Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников. Методическая разработка станции клубного часа «Вкусняшка – Неваляшка»Конспект «Клубного Часа Клубный час в доу какие эмблемы

Главная / Мода

Алёна Богачёва
Педагогическая технология «Клубный час»

Актуальность

Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни.

Внедрение новых технологий социализации детей в дошкольном учреждении. таких технологий развития саморегуляции поведения дошкольников - «Клубный час » . Педагогическая технология «Клубный час » заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения.

Для успешного внедрения этой технологии является огромное желание и участие всего педагогического коллектива , чтобы заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства

Цель технологии «Клубный час » - позитивная социализация ребенка в условиях ДОУ

Задачами «Клубного часа » являются :

воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;

обучение ориентировки в пространстве;

воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;

поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;

приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Типы «Клубного часа » :

«Свободный» - когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

«Тематические» - которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос» , это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт» ;

«Деятельностный» -- когда в основу К. Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.

Проведению «Клубного часа » предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов . Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа » , а также предлагать свою новую тематику и т. п.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют :

1. Тематику «Клубных часов » , перспективный тематический план К. Ч. на полугодие.

2. Определяют периодичность и длительность К. Ч., как правило, 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем. Одним из главных условий проведения К. Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

3. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа »

4. Разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч.

5. Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К. Ч.

Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа »

Говори «здравствуйте» и «до свидания» , когда входишь в другую группу.

Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.

Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ

Говори спокойно.

Ходи спокойно.

Возвращайся в группу по сигналу звонка.

Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч.:

Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа » , закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.

Педагоги определяют сигнал окончания К. Ч., например звонок колокольчика, когда ответственный проходит по всем этажам (группам, давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы.

Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К. Ч.

C детьми старшей и подготовительной групп так же проводятся предварительная работа :

· Во-первых, организуется дискуссия «Что такое «Клубный час » , зачем он нужен, что мы будем делать во время К. Ч. и кто хотел бы на него пойти?»

· Во-вторых, обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся.

· В-третьих, определяются какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.

· В-четвертых, выдается план (карта, что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» К. Ч.

Непосредственно перед проведением первого К. Ч. дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым К. Ч. Затем дается инструкция : «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения К. Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

Где ребенок был?

Что ему запомнилось?

Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?

Планировал ли он перед К. Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?

Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К. Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого К. Ч. на педагогическом совете воспитатели , педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том :

Что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?

Как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей,

Соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты.

Какие задачи необходимо решать на предстоящем К. Ч

Вывод :

В целом регулярное проведение К. Ч. раз в неделю, уже в течении 5-ти месяцев позволит зафиксировать следующие изменения у детей :

Они узнают большинство детей сада, станут относиться к ним более дружелюбно, станут более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада.

Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей и т. д.

Киселева Александра
План-конспект клубного часа в ДОУ «Путешествие в страну сказок»

План – конспект клубного часа в ДОУ на тему : «Путешествие в страну сказок » .

Основной целью клубного часа является : развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.

Педагогическая технология «Клубный час » заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Основные задачи «Клубного часа » :

воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

учить детей ориентироваться в пространстве ;

воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

формировать умение проявлять инициативу, с благодарностью относиться к помощи;

формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;

помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Тип клубного часа : деятельностный.

Предварительная работа :

Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения) .

С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа : организуется дискуссия, во время которой дети узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час » , что они будут делать во время этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти; объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит; устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил. Каждый ребёнок планирует , куда он хочет пойти. Даётся инструкция : «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения :

- «Говори «здравствуйте» и «до свидания» , когда входишь в другую группу»;

- «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь» ;

- «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми» ;

- «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа » ;

- «Говори спокойно» ;

- «Ходи спокойно» ;

- «Возвращайся в группу по сигналу звонка» ;

- «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал».

Оборудование : колокольчик; фишки с изображениями сказок ; атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Больница для животных» ; различные материалы для поделки «Домик для поросенка» ; проектор; разрезные картинки с инструментами; игрушки по теме каждого центра; картинки с изображением птиц; карандаши и бумага для рисования; семь лепестков разного цвета.

«Доктор Айболит»

2 центр – спортивный зал «Три поросенка»

3 центр – музыкальный зал «Бременские музыканты»

4 центр – кабинет психолога «Гадкий утенок»

5 центр – кабинет логопеда «Цветик семицветик»

Ход мероприятия:

Предлагаем вам, ребята, выбрать в какую сказку вы хотите сегодня попасть (дети выбирают фишку с изображением сказки ) .

Все ребята определились, чем они будут сегодня заниматься? Поспешим! Но не забудьте, что по звону колокольчика мы собираемся в своей группе. Дети и воспитатели расходятся по клубным центрам .

1 центр – медицинский кабинет «Доктор Айболит» :

Воспитатель : Ребята, у нас в гостях животные, но они здесь оказались не просто так, все они больны.

А вы знаете, какой доктор лечит животных? Правильно это – ветеринар.

Кто из вас помнит сказку , про такого доктора? Конечно «Доктор Айболит» .

Айболиту пришлось срочно уехать в другую больницу на помощь маленьким крокодилам, у них ветрянка.

Кто же поможет животным, которые остались здесь? Да, давайте мы им поможем.

Проводиться сюжетно – ролевая игра «Больница для животных»

Дети распределяют роли с помощью воспитателя и вносят свои изменения по ходу развития игры.

Молодцы ребята! Вы справились, вылечили всех животных и помогли доктору Айболиту!

2 центр – спортивный зал «Три поросенка» :

В зале, на столе, стоят три игрушки : поросята в разных костюмах.

Воспитатель : Ребята, вы знаете, кто это? Из какой сказки они пришли ? (указывает на стол) . Правильно, это герои сказки «Три поросенка» .

Кто сможет назвать их имена? (вспоминаем имена поросят) .

Чего здесь не хватает? (волка, домиков) .

Поросята очень грустные, они не могут построить свои домики, у них нет материалов, волк все забрал и ушел в лес, но он скоро вернется, а поросятам негде спрятаться.

Что же делать, ребята? (ответы детей) . Это хорошая идея, мы поможем поросятам построить домики!

На столах разложены различные материалы, вы можете взять все, что вам необходимо и построить домики для поросят.

А вы помните, какие домики были у поросят? (называем) . Вы можете смастерить домик из любого другого материала.

Поросята, вам очень благодарны за такие замечательные домики, теперь волк до них не доберется! (оформляем выставку детских поделок)

3 центр – музыкальный зал «Бременские музыканты» :

Изображение на слайде : бременские музыканты без инструментов.

Ребята, вы узнали этих героев? Это бременские музыканты.

Им нужна наша помощь. Они отправились в гастрольный тур, но дороги очень плохие, их транспорт так трясло, что все инструменты оказались сломаны.

Поможем музыкантам собрать из частей, целые инструменты?

Посмотрите, какими они должны быть (слайд с изображением инструментов) .

Какие звуки издают эти инструменты? Попробуйте изобразить.

А теперь послушаем, как они звучат (включаем запись) .

Ну, приступим!

На столах лежат (разрезные картинки) части разных инструментов, из них мы и соберем целые (воспитатель помогает детям, если они испытывают затруднения) .

Да, теперь инструменты у бременских музыкантов будут звучать еще лучше!

Благодаря вам, ребята, музыканты могут отправиться дальше.

Слайд : бременские музыканты с инструментами.

Они говорят вам, - Спасибо!

4 центр – кабинет психолога «Гадкий утенок» :

Воспитатель : Ребята, посмотрите на картинки, у меня на столе, что их объединяет? Правильно, это все птицы.

Давайте вспомним сказки про птиц : «Дикие лебеди» , «Золотой гусь» , «Гадкий утенок» и др.

Какие птицы были в сказке «Гадкий утенок» ?

Какие из них были домашними, а какие дикими?

А каких еще птиц вы знаете? (ответы детей) .

Чем они отличаются? (окрас, размер и т. п.) .

Рассмотрим строение птицы (голова, клюв, крылья) .

Предлагаю вам нарисовать любую птицу, цветными карандашами.

Какие красивые птицы у вас получились ребята! Мы обязательно сделаем выставку ваших работ, чтобы все увидели ваши рисунки. Молодцы!

5 центр – кабинет логопеда «Цветик семицветик» :

Воспитатель : Ребята, перед вами, на столах лежат лепестки, они разного цвета.

Какую сказку напоминают эти лепестки? Сказку «Цветик семицветик» .

Вспомним кратко содержание сказки .

Что еще напоминают эти лепестки? Радугу.

Предлагаю вам поиграть, для этого, вы должны найти в кабинете предметы, таких же цветов, что и наши лепестки, и положить их рядом с лепестком такого же цвета.

Хотите поиграть? Тогда начинаем!

А теперь посмотрим, что у нас получилось.

Назовите предметы и их цвета (синий обруч, красный кубик, желтая лейка, зеленая машина и др.)

Предметов, какого цвета оказалось больше? Давайте сосчитаем.

Вам понравилась игра?

Молодцы, вы хорошо справились!

По звону колокольчика все участники собираются в своей группе, садятся в «Рефлексивный круг» и начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы :

Где ты был?

Что тебе запомнилось?

Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?

Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Вид: Деятельный.

Продолжительность: 1 час.

Участники: Старшая группа детей 6 года жизни «Пчелка».

Подготовительная группа детей 7 года жизни «Непоседы».

Цели и задачи «Клубного часа»

  • Учить детей ориентироваться в пространстве.
  • Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
  • Учить планировать свои действия и оценивать их результаты.
  • Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
  • Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
  • Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты.
  • Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.
  • Приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
  • Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
  • Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.

Правила «Клубного часа»:

  • Ходить только по «схеме - маршруту» помещения детского сада;
  • Не выходить на улицу;
  • Говори «Здравствуйте!» при встрече и «До свидания» при прощании;
  • Не отнимай игрушки, если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь;
  • Говори спокойно, ходи спокойно по группам и лестничным пролетам;
  • Собираемся и возвращаемся в музыкальном зале по сигналу звонка;
  • Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей или вернуться в нее, если устал;
  • Доводи начатое дело до конца.

Станция «Вкусняшка – Неваляшка»

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В.А.Сухомлинский.

Большая часть родителей и воспитателей, думает о том, как лучше подготовить малышей к школе. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными и согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развития силы, координаций движений. Все это – основные составляющие овладения письмом.

Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальце рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с нарушением речи.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Помощь детям в осознание и развитии своей индивидуальности и самореализации.

2. Развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Познавательное развитие:

1. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.

2. Обучение приемам зрительного и тактильного обследования формы; разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание, раскатывание.
Художественно-эстетическое развитие :

1. Развивать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.

2. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, формировать умение откликаться на проявление прекрасного в предметах и явлениях.

Материал для работы:

Фартуки, шапочки (косынки), одноразовые полотенца

Миксер, венчик, сито, продукты для теста

Скалка для раскатывания теста, мерный стакан

Формочки для вырезания теста.

Влажные салфетки, чтобы вытирать руки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети здрасте,

Вы любите сласти,

Я пеку пирожные, всевозможные.

Я и сам очень горд,

Что испечь умею торт…

Дайте мне друзья продукты:

Молоко, сахар и фрукты.

Без особого труда

Ждёт вас вкусная еда.

Кто я, дети?

Дети: Кондитер.

Воспитатель: Напеку я пирожков,
И коврижек, и рожков.
Вот такой имею дар:
Я кондитер – кулинар.

Да, дети, я кондитер. А кто мне скажет, что может приготовить кондитер?

Дети: Пирожные, торты, пряники и т.д.

Воспитатель: Давайте вспомним какие сладости мы с вами любим.

Воспитатель: Ребята, кто знает из чего готовят тесто?

А ещё дети, есть солёное тесто, из него делают поделки. И мы будем работать сегодня с солёным тестом.

Воспитатель: А сейчас давайте представим, что наша группа, это кондитерский цех, а мы с вами настоящие кондитеры

Что нам необходимо сделать прежде, чем начать работу, как кондитеры? (помыть руки, надеть фартуки, колпаки).

Зачем кондитеру халат и колпак на голове? (Колпак нужен, чтобы закрыть волосы, иначе волосы могут попасть в выпечку. Фартук или халат нужен, чтобы защитить одежду, ведь на нее может попасть что-то и испортить. Еще фартук или халат нужны, чтобы грязь, пыль, нитки с одежды не попала в еду.)
- Почему халат у повара и кондитера всегда светлый и никогда не бывает темным? (Халат должен быть чистым, чтобы грязь не попала в еду. На темном халате грязь не видна. Поэтому всегда у повара и кондитера белоснежная одежда.)
- Какие орудия труда нам понадобятся? (Дощечки, формочки.) Да, кто-то стряпает вот такими формочками, а кто-то руками. Поэтому - разомнем свои пальчики:

Физминутка "Тесто"
- Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)
- Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
- Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
- А потом заварим чай
- В гости друг - друга приглашай.

А сейчас приступаем к приготовлению теста.

Нам понадобятся: соль «экстра» (или обычная поваренная, предварительно размягченная скалкой), мука пшеничная любого сорта, растительное масло, вода, чашка, стакан (200 гр.), столовая ложка. (дети просеивают муку через сито, в мерный стакан
просеивают муку через сито, в мерный стакан наливают воду, столовой ложкой - масло)

Приготовление теста.

Сыпем в чашку 1 стакан соли, 1 стакан муки и перемешиваем столовой ложкой. В содержимое вливаем 0,5 стакана воды и 1 столовую ложку растительного масла, перемешиваем ложкой и месим руками до однородного состояния, так же как и обычное тесто.

Если тесто получится слишком мягкое, смешиваем 1 столовую ложку муки с 1 столовой ложкой соли. Добавляем эту массу к тесту и вымешиваем. Делаем так до тех пор пока тесто не станет плотным, эластичным. После этого из теста можно лепить.

(Полученную массу лучше предварительно поместить в холодильник на 2-3 часа.)

Дети работают со скалками, раскатывая лепёшку.

С помощью формочек получают интересные разнообразные фигурки печенье.

В процессе работы беседуют для кого мы делаем печенье, каждый придумывает название своего печенья, словесная игра. «Положи своё слово в печенье».

Складывают на лист готовые печенья.

По окончанию работы убирают своё рабочее место, моют руки.

Воспитатель: Ребятишки, получилось у нас печенье? Мы смогли его приготовить?

Лист с печеньем отнесём на кухню, а повара испекут его к чаепитию.

В пену я взобью легко

Яйца, масло, молоко - что это? (Миксер.)

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука.)

Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно всё в дырках. (Сито.)

Мы спросили нашу печь:

Что сегодня нам испечь?
«печем» пироги
Печку мы спросили,
поднять кверху указательный палец
тесто замесили.
Сжимаем и разжимаем кулаки
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали - не устали.

Трем ладони
Начинили творогом
«печем» пироги
И назвали пирогом!
поднять кверху указательный палец
Ну-ка, печка,
Дай творожнику местечко!

Вытянуть руки ладонями вверх

Немного истории

Никто, пожалуй, не задумывался о том, какую роль в жизни занимают такие простые компоненты, как мука, соль и вода. Между тем, в старину люди с трепетом относились к ним. Во многих культурах мира хлеб и соль - символы гостеприимства, радушия, мудрости и чистоты.

Из муки и воды еще в глубокой древности люди готовили простейшую еду - лепешки, которые, которые обжигали на раскаленных камнях или коптили над углями. Именно тогда были подмечены пластиковые свойства теста и человечество стало не только готовить из этих компонентов, но и творить.

Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения, дарили самым близким людям.

Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благоденствие.

Можно с уверенностью сказать, что популярность соленого теста носит мировой характер.

Расстегай. На какое слово похоже название пирога? (На слово «расстегнуть, расстёгивать») Такие пироги называют расстегаями, потому что у них открытая серединка, из которой выглядывает начинка. Как будто пирог расстегнулся.

Рогалик. Посмотри на рогалик. Как ты думаешь, почему люди так назвали эту булочку? (Похожа по форме на рог.)

Плюшка. Название булочки «плюшка» произошло от слова «плющить». Помнишь, как ты расплющиваешь шарик пластилина в лепешку? Эта булочка плоская как будто ее расплющили. Вот и называют ее плюшкой.

Плетенка. А плетенку переплетают, когда готовят. Ты уже догадался, как ее плетут? Можно плести как косичку, можно закручивать концы по-другому. Можешь попробовать сделать плетенку из пластилина. Попробуй изобрести свой способ плетения плетенки.

Пончик . Круглый жареный сладкий пирожок. Иногда его еще называют пышкой. Ты уже догадался, почему? Он пышный. толстенький.

Марина
Педагогическая технология в ДОУ «Клубный час»

Педагогическая технология в ДОУ - «Клубный час »

Педагогическая технология «Клубный час » заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Эта технология уже более 15 лет успешно применяется в нескольких детских садах г. Москвы. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Нами были определены основные задачи «Клубного часа » :

Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

Учить детей ориентироваться в пространстве;

Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

Формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

Формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

Формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

Поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;

Помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Проведению «Клубного часа » предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов . Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа » , а также предлагать свою новую тематику и т. п.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют :

1) тематику «Клубных часов » , перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час » может проводиться в различных формах : как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.

Можно выделить следующие типы «Клубного часа » :

Свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;

Тематический. В этом случае «Клубные часы » включены в ситуацию месяца. Например, в ситуации месяца «Космос» могут быть организованы конкурс рисунка на асфальте, постройка космического корабля, викторина «Космонавт» ;

Деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа » положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, в одной группе «пекут пирожки» , в другой – шьют платья куклам и т. д. ;

Творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе » для всех детей.

2) периодичность и длительность «Клубного часа » . Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа » – его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;

3) правила поведения детей во время «Клубного часа » :

- «Говори «здравствуйте» и «до свидания» , когда входишь в другую группу»;

- «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь» ;

- «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми» ;

- «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа » ;

- «Говори спокойно» ;

- «Ходи спокойно» ;

- «Возвращайся в группу по сигналу звонка» ;

- «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»;

4) организационные моменты «Клубного часа » . Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа » ответственный проходит по всем этажам (группам, например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;

5) порядок начала программы «Клубного часа » . Коллектив ДОО определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу » .

С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа :

1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час » , что они будут делать вовремя этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;

2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;

3) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;

4) выдается план (карта, что и где происходит, в зависимости от того, какой вид

«Клубного часа » планируется, - тематический, деятельностный или творческий;

5) устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.

Непосредственно перед проведением «Клубного часа » дети обсуждают все правила. Ведётся план-карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даётся инструкция : «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

6) после завершения «Клубного часа » , все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить.

Обсуждаются такие вопросы :

Где ребёнок был?;

Что тебе запомнилось?;

Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?;

Планировал ли ты перед «Клубным часом » куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?

Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа » и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.

7) после проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели , педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том :

Что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;

Как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей) ;

Соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

Какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе » .

При реализации данной технологии возникли вопросы , касающиеся проведения «Клубного часа » . После первых мероприятий стало ясно, что не все дети могут соблюдать правила. Тогда была введена система «Красных кружков» . Каждому ребёнку, на время «Клубного часа » , выдаётся по три красных кружка, которые он кладёт в специально сделанную им самим сумочку. Кружки может забрать любой взрослый, если ребёнок не соблюдает правила поведения во время «Клубного часа » . На рефлексии по окончании мероприятия ребёнок выкладывает кружки перед собой, при нехватке у него одного или двух кружков, он должен будет рассказать, кто и за что их у него забрал. сли у ребёнка забирают один кружок, он сразу идет в свою группу, но не пропускает следующий «Клубный час » . Если же забирают два или три кружка, то следующий «Клубный час » ребенок пропускает.

Опыт показал, что детям «Клубный час » очень нравится. Дошкольники с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно привести их в детский сад в день его проведения. Постоянно спрашивают воспитателей с тревогой, а будет ли «Клубный час » . Родители поначалу беспокоятся о безопасности своего ребёнка во время мероприятия. Однако, видя его реакцию и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к «Клубному часу » , стремясь приводить ребёнка именно в день его проведения.

Как отмечалось, во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь» ). При этом на начальной стадии проведения «Клубного часа » для детей желательно организовать самые разнообразные занятия : изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным. А для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» няни, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая. Впервые дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Как из запертой клетки, выбираются они из групповой комнаты. Вырвавшись из-под неусыпной опеки, дети очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Они легко усваивают, что такое час. и намечают, как его лучше провести. А ведь, судя по опросу родителей, 80% дошкольников даже дома никогда не планируют свое время и деятельность. «Клубный час » доказал : пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы. Один рассуждает : «Сегодня мне не удалось побывать везде, где хотелось. Я очень долго играл в физкультурном зале. Но в следующий раз я все успею». Другой сокрушается : «Вначале я перебегал из группы в группу, а потом не успел порисовать» .

Поначалу некоторые воспитатели и педагоги скептически относятся к «Клубному часу » . Среди детей всегда находятся такие, кому не очень интересно в помещениях, где не организована какая-либо деятельность при помощи взрослых. Они часто нарушают правила, проверяя границы пространства и дозволенного. Но примерно к шестому мероприятию намечается резкая тенденция на снижение нарушения правил, взрослые больше и разнообразнее предлагают виды деятельности, а дошкольники– свои проекты. Также регулярное проведение рефлексии, обсуждение в кругу того, что происходило во время «Клубного часа » , дисциплинирует детей не только вовремя самого мероприятия, но и в другие режимные моменты, что позволило установить более тесный контакт и понимание между детьми и взрослыми. Они становятся отзывчивее друг к другу. Снижаются конфликты среди детей во время проведения групповых занятий. Воспитатели используют рефлексию и в другие режимные моменты.

По не очень понятной причине слабо осваиваются «Клубные часы » на участке детского сада, несмотря на то что это самое простое для реализации. В перспективе планируется помощь старших детей воспитателю в проведении занятий с малышами, в освоении пространства дошкольной организации : старшие будут брать младших по их желанию за руку и проводить по территории детского сада во время «Клубного часа » и приводить обратно в группу после его окончания. Таким образом, постепенно все дети ДОО включаются в «Клубный час » .

В целом регулярное проведение «Клубного часа » 1 раз в неделю, даже в течение полугода позволяет зафиксировать следующие изменения у детей :

Дошкольники узнают большинство детей сада иотносятся к ним более дружелюбно;

Дети более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада;

У многих детей снижается уровень агрессивности, особенно в время проведения «Клубного часа » ;

Воспитатели практически перестают делить детей на своих и чужих, проявляют больше самостоятельности в творчестве не только в организации «Клубного часа » , но и в другие режимные моменты;

Родители постепенно меняют своё скептическое отношение к детскому саду(«Неужели такое возможно в обычном детском саду!» ) и стремятся к сотрудничеству с ним.

При проведении свободного «Клубного часа » , во время которого дети самостоятельно организуют своё общение и деятельность – в основном, игру – могут возникнуть трудности, связанные с тем, что современные дошкольники не умеют играть. Зачем ребёнку игра? Каковы её функции? Почему ребёнок не играет? Какова роль семьи в развитии игровой деятельности ребёнка? Постараемся ответить на эти вопросы.

Тематический Клубный час "Тайны наших мальчиков, секреты наших девочек".

Участники: Дети старших групп, воспитатели всех возрастных групп, специалисты.

Дополнительная помощь в организации мероприятия : все сотрудники МБДОУ д/с №54.

Тип «Клубного часа»: деятельностный

Ресурсное обеспечение: перспективный план педагогической технологии «Клубный час», план-схема размещения помещений ДОУ, стимульные кружки красного цвета, свеча, спокойная музыка для рефлексивного круга, эмблемы – указатели на дверях помещений.

Предварительная работа среди родителей:

Информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться «Клубный час» и как это повлияет на детей;

Каким образом будет обеспечена безопасность детей;

Предоставить возможность родителям самим принимать участие в работе «Клубного часа» («Мастер-класс»)

Предварительная работа среди педагогов:

Обсудить организационные моменты;

Обсудить с детьми правила поведения во время «Клубного часа»;

Определить количество групп, участвующих в мероприятии;

Цель . Ввести детей в ситуацию «Клубный час». Помогать детям приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и само регуляции.

Задачи:

Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

Поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;

Формировать у детей умения слушать и понимать друг друга;

Формировать общую позицию относительно различных аспектов жизни в группе;

Учить обсуждать планы на день, неделю, месяц;

Развивать умения выражать свои чувства и переживания публично;

Привлекать родителей к жизни детей в ДОУ.

План мероприятий

1. Организационный момент : (обсуждение между педагогом и детьми плана – схемы ДОУ, с обсуждением где, что находится)

2. Ход мероприятия: (перемещения детей в течение 1 часа по всему зданию ДОУ, соблюдая определённые правила поведения (разработанные ранее), и по сигналу возвращение в группу).

По своему усмотрению дети посещают любую группу, где им предоставляется возможность выбрать себе деятельность по интересу.

Мотивационно-побудительный Сюрпризный момент: В гости пришел повар

Создание проблемной ситуации: повару нужны помощники - поварята, чтобы приготовить угощение. Проявляют интерес. Размышляют и отгадывают чем она занимается, какая у него профессия. Подходят к выводу, что его профессия повар, он готовит еду, пищу

Предлагают себя в качестве помощников, обещают ничего не напутать, быть настоящими поварятами.

Организационно – поисковый

Д. Игра : «Отгадай-ка»

Цель :умение отгадывать загадки о продуктах питания

Д. Игра : «Что готовят повара »

Цель;учить образовывать относительные прилагательные от названий продуктов питания

Д. Игра : «Из чего это приготовлено»

Цель :упражнять в выделении свойств.

Разучивают скороговорку.

Предлагает рассказать повару, что бы вы хотели научиться готовить.

План составления рассказа

Какой вид продукта?

Как производят?

Где продают?

Что готовят?

Нравится ли тебе?

Физминутка

Трут морковку, свеклу;

Режут капусту и лук

Солят, перчат

Помешивают ложкой

Смотрят в кастрюлю, не готово ли, нюхают.

Замечательный борщ получился!

Д.Игра : «Накроем на стол»

Цель : упражнять детей в словообразовании слов.

Проводит индивидуальную работу.

Проявляют интерес. Слушают загадки повара, размышляют, высказывают мнение. Отгадывают загадки.

Рассказывают, чем их кормят в детском саду

Котлеты из мяса (мясные)

Каша из гречки (гречневая)

Суп с горохом (гороховый)

Салат с овощами (овощной)

Запеканка из творога (творожная)

Каша из манной крупы (манная)

Салат из секлы (свекольный)

Суп на молоке (молочный)

Пирог с рыбы (рыбный)

Бульон из курицы (куринный)

Принимают участие в игре. В красную кастрюлю собирают продукты. В названии которых есть звуки (Р) - это овощи для приготовления первого блюда-борща (картофель , морковь, перец)

В зеленую кастрюлю собирают ягоды и фрукты в названии которых есть звуки (Л)

(малина слива, лимон, апельсин)

Определяют и называют где в начале середине или в конце, находятся указанные звуки, выделяют их голосом.

Сдают экзамен повару, поварназывает любое блюда, а детиперечисляютпродукты для его приготовления.

Каша рисовая-молоко, рис, соль сахар, масло.

Борщ-картошка морковь, капуста, свекла, лук, масло.

Блины - молоко, яйца, соль, сахар, масло, мука.

Запоминают скороговорку :

«Крошка в окрошку крошил картошку. Нравится Крошке картошка в окрошке».

Рассказывают о продуктах питания выбрав предварительно картинку.

Это торт. Торт-это кондитерское изделие. Его делают из муки, яиц, масла, сахара. Торт продают в магазине. Он сладкий я люблю торт.

Выполняют в соответствии с текстом.

Принимают участие в игре.

Масло сливочное мы положим (куда) -в масленку

Сахар насыплем куда?- в сахарницу.

Молоко нальем куда?- молочник

Конфеты положим куда?- конфетницу.

Салфетки положим куда?- салфетницу.

Рефлесивтік - коррекциялаушы

Рефлексивно – корригирующий - Повар прощается с ребятами.

Поощряет детей.

Проводит рефлексивный круг «Вспомни и ответь» .Прощаются.

Делятся впечатлениями.

(ожидаемый результат) .

(Воспроизводят) : рассказы о продуктах питания по плану

(Понимают) : образовывать относительные прилагательные от названий продуктов питания

(Применяют) : умение детей выделять звуки в начале, середине и в конце.

Территория

Виды деятельности (содержание)

Подготовит. гр.

Клуб "Девичьи секретики": пришивание пуговиц, вышивание.

Подготовит. гр.

Клуб "Большие тайны наших мальчиков": столярные работы.

Старшая группа

Игры и игрушки мальчиков и девочек.

Старшая группа

Изготовление куклы.

Средняя группа

Изготовление платья для куклы (аппликация).

Средняя группа

"Школа причёсок для юных красавиц" (мальчики оценивают результаты).

2 младшая группа

Игровая деятельность (мальчики и девочки)

Логопункт

Стол накроем не спеша и покушаем ерша (мальчики и девочки). Обучение сервировке стола, игры на развитие мелкой моторики.

Физкультурный зал

Спортивные состязания (мальчики против девочек)

Музыкальный зал

Творческая музыкальная, изобразительная деятельность "Что нас объединяет?!" (для мальчиков и девочек).

По возвращении детей в группы, проводится обсуждение – «Рефлексивный круг», где каждый участник делится впечатлениями, рассказывает о том, удалось ли соблюдать правила, если нет, то почему; что запомнилось, что понравилось.

Педагог фиксирует проблемы, возникшие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждают их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

3. Итог.

После проведения мероприятия «Клубного часа» на педагогическом часе педагоги и сотрудники обмениваются мнениями:

Что делали дети, приходя на их территорию, что было особенного в их поведении;

Как реагировали дети, которые находились в своей группе, когда к ним приходили гости;

Соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать;

Какие задачи необходимо решать на следующем «Классном часе».

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал