Где и как работает журналист — плюсы и минусы работы. Где и как работает журналист — плюсы и минусы работы Что нужно сделать чтобы стать репортером

Главная / Гороскоп
Фриланс

Если вы решили стать журналистом, то фрилансинг это идеальное решение для вас. Фрилансинг – это удаленная работа через интернет, которая в большинстве случаев выполняется на дому. Фрилансер может никогда не встречаться со своим заказчиком, а связь они поддерживают только онлайн. Больше о фрилансе читайте на

Для того чтобы стать журналистом, который работает через интернет, прочитаете эту статью и добавьте себе в закладки, чтобы не потерять ее.

Для начала выбираете себе интересующую тему. Это может быть любая тема, которая вас интересует: психология, бизнес , маркетинг , садоводство или рыбалка. Та тема, которая для вас хобби.

Дальше ищем координаты 30 различных СМИ. Координаты – это телефоны редакций или их электронные адреса, которые легко узнать на сайтах изданий. У любого издания есть страница - контакты. Все журналы и газеты имеют (ну практически все) свой собственный сайт. Даже есть издания, которые публикуются только через интернет. Идем в поиск, где находим их.

Когда вы знаете, на какую тему вы будете писать, то прочитайте десяток статей, и на их основе напишите собственную статью. Статья должна быть невероятно качественной и иметь около 2000-5000 знаков. В статье давайте только ценную и полезную информацию. Для этого и нужно прочитать много статей на данную тематику. Журналист должен уверенно ориентироваться в теме, на которую он пишет, как рыба легко плавает в воде.

Непрерывное обучение – ключ к успеху в ХХI столетии. Пожизненная учеба – это минимальное требование для успеха в вашей (а также в любой другой) сфере деятельности. Брайан Трейси

Дальнейшим шагом вы отправляете вашу прекрасную статью на электронные адреса изданий. Потом нужно позвонить во все СМИ и поговорить с редакторами. Говорите, что начинаете свою журналистскую карьеру и хотите писать для их издания. Скажите, что статья одна из будущего цикла по данной теме.

Для зацепки в издании можете предложить свои услуги бесплатно. Написав около 10 отличных статей вам могут дать колонку. Чтобы получить колонку нужно писать интересно, и ваши статьи должны быть похожи на жемчужины, которые Нептун изготавливает на дне морей и океанов. Как продавать статьи .

Если вы предлагаете свои статьи бесплатно, то, как бы помогаете журналу. Это и есть ваше главное отличие от 95 процентов других журналистов, которые на начальном этапе требуют денег. Эти опубликованные статьи могут стать вашим портфолио, которое будет работать на вас. Они будут делать вам репутацию в мире журналистики и фриланса , и вы сможете стать высокооплачиваем журналистом.

От автора: рады вновь приветствовать вас на нашем блоге, уважаемый читатель. Сегодня мы поговорим о журналистике в интернете, а точнее о том, как стать интернет-журналистом. Не забывайте, что обучение любому ремеслу происходит постепенно, и, как говорят в Японии, настойчивость побеждает все. Итак, предлагаю начать свое увлекательное путешествие в мир журналистики вот с этой статьи. Поехали!

Работа журналистом в интернете - это разновидность писательской деятельности, поэтому ее, в первую очередь, следует рассматривать как творческое занятие, ведь без вдохновения тексты получатся сухими и пресными, даже если будут составлены по всем канонам журналистики.

Первопроходцем в отрасли российских интернет-СМИ можно считать Антона Носика с его Газетой.ру. Сейчас в России существуют сотни интернет-изданий.

Важной особенностью интернет-журналистики является ее интерактивность, то есть, постоянное взаимодействие автора и потребителей информации.

Кстати, если вы решили стать интернет-журналистом, то должны знать, что эта профессия подразумевает чуть ли не круглосуточное пребывание в сети. Ведь на многих порталах, особенно, новостных, подача информации происходит 24 часа в сутки. Никто не будет ждать утреннего выхода газеты, чтобы сообщить о чрезвычайном происшествии.

JavaScript. Быстрый старт

Талант - это еще не все!

Как и в любой другой деятельности, в журналистике есть свои особенности и нюансы. Поэтому не ждите, что у вас получится все и сразу. Успех - это на 99% результат упорного труда и стремления, а лишь 1% составляют талант и творческие способности. Если вы творческая личность, это не значит, что вас по умолчанию ждет успех и всеобщее признание. Над этим нужно работать.

У писателя Рэя Брэдбери на поступление в колледж не было средств, а все знания, необходимые писателю, он получил в библиотеке. Когда он ездил в Нью-Йорк на презентацию «Марсианских Хроник», у него не было денег даже на поезд, но зато из Нью-Йорка он вернулся известным писателем с именем.

Несмотря на то, что Брэдбери был не журналистом, а писателем-фантастом, его пример является показательным, ведь журналистика - это разновидность писательской деятельности, а проблемы, с которыми сталкиваются авторы романов, схожи с теми, которые переживают журналисты.

Но некоторых проблем все же возможно избежать, если следовать советам, которые я приведу ниже. Эти советы не являются догмой, ведь работа журналиста в интернете довольно специфична и многогранна, к тому же, правильный путь только один - это свой собственный. Тем не менее, советую обратить внимание на некоторые общие положения данной интернет-профессии.

Выберите тему, которая вам будет интересна

Вы можете писать об IT-технологиях, рок-музыке, политике, массовой культуре или о борьбе сумо. Это не имеет значения, если тематика будет являться вашим увлечением. Вряд ли у вас получится заинтересовать читателей той темой, которая не интересует вас.

Не исключено, что в дальнейшем вам придется писать и на такие темы, но с опытом вы сможете вызывать интерес читателей своим оригинальным стилем и манерой, однако, это придет несколько позже. Для начала просто пишите как можно больше, даже если материал будет уходить «в стол» (т. е. в папку со всяким хламом на диске D). Когда-нибудь эти материалы смогут здорово поднять вам настроение. Естественно, при условии, что вы не оставите писательскую деятельность

Читайте как можно больше

Александр Пушкин однажды выразил мнение, что наша проблема заключается в лени и отсутствии любопытства. А к писателям и журналистам это относится в первую очередь. Поэтому непрерывно интересуйтесь и открывайте для себя что-то новое.

Более оптимального способа, чем чтение для удовлетворения своего любопытства, не существует. Поэтому читайте как можно больше. В ваш «readlist» должна входить как художественная литература, так и статьи других журналистов. Кроме того, неплохо бы разбавить ваш список для чтения обучающими книгами по эффективному маркетингу и копирайтингу.

Таким образом, возрастет не только степень вашей эрудиции, но и способность к журналистской деятельности. Когда вы станете работать журналистом в интернете, то сможете делать отсылки к произведениям различных писателей и статьям известных журналистов.

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Ни в коем случае не занимайтесь плагиатом! Не забывайте, что, прежде всего, вы пишите не текст, а гипертекст, поэтому не ленитесь [отсылка к словам Пушкина] вставлять в текст ссылки в тех местах, где они необходимы для понимания или разъяснения написанного.

Помимо этого, по заголовку статьи уже должно быть понятно, о чем она. Поэтому не стоит пытаться выдержать интригу, лучше уточните у заказчика, о каком конкретно событии или явлении будет весь дальнейший текст.

Не критикуйте ни других авторов, ни явления действительности

Вы - интернет-журналист, а не критик, поэтому не следует излишне выражать эмоции и отношение к описываемому предмету. В первую очередь, вы сообщаете факты. Но при этом, не забывайте, что сухое изложение и констатация фактов вряд ли будут интересны читателям.

Новости, как правило, не читают больше одного раза, поэтому они должны нравиться с первого взгляда. Разбавьте текст остроумными замечаниями и уместными шутками, тогда восприятие фактов для читателей станет проще, к тому же, вы начнете вырабатывать свой оригинальный стиль.

Заведите блог

Такие известные писатели, как Эрнест Хемингуэй и Джордж Оруэлл совмещали написание романов с журналистикой, и довольно успешно. Стоит ознакомиться с очерками Хемингуэя о его любимом городе Париже и с публицистикой Оруэлла о войне в Испании, и мои слова найдут подтверждение.

Дурной пример заразителен по умолчанию, а хорошие примеры достойны подражания. Поэтому после того как вы укрепите свои позиции в журналистике, будет весьма кстати завести блог, в котором вы будете писать не для заказчиков, а для собственного удовольствия.

Где искать работу интернет-журналисту?

Перед тем, как заняться поиском вариантов заработка, создайте качественное портфолио. Если у вас не было опыта написания собственных текстов, самое время его получить. В конце концов, напишите несколько статей на интересную вам тематику. В дальнейшем их можно будет продать на специальных площадках продажи контента. Итак, портфолио готово. Что делать дальше?

Поспрашивайте знакомых. Вдруг у них или их знакомых знакомых есть сайт, которому срочно требуются авторы.

«Прошерстите» сайты с вакансиями. Это могут быть как порталы для поиска работы, так и биржи для фрилансеров.

Отправьте письмо с коммерческим предложением в редакцию интернет-журнала, который вам нравится. А еще лучше, сразу в несколько редакций. В письме опишите свои преимущества и таланты, и не забудьте приложить несколько удачных работ или ссылочку на портфолио. Включите в послание хвалебный отзыв о журнале, мол, «с удовольствием его читаю». Можно написать пару идей по поводу следующих выпусков.

И напоследок

Надеюсь, вы уже составили примерное представление о том, как стать интернет-журналистом, и что для этого необходимо уметь. На начальном этапе этих знаний будет достаточно. А благодаря практике вы приобретете необходимый опыт и уже сами сможете дать полезный совет начинающим журналистам, например, в своем блоге, которым со временем обзаведетесь.

Расширяйте свои горизонты, не останавливайтесь на достигнутом, поддерживайте в себе состояние вечного поиска и развития.

P.S.: за поучительные слайды спасибо презентации «Интернет-журналист» И.В. Жилавской, модуль «Медиаобразование в школе и вузе».

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

В последние десятилетия, в связи с ростом информационных ресурсов, особенно востребованной стала профессия журналиста.
В зависимости от того, где будущий журналист будет работать – ТВ, радио, печатные СМИ, интернет-СМИ – различается специфика подготовки. Если вы избираете приоритетом работу в информационных агентствах, вам заведомо не понадобится оттачивать мастерство публициста. Перерабатывать пресс-релизы и писать сухие новостные материалы – там требуются только эти умения.
В этой статье МирСоветов даёт практические рекомендации по тому, как стать профессиональным журналистом, как получать информацию и работать с ней. Если вы действительно хотите со временем вырасти в успешного журналиста, наши советы помогут вам.

Общие характеристики профессии журналиста

Для начала нужно помнить несколько несложных аксиом журналистского творчества.
Главная установка журналиста, имеющая фундаментальное влияние на его творчество – отношение журналиста к аудитории, диалог автора с аудиторией через журналистские материалы.
Если говорить о журналистике на российских просторах, то Нам ближе восточная модель журналистики, когда новость не только сообщается, но и живо обсуждается, ей высказывается сопереживание. Это нужно иметь ввиду, если вы собираетесь работать в России.
Журналист не должен настаивать на единственной точке зрения – и это тоже очень важно. Сколько людей, столько и мнений – а особенно в реалиях масс-медиа.
Перейдём к советам по конкретным направлениям журналистской деятельности.
Журналист, работающий в печатных СМИ, пожалуй, должен обладать самым универсальным уровнем подготовки по сравнению с коллегами из других видов СМИ.
Для того чтобы работать на ТВ, нужно иметь запоминающуюся внешность и дикторский голос. Второму качеству можно обучиться, посещая специальные курсы. В курсе журналистского образования существуют специальные дисциплины «Современный русский язык. Орфоэпия» и «Современный русский язык. Лексикология», которые, в случае успешного освоения, исключат возможность появления у вас речевых ошибок (качество, необходимое для работы в прямом эфире, например). Однако вы также можете составлять новостные нарезки, монтировать видеоотчёты, работать «репортёром за кадром» – всё это тоже относится к деятельности «телевизионщиков», для этого вам не очень-то понадобятся запоминающаяся внешность и дикторский голос (мелькать на экране всё равно не будете) – станете «теневым» телевизионным журналистом.
Дикторский голос плюс активная работа в прямом эфире востребованы и на радио. Однако ди-джеями и ведущими постоянного эфира на радио вряд ли удастся стать с первого раза. Вы можете на первых порах писать новостные тексты для ди-джеев, ведущих рубрик. На самом деле получить место на радио и телевидении не очень сложно – тем более, если вы приходите на неоплачиваемую практику (а студенческая практика на российских телеканалах и вообще в российских СМИ, как правило, неоплачиваемая). На каналах нужны активные молодые специалисты, на которых можно переложить много черновой работы. Например, делать опросы прохожих, делать небольшие сюжеты для нарезок новостей, сидеть в монтажной и наблюдать за работой профессионалов, иногда вставляя своё робкое мнение. На радио диапазон работ для студентов младших курсов очень короткий: писать тексты для ведущих, приводить пресс-релизы в положенный вид.
Если вы собрались работать на телевидении, к примеру, приготовьтесь к тому, что больших денег вам платить не будут. Всё региональное телевидение построено на том, что платят мало всем, кроме директора канала (его зарплата, впрочем, тоже не потолок желаний). Телевидение Москвы и европейской части России, нет спора, является золотой жилой, – там платят действительно много, а вся Сибирь, к примеру, это не больше двух тысяч рублей для тележурналиста за 3-4 сюжета в месяц (это не ошибка, за 3-4 полноценных сюжета: каждый по 5-7 минут). Так что печатные СМИ в регионах дадут вам значительно больше, чем радио и телевидение. Впрочем, если вы работаете на ТВ в Сургуте или Нижневартовске, то денежная отдача будет существенной – но, учитывая реалии русского Севера, даже большие деньги вряд ли поспособствуют там карьерному росту.

Работа с документами

Обычно отправной точкой исследования служит документ.
К любому документу нужно относиться с определённой степенью недоверия – это также одно из правил журналистской работы.
Если обратиться к нашей недавней истории, то советская пресса не только информировала, но и агитировала (пропаганда на самом деле не является обязательной частью журналистики). Журналист советской эпохи был транслятором властных установок. Издания по интересам были в громадном дефиците (например, иллюстрированный журнал «Советский экран»). Издания по интересам, то есть специализированные издания, полосы которых отданы одной-двум темам (в случае с «Советским экраном» это обзор советского кинематографа).
В настоящий момент все мы живём в рамках коммуникативно-познавательной (иначе – информационной) модели журналистского творчества, когда журналист прежде всего считается поставщиком фактов. Первое издание в России в рамках информационной модели – «Аргументы и факты» (1980-й год). Информационная модель предполагает наличие факта и его комментария, без всяких идеологических опусов и пропаганды.
Информационная журналистика как нельзя лучше соответствует тому информационному типу общества, к которому человечество движется последние 50 лет. Узнавать новости становится всё легче (интернет, телевидение, радио) – новостей становится всё больше.
Теперь от журналистов ждут того, чтобы они ориентировали свои произведения на , а не на массу. Работали над журналистскими материалами не ради идеи, а ради людей, которым эти материалы что-либо подскажут или в чём-то помогут. Если говорить конкретнее, то в случае с банальным интервью-портретом к человеку надо идти не за фактами биографии, а за его опытом. Интервью-портрет предполагает представление человека аудитории через диалог журналиста с ним.
МирСоветов должен отметить, что в настоящее время журналисты должны доказывать, а не утверждать, то есть каждый факт должен иметь обоснование.
Опыт работы с материалом современные журналисты переняли из криминалистики. Если в ваши руки попал документ, который вы хотите использовать при написании материала, предъявите к нему ряд претензий:
  • существует ли учреждение, от имени которого составлялся документ, как оно называлось в момент составления документа?
  • компетентно ли учреждение и лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нём сведения?
  • нет ли противоречия между датой выдачи документа и временём изготовления бланка?
Вопросы простые, но если хотя бы на один из них ответ отрицательный – документ можно выкидывать, поскольку вам он точно не пригодится.

Сбор информации

Работая журналистом, вы наверняка столкнётесь с таким частотным явлением как «зажим» информации. Приготовтесь к тому, что не везде вас будут встречать с улыбкой. Приготовтесь к тому, что зачастую вам будут отвечать очень грубо или не отвечать вовсе, перенаправляя от одной двери к другой. Приготовьтесь часто «просить», потому что это одна из функций журналиста: просить дать интервью, просить дать комментарий события, просить ответить на пару вопросов… Вспомните толпы журналистов, окружающих спортсменов после мировых соревнований: редкому журналисту удаётся задать пару вопросов звезде, чаще же всего звёзды, тем более проигравшие свой старт, проходят в мимо. Вот и думай, обижаться после этого или нет. Кроме большой толерантности современный журналист должен обладать громадным самообладанием и вообще забыть о таком чувстве как обида.
Перечислим типичные приёмы зажима информации. Так называемая «большая игра» (оригинальный подход начальника к тому, как избежать какой бы то ни было ответственности: накануне приезда журналиста начальник распределяет роли среди подчинённых, определяя, кому что говорить), «большая игра» предполагает наличие незаурядного потенциала у лица, желающего таким образом провести журналиста. Может случиться и такая ситуация: вы приходите в конкретное учреждение с намерением задать вопросы или что-то уточнить, а вас там ошарашивают словами «А есть ли письменный запрос?». И если ваше издание не сделало этот запрос заранее, вы будете проигнорированы. Вам могут также сказать, что «начальник будет завтра», плюс с вами могут поиграть в футбол, перенаправляя во всё новые и новые ведомства (этот приём зажима информации так и называется – «игра в футбол», не удивляйтесь).
Журналистская практика выработала действенные методы борьбы с зажимом информации.
Итак, приёмы противодействия зажиму информации следующие:
  1. Выступление от имени своей аудитории, а не от имени конкретного издания (нажим на то, что информация нужна громадному количеству людей).
  2. Следует показать, что вам уже что-то известно, предложить дать официальную версию.
  3. Обратиться за помощью к недовольным, но такую информацию нужно перепроверять (например, если вам отказался давать комментарии один партийный лидер, возьмите интервью у его главного оппонента).
  4. Возможность бартера, то есть обмена информацией, раскрытие выгодности для информанта в деле предоставления информации.
  5. Если журналист не может получить информацию в данном учреждении, то придётся обратиться к конкуренту.
  6. Указать на «Закон о СМИ» (Глава 4-я статья 38-я, право на получение информации), также можно напрямую указать информанту на зажим информации.
Интервью – очень распространенный жанр в журналистике сегодня – относится к первичным методам сбора информации (то есть такие методы, когда вы получаете информацию из первых рук или сами являетесь её получателем, как в случае, например, с наблюдением). Журналистская классификация интервью следующая:
  • строго стандартизованное интервью – подходит для официальных лиц (заранее составляется перечень вопросов, ответы тоже можно предугадать заранее);
  • полустандартизованное интервью – журналист может варьировать вопросы, менять их последовательность (предполагает более высокий профессионализм интервьюера, этот вид интервью наиболее частотен в журналистике);
  • свободное интервью – предполагает высокую квалификацию журналиста (такой журналист неофициально называется беседчиком; такие интервью обычно – события в мире журналистики).
В случае интервью МирСоветов рекомендует начинать, конечно же, со строго стандартизованного, поскольку оно позволит избежать некоторых общих ошибок начинающих журналистов, например, если ваш собеседник вдруг не захочет отвечать на какой-либо вопрос, у вас всегда будет масса заранее составленных вопросов (интервью-то строго стандартизованное).
Если лидирование в интервью перешло к респонденту (то есть опрашиваемому), то в этом случае нужно изменить своё местоположение, а далее прервать монолог респондента резким изменением хода беседы, чтобы сбить его с ухода от темы.
Нынешняя журналистская практика породила новое явление, когда выразителем духовного облика личности становится макродиалог. В таком диалоге журналист перекладывает характеристику героя на плечи героя. Собственно, в случае с таким интервью диалог превращается в монолог, когда журналист лишь иногда вставляет уточняющий или направляющий вопрос.
Для ведения двух нестандартизованных видов интервью полезно знать классификацию помогающих в тяжёлых случаях вопросов.
Контрольные вопросы (они готовятся заранее, будь то даже интервью-беседа, полностью построенная как экспромт) – с их помощью информация проверяется на достоверность.
Зондирующие вопросы – то есть уточняющие, с их помощью интервьюер «прощупывает почву», «придирается» к мелочам, выведывает у интервьюируемого то, чего бы он не хотел сказать. Зондирование – тонкая грань, которую очень легко перешагнуть и поломать всю концепцию интервью (опрашиваемый может вдруг отказаться отвечать).
Также выделяются вопросы личные, безличные, наводящие. Личные вопросы характеризуются большой степенью близости к опрашиваемому, то есть, например, касаются фактов его биографии, безличные – вроде бы вопросы ни к месту, но при дальнейшем анализе оказывается, что они были зондирующими. Уточняющие вопросы позволяют узнать, дополнить, расширить представление о том или ином событии при полном согласии интервьюируемого на это.
Во время интервью необходимо наблюдать (используя при этом все «подручные» средства: блокноты, собственную память). Наблюдение является постоянной частью журналистского процесса.
Выделяется давно сложившаяся на российском пространстве классификация интервью по форме: монолог, беседа («собственно беседа», когда журналист и интервьюируемый очень тепло общаются в неформальной обстановке, и диалог – более официальный вид), коллективное интервью (то есть полилог, например, когда вопросы задаются одновременно нескольким членам рок-группы – такие интервью часто публикует журнал «Ровесник», например). Интервью по содержанию: информационное (монолог, «собственно беседа», коллективное интервью), проблемное аналитическое (беседа), интервью-портрет (собственно беседа, диалог, коллективное, зарисовка, очерк). В портретном интервью присутствует установка на детализацию конкретной человеческой судьбы. Портретный очерк – один из ключевых жанров 90-х годов в России. В портретном интервью часто используются фрагменты репортажа. Интервью-очерк предъявляет к журналисту определённые требования: журналист сопереживает герою. Происходит самораскрытие не только героя, но и журналиста.

Методики подготовки материалов

Начиная работать журналистом, вы должны выбрать: в частных или государственных СМИ работать. Частные СМИ дают гораздо больше простора для творческой деятельности, чем государственные, где очень часто приходится писать попросту заказные материалы.
Начинать прописывать материал нужно с главного факта. Этот подход называется методом опрокинутой пирамиды. Вопросы из разряда «кто, что, где, когда произошло» должны находиться в начале материала. Дальше следует располагать не столь заметные факты, которые нужно размещать по тексту в порядке убывания их значимости. Тогда редактор, просматривая ваш материал, без труда сократит его до нужного объёма, при этом не упустив ни одного значимого факта.
Творческий процесс каждого журналиста сугубо индивидуален, поэтому МирСоветов рекомендует с самого начала оттачивать свой стиль, формировать неповторимый образ. Редакторская правка, само собой, остаётся редакторской правкой, но пусть ваш текст или приёмы ведения телепередачи остаются авторскими, а не заимствованными у кого-либо.
Заметка – корневой жанр (предполагает только сообщение факта без его комментария). Зачастую журналисты, приступив к работе в печатных СМИ, начинают именно с этого жанра. Специфика заметки вообще не предполагает никакого литературного или публицистического мастерства. Есть факт – изложи этот факт. Построение заметки как раз подчиняется принципу убывающей важности, то есть принципу перевёрнутой пирамиды. Перечислим наиболее востребованные виды заметки в современных недорогих изданиях типа «Теленедели»: блиц-портрет (коротко о биографии знаменитости, например), мини-история (комментарий события от лица известного человека, приводящего пример из личной жизни), мини-совет.
Журналисту в его работе не нужно оценивать факты. Не нужно также утаивать информацию. Работа репортёра – собирать эти факты и информацию.
Перечислим критерии новостной информации, по-настоящему востребованной аудиторией: близость темы новости к читателю, масштабность новости, известность (лица, вещи или события, о которых идёт речь), необычность, наличие , актуальность.
На первых порах вы не обойдётесь без ведения журналистского дневника. Он поможет вам постоянно быть в курсе всех самых важных событий, происходящих в мире.
Предметом отображения в журналистском материале могут быть: событие, личность, процесс, ситуация. В зависимости от того, что изображается, подбирается соответствующий жанр журналистики.
Журналисту необходимо отличать описание события от его оценки.
Помимо принципа убывающей пирамиды существует ещё и принцип слоёного пирога. Принцип равномерной нагрузки, иначе – слоёный пирог (в лид выносится яркий критерий новостной ценности, говорящий о новости). Лид, он же лидер-заголовок/лидер-высказывание – 2-3 предложения, вынесенных перед текстом, коротко сообщающие о том, что будет в нижеследующем материале, небольшой «анонс».
Познакомившись с жанром заметки, вы равномерно перейдёте к жанру отчёта, где главным является вербальное содержание. Отчёт – событие, выраженное и поданное в слове (для сравнения: репортаж – все подряд события, сопутствующие какому-то главному событию, не просто то, например, что говорилось на конференции, а что мешало её проведению плюс какие финансовые трудности испытывают организаторы и т.п.). Отчёт – сугубое изложение чьего-либо выступления, описание обращения президента к народу, к примеру (в материале будет излагаться только тот факт, что президент ГОВОРИЛ и ЧТО он говорил). Отчёт разделяется на два вида:
  • прямой отчёт. Здесь главное подробно передать ход события (напрочь отсутствует авторский комментарий);
  • аналитический отчёт (содержит авторский комментарий).
При написании журналистских материалов следует обращаться к трём группам фактов: прямые факты (то есть факты, непосредственно относящиеся к теме), косвенные (говорят о том, насколько отражение описываемых событий актуально на сегодняшний день), факты-иллюстрации (показывают, как описываемое явление проявляется в реальной жизни).
Репортаж. Такой материал пишется с места события. Репортаж – оперативный жанр, над которым ведётся работа 2-3 дня, плюс это достаточно авторский и трудоёмкий жанр, требующий полного вникания в произошедшую ситуацию. В репортаже для резкой смены плана изложения (то есть для перехода от описания к самому действию) используются определённые речевые конструкции: местоимённое наречие «ТАК», имеющее оценочный характер; частица «ВОТ», которую выносят в начало предложения. Таким образом, репортаж – это не плавный рассказ, а резкая смена речевых планов (описание, повествование, рассуждение), авторской речи, речи героев, диалога, монолога. В репортаже авторское «я», то есть ваше личное присутствие, – это композиционный и стилистический центр текста. Подаётся ваша интерпретация события, подправленная в некоторых случаях мнением редактора.
На самом деле репортёр всегда должен быть готов к наблюдению и самонаблюдению. В этом и состоит сущность работы журналиста: постоянно быть начеку, быть готовым к тому, что большое событие произойдёт прямо на ваших глазах.
Для журналистов, «с головой» вживающихся в профессию, иногда становится обычным использование «метода маски» (иначе: метод смены маски) – журналист каждый раз меняет биографию, личность, чтобы войти в доверие в той или иной социальной среде и в итоге написать репортаж или статью, поражающие глубиной погружения в тему.
Для репортёра становится обыденным использование метода эксперимента – под ним понимается такой способ сбора информации, когда журналист сам создаёт ситуацию для наблюдения (метод провоцированных ситуаций), потому что, возможно, без участия журналиста такая ситуация не возникнет вовсе, но возникновение её необходимо для решения тех или иных проблем.
МирСоветов обращает внимание на то, что лучшее время для сбора новостей в России – это рубежные точки, то есть стыки осени и зимы, зимы и весны. Под конец лета обычно наступает новостная голодовка, когда каждый материал даётся с большим трудом. Это связано и со всеобщими отпусками, и с очень благоприятной погодой, и с пиком рождаемости.
Существует до сих пор и такое плавно подзабытое на российских просторах понятие как «собственный корреспондент». Сейчас собкорство возрождено в «Огоньке», в «Русском репортёре» – в этих изданиях присутствует глубокая специализация на написание репортажей.
Теперь о статье и её отличиях от перечисленного сонма жанров. Под «статьёй» обыватель ошибочно понимает любой опубликованный в печатных СМИ материал. Статья на самом деле предполагает глубокий анализ событий, сложившихся общественных ситуаций плюс рассмотрение их на фоне глобальных процессов. Статья отличается большой дозой «авторства», то есть в какой-то мере является цельным литературным произведением, во всяком случае, то, что статья является жанром номер один в журналистике – нет сомнений.
Статья – главенствующий в печатной журналистике жанр, через который показывается тенденция в развитии явления. Задача статьи – проследить связи, соединяющие анализируемую ситуацию с миром окружающих социальных проблем. Целевая установка статьи при этом: формирование универсальных представлений, которые могли бы быть практически приложимы в условиях разрешения любой проблемной ситуации данного типа – отсюда особая роль факта в статье. Факт в статье служит не иллюстрацией, а аргументом, то есть не указывает на проблему, а доказывает, что проблема есть на самом деле.
Выводы, сделанные в аналитических статьях, часто становятся материалом для принятия управленческих решений.
Представим и схему рассуждения в аналитическом материале: сначала о цели исследования, потом идёт накопление фактов и их анализ, обобщение и вывод.
Виды статьи: передовая – отражает общественно-политическую позицию издания (редакционное или авторское выступление), пропагандистская, проблемная (вопрос выносится на обсуждение, то есть на сегодняшний день решения проблемы не существует).
Статья тем ценна и уникальна, что в ней переплетаются два словарных слоя: специальный научный и авторский, включающий авторские выражения.

Напоследок

Работа журналистом зачастую предполагает жертвование какими-то личными установками. Например, если вы неформал и поддерживаете тинейджерский образ жизни, но при этом хотите работать на государственном телеканале, вам придётся проститься и с серьгами в ушах, и с фенечками на руках, и с необычным цветом волос – вообще, вам придётся стать донельзя официальным и «упорядоченным»: носить , костюм за три тысячи долларов, навсегда забыть о «скандальных» причёсках и пергидрольном, например, цвете волос.
Меняйте специализацию, успейте попробовать все виды СМИ, не бойтесь больших расстояний и частых переездов. Работа журналистом предполагает всё это.

Быть журналистом – подразумевает так много разных определений! Можно быть лицом новостного радио, постоянным автором журнала или газеты или размещать твиты и вести блоги в качестве собственного информационного бренда. Если что-то из этого, или всё подряд, кажется вам подходящим, то, приложив кое-какие усилия, вы можете сделать это своим будущим.

Шаги

Часть 1

Получение квалификации в старших классах и колледже

    Продвигайте газету в вашей старшей школе. Если у вас есть талант к написанию и ваша грамматика – на высоте, принимайте активное участие в выпуске школьной газеты, или, собственно говоря, любой другой издательской программе. Чем быстрее вы начнёте нарабатывать ваше резюме, тем лучше. Даже если вы придумываете меню школьного буфета, это считается.

    • Хотите поработать во время учёбы в высшей школе? Найдите работу в местной газете, даже если она будет заключаться в разборе почты. Когда вернётесь домой на лето, можете поискать для своего развития что-то в том же роде, и попасть туда будет легко.
  1. Поступайте, если возможно, в колледж с двойной специализацией. Многие журналисты «не» обладают дипломом по журналистике – если вы действительно хороший сочинитель, то самая трудная часть дела уже сделана. Однако с ним будет гораздо легче, так что рассмотрите приобретение специализации в журналистике, ну и в чём-нибудь ещё. В чём-то более существенном (что ваши родители смогли бы назвать «практичным»). Таким образом, когда займётесь сочинительством, у вас будет практический опыт, о котором вы фактически сможете писать.

    Сделайте перерыв на год, если хотите. Скажем прямо, поступление в колледж и специализация по журналистике кажется той необходимой платформой для вас, чтобы стать журналистом, но часто это не так. Иметь такую подготовку – ещё не означает, что ваше написание является совершенным, вам есть о чём сказать и у вас есть необходимые связи. Так что возьмите перерыв на год. Зачем? Можно поехать за границу, найти интересные истории, узнать о различных культурах и «написать про это».

    • Это даст вам великолепный материал, если вам придётся искать удалённую работу. По сути, вы будете местным репортёром, делающим международные новости. Более того, конкуренция на Западе весьма велика. Если вы поедете в другую страну, владея различными языками и культурными познаниями, будет легче получить работу, подав на рассмотрение такое резюме.
    • Другой плюс? Это поможет вам выучить иностранный язык. Если собираетесь попасть на серьёзную зрелую работу, то уведомление о том, что вы владеете иностранным языком, даст определённые привилегии.
  2. Рассмотрите получение диплома магистра или аспиранта в журналистике. После того как вы получили аттестат бакалавра, нарастили базу знаний и взяли год паузы, чтобы набраться опыта, отточить своё ремесло и просто получить время для определённости во мнении, что это – то, чем вы хотите заниматься, подумайте о возвращении к учёбе, чтобы получить степень магистра или аспиранта. В основном это займёт от 9 месяцев до года, но каждая программа отличается от других.

Часть 2

Начало вашей карьеры

    Найдите место для стажировки. Вы знаете, что перед тем, как начать бегать, нужно сначала научиться ходить? Потратьте пару месяцев для выбора наилучшего из вариантов для стажировки – лучше, если она оплачивается. Чем больше компания и выше её репутация, тем легче вам будет взять старт, когда станете искать полноценную работу с полной занятостью.

    • Большинство компаний заносят своих практикантов в базу данных. Если не удалось заполучить полноценную работу, рассмотрите свою стажировку как способ «подставить ногу в приоткрытую дверь».
  1. Занимайтесь каким-нибудь вольнонаёмным сочинительством. Свободное сочинительство – прекрасный способ наполнить своё портфолио, и вцепиться пальцами за несколько «кусков пирога» одновременно. Существуют сотни сайтов, которые постоянно ищут хороший материал. Почему бы ему не найтись у вас?

    • Вам придётся предложить сюжеты различным редакторам; они не предрасположены к вам заранее. Узнайте имя редактора отдела, с которым вы хотите работать, напишите туда по электронной почте. Бросьте им ссылку на некоторые из ваших работ и дайте полноценную картину того, о чём хотите писать. Если приманка сработает, они ухватятся. А это означает – деньги в вашем кармане и, возможно, авторская подпись вашим именем.
  2. Поддерживайте свои цифровые ресурсы. Быть журналистом – уже не означает просто писать. Это означает наличие веб-сайта, оформление своего блога, изготовление видеороликов и присутствие в онлайн-среде. Вы – не просто сочинитель, вы – свой собственный бренд. Этим вы делаете себя полноценной составляющей сообщества журналистики.

    Занимайтесь любительским редактированием, а также другими смежными занятиями. Чтобы расширить свой набор навыков – хорошая идея заниматься всем по чуть-чуть. Это не отвлекает от желанной работы, это поможет вам получить и сохранить её в дальнейшем. Если появится возможность заняться чем-то, вроде фото-, видео-, текстового редактирования, маркетинга или радиовещания, воспользуйтесь ею. Вы просто повысите свою значимость для организации, где вы работаете сейчас и для любой организации, в которой вы будете работать в будущем.

    • Для кое-каких профессий это сделает вас востребованным. Многие журналисты, оказавшись в одном отделе в конечном счёте помогают своим коллегам в других. Вы можете получить просьбу сделать радиоинтервью, написать текст ТВ-диктору или отредактировать некоторые кадры для друга, который трудится рядом. Это великолепная возможность улучшить ваши навыки.
  3. Устройтесь на работу в газету, журнал или ТВ-компанию. Теперь самое время: вы уже официально состоявшийся журналист. Даже в городке с населением в 3000 жителей вы – всё равно журналист. Теперь вы можете бездельничать, пить кофе в 10 часов ночи, истерично перерывать всё вокруг, пытаясь уложиться в сроки. Вобщем, мечта!

    Выходите на более значимые рынки. Множество работы концентрируется в густонаселённых городских районах. Это означает, что самый простой способ заполучить работу своей мечты – оказаться в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, или в любой другой «Мекке» искусства и развлечений. Идея начинать с малого – хороша, но в то же время знайте, что в какой-то момент вам придётся переехать, чтобы по-настоящему ощутить то, чем вы занимаетесь.

    • Некоторые выбирают в качестве стартовой точки как раз эти крупные рынки, и иногда это идёт им на пользу. Если у вас есть деньги и средства, стоит попытаться – только знайте, что вы начинаете свою деятельность в условиях самой жестокой в мире конкуренции.
  4. Наращивайте опыт. Чем больше опыта вы получите, тем лучше будет ваша репутация, тем шире будет портфолио и тем больше дверей откроются для вас. Рим строился не за один день, то же касается и вашей карьеры. Но со временем она расцветёт.

    • Расцветёт она в том случае, если вы постоянно ищете возможности. Всегда устремляйте свой взор к следующей большой истории. К «вашей» большой истории. Вы знаете, что двери сами не откроются. Возможности нужно создавать.

Часть 3

Оттачивайте свои навыки
  1. Научитесь брать хорошие интервью. Однажды Вивьен Ли (звезду «Унесённые ветром») спросили в интервью, «Ну так... какую роль вы играете?» Само собой разумеется, что интервью сразу же закончилось. Чтобы взять хорошее интервью, кое-какую работу необходимо провести заранее. Вот некоторые основы:

    • Изучите человека, у которого вы берете интервью. Определитесь, о чём вы будете его спрашивать, узнайте о его интересах и даже о том, насколько они соответствуют вашим.
    • Оденьтесь в соответствии с ситуацией. Только если вы встречаетесь, чтобы выпить чашечку кофе в понедельник утром, можно быть в повседневном наряде. Оденьтесь так, как, на ваш взгляд, оденется ваш собеседник.
    • Наладьте диалог. Не доставайте сразу же свой планшет или бумагу. Будьте дружелюбны и непосредственны. Таким образом, вы получите истинный облик собеседника, а не какую-то его бумажную версию.
  2. Постоянно совершенствуйте своё написание. Это означает не только то, что ваши тексты должны становиться всё лучше и лучше (хотя и это актуально); это также означает, что тексты должны быть всё более и более «адаптированными». Представьте себе, если бы сценаристы Saturday Night Live написали что-то для New York Times. Различные площадки требуют разных навыков. Ваши навыки тоже должны быть разнообразными.

    • Это означает, что когда открыта вакансия в отделе вещания местной телевизионной станции, вы можете претендовать на неё, потому что у вас есть навыки письма. А когда попадётся место редактора в местном журнале, вы также сможете заняться этим. Большинство людей так не могут.
  3. Чувствуйте себя «как рыба в воде» во всех проявлениях журналистики. Сейчас, в XXI веке, это легко – журналисты не просто пишут, они делают твиты, ведут блоги, создают видеоролики и выходят в эфир. Они держат руку на пульсе событий 24 часа в сутки и всегда читают также и то, что пишут другие. Чтобы остаться на плаву, это просто необходимо. Посвятите своё «свободное время» этим идеям, чтобы погрузиться в мир журналистики в полной мере.

  4. Установите отношения с другими в своём деле. Так же, как и в любой отрасли, в большинстве случаев здесь важно, «кого» вы знаете, а не «что» вы знаете. С каждым занятием в вашей карьере (даже если это сортировка писем), воспользуйтесь возможностью обзавестись связями. Познакомьтесь с людьми. Обзаведитесь друзьями. Позже ваша карьера может зависеть от них.

    • Большую роль в этой отрасли действительно играет дружелюбность и способность заводить связи. Вы должны быть дружелюбными, чтобы приобретать знакомства, дружелюбны в интервью, и выглядеть искренне как в телевизоре, так в печатном слове. Короче говоря, люди должны любить вас. Что приводит нас к...

Хорошим специалистом в своей области стремится стать любой нормальный человек, будь то экономист, юрист, учитель или врач. Если же вы решили стать хорошим журналистом, то вам необходимо обладать, по крайней мере, стремиться к качествам, играющим в профессии журналиста решающую роль.

Журналист должен хорошо разобраться в выбранной им проблеме, досконально изучить собранный материал, показать его актуальность.

Кроме этого, журналист обязательно должен быть коммуникабельным, т.е. общительным, легко контактировать с разными людьми, уметь слушать. Он должен быть открытым, доброжелательным к людям. Ведь его работа на 90% состоит из общения с людьми.

Если вы стремитесь стать хорошим журналистом, вы просто обязаны постоянно расширять границы своих знаний, развивать широту взглядов, набираться терпимости к чужой точке зрения, если она не совпадает с вашей. Журналист должен быть хорошим дипломатом.

Своими статьями, работой в прессе журналист должен нести людям пользу, быть убежденным в том, что это так. Ни в коем случае он не должен пропагандировать войну, социальную рознь, насилие, национальную вражду.

К тому же, хороший журналист отличается от всех прочих чувством справедливости и готовностью помочь.

Идеальных журналистов не бывает, но к идеалу надо стремиться. Профессионал в любой области вызывает уважение коллег, общества, так как приносит гораздо большую пользу делу, нежели дилетанты и равнодушные люди.

Чтобы материал получился интересным, а статья добротной, необходимо придерживаться определенных, давно апробированных правил.

Прежде чем писать, набросайте перечень всего, о чем хотелось по выбранной теме сообщить. Пока вы это делаете, сложится система и оформится идея статьи. После того, как созрела главная мысль, надо собрать как можно больше фактов.

Осмысливая их, анализируя, отсеивая маловажные детали, составьте план. Это очень важно. Он помогает не запутаться в материале. Здесь могут помочь первоначальные записи. С их помощью вы легко поймете, о чем писать в начале, как будет развиваться сюжет, какие выводы следует сделать в конце статьи.

Важно знать и помнить, что самые важные смысловые точки - это начало и концовка статьи. Уделите им особое внимание и в случае творческого подъема напишите их сразу одним махом.

Что делать с серединой статьи? Хорошо перечитайте собранный материал, осмыслите его, удалите все малозначимое и перескажите самому себе уже собственными словами, высказывая при этом личное мнение или отношение к фактам.

Важным элементом написания является язык. Текст должен, просто обязан быть грамотным, без лексических, орфографических и грамматических ошибок. Длинные предложения в целый абзац надо исключить, не злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами. Текст журналистских статей пишется в публицистическом стиле, а не в научном! Перегруженные тексты трудно читать, и внимание быстро пропадает.

Нежелательные элементы хорошей статьи - это повтор одних и тех слов и выражений, избитые словосочетания.

Русский язык очень богатый, всегда можно найти несколько синонимов, а штампы и клише обедняют статью, делают ее пресной и невыразительной. Пользуйтесь метафорами, поговорками и юмором.

Хороший журналист умеет выражать чувства словами.

Нет готового рецепта написания великолепной статьи. Но тренироваться в этом обязательно надо. Упорные пробы пера, чтение хорошей качественной литературы принесут свои результаты. Ведь мы со школы знаем, что талант - это прекрасно, но труд, упорство и целеустремленность - это главные составляющие любого успеха, в то числе и журналистского.

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал