Вариативность программ. Анализ примерной основной образовательной программы дошкольного образования (пооп). Структура вариативной части программы

Главная / Здоровье

Программа состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным подпериодам дошкольного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:

«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

«Возрастные особенности детей»,

«Планируемые результаты освоения Программы».

Вторая часть - «Примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.

В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.

Программа разграничена на 3 части и охватывает 3 возрастных периода развития ребёнка: младший, средний, старший дошкольный возраст.

В каждом периоде программы даётся характеристика возрастных особенностей психического, физического развития детей, определены задачи воспитания и развития детей конкретного возраста и предусмотрены формирование представлений, навыков, умений и отношений в процессе обучения и их развития в повседневной жизни. В конце каждого раздела программы отмечены уровни освоения программы детьми.

В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Выделены разделы: «Планируемые результаты освоения содержания программы»; «Интегративные качества выпускника д/с»; «Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей»; «Методический комплект программы «Детство».

В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:«Познание» (помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);«Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);«Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);«Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни).

Дополнительная часть(региональный компонент) включает разделы: «Ребёнок в поликультурной и полиэтнической среде»; «Ребёнок изучает английский язык».

В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие компоненты:

  1. Характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности(обозначены знаком «солнышко»);
  2. Задачи развития(цветок);
  3. Показатели развития (яблоко»);
  4. Базисные характер – ки личности (детское личико»).

К базису т.ж. относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).

Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада.

В разделе «Общие условия реализации программы» даются рекомендации по организации жизни детей в д/с; принципы организации предметно- развивающей среды; работа с семьёй. Большое внимание уделено комплексно-тематическому планированию.

дошкольного образования.

Цели, задачи: главная цель образования - это образование ЧЕЛОВЕКА! Она не может быть решена силами одной образовательной программы, но при этом каждая образовательная программа (дошкольного, общего, высшего образования) должна внести свой вклад в достижение этой, имеющей не - преходящую ценность, цели.

Программа направлена на решение задач:

Формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека;

Равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса;

Равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Формирования социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребёнок приобретает свой главный опыт жизни и деятельности, и все институты внесемейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей;

Развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; преемственности дошкольного и начального уровней общего образования.

Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: культурно-историческом, деятельностном, личностном, аксиологическом, культурологическом, андрагогическом, системном и др.

Возраст: программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет.

Направления развития:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие.

Структура:

Целевой раздел;

Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы;

Приложение

Антропометрические показа­тели физического развития и здоровья детей.

Возрастно-половые норма­тивы физиометрических по­казателей;

Средние возрастно-половые значения показателей разви­тия физических качеств де­тей 4-7 лет;

Возрастные нормативы дви­гательной активности детей за полный день пребывания в детском саду;

Критерии частой (острой) заболеваемости детей по ко­личеству заболеваний орга­нов дыхания за год;

Оценка уровня биологиче­ской зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов;

Оценка функционального состояния ЦНС;

Примерная циклограмма об­разовательной деятельности;

Методическое обеспечение.

Вывод: игре в программе «Успех» от­водится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) - ведущая дея­тельность дошкольного воз­раста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельно­сти, решение таких сложных задач, как формирование це­лостной картины мира, круго­зора со­временных дошколь­ников.

Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повсе­днев­ной образовательной ра­боты учитывать индивидуаль­ные особенности и темпы ин­диви­дуального развития де­тей.

И, наконец, самое глав­ное. Про­грамма направлена на то, чтобы каждый ребенок в дет­ском саду чувствовал себя ус­пешным.

Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева.

Цель: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

Целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

Органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Возраст: от рождения до 7 лет.

Направления развития:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие;

Структура:

Целевой раздел программы;

Организационный раздел программы

Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет

Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет;

Приложения

Приложения и методические материалы:

Приложение 1. Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений

Приложение 2. Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников

Приложение 3. Примерная парциальная образовательная программа «Детство с английским языком» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений

Вывод:

Программа «Детство» осно­вывается на комплексно – те­матическом принципе по­строения образовательного процесс, в основу которого по­ложена идея интеграции со­дер­жания разных образова­тельных областей вокруг еди­ной общей темы, которая на определенное время (дни, не­дели) становится объединяю­щей, например «Наши люби­мые игрушки», «Наш детский сад», «Моя се­мья», «Времена года». Выбор темы учитывает интересы де­тей, за­дачи развития воспита­ния, текущие явления и яркие со­бытия (времена года, празд­ники). Программа предусмат­ривает валеологическое про­свещение до­школьников: раз­витие представлений о здоро­вом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и сред­ст­вах его укрепления, о функ­цио­нировании организма и прави­лах заботы о нем, знания о пра­вилах безопасного по­ве­дения и разумных действиях в непред­виденных ситуациях, способах оказания элементар­ной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важ­ным компонен­том личностной культу­ры и со­циальной защи­щенности до­школьника. Слабым звеном в программе «Детство» является математический раздел. Мате­риал, предлагаемый в нем, по­рой труднодоступен детям в национальных республиках. Математика в программе «Дет­ство» ориентирована на разви­тие ло­гического мышления. Но дети, осваивающие русский язык, не всегда справляются с логическими задачами. По­этому, учитывая национальный компонент, предлагаемый сложный материал необходимо заменять более доступным, а потом, оценивая уровень подго­товленности детей, опять вклю­чать в занятия в более легкой форме.

Особый акцент в программе сде­лан на приобщение детей к миру природы, воспитание бе­режного отношения к природ­ным объек­там

В целом данная программа позволяет варьировать, вносить изменения в представленный материал, делая воспита­тельно-образовательный процесс инте­ресным и доступным для ре­бенка. Она подразумевает твор­ческий подход воспита­теля к планированию, выбору средств и приемов для реализации за­дач. То есть, не дети должны подтягиваться к уровню, дан­ному программой, а она должна быть подстроена под детей.

Научный руководитель - доктор педагогических наук Л.А. Парамонова

: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Возраст : от рождения до 7 лет.

Направления развития:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие;

Структура:

Целевой раздел;

раннее детство

дошкольное детство;

Организационный раздел;

Приложения

Приложения и методические материалы:

Приложение 1. Обучение второму языку

Приложение 2. Примерный музыкальный репертуар

Приложение 4. примерный перечень произведений изобразительного искусства.

Вывод: Гуманистическая по направ­ленности программа позволяет педагогу, опираясь на возрас­тные критерии, учесть разный темп развития детей и реали­зовать индивидуальный под­ход к ним. (Психологический воз­раст не совпадает с хроно­логи­ческим, и один психоло­гиче­ский возраст по своей продол­жительности не равен другому).

В программе учтена специ­фика дошкольного обучения, прин­ципиально отличного школьного. Для достижения единства целей и задач воспи­тания ребенка в программе пре­дусмотрено содержатель­ное взаимодействие детского сада и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ примерных вариативных программ

Дошкольного образования.

Программа «Успех»

Цели, задачи:

Возраст:

Направления развития:

Структура:

Приложения и методические материалы:

Вывод:

Программа «Детство»

Цель:

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются :

Возраст: от рождения до 7 лет.

Направления развития:

Структура:

Приложения и методические материалы:

Вывод:

Программа «Истоки».

Научный руководитель

Цели и задачи реализации Программы

Возраст : от рождения до 7 лет.

Направления развития:

Социально-коммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Речевое развитие; - Художественно-эстетическое развитие; - Физическое развитие;

Структура:

Приложения и методические материалы:

Вывод:

Предварительный просмотр:

Анализ примерных вариативных программ

Дошкольного образования.

Программа «Успех»

Цели, задачи: главная цель образования - это образование ЧЕЛОВЕКА! Она не может быть решена силами одной образовательной программы, но при этом каждая образовательная программа (дошкольного, общего, высшего образования) должна внести свой вклад в достижение этой, имеющей не - преходящую ценность, цели.

Программа направлена на решение задач:

Формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека;

Равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса;

Равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Формирования социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребёнок приобретает свой главный опыт жизни и деятельности, и все институты внесемейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей;

Развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; преемственности дошкольного и начального уровней общего образования.

Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: культурно-историческом, деятельностном, личностном, аксиологическом, культурологическом, андрагогическом, системном и др.

Возраст: программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет.

Направления развития:

Социально-коммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Речевое развитие; - Художественно-эстетическое развитие; - Физическое развитие.

Структура:

Целевой раздел; - Содержательный раздел; - Организационный раздел; - Рекомендации по разработке части основной образовательной Программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений; - Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы; - Приложение

Приложения и методические материалы:

Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей.

Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей;

Средние возрастно-половые значения показателей развития физических качеств детей 4-7 лет;

Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду;

Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год;

Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов;

Оценка функционального состояния ЦНС;

Примерная циклограмма образовательной деятельности; - Методическое обеспечение.

Вывод: игре в программе «Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) - ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.

Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей.

И, наконец, самое главное. Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным.

Программа «Детство»

Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева.

Цель: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются :

Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; - целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; - обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; - развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; - развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; - пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность; - органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; - приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; - приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Возраст: от рождения до 7 лет.

Направления развития:

Социально-коммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Речевое развитие; - Художественно-эстетическое развитие; - Физическое развитие;

Структура:

Целевой раздел программы; - Содержательный раздел программы Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет; - Организационный раздел программы Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет; - Содержание коррекционной работы и инклюзивного образования дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи; - Приложения

Приложения и методические материалы:

Приложение 1. Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений Приложение 2. Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников Приложение 3. Примерная парциальная образовательная программа «Детство с английским языком» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений

Вывод:

Программа «Детство» основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесс, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей, например «Наши любимые игрушки», «Наш детский сад», «Моя семья», «Времена года». Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Слабым звеном в программе «Детство» является математический раздел. Материал, предлагаемый в нем, порой труднодоступен детям в национальных республиках. Математика в программе «Детство» ориентирована на развитие логического мышления. Но дети, осваивающие русский язык, не всегда справляются с логическими задачами. Поэтому, учитывая национальный компонент, предлагаемый сложный материал необходимо заменять более доступным, а потом, оценивая уровень подготовленности детей, опять включать в занятия в более легкой форме.

Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам

В целом данная программа позволяет варьировать, вносить изменения в представленный материал, делая воспитательно-образовательный процесс интересным и доступным для ребенка. Она подразумевает творческий подход воспитателя к планированию, выбору средств и приемов для реализации задач. То есть, не дети должны подтягиваться к уровню, данному программой, а она должна быть подстроена под детей .

Программа «Истоки».

Научный руководитель - доктор педагогических наук Л.А. Парамонова

Цели и задачи реализации Программы : обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Возраст : от рождения до 7 лет.

Направления развития:

Социально-коммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Речевое развитие; - Художественно-эстетическое развитие; - Физическое развитие;

Структура:

Целевой раздел; - Содержательный раздел раннее детство дошкольное детство; - Организационный раздел; - Приложения

Приложения и методические материалы:

Приложение 1. Обучение второму языку Приложение 2. Примерный музыкальный репертуар Приложение 3. Рекомендуемые произведения художественной литературы и фольклора Приложение 4. примерный перечень произведений изобразительного искусства.

Вывод: Гуманистическая по направленности программа позволяет педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. (Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому).

В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи .

«Вариативность примерных программ дошкольного образования»

1 слайд. Сравнительный анализ примерных общеобразовательных программ дошкольного образования «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьёвой и «От рождения до школы » под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2 слайд. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных образовательных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа написана в соответствии с ФГОС ДО. Издательство Мозаика- синтез Москва, 2014 год

3 слайд. К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года: младенческая группа) ; ранний возраст (от 1 года до 3 лет: первая и вторая группы раннего возраста) ; дошкольный возраст (от 3 лет до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы) .

4 слайд. Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие личности ребенка: физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и математикой. Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольниками

5 слайд. Работа по программе «Радуга» осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и видов деятельности. Поставленные в программе задачи реализуются и в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов. Широко используются игровые формы и методы обучения и закрепления полученных знаний. Большое значение придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей.

7 слайд. Ведущие цели Программы «От рождения до школы» - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

8 слайд. Задачи программы «От рождения до школы». Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

9. Воспитание патриотизма, активной жизненной позиции, уважения к традиционным ценностям.

9 слайд. Основные разделы программ.

Программа «Радуга»

Целевой раздел (Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения ООП)

Содержательный раздел (Содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям; технологии реализации содержания ООП в соответствии с образовательными областями; Технологии создания создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства; Поддержка детской инициативы; Взаимодействие с семьей, Педагогическая диагностика; Коррекционная работа и /инклюзивное образование)

Организационный раздел (распорядок дня, Организация жизни группы; Формы реализации дошкольного образования; Дополнительные платные образовательные услуги; методическое обеспечение; Кадровая политика; праздники, мероприятия; развивающая предметно-пространственная образовательная среда; примерные расчеты нормативных затрат по оказанию государственных услуг для реализации программы)

10 слайд. Планируемые результаты освоения Программы.

Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, также полностью совпадают:

12 слайд. Особенности содержания программы «От рождения до школы»:

Направленность на развитие личности ребенка

Патриотическая направленность Программы

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

Нацеленность на дальнейшее образование

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

13 слайд: Особенности содержания программы «Радуга»

Программа «Радуга» задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования.

14 слайд: Цели и задачи взаимодействия с семьями воспитанников

В программе «От рождения до школы» Цель-создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей.

15 слайд. Формы взаимодействия с семьей («От рождения до школы»)

16 слайд. Особенности организации предметно-пространственной среды по программе «От рождения до школы»

Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе Монтессори, помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.

17 слайд. Особенности организации предметно-пространственной среды по программе «Радуга»

Образовательная организация в соответствии с поставленными целями создает развивающую предметно-пространственную среду по ФГОС ДО. В зависимости от материальных и кадровых условий которыми располагает организация, и характера запроса, которые предъявляют к ней родители, возможна организация материально-технического обеспечения трех уровней. Минимальный уровень- мат. тех. обеспечения позволяет успешно реализовать ФГОС ДО в массовом детском саду, с любыми, сколь угодно скромными материальными возможностями. Он подразумевает сотворчество педагогов и родителей в создании РППС, многие элементы которой создаются их руками с посильным участием детей. Если организация располагает некоторыми дополнительными возможностями (бассейн, театральный зал, дополнительные специалисты, то у организации есть ресурс создать базовый уровень. Если организация ориентирована на работу с семьями, имеющими более высокие запросы к образованию ребенка и готовыми финансово поддержать развитие МТБ ДОУ, организует дополнительные платные образовательные услуги, можно обеспечить расширенный уровень материально-технического обеспечения.

18 слайд. Стиль «радужной» группы

Развивающую предметно-пространственную среду «радужных» дошкольных групп отличает обилие детских работ, для каждой из которых характерны яркая индивидуальность замысла и средств его реализации. Богата зона познавательного развития, зона математики и грамоты. В свободном доступе для детей всегда должны быть разнообразные изобразительные материалы. Обязательно наличие «Полочки красоты».

19 слайд. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа «Радуга» Личность воспитывается Личностью. Поэтому мы знаем, что: детям важно, что воспитателя действительно интересует то, о чём он рассказывает;

дети хотят знать о жизни и переживаниях взрослых;

ребёнка хорошо можно научить только тому, что любишь делать;

ребёнка хорошо может научить только тот взрослый, которого он любит;

в «радужных» группах у детей не бывает одинаковых работ;

в «радужных» детских садах не бывает одинаковых групп;

каждый воспитатель создаёт свой день, месяц, год жизни и работы с детьми как авторское произведение.

Прикреплённые файлы:

raduga-i-ot-rozhdenija-do-shkoly_t6uhj.pptx | 5117,65 Кб | Скачан: 10

www.maam.ru

Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации (далее - Программа) должна содержать две части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть) .

Вариативная часть - это не отдельный документ в Программе, а именно часть каждого раздела (целевого, содержательного и организационного). Для удобства работы и оценки Программы её рекомендуется оформлять с новой страницы, выделяя название данной части.

Для создания вариативной части Программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности:

специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива;

поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

сложившиеся традиции Организации (группы) .

Поэтому на начальном этапе создания данной части Программы необходимо провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:

Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель) .

Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей на предмет выявления их образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса, либо учесть результаты такого анкетирования за предыдущий учебный год.

Определение возможностей окружающего макросоциума и использования его в процессе воспитания и обучения ребенка. Каким образом можно организовать взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры, образования и т. п.

На следующем этапе необходимо провести отбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией и отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации. Важное дополнение: все авторские и модифицированные программы, реализуемые в учреждении должны соответствовать ФГОС ДО (для этого они должны пройти экспертизу на региональном или муниципальном уровне). Для обсуждения выбранных программ важно привлекать не только педагогов, но и родителей.

Для реализации выбранных программ необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

Как известно, части программы распределяются следующим образом: 60 на 40. То есть обязательная часть Программы должна занимать 60 и более %, а вариативная - 40 и менее %. Распределение осуществляется по времени реализации и считается вцелом на учебный год. Но если дошкольная организация создаёт несколько Программ для работы (с учётом разных видов групп, на основании различных примерных образовательных программ, то это соотношение может видоизменяться. Так для групп общеразвивающей направленности это соотношение будет оптимально, а для групп компенсирующей направленности соотношение может быть 80 на 20, а для группы кратковременного пребывания - 90 на 10. Конечно, это уже должен решать педагогический коллектив конкретно для своей организации, благо такая возможность предоставлена ФГОС ДО п. 2.10.

Составляя часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно оформить её в соответствии с п. 2.11. ФОС ДО в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Таким образом, работа по составлению вариативной части Программы, на мой взгляд, требует большой углублённой и длительной работы всего педагогического коллектива организации.

Прикреплённые файлы:

variativnaja-chast-op_oghr6.pptx | 173,75 Кб | Скачан: 359

www.maam.ru

О ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «КАРАПУЗ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОУ

1. Общие положения

1.1. Группа раннего развития «Карапуз» для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, именуемая в дальнейшем Группа раннего развития - объединение педагогов, родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих ДОУ и их детей.

1.2. Группа раннего развития создается, ликвидируется приказом заведующего ДОУ. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключенным в установленном порядке.

1.3. Группа раннего развития выполняет свои функции посредством организации и проведения бесплатных подгрупповых занятий, совместной деятельности с детьми раннего возраста, не посещающих ДОУ, а также индивидуальных и групповых консультаций для родителей (законных представителей) .

1.4. Группа раннего развития в своей деятельности руководствуется:

  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Гражданским кодексом РФ («О возмездных договорах на оказание услуг», гл. 39 ГК РФ) ;
  • Законом РФ «О защите прав потребителей»;
  • Типовым положением о дошкольном учреждении;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ;
  • Дополнительной образовательной программой«Карапуз» для детей раннего возраста.

2. Цели и задачи

2.1. Целью работы Группы раннего развития является обеспечение доступности образования и более полного удовлетворения запросов родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих ДОУ на образовательные услуги, повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения ребенка, формирование ранней социализации детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад, вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс, содействие более успешной адаптации детей к поступлению их в ДОУ.

2.2. Задачи:

2.2.1. Способствовать развитию коммуникативных навыков детей раннего возраста.

2.2.2. Оказывать консультативную психолого-педагогическую помощь родителям по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста.

2.2.3. Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста при поступлении их в ДОУ.

2.2.4. Способствовать адаптации детей к предметно-развивающей среде ДОУ.

3. Основные направления деятельности

3.1. Проведение подгрупповых занятий и совместной деятельности с детьми раннего возраста, не посещающими ДОУ.

3.2. Осуществление консультирования родителей (законных представителей) посредством организации и проведения индивидуальных и групповых консультаций в ДОУ по созданию благоприятных условий в семье для развития детей раннего возраста.

3.3 Выявление запросов, мнений родителей (законных представителей) по оказанию квалифицированной помощи, совершенствованию деятельности Группы раннего развития.

3.4. Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона города.

4. Организация деятельности

4.1. Деятельность Группы раннего развития осуществляется на договорной основе между руководителем учреждения и родителями детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, а также руководителем учреждения и руководителем Группы раннего развития.

4.2. В Группу раннего развития принимаются дети в возрасте от 1 года до 2 лет.

4.3. Группа раннего развития осуществляет свою работу 1 раз в неделю с 11.30 до 12.00.

4.4. Организация воспитательно-образовательного процесса в Группе раннего развития осуществляется на основе требований дополнительной образовательной программы«Карапуз» для детей раннего возраста.

4.5. Руководителями Группы раннего развития могут быть старший воспитатель, высококвалифицированный педагог, назначаемый приказом заведующего.

4.6. Итоги работы Группы раннего развития подводятся в конце учебного года.

5. Права и обязанности педагогов Группы раннего развития

5.1. Педагоги имеют право:

Обсуждать любые вопросы, касающиеся деятельности Группы раннего развития.

5.2. Педагоги обязаны:

Обеспечить охрану жизни и здоровья детей, соответствие форм, методов и средств организации воспитательно-образовательного процесса возрасту и психофизиологическим возможностям детей;

Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям детей, не посещающих ДОУ с учетом их запросов и пожеланий;

Вести журнал посещаемости и ежемесячно предоставлять отчет заведующему о посещаемости детей Группы раннего развития.

6. Права и обязанности родителей (законных представителей)

Группы раннего развития

6.1. Родители (законные представители) имеют право:

Вносить предложения по совершенствованию работы Группы раннего развития;

Обсуждать любые вопросы, касающиеся деятельности Группы раннего развития;

Оказывать добровольную спонсорскую помощь через банковские организации или в установленном законом порядке на приобретение оборудования, ремонтные работы, пополнение предметно-развивающей среды и поощрение педагогов, предоставляющих данные услуги.

6.2. Родители (законные представители) обязаны:

Оказывать посильную помощь в реализации целей и задач деятельности Группы раннего развития;

Взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребенка раннего возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» поселка Псебай

муниципального образования Мостовский район

Источник nsportal.ru

Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования

В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО

Вариативность форм, методов и средств используемых в организации образовательного процесса с воспитанниками с дошкольниками зависит от:

  • возрастных особенностей воспитанников;
  • их индивидуальных и особых образовательных потребностей;
  • личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей;
  • степени организации деятельности воспитанников (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, свободная деятельность детей) .

Основные трудности при проектировании образовательного процесса в ДОО

Ряд примерных образовательных программ побуждает педагогов переходить от «вчерашних привычных» учебных занятий к новым вариативным формам (игры, беседы, мастерские, проектная деятельность и др.) .

Данный призыв объясним и актуален, однако является предпосылкой для отсутствия взаимопониманиявнутри педагогических коллективов, а также несёт в себе риск депривации свободной спонтанной игры воспитанников:

  • хаотичное использование понятийного аппарата дошкольной педагогики;
  • отсутствие чётких структурных компонентов образовательного процесса с детьми дошкольного возраста;
  • неспособность разработать, спланировать и организовать процесс обучения и воспитания.

Формы непосредственно образовательной деятельности классифицировать в зависимости от:

  • количества воспитанников (индивидуальные, подгрупповые, индивидуально-подгрупповые, фронтальные) ;
  • степени интеграции (интегрированные, с доминирующей образовательной областью (занятие по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, по рисованию и др.) ;
  • ведущего метода и/или совокупности методов в целом (ознакомительное, экспериментирование, формирование определённых навыков и др.) ;

сюжетообразующего компонента (пространство, основной идейный и эмоциональный тон (лейтмотив)).

Формы образовательной деятельности в режимных моментах

Самообслуживание

Природоохранный труд

Совместные с педагогом коллективные игры

Педагог выступает в качестве носителя игрового опыта, предлагает детям образцы исполнения различных ролей, обучает режиссёрской игре, позволяющей проживать любую воображаемую ситуацию

Дежурство, хозяйственно-бытовой труд

Самостоятельная деятельность в рамках выполнения поручений, соблюдение принятых в коллективе правил и обязанностей, формирование полезных навыков и привычек

Мероприятия, связанные с организованной двигательной деятельностью, и закаливающие мероприятия

Оптимизация двигательной деятельности, формирование привычки к здоровому образу жизни

Самообслуживание

Формирование навыков самообслуживания, самоконтроль, труд ребёнка, направленный на уход за самим собой, включающий комплекс культурно-гигиенических навыков

Природоохранный труд

Развивает наблюдательность, бережное и ответственное отношение к природе и всему живому (садоводство, уход за растениями в уголке живой природы и др.)

Чтение художественной литературы

Способность к сопереживанию, восприятию произведения, постижение его идейно-духовной сущности, видение его как произведение искусства, отображающего действительность

Методы передачи сведений и информации, знаний

Словесные методы:рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой.

Основным средством выступает устное или печатное слово:фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины;поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.) ;

скороговорки, загадки и др.

  • упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые) ;
  • приучение;
  • технические и творческие действия

Основные средства:скороговорки, стихотворения; музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности.

Методы эстетического восприятия:

  • побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.) ;
  • побуждение к сопереживанию;
  • драматизация.

Средства:

Разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие;

Личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;

Эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)

Методы проблемного обучения

  • проблемная ситуация;
  • познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения) ;
  • диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы) ;
  • метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы) ;
  • экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента) ;
  • прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц) ;
  • метод интеллектуального штурма(как можно больше ответов к вопросу/проблеме, даже супер фантастических)

Средства проблемного обучения: рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал, различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т.д.) ; оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.) .

Методы поддержки эмоциональной активности

  • похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение) ;
  • придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.;
  • игры-драматизации;
  • элементы творчества и новизны;
  • юмор и шутка.

Средства поддержки эмоциональной активности: картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.

По теме:

Материал nsportal.ru

Цели ОО в Стандарте прописаны виде предполагаемых результатов. Кроме того, ФГОС включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы, где указано, что программа должна обеспечивать создание условия для социализации ребёнка, его личностного развития и учёт индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Предметно-пространственная среда:

В Стандарте большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна обеспечивать возможность реализации образовательной программы, в группах и на участках должно быть необходимое количество материалов, инвентаря и оборудования для развития детей.

Если существуют программы для детей с ограниченными возможностями, то нужно создать необходимые для этого условия. Среда должна быть насыщена игровыми материалами, спортивным и оздоровительным инвентарём, соответствующим возрастным особенностям и реализуемой программе.

Среда должна изменяться в зависимости от образовательной ситуации и потребностей детей (т.е. трансформируемость среды) . Среда должна содержать материалы и предметы для разнообразного использования в различных видах детской деятельности (полифункциональность среды) . Развивающая среда должна состоять из различных пространств (раньше называли уголки или зоны) , материал должен периодически меняться(вариативность среды) . Необходим свободный доступ к игрушкам, материалам, пособиям, в том числе и для детей с ограниченными возможностями (доступность среды) , и, среда должна быть безопасной. Всё то, что мы давно используем в своей работе теперь прописано в одном документе – ФГОС, что очень радует.

Дигностика

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не используются для оценки детских достижений, даже в виде диагностики, кроме того, они определяются не зависимо от реализуемой Программы и её характера.

Получается, что данные ориентиры нужны нам, педагогам, для (пункт 4.4. ФГОС) формирования Программы, анализа нашей профдеятельности, для анализа взаимодействия с семьями, для изучения характеристик образования детей от 2 месяцев до 8 лет, для информирования других участников образовательного процесса о целях дошкольного образования.Отдельно отмечается, что промежуточная и итоговая аттестация дошкольников для выявления уровня усвоения Программы, не проводится.В Стандарте указано, что диагностика может проводиться педагогом, по результатам которой, воспитатель корректирует индивидуальную и групповую работу с детьми. При необходимости специалистами, с разрешения родителей, может быть проведена психологическая диагностика.

Портрет выпускника дошкольного учреждения

В заключении рассмотрим портрет выпускника дошкольного учреждения или Организации (по ФГОС) .

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребёнок: 1) любознательный, активный 2)овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

3)способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

4)способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту

5) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

6)физически развитый

7)эмоционально отзывчивый

8)овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

9) овладевший необходимыми умениями и навыками

Ребёнок: 1) проявляет любознательность

2)Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

3) Умеет подчиняться правилам и социальным нормам в разных видах деятельности; способен к волевым усилиям в разных видах деятельности

4)способен к принятию собственных решений

5)Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире

6)проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности

7) уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим

8) обладает развитым воображением

9)владеет разными формами и видами игры

10)творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.

11)ребёнка развита крупная и мелкая моторика

12) Склонен наблюдать, экспериментировать

Сравнивая портрет выпускника, делаем вывод, что в Стандарте даны ориентиры на воспитание ребёнка, как самодостаточной, самостоятельной, творческой Личности, способной идти на контакт, принимать адекватные возрасту решения. Обратите внимание, что в ФГОС нет понятия ЗУН (знания, умения, навыки) , целевые ориентиры предполагают формирование у дошкольниковпредпосылок к учебной деятельностина этапе завершения ими дошкольного образования, в то время как в ФГТ предполагаетмониторинг овладения универсальными предпосылками учебной деятельности.

Целевые ориентиры Программы по ФГОС выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, то есть Стандарт призван стать неким «мостом» между дошкольными организациями и школами. Будем надеяться, что у нас, уважаемые коллеги и родители, получится грамотно «построить мост».

В нашем понимании, «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» более конкретный, точный, подающий надежды на лучшее дошкольное образование документ.

По теме:

Реализация ФГОС НОО и подготовка к введению ФГОС ООО

Видео: http://youtu.be/LEyYKS-JAh8...

Вариативная программа дошкольного образования «Книга открытий» образовательная область «Познание»

3. Содержание образовательной деятельности по программе………… 13

4. Методическое обеспечение………………………………………………… 18

5. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов……… 24

6. Список литературы….……………………………………………………… 27

Дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов и явлений, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать новые знания самостоятельно. (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.)

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам.

На этом основано детское экспериментирование, теоретической базой которого являются исследования Н. Н. Поддькова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н. Н. Поддьяков

«Книга открытий» – дополнительная программа, разработка которой осуществлена в соответствии с федеральными государственными требованиями и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Программа реализуется в интеграции таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд» в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Примерные виды интеграции области «Познание» по программеПо задачам и содержаниюпсихолого-педагогической работыПо средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» - Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, помогать логично и понятно высказывать суждение.

Расширять представления о предметах, явлениях. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.

«Социализация» - Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов

«Труд» - Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате.

«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений об окружающем мире

«Художественное творчество» Использование средств, продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Познание»

Цель программы : развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Направленность программы : Познавательно-речевое, доминирующая область: « Познание»

Задачи

1. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.

2. Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

3. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи

5. Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.) .

6. Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

2. Формировать интерес к поисковой деятельности…

3. Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

4. Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской дея­тельности.

Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

Воспитывать умение организовать свое ра­бочее место, убирать за собой.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) .

Сроки реализации: 1 год.

Режим образовательной деятельности:

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня. Длительность – не более 25 минут.

В основу программы положены принципы:

  • Принцип психологической комфортности.
  • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его особенностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Принцип интеграции – интегративность опытно-экспериментальной деятельности с другими видами деятельности.
  • Принцип научности - Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
  • Принцип доступности - Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Обеспечить усвоение ребёнком способов познания, исследовательской деятельности.
  • Принцип развивающего эффекта содержания. - Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребёнком способов познания.
  • Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира.
  • Краеведческий принцип. Чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение – природные материалы нашей местности.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. У детей 5-6 лет продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление.

В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов.

Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами. Известный психолог Ж. Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач.

Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на неё. При этом, говоря о традиционных способах обучения, построенных преимущественно на репродуктивных методах, Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.

Ожидаемые результаты:

Наличие познавательных интересов к объектам окружающей среды.

Уметь формулировать познавательные вопросы и знать на них ответы.

Владеть навыками познавательного экспериментирования.

Самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Уметь обращаться за помощью взрослого в ситуациях реальных затруднений.

Принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Уровни для наблюдения (мониторинг) :

Познавательные интересы:

Высокий. Проявляет разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру) , при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи.

Средний. Преимущественно проявляет познавательные интересы к миру физических явлений.

Низкий. Проявления познавательных интересов неустойчивые, преобладают предметно- ориентированные, утилитарные интересы (интересы обладания предметами или удовлетворения своих утилитарных нужд) .

Низший. Интересы не оформлены, не дифференцированы; реагирует на новизну, но когда новизна восприятия проходит, теряет интерес к происходящему, быстро пресыщается.

Познавательные вопросы:

Высокий. Вопросы имеют преимущественно причинно-следственнный характер, отражают попыт­ки понять существенные связи и отношения в окружающем мире, внимательно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.

Средний. Вопросы имеют причинно-следственный характер, сочетаются с уточняющими во­просами; ответы выслушивает с интересом, выдвигает свои версии ответов, может настаивать на них, ориентируясь на собственный опыт или житейские представления.

Низкий. Задает вопросы, преимущественно отражающие обыденные, обиходные связи и от­ношения; может не проявлять интерес к ответам; настаивает на своих версиях ответов, нередко проти­вореча очевидным фактам.

Низший. Задает вопросы редко; в вопросах отражает то, что воспринимает непосредственно, в данный момент, удовлетворяется кратким констатирующим ответом; может не соглашаться с от­ветом, противореча очевидным фактам.

Познавательное экспериментирование:

Высокий. Любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие по­знавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы; способен к мысленному экс­периментированию, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.

Средний. Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрос­лым; стремится экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого; в речи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы.

Низкий. С желанием принимает участие в экспериментах, организованных взрослым, в речи отра­жает эмоции, возникающие в процессе работы, иногда задает уточняющие вопросы, сам экс­периментирование не организует.

Низший. Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций, по­знавательных чувств в процессе работы, организованной взрослым; не инициирует экспе­риментирование.

Самостоятельность:

Высокий. Самостоятельно действует в повседневной жизни, в различных видах детской дея­тельности, уверен, четко соблюдает необходимую последовательность действий, организует свое ра­бочее место, убирает за собой.

Средний. Самостоятельно, последовательно действует в повседневной жизни и привычной обста­новке; в ситуации постановки новой задачи, или в том случае, когда процесс достижения результата недостаточно ясен и неочевиден, уровень самостоятельности снижается.

Низкий. Систематически самостоятельность не проявляет; действуя сам, может нарушать требуе­мую последовательность действий; при самостоятельном выполнении качество результата деятель­ности снижается.

Низший. Несамостоятелен, зависим от взрослого, требование взрослого действовать само­стоятельно может вызвать скрытый или открытый протест, негативные переживания.

Обращение за помощью к взрослому:

Высокий. Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, привлекает взрослого для содействия в решении проблем после попыток их решить самостоятельно, не пытается переложить на взрослого усилия по решению проблемы.

Средний. Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений, но устраняется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому.

Низкий. Обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам может решить проблему. Низший. Не привлекает взрослого к содействию, может настаивать на самостоятельности даже в си­туации непродуктивной деятельности, отказывается от сотрудничества со взрослым

Участие в образовательном процессе:

Высокий. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; не мыслит се­бя вне группы, высказывает предложения по выбору видов деятельности, решению иных важных для жизни детей группы вопросов, например подготовки к празднику; участвует в подготовке праздников в учреждении и дома; свободно ориентируется в помещениях учреждения.

Средний. С интересом относится к тому, что происходит в детской группе, задает вопросы о предполагаемых событиях (содержании предстоящего занятия, ожидаемой игре) , испытывает удовле­творение от общей с другими детьми деятельности, стремится деятельно участвовать в жизни группы, высказывает свои предложения, но они могут быть нереалистичны, без учета специфики взаи­модействия детей друг с другом или с воспитателем в условиях детского сада.

Низкий. Откликается на предложения взрослого в отношении участия в мероприятиях, про­исходящих в группе; не проявляет инициативу или проявляет редко, не проявляет явного интереса к образовательному процессу или проявляет неустойчивый интерес.

Низший. Не стремится участвовать в образовательном процессе вместе с другими детьми, предпо­читает индивидуальные формы взаимодействия со взрослым, которые могут стать единственной воз­можностью вызвать активность ребенка в образовательном процессе.

Полную версию программы можно скачать здесь .

Список литературы:

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655.
  2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. № 666.
  3. Проект. Успех. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. В. Фединой.
  4. Сан Пи Н 2.4.1.2660 – 10.
  5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010г.
  6. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова. - М. : Просвещение, 2011.
  7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  8. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников/ О. В. Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2004
  9. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  10. Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8. – с.19-22
  11. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2010.
  12. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
  13. Шапиро А. Научные забавы / А. Шапиро// Детский сад со всех сторон. – 2001. - № 41-42 .

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению Н.В. Немовой и Т.П. Афанасьевой, являются: наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для обучающихся вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов); возможность выбора детьми одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного варианта); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей обучающихся).

Говоря о системе дошкольного образования, мы можем выделить следующие показатели степени вариативности педагогической системы ДОУ:

  • наличие оптимальной образовательной программы, которая идет от ребенка, а не переделывает ребенка под себя;
  • построение образовательного процесса по принципу «от естественных интересов детей к прививаемым»;
  • ориентация при формировании содержания дошкольного образования на «индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»;
  • учет принципа возрастающей независимости ребенка от взрослых в процессе деятельности и, соответственно, намеренное приглушение педагогом своей субъективности в пользу ребенка.

Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.

Таким образом,вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность участников образовательных отношений по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Сегодня становится очевидно, что вариативность содержания, форм и методов образования является единственно адекватным ответом на факт разнообразия социальных ситуаций развития ребенка дошкольного возраста, игнорировать который в ХХI веке становится уже невозможно. В наше время категория детей с особыми образовательными потребностями определяется уже не только их состоянием здоровья, хотя дети с ОВЗ в высокой степени нуждаются в истинной образовательной и социальной инклюзии, а следовательно, в том, чтобы среда их развития обладала необходимой гибкостью и вариативностью. Мы также все чаще имеем дело с культурной инклюзией. Многообразие культур, языков, традиций, с которыми сталкиваются педагоги в школьных классах и в группах детского сада, требует, чтобы педагоги, родители и учредители образовательных организаций могли выбирать наиболее подходящие программы, более того, могли строить содержание образование в соответствии с возникшей образовательной ситуацией. Это требование рождает необходимость веера предложений на «рынке» программ, методологии и технологий. Вариативность оказывается единственно возможной стратегией личностно-развивающего образования.

Анализ существующих ныне программ дошкольного образования, обновленных и вновь созданных, показал их большое разнообразие и вариативное содержание (при соответствии требованиям Стандарта):

Можем отметить, что усиление вариативности образования является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает его субъектность и способствует обновлению содержания дошкольного образования в условиях модернизации.

Главная идея современных программ и модернизации образования в целом - это перестать уже воспитывать детей и научиться помогать им расти в условиях естественного и самоценного периода детства.

Примерная основная образовательная программа вводит в нормативную базу, в понятийный аппарат еще одно понятие - . Это , хорошо знакомые педагогам дошкольных учреждений, в соответствии с которыми они работали и работают многие годы: «Успех», «Радуга», «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» и так далее. Они получили статус образовательных или дошкольного образования.

Вариативные образовательные программы дошкольного образования в работе педагога

Вначале предполагалось, что все эти вариативные образовательные программы дошкольного образования будут подаваться на экспертизу, в соответствии с которой им будет присвоен статус примерной.

Обращая внимание на обложки этих программ, можно заметить, что на всех прописано слово «примерная». Это есть и в «Радуге», и в «Успехе» и в «От рождения до школы», и «Детство», и «Истоки», и «Вдохновение», и «Березка», и «На крыльях детства» и во многих других вариативных образовательных программах дошкольного образования. Предполагалось, что действительно, так и будет. Но Министерством образования и науки РФ было принято однозначное решение, что на каждом уровне общего образования, включая дошкольное, будет только одна примерная образовательная программа дошкольного образования обще развивающей направленности.

Существует целый ряд вариативных образовательных программ дошкольного образования. Все они находятся на общедоступном портале navigator.firo.ru, навигаторе общих образовательных программ дошкольного образования. На этом сайте они переработаны в соответствии со стандартом дошкольного образования, педагогам их по-прежнему можно использовать в своей работе.

Педагогу, при оформлении образовательной программы, на титульном листе следует указать только одну программу - примерную, а далее, углубляясь в текст основной образовательной программы, в пояснительной записке, в содержательном и организационном разделе нужно указать те вариативные образовательные программы дошкольного образования, по которым работает воспитатель дошкольного учреждения.

В каком-то детском саду вариативной образовательной программой дошкольного образования будет «От рождения до школы», в другом - «Истоки», в третьем - «Детство», в другом это будет «Радуга», и так далее. Безусловно, то содержание, которое закладывается в основную образовательную программу дошкольного образования, должно будет найти отражение и в рабочей программе.

Программа развития дошкольной образовательной организации

Важный документ детского сада, разработка которого обусловлена законом «Об образовании в Российской Федерации», это программа развития дошкольной образовательной организации. Взаимосвязь образовательной программы и программы развития - очень проста: если первая определяет содержание образовательной деятельности, технологии реализации этого содержания, то программа развития дошкольной образовательной организации описывает те изменения в инфраструктуре, которые позволят обеспечить реализацию образовательной программы качественно и в полном объеме.

Таким образом, получается, что программа развития дошкольной образовательной организации является ресурсом для качественной реализации основной дошкольной образовательной программы. В этом и есть взаимосвязь.

Безусловно, при разработке программы развития дошкольной образовательной организации нужно учитывать все положения образовательной программы, но стоит внести в нее такие ресурсы, которые будут обеспечивать полную реализацию образовательной программы. Для этого она предназначается. В программе развития дошкольной образовательной организации, будут отражены и кадровые ресурсы, и финансовые, и материально-технические, и все остальные ресурсы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом, конкретно 3-ей частью стандарта, которая описывает требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Схематически таким образом можно изобразить взаимосвязь двух программ. Основная образовательная программа является ключевой для разработки программы развития дошкольной образовательной организации, которая, в свою очередь, призвана создать те условия, которые позволят обеспечить качественную реализацию основной образовательной программы.

Предыдущая тема: "Рабочая программа дошкольного учреждения: разработка структуры, примеры."
Следующая тема: "Основная образовательная программа детского сада - выбор вариативной программы"

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал