Дошколенок рекомендации родителям средней группы летом. Советы родителям дошкольников на летний период. консультация (младшая группа) на тему. Угадай предмет по описанию

Главная / Увлечения

О летнем отдыхе детей

Солнце хорошо, но в меру

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких - грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность - перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны - 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения - с 9 до 12 часов, на юге - с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн.

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это - головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

Закаливание детей летом

Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней.

Ребенка следует приучать мыть ноги прохладной водой. Общеизвестно, что летом ребенок должен вымыть йоги, перед тем как лечь в постель или обуться. Это элементарное правило гигиены. А вот закаливающее влияние систематического обмывания ступней часто ускользает от внимания родителей. Между тем это прекрасное закаливающее средство, которое действенно, как и все другие способы при систематическом применении. Нельзя пропускать ни одного дня, дети должны обмывать ноги независимо от погоды и от того, ходили они в этот день босиком или нет. Температуру воды следует постепенно снижать. Детей надо научить выполнению при этом основных гигиенических требований: мыть ноги в отдельном тазу, пользуясь мылом и мочалкой, насухо вытирать специально выделенным для этой цели полотенцем, надевать тапочки или сандалии так, чтобы не запачкать вымытых ног.

Летом лучше всего мыть ноги на воздухе, это усиливает закаливающее действие. К тому же ребенку легче овладеть навыком самостоятельно мыть ноги, потому что он не опасается замочить пол.

Нужно также научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д. Старшие дети быстро начинают умываться самостоятельно, младшим надо помогать.

Дети очень любят воду. Летом в теплую погоду можно разрешить им побродить по дну мелкого ручья, поиграть на влажном берегу, строить из мокрого песка крепости, рыть колодцы, возводить плотины.

Не страшно, если детям придется пробежать по сырой траве, лужам или даже попасть во время прогулки под теплый летний дождь — это еще больше повысит устойчивость их организма. Опасно только оставлять детей в мокрой одежде.

Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.

Из специальных мер закаливания в летнее время используются воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, купания в естественных водоемах.

Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики.

Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.

Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.

Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной.

Обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° — для 6—7-летних.

В теплые дни процедуру проводят на воздухе, в холодные, сырые или ветреные — в помещении. Для обливания можно использовать душ, садовую лейку или кувшин. Ребенок становится на деревянную решетку (чтобы не пачкать подошвы ног после обливания). Сначала он обмывает под струей воды руки (с мылом), лицо, слегка смачивая влажной рукой голову. Затем струю воды с высоты 40—50 сантиметров направляют ему на шею, минуя голову. Ребенок поворачивается, поочередно подставляя спину, бок, грудь и т. д. Вода должна широким потоком стекать по телу.

Купание в естественных водоемах можно начинать при установившейся погоде, в тихий солнечный день, когда температура воздуха не ниже 25—26°, а вода не слишком холодная (сначала 22—23°). После того как дети привыкнут к купанию, его не следует отменять и при температуре воздуха 18°.

Основные правила. Ребенок не должен купаться более одного раза в день, длительность пребывания в воде — не дольше 5—8 минут (начиная с 1—2 минут, постепенно увеличивая время). Если вода холодная, достаточно 2—3 раза окунуться и выйти. После купания надо хорошо вытереться, одеться, согреться движением (побегать), а потом отдохнуть в тени.

Увлеченные купанием дети часто пренебрегают установленными правилами и от переохлаждения начинают зябнуть. А это не полезно для здоровья. Приучите ребенка выходить из воды по вашему требованию, не своевольничать в этом деле. Во время купания дети должны двигаться: прыгать, играть, делать плавательные движения.

Часто задают вопрос, можно ли одновременно проводить с дошкольниками несколько способов закаливания.

При выборе количества процедур и определении их места в режиме дня надо учитывать, во-первых, что сильно охлаждающие процедуры, охватывающие всю поверхность тела ребенка, можно назначать не чаще одного раза в день. Так, например, в тот день, когда дети купаются в реке, не следует проводить обливания. Это не значит, конечно, что в этот день не надо мыться до пояса или мыть ноги прохладной водой. Такие частичные обмывания летом являются скорее гигиеническим средством, таким же, как мытье рук и лица.

Во-вторых, допустимо проведение воздушной и водной процедуры в один день. Это могут быть как самостоятельные мероприятия, например обливание до обеда, воздушные ванны во второй половине дня, так и связанные друг с другом: водная процедура после воздушной ванны.

И наконец, не следует проводить перед сном сильнодействующие водные процедуры, например холодный душ. Они оказывают возбуждающее действие, которое очень полезно утром или днем, но не вечером.

При разумном использовании естественных природных факторов дети за лето закаляются, становятся здоровее. Закрепить полученные результаты, сделать их стойкими можно лишь в том случае, если привычку к свежему воздуху и прохладной воде поддерживать в течение всего года.

Безопасность детей на воде

Плавание и игры в воде доставляют ребенку удовольствие и являются неплохой физической нагрузкой. Однако необходимо предпринять несколько шагов для предотвращения несчастных случаев на воде:

· Никогда не позволяйте детям плавать в одиночку, без присмотра

· Взрослый, который присматривает за купающимися детьми, должен сам уметь плавать, оказывать первую помощь, владеть приемами проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

· Рядом с водоемом должен быть спасательный круг на веревке и/или багор.

· Обязательно объясните детям, что они никогда не должны купаться в одиночку, а также нырять в незнакомом месте, пока кто-нибудь из взрослых не проверит глубину водоема, а также наличие на дне посторонних предметов (валуны, коряги, металлический мусор). Также объясните детям, что при катании на лодках и ловле рыбы с лодок, необходимо одевать спасательные жилеты.

· Не позволяйте своим детям, а также детям, которые не умеют плавать, пользоваться на воде неплавающими игрушками.

· Научите своих детей плавать, как только они будут готовы к этому (примерно с 5 лет от роду).

Отравление ядовитыми растениями

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к окружающей природе, но из-за того, что у них еще нет достаточных знаний о некоторых особенностях растений, иногда срывают ядовитые растения или даже едят их плоды, корневища и т. д.
Наиболее часто отравления ядовитыми растениями происходят летом. Встречаются также случаи ожогов кожи, слизистой глаз, носа, рта при соприкосновении или попадании сока некоторых растений.

Краткая характеристика ядовитых растений

Вех ядовитый . Похож на огородные растения - петрушку, укроп и др. Произрастает на влажных местах, вдоль рек и озер, в кустарниках. Все части растения ядовиты. Отравление наступает чаще, если поесть корневище. Отличительным свойством этого растения является приятный запах, который выделяется при растирании любой его части, наличие толстого корневища, разделенного поперечными перегородками на камеры.

Признаки отравления наступают очень быстро, в зависимости от количества съеденного растения. Первые признаки отравления: боли в животе, головная боль, головокружение, слабость, тошнота, рвота, бледность, затрудненное дыхание. В последующем присоединяются судороги и потеря сознания.

Клещевина . Растение произрастает в южных районах Ростовской области и Ставропольского края, в Закавказье. Отравление наступает, если съесть семена растения, похожие на бобы и фасоль. Плоды (семена) размещаются в трехгнездных коробочках, привлекают яркой окраской. Тяжелые отравления возможны от 2-3 семян. Признаки отравления наступают через 1-2 часа: головная боль, покраснение зева, боли в глотке, понижение температуры ниже нормы, пульс частый и малый.

Белена черная . Произрастает на пустырях, вдоль дорог, на заброшенных полях. Все растение покрыто мягкими, клейкими волосками, издает специфический неприятный запах. Отравление чаще всего наступает от семян, которые дети принимают за мак.

Дурман обыкновенный . Дурман - растение пустырей. Отравление наступает от съеденных семян и вдыхания запаха цветущего растения. Цветение с середины июня по сентябрь. Плод - коробочка шаровидной формы, покрыта шипами. Созревшая коробочка открывается четырьмя створками, внутри которой находятся почковидные черные семена.

Признаки отравления беленой черной, дурманом обыкновенным, белладонной однотипны: расширение зрачков с потерей реакции на свет, сухость слизистых. Чем сильнее ребенок разжевывал растение, тем сильнее покраснение слизистых рта и зева.

К этой же группе можно отнести паслен сладко-горький . Отравление наступает от съеденных плодов растения, имеющих форму шаровидных ягод черного цвета, сладковато-горького вкуса.

Борец (башмачки). Произрастает повсеместно: в лесу, оврагах, на берегах рек, в парках. Все части растения, особенно подземные, очень ядовиты. Отравление чаще всего наступает весной от употребления клубней.

Картина отравления выражается в поносе, рвоте, тошноте, нарастающей слабости, поражении сердечной и дыхательной деятельности, падении артериального давления.

Болиголов крапчатый . Произрастает на лугах, вдоль дорог, заборов. Отравление наступает, если поесть стебель. При растирании этого растения руками, оно издает характерный мышиный запах. Отравление схоже с картиной отравления никотином. Симптомы - тошнота, расширение зрачков, нарушение глотания, небольшие судороги, птоз (паралич мышц, поднимающих веки), сознание ясное.

Черемица зеленая и обыкновенная . Вызывает отравление, сходное с отравлением от растения борец. Смертельный исход отмечается редко.

Багульник обыкновенный . Распространен в северных и средних районах Европейской территории России, на Дальнем Востоке, в Сибири. Опасен во время цветения (май-июль). В этот период наземные части растения выделяют вещества, обладающие раздражающим действием на центральную нервную систему; всасывается через кожу.

Волчье лыко . Растение распространено в северо-западной части РФ, Европейской части и Сибири. Произрастает в смешанных хвойных тенистых лесах и на равнинах. Цветет в апреле и начале мая. Плод - обильная ярко-красная костянка, расположен вдоль стебля. Наибольшим отравляющим действием обладает кора и ягоды (плоды). Влажная кора может вызвать ожоги. Съеденные ягоды вызывают жжение во рту, отек слизистой ротовой полости и гортани. При этом может наступить удушье.

Борщевик . Сорное растение. Встречается на пустырях, около дорог, на лугах и лесных опушках. Отравление и ожоги возникают при соприкосновении со стеблями, листьями, при попадании сока растения на кожу.

Лютик едкий . Многолетнее растение. Содержит ядовитое вещество, вызывающее сильное раздражающее действие на кожу и слизистые. При соприкосновении вызывает воспаление кожи с образованием пузырей. При попадании сока растения на кожу могут возникнуть язвы.

Вороний глаз . Все части растения ядовиты, но отравление чаще всего возникает от плодов (ягод), которые дети принимают за чернику, голубику.
Отравление характеризуется появлением болей в животе, тошноты, рвоты, поноса. При отсутствии помощи возможна смерть в результате поражения сердечно-сосудистой системы.

Ландыш майский . Распространенное многолетнее растение. Имеет плод — ярко-красную ягоду. Отравление вызывают съеденные ягоды. При этом возникает головная боль, шум в ушах, головокружение, холодный пот, тошнота, понос, редкий аритмичный пульс. Зрачки сужены, возможны судороги.

Бузина черная . Кустарник или небольшое деревцо. Цветки белые, собраны в щитковидные соцветия, плоды черно-фиолетового цвета, ягоды, мякоть плода темно-красная с морщинистыми косточками. Кустарник встречается как дикорастущий и как декоративный.

Отравление вызывают съеденные ягоды. Возникает рвота, понос; в тяжелых случаях может наблюдаться картина, характерная при отравлении синильной кислотой.

Молочай лозный . Ядовитым является млечный сок, содержащийся в стебле растения. При попадании на кожу или слизистые рта, глаз, носа возникает острый воспалительный процесс, на месте поражения появляется покраснение, пузыри. Если ребенок пробовал есть растение, возникает рвота, понос. В тяжелых случаях наступает поражение центральной нервной системы: судороги, нарушение дыхания, сердечной деятельности.

Доврачебная помощь

При попадании яда внутрь, нужно вызвать рвоту, промыть желудок водой или раствором марганцовокислого калия, ввести активированный уголь, дать солевое слабительное, доставить пострадавшего в стационар.

При поражении кожи и слизистых оболочек их следует обмыть теплой водой, смазать спиртовым метиленовым раствором, нанести мази, содержащие анестезин и преднизолон, внутрь дать димедрол.

«Лето с пользой для ума»

Лето - благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их психического развития. В это время года дети с помощью взрослых могут расширить свои представления об окружающем мире, развить внимание, память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить словарный запас, а также проявить творческие способности. Всё это очень важно для их эмоционального и нравственного благополучия и подготовки к школьному обучению. Во время совместного досуга советую:

1.Знакомить детей с природными явлениями, происходящими летом в неживой и живой природе. Учить видеть природные взаимосвязи. (Например, тучи на небе, значит, будет дождь.Цветы одуванчика закрыты в пасмурную погоду или вечером и т.п.)

2. Гуляя в парке и лесу, наблюдать за разными представителями животного мира, рассматривать деревья, кустарники, цветущие травы. И обязательно предлагать ребёнку рассказать о том, что он увидел. Что растёт в лесу (в поле, на лугу), кто там живёт? Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Рассматривать растения, называть их части: ствол, ветка, лист, цветок, плод, корень, лепесток, . Учить различать и называть несколько видов деревьев и кустарников. Сравнивать их, определяя сходство и отличие. Например, сравнить клён и берёзу, ель и сосну, сирень и рябину.

4. Проводить дидактические игры: «С какого дерева лист», «Найди такой же лист », «Узнай и назови» (дерево, куст, на картинке или в природе), «Что лишнее?».

5.Учить различать и называть несколько видов полевых и садовых цветов. Дидактическая игра на группировку цветов «На лугу - на клумбе».

6. Учить стихи о цветах и деревьях: Е. Благинина «По малину», «Рябина», Е.Серова «Колокольчик», «Ландыш», «Кашка», «Одуванчик», И.Токмакова «Ели», «Берёзы», «Сосны», «Дуб»,З. Александрова «Букет».

7.Отдыхая на реке, озере, море тоже развивайте детскую наблюдательность и умение сравнивать. Чем похожи, чем отличаются эти водоёмы? Объясните, что такое течение, берега, волны, прибой. Наблюдайте с малышом за рыбками, чайками.

8. Летом создавайте детям условия для игр с природным материалом (шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной и пр.) Дети учатся использовать предметы - заместители (например, палочку вместо ложечки для куклы, камешки, вместо конфет для неё). Это развивает фантазию и творческие способности.

9. Учите ребёнка различать и правильно называть величины предметов и объектов, а не только «большой - маленький». Например, ствол толстый и тонкий, дерево высокое и низкое, ветка длинная и короткая, река широкая, а ручей узкий и т.д.

10. Разнообразие летних красок, поможет учить с детьми названия цвета, в том числе и оттенков. Поиграйте с ними так: «Разные краски лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые по цвету».

11.Учите ориентироваться в пространстве. Этому поможет дидактическая игра «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за спину, т.д.),«Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними левую руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т.д.).Ориентироваться на плоскости листа научат задания типа: « Положи в центр листок клёна, в правый верхний угол- шишку ели, в левый верхний угол- шишку сосны, правый нижний угол- ромашку, в левый нижний угол- василёк».

12.Упражняйте детей в счёте до 10 и обратно, опять же используя природный материал (шишки, камешки, лепестки, листья и пр.).

13.Учите детей сравнивать. Например, дерево и бревно, птицу и самолёт, ромашку и колокольчик, яблоко и грушу, девочку и куклу. В чём их отличие и есть ли сходство? Почему? Учите ребёнка доказывать своё мнение.

14. Работая на огороде и во фруктовом саду, дайте детям на наглядном примере понять процесс выращивания растений из семян, расскажите о зависимости их роста от природных условий (света, влаги, тепла). Учите наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов и ягод и привлекайте к посильной помощи.

15 .Учить детей ежедневно рассказывать о погоде, о том, что они увидели, чем занимались. И если малыш допускает ошибки в построении предложений, исправьте его. Это способствует развитию грамматического строя и связной речи ребёнка.

16.Развивайте речевое дыхание ребёнка, предлагая подуть в соломинку или на одуванчики, надувая шарики или мыльные пузыри.

Всё это сформирует у детей целостное представление о лете как о времени года, расширит их кругозор, разовьёт интеллект и любознательность, приобщит к удивительному миру природы. И, что особенно важно, совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и родителей, улучшают домашний микроклимат и способствуют укреплению семьи.

В следующем учебном году ваши детишки будут уже в подготовительной группе. Наша с вами общая задача - подготовить их к школе, чтобы они были успешными.

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:

Чем мы можем помочь своим детям как родители?

Обогащение активного и пассивного словаря ребенка, развитие фонематических процессов, формирование у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Развиваем речь ребёнка летом: на прогулке, на даче, на кухне.

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю); показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Пусть ребёнок занимается рядом с вами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду, моет посуду, вытирает со стола и при этом обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай. Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего ребёнка.

Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

Надувать воздушные шарики;

Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

Собирать, перебирать ягоды;

Помогать взрослому полоть грядки;

Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

Играть с глиной, мокрым песком;

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

Перебирать крупы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

Вышивать (крупным крестиком);

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт - для распластывания языка;

Полоскать рот;

Жевать боковыми зубами;

Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

Лизать эскимо.

И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.

Скажи наоборот (высокий-низкий)

Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)

Скажи ласково (птица - птичка, ковер - коврик)

Один - много (стул - стулья, много стульев; дом - много домов)

Словообразование (напр.: стол из дерева - какой? - деревянный)

Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

Назвать слова с определённым слогом, звуком;

Составлять предложения с заданными словами;

«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

Играем, развивая фонематические процессы :

Повтори за мной (слоговые дорожки - па - ба - па, та-да-та и т.д);

Назови первый (последний) звук в слове;

Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Солнечного вам лета и приятных впечатлений!

Летние каникулы - самое благоприятное время, когда необходимо использовать все имеющиеся возможности для оздоровления ребенка. Солнце, воздух и вода - самые благоприятные факторы для детей любого возраста. На свежем воздухе ребёнок должен находиться как можно дольше. Прогулки, игры, физкультурные занятия - лучший ежедневный отдых после учебного года, т.к. двигательная активность у детей в учебный период снижается на 50%. Лето - время путешествий, отдыха, закаливания и оздоровления детей. Планируйте летний отдых вместе с детьми. Очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распределили драгоценное каникулярное время. В целях предотвращения психологического дискомфорта, конфликтов, заболеваний следует ребенка заранее подготовить к летнему отдыху.

Но возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.

Для начала детям не помешало бы отоспаться вволю! Известно, что большинство детей недосыпают 1 - 1,5 и даже иногда и 2 часа в учебные дни. А ведь детские неврозы наиболее часто развиваются в результате систематического недосыпания.

Максимально оградите ребенка от компьютера или хотя бы сократите пользование им до гигиенически рекомендуемых норм (7 минут - дети до 5 лет; 10 минут - дети 6 лет; 15 минут - ученики начальных классов). Летние каникулы - это лучшее время для того, чтобы, наконец, дать ребёнку то, что Вы давно собирались, но не успели в течение учебного года. Появляется больше времени для общения с ребёнком, проведения совместной деятельности. Читайте вместе, делитесь с ребёнком мнением о прочитанном. Приобщайте ребёнка к культуре семейного чтения, наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории; поощряйте чтение детей вслух, чтобы развить навык и уверенность в себе, умение близко к тексту пересказывать прочитанное.

Во время летнего отдыха Вы также можете оказывать влияние и на интерес ребёнка к учебной деятельности. Для этого:

Подчеркивайте важную роль хорошего образования в Вашей жизни;

Обсуждая знакомых (взрослых или детей) обращайте внимание на качество и уровень их образованности;

Подчеркивайте востребованность грамотных специалистов на производстве;

Будьте внимательны к склонностям и интересам Вашего ребёнка, способствуйте их развитию, через них осваивая все более широкие области знания;

Обсуждая с ребёнком современную литературу, обращайте его внимание на привлекательность имиджа образованного, независимого, самостоятельного, делающего успешную карьеру человека.

Из широкого спектра возможностей выберите те виды летнего отдыха, развлечений, занятий, которые устроят Вашего ребёнка и Вас.

Учитывайте склонность детей к активным видам отдыха.

Используйте каникулы для того, чтобы Ваш ребенок приобрел полезные житейские навыки (ремонт автомобиля, благоустройство жилья и другие занятия).

Совместная деятельность родителей и взрослеющих детей во время летнего отдыха может и должна стать прекрасной школой общения и взаимопонимания.

Лето дает Вам возможность оценить возросший уровень возможностей Вашего ребёнка, преодолеть старые стереотипы детско-родительских отношений, оценить ребёнка как возможного или уже состоявшегося помощника.

Успешность работы в видах деятельности, не связанных с учебой, может стать важнейшим средством профилактики неуверенности, тревожности, заниженной самооценки.

Каникулы - время первой влюблённости. Бурное и кратковременное увлечение может восприниматься как большое серьезное чувство на всю оставшуюся жизнь. Родители вряд ли смогут уберечь "взрослого" ребёнка от ошибок,о они в состоянии сделать ребёнка сильнее, поддержав его. Негодовать, печалиться - значит "нормально" пережить разочарование. Важно поддержать ребёнка, проявив сочувствие.

Позволяйте ребёнку чувствовать себя взрослым и самостоятельным. Самостоятельное принятие решений и ответственность за него - неотъемлемая часть взросления. Используйте стратегию принимающего, поддерживающего поведения.

Друг вашего ребёнка - отличная возможность увидеть, какие его потребности не реализуются в общении с Вами. Какими бы странными эти потребности ни казались Вам, Вашему сыну или дочери они зачем-то нужны, поэтому не стоит их резко критиковать. Эффект может быть обратным.

Следует обратить внимание на питание ребёнка. Рацион должен быть сбалансированным и содержать достаточное количество белков и углеводов, а это молочные и мясные продукты, свежие фрукты, ягоды и овощи. Лето - самый благоприятный период для восполнения недостатка витаминов.

Можно определить ребенка в летнее оздоровительное учреждение, хотя бы на один месяц. Детям с хроническими заболеваниями полезно оздоровление в условиях санатория. Родителям следует воспользоваться каникулярным временем, чтобы проконсультировать ребёнка у врачей и провести курс профилактических процедур.

Солнце - это тепло, хорошее настроение, здоровье. Однако избыточное облучение солнечным светом может иметь отрицательный эффект: солнечные ожоги, расстройства сердечно-сосудистой системы, дыхания, вялость, раздражительность, головокружение в результате теплового и солнечного ударов. Детям не следует специально загорать на открытом солнце. Во избежание перегрева необходимо голову покрыть шляпой, кепкой, панамой.

Температура воздуха в тени должна быть 20-22°С. Нельзя принимать солнечные ванны натощак и ранее чем через 1-1,5 часа после еды. Лучшее время - с 9 до 11 часов и с 16 до 18 часов. В первые 2-3 дня пребывание под открытыми солнечными лучами должно составлять не более 5 минут, затем время постепенно увеличивают. Длительность солнечных ванн строго индивидуальна: зависит от возраста, типа кожи, состояния ребёнка. Желательно, чтобы дети не лежали на открытом солнце, а играли, бегали, попадая то на солнце, то в тень. Солнечные ванны противопоказаны детям с повышенной температурой тела, недомоганием, головной болью.

Важно знать, что прием некоторых лекарственных препаратов перед отдыхом на пляже может спровоцировать солнечный ожог. К ним относятся сульфаниламидные препараты. Прием этих и некоторых других лекарств повышает чувствительность кожи к солнцу в несколько раз.

На прогулки необходимо брать с собой минеральную, питьевую в бутылках или кипяченую охлажденную (но не ледяную) воду, которую надо пить в небольших количествах маленькими глотками, а также соки или фрукты.

В жаркие дни дети должны носить одежду только из натуральных тканей. Следует избегать одежду из синтетических тканей, которая плохо пропускает воздух. В качестве хорошей защиты подойдут вещи из хлопка и льна, лучше отдавать предпочтение цветным тканям (красным, зеленым, желтым, оранжевым, синим), нежели однотонным светлым. Одежда светлых тонов (особенно белая) в большей степени пропускает солнечные лучи.

Во время купания в реке или озере на ребёнка действует несколько факторов внешней среды - температура воздуха и воды, ветер, солнце. Кроме того, при купании ребенок активно двигается, задействованы практически все группы мышц, в то время как нагрузка на позвоночник и суставы резко снижена. Этот вид закаливания требует внимательного контроля со стороны взрослых. Купаться в открытом водоёме можно с 3-4 летнего возраста, но только после прохождения подготовительных процедур (обтирание, обливание, душ).

Исключительно сильное влияние на организм ребёнка оказывают морские купания (вода имеет сложный химический состав). Очень полезен морской воздух. Купание в море разрешается детям с двух лет. Начинать эти процедуры можно при температуре воды не ниже 20°С. При первых купаниях ребёнок по существу только окунается, находясь в воде 20-30 секунд. Постепенно продолжительность пребывания в воде увеличивается для дошкольников до 3-5 минут, для школьников до 8-10 минут. Необходимо внимательно следить за состоянием здоровья ребенка и его реакцией на купание.

Если вы отдыхаете в деревне или на даче, позвольте ребёнку по утрам бегать босиком по росе. Кратковременное воздействие холодной воды на стопы приводит к тому, что сосуды стоп и одновременно сосуды носоглоточной области сужаются, а затем резко расширяются. В результате кровообращение в области носоглотки усиливается, создавая надежную преграду для болезнетворных бактерий и вирусов. Кроме того, хождение по росе считается профилактикой плоскостопия.

В каникулы необходимо позаботиться и о безопасности ребёнка. Прежде чем отпустить его кататься на велосипеде, роликовых коньках, убедитесь, что снаряжение исправно, а он хорошо знает, как им пользоваться. Постарайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы уберечь ребёнка от травм.

Чтобы легче было вернуться к школьной жизни, подготовку к новому учебному году начните уже в июле: купите школьные письменные принадлежности, ранец, необходимую одежду, обувь, спортивный костюм. Это нужно сделать заранее, чтобы не нервничать в последние дни каникул. Перед началом нового учебного года в последние дни августа посоветуйте ребенку навести порядок на письменном столе, книжных полках, в шкафу.

Соблюдение перечисленных довольно простых рекомендаций обезопасит летний отдых, сохранит и укрепит здоровье детей.


Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.

О путешествиях с детьми.

Ехать или не ехать с ребёнком на юг?— вопрос встаёт перед родителями довольно часто. Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний.

Солнце хорошо, но в меру.

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

До трёх лет воздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста воздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Воздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую воздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса воздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и в движении. Солнечные ванны в сочетании с воздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма воздушных ванн.

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

Купание – прекрасное закаливающее средство.

Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

Лето - пора путешествий и новых впечатлений. Чтобы отдых был приятным, будьте бдительны и осторожны, помните об опасностях, которые подстерегают детей во время отдыха.

Опасности, связанные с путешествием на личном транспорте :

— открытые окна;

— незаблокированные двери;

— остановки в незнакомых местах.

Сажайте детей на самые безопасные места (середину или правую часть заднего сиденья). Пристегивайте ребенка ремнями безопасности. Не разрешайте ребенку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения. Выходить из машины ребенку можно только после взрослого.

Меры предосторожности, связанные с купаниями в водоемах:

Тщательно осмотрите место отдыха и купания. Проверьте, нет ли битого стекла, острых камней и других опасных предметов. Не забывайте надеть на ребенка на пляже головной убор. Располагайтесь с ребенком в тени деревьев, избегая прямых солнечных лучей. Входите с ребенком в воду постепенно. Резкое погружение разгоряченного тела в прохладную воду может спровоцировать сбой сердцебиения и судороги. Не допускайте переохлаждения ребенка в воде. Чередуйте купание с играми на берегу.

ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ПРИЯТНОГО ОТДЫХА!

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей! Повторяйте выученные стихи и чистоговорки. Контролируйте произношение поставленных звуков.

Читайте с детьми рассказы и сказки. После прочтения попросите ребёнка пересказать прослушанную сказку. Обращайте внимание на то, чтобы ребёнок последовательно излагал события. Включал в рассказ описание предметов. Говорил полными предложениями.

Для обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи в своих летних занятих можно использовать следующие игры:

Игра «Наоборот»

Зима, а наоборот – лето

Потолок – пол

Холод – жара

Солнце - луна

Человек больной, а наоборот – здоровый

Трудолюбивый - ленивый

Высокий – низкий

Широкий – узкий

Далёкий – близкий

Смелый – трусливый

Добрый – злой и т. д.

Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Чьё ухо? Чей хвост? Чья лапа?

У медведя– медвежье, медвежий, медвежья

У зайца – заячье, заячий, заячья

У лисы – лисье, лисий, лисья

У волка – волчье, волчий,волчья

У белки – беличье

У кошки –

У тигра –

У собаки –

Игра «Назови какой»

Ложка из металла – металлическая

Крыша из кирпича – кирпичная

Шапка из меха – меховая

Хлеб из пшеницы – пшеничный

Из ржи – ржаной и т. д.

Игра «Назови детёнышей животных»

У лошади – жеребёнок

У коровы –

У кукушки –

У вороны –

У свиньи –

У верблюда

У пингвина и т. д

Игра «Упрямые слова»

Расскажите ребёнку, что есть «упрямые слова», которые никогда не изменяются (кофе, какао, кино, метро, пальто, пианино). Задавайте вопросы ребёнку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях – ответах.

«Вместе придумаем красивые (страшные, смешные, холодные и т. п.) слова»

Взрослый даёт определение словам, которые ребёнок будет придумывать, ребёнок в свою очередь придумывает и произносит.

Угадай предмет по описанию.

Описывает предмет взрослый, отгадывает ребёнок. Затем наоборот.

(например: этот предмет маленький, серый, пушистый, живёт в норке, боится кошек – мышь).

Объясни - учим ребёнка рассуждать.

Что такое ОДЕЖДА? ПРАЗДНИК? ТРАНСПОРТ? И т. д.

Игра «Составь предложение»

1 вариант. Взрослый называет любое слово, а ребёнок составляет с этим словом различные предложения.

2 вариант. Составить как можно больше предложений, используя названные взрослым три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например: озеро, карандаш, медведь).

Игра – мечта «А если бы…»

Игра всегда начинается со слов «А если бы…» (взрослый начинает фразу, дальше ребёнок фантазирует). Например, а если бы я оказался на ковре – самолёте, то… А если бы я увидел в супе лягушку… А если бы ко мне постучал розовый слон… А если бы я был ростом с пятиэтажный дом… А если бы у меня мама не ходила, а только прыгала… И т. д.

Исправь предложение.

Папа принёс кабачковый икру.

Мама сварила картошка пюре.

Маша нарисовала весёлая картинку.

Собака спряталась на конуре.

Ласточка ползала в небе.

Миша посадил в землю лепёшку.

Мышка ловит кошку. И т. д.

Материал для закрепления поставленных звуков.

Звук С.

Вот со звуком С считалка, слушай и запоминай-ка:

Все слова со слогом СА – полоса, коса, оса.

Все слова со слогом СО – Соня, сода, колесо.

Все слова со слогом СЫ – косы, бусы и весы.

Звук З.

Заучивание стихотворения «Зеленая песенка».

В зеленом, зеленом, зеленом лесу,

Зеленый листок земляники несу.

Зеленая ветка под елью не спит,

Зеленая музыка где-то звенит.

Зеленый козленок в зеленой листве,

Поет он зеленую песенку мне.

Звук Ц.

Зацепила из криницы

Красна девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем –

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы

Попросил воды напиться.

Звук Ш.

ПРО ТАНЮ

Ша-ша-ша-ша,

Наша Таня хороша.

Шо-шо-шо-шо,

И поет хорошо.

Шу-шу-шу-шу,

Поет песню малышу.

Ши-ши-ши-ши,

Любят песни малыши.

Звук Ж.

Жа, жа, жа - мы видели ежа.

Жи, жи, жи - у меня ножи.

Жу, жу, жу - на лужок хожу.

Жу, жу, жу - флаг в руке держу.

Жок, жок, жок - у меня флажок.

Звук Щ.

В ДОЖДИК

Ща-ща-ща-ща,

В дождь я мокну без плаща.

Зонтик я себе ищу.

Буду я ходить в плаще.

Щё-щё-щё-щё,

И в сапожках еще.

Звук Ч.

СВЕЧА

Ча-ча-ча-ча,

На столе горит свеча.

Чо-чо-чо-чо,

Ой, как свечке горячо.

Чу-чу-чу-чу,

Я подую на свечу.

Чи-чи-чи-чи,

Пламя сдую у свечи.

Звук [Л].

Ла-ла-ла, Лола лампочку взяла.

Лу-лу-лу, Слава взял пилу.

Ло-ло-ло, летом тепло.

Лы-лы-лы, ласточки в гнезде малы.

Ал-ал-ал, Слава Луше дал пенал.

Ол-ол-ол, Саше сделают укол.

Ул-ул-ул, села Леночка на стул.

Ил-ил-ил, папа луг косил.

Звук [Р].

Ра-ра-ра, ра-ра-ра - за мостом стоит гора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро - подари нам гусь перо.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру - повстречал я детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры - наступил конец игры.

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал