занятия

с дошкольниками старшей группы

на тему: «Рождество Христово»

Цель: ввести детей в культурную традицию празднования православных праздников; смысл православных праздников.
Задачи:


  • Нравственное воспитание – воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, доброе гуманное отношение к окружающему миру; выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия; побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

  • Умственное воспитание – побуждение детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

  • Явления общественной жизни – знакомить с православными традициями жизни, как радостью жизни христиан.

  • Развитие речи – побуждать детей размышлять на проблемно-нравственные темы и высказывать свои суждения о содержании, смысле стихотворного текста.

  • Художественно-эстетическое воспитание – ознакомление с православными праздниками как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан; совершенствовать изобразительные навыки, способствовать творческой деятельности.

  • Игровая деятельность – воспитывать навыки дружественного общения; учить детей совместной творческой деятельности.

  • Словарная работа – Бог, Ангел, Рождество Христово, христиане, храм, вертеп, волхвы, миротворцы.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы
Планируемые результаты:


  • Выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) при слушании «Рождество Христово», «Предание о рождественской елке», стихотворений «Скоро Рождество», «Елочка, здравствуй».

  • Рассуждает и делает адекватные объяснения, отвечая на вопросы по содержанию стихотворения.

  • Интересуется изобразительной деятельностью (рисование елки).

  • Активно участвует в игровой деятельности, сопровождая ее выразительными движениями.

Материал: бумага для рисования, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Литература:


  1. Хрестоматия №4 «Чему мы радуемся?» Православные праздники

  2. Хрестоматия №2 «Хорошо – плохо»

  3. Музыкальное пособие (CD-диск)

Дети сидят перед воспитателем на стульях, поставленных полукругом.

Воспитатель:

Дети, вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники?

Все любят праздники, к их встрече готовятся. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу. Для христиан особенно радостные дни: дни православных праздников. Они посвящены Богу. Как следует провести день, если он принадлежит Богу? Нужно поблагодарить Его, послужить Ему, сделать добрые дела для людей. В Храме, доме Божием, в эти дни празднично звонят колокола. Дети вместе со взрослыми приходят в Храм на торжественную службу.

Один из главных праздников христиан – Рождество Христово.

Помню я, как в детстве в первый раз

Слышала о Рождестве рассказ.

Я была взволнована до слез –

Ведь родился Маленький Христос.

Хотите, я расскажу вам о Рождестве?
Воспитатель приглашает детей подойти к себе.
Хрестоматия №4 (путешествие с книгой) стр. 4 – 8. Чтение, сопровождаемое показом рисунков.
В давние времена в далекой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной Богу, молилась Ему, жила при Храме. За Ее доброе сердце Бог избрал Ее стать Матерью Божией. Он послал своего вестника – Ангела – сообщить Марии эту радостную весть.

Через некоторое время по велению царя той земли каждый из жителей должен был придти в свой родной город. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру (вертеп), куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила своего сына Иисуса Христа. В пещере не было колыбели для Младенца, и Мария положила Его в ясли – так называлась кормушка для скота. В это время на небе появилось множество Ангелов. Они пели песню: «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям». Песню Ангела услышали пастухи. Они пришли поклониться Христу.

А перед Рождеством Христа на небе появилась особенно яркая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы (волхвы). Они пошли вслед за необыкновенной звездой, и она привела их в пещеру к Младенцу. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились ему и подарили подарки.
- К празднику Рождества Христова христиане готовятся заранее. Украшают елку, выбирают подарки, накрывают праздничный стол. Не просят для себя, стараются одарить других.
Воспитатель приглашает детей встать в круг.
- Послушайте, что люди могут совершить для Бога.
Хрестоматия №4 стр. 12
Скоро Рождество
Скоро Рождество

Елочку зажгут.

И волхвы дары

Богу принесут.

Ну, а что же вы

Припасли Ему?

Что могли бы вы

Подарить Ему?

Приходите – он

Ждет в вертепе вас,

Ждет хороших дел,

Добрых, честных глаз,

Ждет любви к родным,

Жалости к больным,

Состраданья к бедным,

Слабым, пожилым.

Ангелы над злыми

Горько слезы льют,

А над миротворцами

Ласково поют.
Хрестоматия №2 (обсуждаем – размышляем) стр. 24
Игровое упражнение «Выбери, что хорошо – что плохо»

(хвастовство, грубость, жадность, лень, доброта, дружелюбие, щедрость, милосердие). Воспитатель называет – дети хлопают в ладоши, когда услышат «хорошо».
- Дети, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Присядьте, я вам сейчас расскажу.
Дети свободно рассаживаются на ковре
- Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три дерева. Они росли ближе всех, и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая елочка. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем Ему наши дары», - сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты? – колючие иглы да липкую смолу?», - спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел, и ему захотелось помочь скромной елочке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала Ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на тебя прохладу в жаркий день», – сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих подруг». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, то ни благоухание в пещере, ни роскошный веер пальмы не привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты – доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будят, глядя на тебя, радоваться и веселиться.
Показать рисунки из хрестоматия №4 стр. 13, 20
- Давайте и мы с вами порадуемся и повеселимся и исполним песню «В лесу родилась елочка» (поем песенку, изображаем живые картинки. Музыкальное пособие 73, музыка Л. Бекман)
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, стоящие полукругом
- Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как дети разговаривают с елкой.

Хрестоматия №4 (обсуждаем – размышляем) стр. 22
Елочка, здравствуй
- Елочка, здравствуй! Тебя мы возьмем,

В город далекий с собой увезем.

Милые дети, не троньте меня,

Дайте дожить до весеннего дня!

Елочка, елочка, сколько свечей

Мы бы зажгли на верхушке твоей!

Милые детки, в лесу надо мной

Звезды сияют короной ночной!

Елочка, елочка! Сладких конфет

Здесь у тебя уж, наверное, нет?

Детки! Вы летом придите ко мне –

Ягоды будут в лесной глубине.

Елочка, холодно, жутко зимой,

Лучше на санках поедем домой!

Детки, сам Бог уж подумал о нас,

Елкам из снега он шубы припас!

Елочка! С нами не будешь скучать,

Будем мы петь, танцевать и играть!

Детки! Могу ль я у вас не грустить?

Лес мой родной не смогу я забыть.

Елочка, как же, скажи, без тебя

Праздник мы будет встречать у себя?

Детки, зато в светлый праздничный час,

Елочка будет молиться за вас.

Воспитатель: о чем просит елочка детей? Что ей дети отвечают? Почему елочка не хочет уходить из леса? (там ее дом, без леса она погибнет, она нужна в лесу…)
Динамическая пауза
Дети встают в рассыпную.

Музыкальное пособие 76. Цикл «Времена года». Декабрь. Музыка П.И. Чайковский
Воспитатель под тихую музыку произносит текст, дети имитируют движения.
- Как хорошо елочкам в родном лесу. Все лето они улыбались, слушая пение птиц, радовались легкому прикосновению лесного ветерка (покачивание). И даже наступлению холодов рады елочки. Ведь Бог позаботился о них и одел в теплые снежные шубы (слегка расставляют руки, медленно кружатся). Пробегут мимо лесные звери, и елочка укроет их от зимней стужи своими большими пушистыми ветками (наклон, руками как будто накрываем зверят). Спасибо тебе, елочка, за то, что ты своей скромностью и добротой украшаешь наш лес.
Воспитатель: мы не будем забирать елочку из ее родного дома (леса). Мы будем беречь красоту сотворенную Богом. Мы порадуем своих близких и порадуемся сами делами добрых рук наших. Нарисуем для праздника красивую елочку.
Дети проходят за столы
Пальчиковая гимнастика
Хрестоматия №2 «хорошо – плохо» стр. 77
Воспитатель: ваши руки многое могут делать, только не надо давать им лениться.

«На что похожа рука?»
Ладошка – на лопату.

Пальчики – на грабли.

Кулак – на молоток.

Два пальца – на клещи.
Дети рисуют под музыкальное сопровождение

Музыкальное пособие 70. Новогодний хоровод. Музыка Г. Струве; 71. Новогодняя полечка. Музыка Ю. Ким
Воспитатель: какие красивые елки у вас получились; вы сегодня много узнали о приближающемся празднике Рождества Христова, о том, что в этот день нужно быть умеренным в своих потребностях, но щедрым к окружающим вас людям; готовясь к встрече Рождества, вы сделаете много подарков своим близким и порадуете всех добрыми делами.

Конспект занятия по познавательному развитию на тему « История возникновения праздника Рождество Христово» в подготовительной к школе группе.

Цель: формирование основ духовно–нравственной личности дошкольника,

воспитание интереса к православным праздникам и традициям русского

Задачи:

Познакомить с историей возникновения праздника Рождество Христово,

расширять духовный мир детей;

Воспитывать в детях нравственные чувства: отзывчивость, желание делать

добрые дела;

Создавать радостное настроение;

Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

Воспитывать любовь и уважение к народной культуре.

Что такое праздник? Это радостный день, в который люди поздравляют друг друга. Все любят праздники, к их встрече готовятся. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу. Для нас, христиан, особенно радостны дни православных праздников.

Один из самых главных праздников христиан – праздник Рождество Христово. Праздник светлый, радостный! А само слово «Рождество» означает «рождение». Кто же родился в этот день?

200 лет назад в далекой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной. За ее доброе сердце Бог избрал ее стать Матерью Божьей. Однажды от царя пришло приказание переписать всех подвластных ему людей. Каждый житель должен был записаться в своем родном городе.

Вот и отправились Дева Мария и Иосиф в город Вифлеем. Когда они пришли в этот город, оказалось, что людей пришло очень много, и все дома и гостиницы были заняты, и им пришлось поместиться на ночь за городом в пещере, куда во время непогоды пастухи обычно загоняют свои стада. Здесь- то и родился Младенец Иисус Христос.

Дева Мария спеленала Его и положила в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми о рождении Сына Божьего возвестили ангелы, второй вестью была звезда. Она появилась в небе над пещерой и была самой яркой.

С тех пор каждый год, в ночь с 6 на 7 января, в России и многих других странах празднуют Рождество Христово. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание, оно обязательно исполнится. Только желание должно быть обязательно добрым.

В праздник Рождества во всех храмах звонят колокола, громко, радостно, возвещая всем о Рождении Младенца Христа. И у нас есть маленькие колокольчики. Давайте позвеним колокольчиками и прочитаем стихи:

Серебристый колокольчик Рождества,

Он звенит, звенит до самого утра.

Слышен звон его повсюду, далеко,-

Это значит снова радость, Рождество!

К Рождественскому празднику в храмах украшают зеленые пушистые елки:

Елочка в Храме – сегодня торжество,

Празднуйте с нами Святое Рождество!

Елочка пушистая, елочка душистая,

Вся она нарядная, просто ненаглядная!

Знаете, откуда пошел обычай украшать елочку в Рождество?

Ребята, я предлагаю вам послушать «Предание о первой Рождественской елке».

Когда родился маленький Христос, с неба слетели Ангелы, чтобы посмотреть на него. Увидевши, как проста и убога пещера, они решили украсить ее. Один Ангел принес в пещеру прекрасные цветы. Другой Ангел - скромную елочку. Маленькая елочка увидела такие прекрасные цветы и опечалилась, что она такая некрасивая и простенькая. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие, и разукрасили остальные ветки. В пещере стало светло и весело.

Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающим огонькам елки. И елочка чувствовала себя вполне счастливою. Тогда Ангел сказал: «Отныне, добрая и скромная Елочка, тебя будут украшать на Рождество, и все люди, глядя на тебя, будут радоваться и веселиться».

Это сейчас елку наряжают к Новому году, а раньше это делали к Рождеству. Первые елки были украшены не шариками, а яблоками, пряниками, колокольчиками, маленькими свечками. А главное украшение елки – звезда, на верхушке символизирует ту самую Вифлеемскую звезду, которая оповестила о рождении Христа.

Игра «Наряди елку ».

Вы послушайте внимательно и ответьте обязательно, если я скажу вам верно, говорите «Да» в ответ. Ну, а если, вдруг - неверно, говорите смело «Нет!».

Разноцветные хлопушки?

Одеяла и подушки?

Раскладушки и кроватки?

Мармеладки, шоколадки?

Шарики стеклянные?

Стулья деревянные?

Плюшевые мишки?

Буквари и книжки?

Бусы разноцветные?

А гирлянды светлые?

Снег из ваты - белый?

Ранцы и портфели?

Туфли и сапожки?

Чашки, вилки, ложки?

Конфеты блестящие?

Тигры настоящие?

Шишки золотистые?

Звездочки лучистые?

Ребята, еще один красочный народный обычай существовал в нашей стране с давних времен: на праздник Рождества ходить друг к другу в гости со звездой, поздравлять, дарить подарки и петь колядки. Колядки – это праздничные рождественские песенки, добрые, радостные, искренние. Люди радовались, если к ним заходили колядовщики, ведь это считалось хорошей приметой. И гостей старались угостить конфетами, печеньями, пирогами.

Послушайте, как звучали колядки:

1 ребёнок. Нынче Ангел к нам спустился

И пропел: «Христос воскрес!».

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить!

2 ребёнок. Коляда, коляда, отворяй ворота!

Мы малёшеньки колядовщики,

Мы пришли вас прославлять и хозяев величать.

Вам житья сто лет и полный стол на обед!

3 ребёнок. С Рождеством святым вас, люди!

Мир да лад у вас пусть будет,

Чтобы горя вы не знали

И в богатстве пребывали!

Вы внимательно слушали мой рассказ, предлагаю вам вспомнить, о чем мы говорили.

Игра «Доскажи словечко».

В целом мире торжество,

Потому что …(Рождество).

Не в шатрах, не во дворцах,

Спит Малыш Христос…(в яслях).

Как женам найти Христа?

Путь укажет нам…(звезда).

Нет смиренней в этом мире

Юной девушки…(Марии).

Светлый ангел весть принес,

Что родится …(Христос).

Ребята, еще один символ Рождества – Ангел. Он всегда приносит людям хорошие вести. Это самый светлый библейский персонаж. Ангелы передают все тепло своего сердца людям, они оберегают наш покой и душу. Изображения Ангелов дарят людям, как знак доброты и любви.

Физкультурная минутка «Ангел»

Где-то в облачке пушистом, (нарисовать перед собой форму облака

произвольно),

Ароматном и душистом, (поднести руки к лицу, вдохнуть через нос

после слова «ароматном», слово

«душистым» произнести на выдохе, а

руки отвести в стороны),

Ангелочек мой живет. (руками имитация полета),

Ночью песню мне поет, (голову наклонить в сторону, ладошки

вместе положить под щечку),

Днем меня он охраняет (обнять себя руками),

И за мною наблюдает. (показать подзорную трубу двумя

Ангел крылышком взмахнул (руки вверх – вниз),

К нам в оконце заглянул. (наклон вперед, поворот головы вправо-

Ангелочку улыбнемся (встать прямо, улыбнуться),

И помашем мы рукой. (помахать одной рукой),

И, конечно же, другой. (другой рукой),

Ангел нам послал привет, (подуть вперед на раскрытую ладонь),

Мы пошлем привет в ответ (произнести слова, потом подуть вперед на

раскрытую ладонь другой руки).

Ребята, на Рождество принято делать людям приятное, радовать, дарить подарки. Сейчас мы с вами раскрасим Рождественского Ангела.

Пусть эти Ангелы принесут в ваш дом счастье, уют и покой.

«Небесный Мир. Ангелы» НОД «Художественное творчество» (нетрадиционное рисование). Знакомство с праздником Рождество Христово.

Цель:

1. Познакомить детей с элементарными представлениями о религиозном российском празднике Рождестве Христовом;

2. Развивать мелкую моторику рук, воображение;

3. Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание: отзывчивость, доброту, сочувствие.

Задачи занятия:

1. Познакомить детей с одной из православных традиций празднования Рождества.

2. Создать условия для воспитания нравственных качеств в отношении к окружающим людям: желанию сделать им что-то приятное.

Методы и приемы: словесные (художественное слово, рассказ), наглядные (просмотр презентации), методы развития творческого мышления (мозговой штурм, системный анализ, прием фантазирования).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная (во время работы детей).

Материалы: бархатная бумага разных цветов, вата.

Ход занятия:

Организационный момент . Приветствие, сообщение темы занятия. Установление эмоционального контакта. Активизировать детей и заинтересовать.

Ребята, совсем недавно мы отмечали праздник-какой?

Какого числа?

Что означает этот праздник?

Какие основные символы Рождества вы знаете?

Сейчас проверим что вы знаете про Рождество.

Словесная игра «Четвертый лишний»:

Пещера, ангел, самолет, вертеп;

Ясли, карандаш, овечка, пастух, Волхвы, звезда, солома, диван;

Золото, ладан, смирна, мороженое;

Младенец, Матерь Божья, Иосиф, почтальон Печкин;

Воспитатель: Кроме видимого мира вокруг нас, Бог создал мир невидимый. В нем живут Ангелы, служители Бога. Слово «Ангелы» означает «вестник». Ангелы приносят людям с неба весть-сообщение о том, что Бог велит человеку.

Кроме родственников и друзей, у каждого христианина есть невидимый помощник-добрый Ангел Хранитель, который дается Богом при Крещении. Ангел Хранитель помогает совершать добрые дела и охраняет от зла. Он всегда с человеком. Но, поступая плохо, человек отталкивает от себя своего Ангела и обижает его. Следует всегда помнить о своем Ангеле Хранителе.

Чем похожи и чем отличаются ангелы и почему?

Просмотр презентации.

Никто из людей никогда не видел ангелов, поэтому в представлении людей они выглядят по разному: одни представляют себе ангелов в виде розовощёких малышей, другие в виде женщины в белом одеянии, многие представляют ангелов в виде девочки или девушки. В литературе встречаются сведения о том, что ангелы бывают с крыльями и без них. Могут принимать облик, похожий на человека. Ангелы в представлении людей – это что-то хорошее и светлое, люди также считают, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель.

Физминутка «Ангел»

Где-то в облачке пушистом Нарисовать руками перед собой форму облака произвольно

Ароматном и душистом Поднести руки к лицу, вдохнуть через нос после слова «ароматном», слово «душистом» произнести на выдохе, а руки отвести вперед в стороны

Ангелочек мой живет. Р уками имитация полета (взмахов крыльев)

Ночью песни мне поет, Голову наклонить в сторону, ладошки вместе подложить под щечку (имитация позы сна)

Днем меня он охраняет Обнять себя руками

И за мною наблюдает. Показать подзорную трубу двумя руками

Ангел крылышком взмахнул, «Взмахи крыльев» руки вверх-вниз

К нам в оконце заглянул. Наклон вперед, поворот головы вправо, влево

Ангелочку улыбнемся, Встать прямо, улыбнуться

И помашем мы рукой, Помахать одной рукой

И конечно же другой. Помахать другой рукой

Ангел нам послал привет, Произнести слова, потом дунуть вперед на раскрытую ладонь одной руки

Мы пошлем привет в ответ. Произнести слова, потом дунуть вперед на раскрытую ладонь другой руки

Воспитатель: Хочу открыть вам страшную тайну: Почти все взрослые, когда вырастают, забывают, что у них есть ангел-хранитель. Так давайте же чтобы вы не забыли, как выглядит ваш ангел попробуем его нарисовать, но сначала закроем глазки и представим себе своего ангела (включаю музыку )

Приглашаю за столы.

Но рисовать мы будем не кистями и не красками, а по особенному. Перед вами лежит бумага, но не простая, а бархатная какой она формы? а так же кусочки ваты.

Объяснение технологии выполнения работы. (На бумаге нарисованы силуэты ангелов. Вату скатываем жгутиками и прикрепляем на бумагу. Таким образом, постепенно появляется изображение. Работу можно украсить на свой вкус (облако, снежинки и т.д)

Индивидуальная работа детей.

Ну вот ребята теперь вы никогда не забудете, как выглядит ваш ангел. Позже мы сделаем рамочки для ваших работ и вы отнесете их домой, чтобы ваши ангелочки всегда были рядом с вами.

Анализ занятия (выставка детских работ).


Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы, посвященный празднику Рождества Христова. Цель предлагаемого занятия - познакомить детей с историей возникновения праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект НОД для детей 5 - 6 лет по познавательному и

художественно - эстетическому развитию

Тема: «Рождество Христово - на душе светло!»

Старшая группа

Предварительная работа:

1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей»: «Благовещение о рождении Иисуса», «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов».

2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве.

3. Изготовление елочных игрушек.

4. Чтение книги о рождественской елке.

Материал и оборудование:

Снежинка, вырезанная из бумаги, рождественская елка, иллюстрации к библейским историям, бумага белая, цветная, ножницы, клей, кисти, салфетки, елочка из цветной бумаги, альбомный лист, игрушечное детское колечко, угощения для чаепития.

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова; расширить духовный мир детей; учить слушать художественное произведение с рождественскими сюжетами.

Ход занятия

Воспитатель: Чем чаще в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?

Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу, праздновали Новый год, отмечали Рождество.

Воспитатель: Мы с вами тоже отмечаем в детском саду великий святой праздник Рождества Христова. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Хотите узнать об этом? А поможет мне в этом… снежинка. Она непростая. Эту снежинку занесло в открытое окно во время Нового года к нам на елку. Снежинка что-то шепчет мне на ушко! Ребята, вы хотите узнать, что она мне шепнула? Когда она была на елочке в музыкальном зале, елочка рассказала этой снежинке свою тайну – очень интересную, почти сказочную историю о том, что произошло с ней, со всеми людьми, со всем миром почти две тысячи лет назад, когда впервые на земле праздновали великий праздник Рождества. И теперь снежинка хочет поведать эту историю вам. А снежинка пусть посидит на нашей елочке, тоже послушает и посмотрит на нас.

…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.

Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.

В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.

Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.

Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось? Как вы считаете, чего не хватает на рисунках?

Дети: Елочки!

Воспитатель: Конечно же, самой елочки! Давайте с вами сделаем не просто рисунок, а аппликацию. Я вам помогу вырезать елочку и наклеить ее на лист, а вы вырежете из цветной бумаги любое украшение и приклеите его на елочку. А чем можно украшать рождественскую елку? Давайте немного поиграем.

Физминутка с мячом «Да – нет»

Воспитатель: Я буду называть разные украшения, а вы, кто поймает мяч, отвечайте коротко: «да» или «нет».

Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга держит в руках мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос, тот ловит, отвечает, бросает мяч обратно.

Воспитатель: Бывают на елке игрушки… (да)

Веселые Петрушки… (да)

Большая хлопушка… (да)

Сушеная лягушка… (нет)

Разноцветные флажки… (да)

Мясные пирожки… (нет)

Яркие картинки… (да)

Рваные ботинки… (нет)

Рыбки золоченые… (да)

Колбаса копченая… (нет)

Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Справились на славу. Теперь приступим к работе.

Воспитатель с детьми выполняют коллективную аппликацию «Елка Рождественская»

Воспитатель: Ну, вот. Теперь у Рождественской истории все картинки на месте.

Воспитатель: Когда-то давно было время, когда Рождество было не семейным праздником, а находилось в числе праздников всенародных. На центральной площади устанавливали сцену, где проводили пышные постановки, то есть спектакли о том, как появился Иисус Христос. Со временем праздник Рождества стал семейным. Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество, собиралась у семейного очага, где трещали в огне смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник, или за столом, который был заставлен вкусными вещами. Зажигалась наряженная елка, сияющая цветными фонариками.

В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтобы у бедных людей тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.

А еще на Рождество проводилось много игр. Давайте поиграем в одну из них! Называется игра «Колечко, колечко». Садитесь на стулья поудобнее, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!».Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.

Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?

Ответы детей

Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

Воспитатель: А вы не забыли о нашей гостье, Снежинке? Давайте вырежем из бумаги еще снежинки и подарим тем, кого любим.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились! Ну, а какой же праздник без чаепития? В старину очень любили чаевничать. Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить – не дрова рубить». Вот и я вас приглашаю за стол!


© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал