Картотека творческих игр и заданий для разных видов деятельности детей. Детские творческие игры Творческое задание для учащихся начальной школы

Главная / Сонник

Каждому ребенку надо предлагать различные виды творчества. Поверьте, что-нибудь обязательно заинтересует. Станет любимым.
Поговорим о том, что можно предложить маленькому непоседе 3-5 лет. А это:

* Нетрадиционное рисование.
* Аппликация.
* Изготовление вкусных игрушек.
* Веселая мастерская.

Рассмотрим подробнее каждый вид ручного творчества.
Нетрадиционные способы этого вида творчества:

Способ №1

«Волшебная палочка»

Карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. След, оставляемый ей имитирует шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» - зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать. Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.

Способ №2

«Фигурная фигурка»

Очень интересен способ рисования карандашом, фломастером, шариковой ручкой по заранее сделанным трафаретам. Трафареты могут быть двух видов - одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа и отделены от него. Маленьким детям проще обводить фигуры, выбитые внутри листа. Многие угольники и линейки имеют такие лекала. Приложив их к альбомному листу, вы просите малыша обвести фигуры. Потом убираете трафарет и вместе с ним придумываете, как можно дорисовать ту или иную форму. Ребятам 4,5-5 лет под силу будет обвести одиночные трафареты, вырезанные из картона. Это сложнее, т. к. рука плохо удерживается на внешней стороне лекала и малыш прочерчивает лишние линии. Но заинтересовать детей можно содержанием трафаретов: для мальчиков - это силуэты машин и самолетов, для девочек - животные, матрешки, банты и домики. Обведя лекала, дети могут закрашивать их изображения фломастерами и красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков, они дополнят то, что создал сам малыш.
Можно затеять игру: ребенок обводит различные предметы, а вы отгадываете, что это такое. Во-первых, не все предметы можно обвести. Находя их, малыш поймет, в чем разница между объемными и плоскими предметами или вещами, у которых есть хотя бы одна ровная сторона, и тех, у которых таковые отсутствуют. Во-вторых, самому, без помощи взрослого непросто обвести тот или иной предмет. А в-третьих, в этой игре роли меняются: малыш ставит родителей в тупик, а взрослые силятся найти ответ. Все это радует ребенка, обеспечивая ему прилив творческих сил.

Способ №3

«Зеркальная копия»

Еще один способ основан на том, что силуэт, нарисованный красками, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт какого-либо предмета или часть симметричного изображения, например, половина елочки, половина цветка, половина домика. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист, вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет). Этот способ по душе многим малышам, детям кажется чудом появление на второй половине листа такого же изображения. Когда работа подсохнет, детали могут быть дорисованы фломастерами, карандашами или красками.

Cпособ № 4 - «Чей след»

Другой способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.

Способ №5

«Соленые рисунки и зубная краска»

А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!
Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом - рисуя зубной пастой. Предварительно малышу надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт - он быстрее засыхает.

Способ №6

«Яичная мозаика»

Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ - это выполнение мозаики из разноцветной яичной скорлупы. После того как на вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа вылавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Теперь надо продумать рисунок, обозначить его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпать ее определенным цветом скорлупы.

Способ №7

«Как художник художнику»

А вот совсем необычный путь! Надо раздобыть большой лист бумаги. Огромные ватманские листы продаются в книжных магазинах и стоят 6 рублей. Вы просите малыша лечь на такой лист и обводите его. Конечно, лучше, чтобы он влез весь (этого можно добиться склеив два или три листа ватмана) или, на крайний случай, чтобы поместилось туловище и голова. Вы обвели малыша, а теперь пришло его время - пусть он попробует разукрасить силуэт: нарисовать глаза, рот, волосы, украшения, одежду. Если ребенок мал, то выполняйте эту работу вместе - малыш предлагает, а вы, восхищаясь его фантазией, рисуете вместе с ним.

Способ №8

«Дождливые фантазии»

Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Вы, наверное, догадались, что капли дождя или снега останутся на листе. А этого мы и добивались. Теперь следы непогоды могут быть обведены и превращены в сказочные существа. Их также можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.

«Апликация»

Очень часто занимаясь рисованием, малыши просят дать им ножницы. Желание подержать в руках такой опасный взрослый предмет повышает собственную значимость в глазах ребенка. Дети совершенно спокойно могут разрезать свой рисунок или вырезать его часть. И это происходит не потому, что им не жалко рисунка. Просто интерес перед «волшебным» отделением от листа его частей зачаровывает их намного больше, чем желание сохранить уже созданное.

С чего же можно начать заниматься аппликацией?

Самые простые сюжеты - это домик с открывающейся дверцей, примитивные машины, горы. Лучше эти работы выполнять из цветной бумаги. Обратите внимание малыша на то, что одна сторона бумаги цветная, а другая - белая. Линию разреза проводят только на белой стороне. Нарисуйте на белой стороне листа большой квадрат. Две его стороны совпадут с краями листа, две другие линии вам предстоит провести самим. Дайте ребенку ножницы, сами же придерживайте лист и направляйте его. После вырезанного квадрата, можно сделать треугольную крышу. Вот и дом готов, остается только намазать клеем и хорошенько прижать к бумаге. Как ни странно, но и этому малышей надо учить. Намазывать лучше на специальной подложке из линолеума или пластика. Прижимая деталь к основному фону, снимем остатки клея тряпочкой. Закончив работу, предложите малышу дорисовать детали, например, обозначить окошки, дверь, слуховое окошко, забор. Очень любят дети открывающиеся части в домиках или пещеры в скалах. Сделать такие части очень легко. Внизу домика вы вырезаете дверь. Одна ее сторона должна удерживать ее, будто на петлях. Конечно, дверь не приклеивают, а держат открытой. Теперь ребенок может сам закрывать и открывать ее. Так же можно сделать ставни на окнах, открывающиеся двери в машинах, таинственные гроты в скалах.
Совсем маленьким детям можно заранее подготовить различные лекала. Малышу остается достать их из конверта или мешочка, рассмотреть, намазать клеем и расположить на листе так, как душе угодно. Это занятие при определенной сноровке ребенок может выполнять самостоятельно. Лекалами могут быть следующие силуэты: геометрические фигуры, цветы, ягодки, звездочки.
Для аппликаций можно использовать не только бумагу. Кусочки ткани тоже прекрасный материал. Из них получаются чудесные костюмы, различные природные объекты, например, кроны деревьев, гладь воды, шерсть животных. Ткань подбирают в зависимости от ее фактуры и соответствия образу. Предложите малышу рассмотреть отутюженные лоскутки, разобраться, для чего их можно использовать, и вы удивитесь его заинтересованности и энтузиазму.
Прекрасный материал для аппликаций - старые журналы. Детям, которые уже хорошо овладели процессом вырезания, доставит удовольствие отыскивать рисунки и фотографии по заданным темам. Например, сегодня мы создаем аппликацию на тему «Гонки», и малыши ищут изображения различных видов транспорта. Придумывайте темы и вручайте крохам журналы!
Любопытно научить малышей использовать для аппликаций не только старые издания, но и бросовую бумагу - этикетки, обертки, бумагу для заворачивания подарков. Надо быть настоящим фантазером, чтобы увидеть в фотографии леса фон для аппликации морского дна, а цветочный хоровод вырезать из обертки в форме мыльных пузырей. Преобразование увиденного в другие, необычные образы - это и есть настоящее творчество! В этом отношении очень интересна игра с буквами. Вы вырезаете из журналов различные буквы, просите малыша придумать из них что-то новое. Так, к букве «Я» пририсовывается бантик, веселая мордочка и башмак - и вот уже человечек готов. А что, если «П» дополнить крышей и трубой? «К» - хвостом, когтями и головой? Попробуйте, это увлекательно и для взрослых.
Еще аппликацию можно создавать из круп и макарон. Но с пищевыми продуктами надо быть крайне осторожными. Все-таки еда предназначена для поддержания нашей жизни, а не для игры. И все же можно попробовать, оговорившись, что мы возьмем совсем чуть-чуть риса, геркулеса, фасоли и макарон, чтобы создать нечто интересное и увлекательное. Дорожка из риса, стволы деревьев из макарон, море из геркулеса будут выглядеть оригинально и необычно.

Итак, идеи есть, не хватает только свободного времени и сил. Давайте выкроим часок, запасемся терпением и... начнем творить вместе с крохой. Откуда ни возьмись появятся силы, придет желание выдумывать и фантазировать, а малыш будет умолять вас поклеить, полепить, порисовать, помастерить с ним еще чуть-чуть. Соглашайтесь, ведь от этого «чуть-чуть» протянется ниточка к «навсегда». А навсегда стать другом, творческим соратником и советчиком своего ребенка мечтает каждая мама.
В подготовке статьи использованы материалы книг:
Фельдчер Ш., Либерман С. «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет» . Санкт-Петербург: «Питер», 1996.
Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». М,: «Просвещение», 2000.

Несколько идей для аппликации

Создаем аквариум: рыбы, водоросли, жемчужины.
Клеим город: дома, машины, деревья, стилизованные (упрощенные) изображения людей.
У нас кухня! На бумажные тарелки наклеиваем фотографии или силуэты различных блюд, овощей и фруктов.
Придумаем человечка из бумажных стаканчиков, кубических коробок из-под кефира, наклеивая фон, черты лица и волосы.
Коллаж из кусочков серпантина, веревочек, тесемок, бечевок. Расположив эти материалы в определенной последовательности, закрутив их спиралью, сплетая друг с другом, можно создать интересные декоративные работы.
Аппликация способом обрывания, когда бумага не режется, а рвется, это особенно хорошо смотрится при создании морских волн, кряжистых деревьев, чудовищ. Если малышу трудно обрывать большое изображение, пусть рвет по частям, приклеивая их на основном фоне друг к другу.

Вкусные игрушки

Повторим еще раз, что, занимаясь изготовлением вкусных игрушек, малыш должен понимать, что пища имеет огромную ценность. Отношение к еде с уважением должно быть обязательным при изготовлении поделок из пищевых продуктов.
Предложите ребенку украсить салат. Пусть у него под рукой будут кружочки помидора, оливки, полоски перца, моркови, завитки петрушки. Быть может, малыш создаст лицо человечка или сделает орнаментальное украшение?
Очень интересно выдавливать крем из шприца или пакетика по заранее задуманному рисунку. Это искусство под силу далеко не всем, так что пусть кроха пробует сначала на печенье. Очень часто дети видят в кусочке хлеба, который они едят, то медвежонка, то белочку. Давайте попробуем попросить малыша, аккуратно отрывая кусочки хлеба, создать разных животных. Они станут веселыми тостами к завтраку, а оставшиеся крошки мы подсушим и сложим в отдельную баночку. Они пригодятся для панировки. Обязательно расскажите об этом ребенку, пусть он знает, что ни крошка хлеба не пропала!
Наряду с этими оригинальными увлечениями, мы советуем вам почаще привлекать непосед к кухонным заботам. Печь печенье с мамой, варить макароны, резать картошку - да что может быть интереснее и важнее для подрастающего крохи!

Мастера на все руки

Заканчивая читать статью, вы, должно быть, устали, верно? Невозможно сразу запомнить столько идей, разобраться в таком количестве предложений. А потому в последнем разделе мы поместили лишь только едва обозначенные мысли по поводу создания своими руками чего-то нового и интересного. Если что-то будет любопытно, оформите эти разрозненные мысли на вкус!
Делаем ювелирные украшения: нанизываем с помощью большой иглы на нитку пуговицы, бусинки, ягоды рябины. Целое ожерелье можно сделать, соединяя между собой скрепки.
Рассказываем веревочные истории: из веревки сделали круг, начинаем рассказ про... колобок, солнышко, тарелку, колесо. Вот у нашего круга вырос нос. Что это? Буратино, репка? И так далее - показываем и рассказываем.
Мастерим куклы из подушек, перевязанных веревкой, бумажных пакетов, набитых газетой и перекрученных посередине. Кукол из бумаги можно разукрасить, наклеить им волосы, усы, бороды.
Подумайте, что еще можно придумать из подушек? Вы затрудняетесь, а вот малыши с удовольствием расскажут вам, что это может быть и домик, и машина, и самолет. Предложите крохе возвести такую постройку - он будет просто счастлив.
Скрепим наши творческие замыслы! Высыпьте на лист чистой бумаги скрепки. Оказывается, из них можно создавать различные силуэты и обводить их. Попробуйте сами, а потом предложите маленькому творцу.
Попросите ребенка сделать на картоне множество дырок с помощью дырокола. Когда работа будет закончена, вручите малышу шнурок. Закрепив его в одной из дырочек узелком, попросите создать узоры. Это похоже на развивающие игры под названием «шнуровка», но ведь полотно полностью сделано самим ребенком! А потому игра будет воспринята совершенно по-другому. Создавать узоры можно по-разному, почему бы не попытаться шнурком «рисовать» знакомые и незнакомые образы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческие задания для детей младшего школьного возраста Подготовила: учитель начальных классов Лазарева Лариса Александровна Нижневартовск

Творческие задания можно использовать на любом уроке в начальных классах. «Через игру- к знаниям!»

«Следы Нечистой силы!» Всем с детства знакома строки А.С.Пушкина «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…! Никто и никогда не видел эти следы,но можно предположить,что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы. Представьте и нарисуйте, как выглядят следы: Бабы -Яги, Ведьмы, Колдуна,Кикиморы, Водяного, Кащея Бессмертного и др.

« Старая сказка на новый лад» Попробуйте придумать новое окончание известным народным сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок»,«Волк и семеро козлят» и т.д.

«Новое применение!» Придумай 10 новых применений таким знакомым предметам, как столовая ложка, вилка,терка, кухонный нож и т.д.

«Маршевая песня» Эти песни помогают ходить в строю, т. е. маршировать. В этих песнях очень четкий ритм, их исполняют громко и бодро. Попробуйте промаршировать строем, используя при этом известные детские песни «В траве сидел кузнечик», «Маленькой елочке холодно зимой, «От улыбки хмурый день светлей», «Спят усталые игрушки»

«Мы – артисты » Всей командой мимикой и жестами изобразить,чтобы все догадались: -приход учителя в школу; -сообщение о предстоящей контрольной работе; -известие о начале каникул и т.д.

«Мы – художники» Команда должна нарисовать на доске с закрытыми глазами: -птичку; -слона; -кошечку: -собаку и т.д. А другая отгадать.

«Друдлы» Графические загадки-головоломки. -Что увидели? Опишите.

Синквейн Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам.

Правила составления синквейна -имя существительное; -имя прилагательное, имя прилагательное; -глагол, глагол, глагол; - п редложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме; -слово, связанное с первым словом, отражает сущность темы

Автомобиль быстрый, скоростной движется, мчится, сигналит Автомобиль облегчает человеку передвижение. средство повышенной опасности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое родительское собрание «Домашние задания обучающихся в начальной школе. Отношения семьи и школы».

Домашняя учебная работа– это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Пригото...

Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе

Доклад на Методическом объединении учителей начальных классов на тему "Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе"...

Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»

Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...

Развитие творческих способностей у детей начальных классов

Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование...

Развивающие задания для младших школьников на занятиях в творческом объединении художественной направленности

Опыт работы педагога дополнительного образования. Методический материал

Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО Центр детского творчества п. Сява, Нижегородской области.

Цикл развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, восприятия, речи, мышления, творческого воображения, активности.
Работать с предложенными заданиями можно в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам изобразительного искусства.
Данный материал можно рекомендовать родителям, которые уделяют внимание развитию детей.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.
Задачи:
- знакомство с ролью, организацией и содержанием развивающих заданий на занятиях в детском творческом объединении.
- развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- создание непринужденной комфортной атмосферы на занятии.

Место и роль развивающих заданий на занятиях творческого объединения «Палитра» художественной направленности

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Поэтому одной из определяющих задач воспитания становится задача формирования и развития творческих способностей детей.
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, которые выражаются не только в имеющихся у человека знаниях, умениях и навыках, но и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. По исследованиям психологов, творческий процесс протекает одинаково как у ученого, совершающего открытия в науке, так и у ребенка, занятого, например, построением из мозаики новой фигуры. Творческая работа детей протекает на уровне субъективной новизны - «открытия для себя». Совершаемые ребенком «открытия для себя» - основа будущей творческой деятельности человека. В основе любой творческой деятельности лежит хорошо развитый интеллект. Важно обеспечить такую организацию учебно-воспитательной работы, при которой наиболее продуктивно развивались бы познавательные психические процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, выявились бы творческие способности детей, индивидуальность каждого ребенка, что, в конечном счете, развивает интеллект ребенка.
В период с 7 до 10 лет активно развиваются творческие возможности ребенка: воображение, творческое мышление, любознательность; формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Ребенок становится более активным, самостоятельным, начинает проявлять интерес к разным явлениям окружающего мира.
У детей младшего школьного возраста наблюдается всплеск творческой активности, тяга к познанию и исследовательской деятельности. Чем разнообразнее содержание деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального опыта, тем разностороннее он развивается.
Поэтому педагогически очень важно не упустить это время и максимально использовать его для выявления и развития способностей каждого ребенка.
Способности развиваются только в деятельности. Безусловно, в кружке художественной направленности нет возможности охватить все стороны развития ребенка в одинаковой степени или учесть все интересы и потенциальные способности каждого ребенка. Однако можно создать условия для развития творческих способностей детей на занятиях кружка и одним из эффективных средств этого являются развивающие задания, включающие в себя игры, т.к. в младшем школьном возрасте игра по-прежнему занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей и является наиболее освоенной ими деятельностью.

Организация развивающих заданий на занятиях

Развивающие задания проводятся от 5 до 10 минут на занятиях кружка. Продолжительность выполнения заданий определяется уровнем развития и подготовленности каждого ребенка и группы в целом.
Учитывая интересы детей, опираясь на свои возможности и умения, педагог определяет задачи конкретного задания и выбирает наиболее целесообразные методы и приемы работы. Возможны варианты усложнения или облегчения заданий. При этом педагог должен четко определять те знания, умения и навыки, которые нужно формировать, основываясь на уже имеющихся.
Задания, приведенные в данной работе, просты, коротки и ясны. Педагог лишь направляет и стимулирует развитие способностей ребенка в нужном направлении.
Развивающие возможности предлагаемых заданий не всегда равноценны, результат не всегда виден сразу, однако большинство из заданий направлены на развитие таких качеств, как любознательность и умение выражать свои мысли, т.е. тех качеств, которые нужны ребенку в дальнейшей жизни.
Очень часто при общении детей и взрослых преимущественно говорят взрослые, однако крайне важно уметь слушать ребенка и вызывать его на разговор. Игры - задания способствует расширению словарного запаса и активизации речевой деятельности ребенка.
Многие задания и упражнения способствуют развитию логического мышления ребенка. Ребенок учится определять, сравнивать, узнавать назначение, устанавливать причинную связь между явлениями.
Постепенно развивается готовность к познанию окружающего мира, умение рассуждать: развивается моторика и координация движений. Дети начинают лучше ориентироваться в окружающей обстановке, лучше сосредотачиваться, их поведение становится более независимым, самостоятельным.
Способность ребенка к восприятию мира будет развиваться, если научить его замечать детали окружающей обстановки. Эта способность очень важна для умственного развития ребенка - ведь любознательного ребенка легко увлечь, если он научился внимательно наблюдать и оценивать явления, происходящие в жизни.
Много заданий связано с использованием изобразительных средств, поскольку изобразительное искусство оказывает сильное воздействие на развитие детского ума. Детские рисунки, как ничто другое, отражают мироощущение ребенка.
Ребята знакомятся с играми, которые все больше и больше увлекают их, дети начинают сами придумывать свои варианты, добавляя к ним новые детали.
Педагогу необходимо совершенствовать игротехнику, которая помогает поддерживать интерес к игре, к выполнению различных заданий.
Необходимо помнить и о способах стимулирования детей: оценить результат выполненного задания; похвалить за оригинальность, нестандартность решения задачи, выделив творческие моменты.
Игра составляет основу развивающих заданий, приоритетными задачами которых являются:
- выявление личностных и творческих особенностей каждого ребенка.
- развитие внимания, восприятия, речи, памяти, мышления, воображения.
- развитие эмоционально-волевой сферы.
- формирование и развитие таких качеств личности, как: самостоятельность, инициативность, творческая активность.
- развитие коммуникативных умений и навыков.
- расширение кругозора ребенка, формирование его интересов и потребностей.

Сущность и особенности развивающих заданий на занятиях творческого объединения

Развивающими задания названы так не случайно, так как при всем своем разнообразии они исходят из общего замысла занятий и обладают характерными особенностями.
1. Задания даются ребенку в различной форме: письменной или устной инструкции, плоского рисунка - и таким образом знакомят детей с разными способами передачи информации.
2. Задания расположены в порядке возрастания сложности, по принципу «от простого - к сложному».
3. Задания имеют широкий диапазон трудностей: от доступных - до сложных. Поэтому они могут возбуждать и поддерживать интерес в течение продолжительного времени.
4. Большинство заданий ориентированы на самостоятельное исполнение, что развивает активность и ответственность ребенка.
5. Алгоритм выполнения заданий обладает достаточной вариативностью, что предоставляет ребенку возможность для выбора самостоятельного решения, для поиска нестандартного подхода к поставленной задаче.
6. Развивающие задания также варьируются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Необходимо ориентироваться на «зону ближайшего развития ребенка», предлагать задания такой степени сложности, которые вызывали бы у ребенка посильное умственное напряжение и способствовали его дальнейшему развитию.
7. Результаты деятельности ребенка выражаются в конкретной, видимой, осязаемой форме: в виде рисунка, узора, решенной задачи.

1 блок «Интеллектуальные игры»

Задачи блока: развитие внимания, восприятия, речи, памяти, мышления
1. Придумай загадку к слову (карандаш, альбом, кисточка, краски)
2. Объясни и истолкуй пословицы, образные выражения, фразы («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Видеть в розовом цвете», «Черный день»)
3. Игры со словами и в слова.
А) «Наборщик»
Составить новые слова из букв предложенного слова (рисунок, композиция, акварель, палитра, смешение и пр.)
Б) «Слоговое лото»
Составить из слогов слова и фразы. (Зо. о. ло. Пер. снег. та. сень. я. вый. при. Гра. ли. чи. те. ле. («Золотая осень», «Первый снег», «Грачи прилетели»)
В) Кроссворд (зашифрованные понятия, термины, ответить на вопросы-загадки и пр.)
Г) Ребусы, шарады, анаграммы, логарифмы. Зашифрованные понятия и термины.
Д) «Цепочка слов»
Каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Пятно-объем-мазок- кисть-точка-акварель-линия и так далее.
Е) «Слово рассыпалось»
Составить из букв слово Рискак (краски), кизэс (эскиз), алаптир (палитра), стал (лист)
З) «Четвертый лишний»
- Синий, зеленый, красный, фиолетовый
- Палитра, иголка, кисть, карандаш.
И) «Повтори и добавь слово»
Назвать слова по заданной теме. Ребенок повторяет уже названные в том же порядке и добавляет свое. Рисунок. Рисунок, кисть. Рисунок, кисть, эскиз, и так далее.
К) «Скажи наоборот»
Подбор слов-антонимов. Яркий - бледный, теплый - холодный, симметрия – ассиметрия.
4. Игра «Хорошо-плохо»
Оценить предметы с разных сторон, выделив положительные и отрицательные свойства и качества предмета, явления. Ластик, карандаш, альбомный лист, гуашь и прочее.
5. «Игра «Сравни предмет»
Найти сходство и различие между предметами, понятиями и явлениями. Цветные карандаши и краски; картина и скульптура; симметрия и ассиметрия.
6. Мозаики - пазлы.
Вскрыть упаковку, запомнить картинку, высыпать элементы, обязательно перемешать их и собрать картинку по памяти.
7. Дидактические игры. Словесные игры-загадки, задачи- предположения.

2 блок «Минуты фантазии»

Задачи блока: развитие творческого воображения, активности.

1. «Представь и услышь»
Представь и расскажи о: высохшей краске, сломанном карандаше.
2. «Представь и нарисуй»
Настроение кисточек, вымытых после работы; любимый цвет, цвет смеха - доброты, злости.
3. «Представь и попробуешь»
Представить и описать вкус: разной краски (акварели или гуаши; голубой и розовой)
4. «Представь и ощутишь запах»
Представить и описать запах: натюрморта.
5. «Вообрази себя»
Представить себя кем-то или чем-то и описать свою жизнь (или нарисовать). Знаменитым художником.
6. «Нарисуй предмет»
Придумать сюжетную картину, связанную с темой занятия, дорисовав предметы из предложенных геометрических фигур.
7. «Модель»
Придумать новую модель: кисточки, альбома и других предметов.
8. «Сочини сказку»
Это задание можно "использовать на любом занятии без учета темы. Педагог предлагает детям:
- придумать название к прочитанным отрывкам;
- придумать продолжение сказки;
- составить сказку наоборот (Сказка о добром волке и злых поросятах);
- придумать сказку на новый лад;
- описать характер героев и пр.

3 блок «Играем вместе»

Задачи блока: развитие внимания, волевых качеств личности, коммуникативных умений и навыков, творчества.
Блок включает перечень заданий, которые конкретизируются с учетом тем занятий.
«Цветные сороконожки» - игра на закрепление знаний о цвете
«Краски» - игра для сплочения детского коллектива
«Три веселых краски» - игра для развития внимания
«Рисуем кота» - игра на закрепление навыков рисования
«На что ЭТО похоже» - игра на развитие воображения и фантазии
«Веселые человечки» - игра на координацию движений
«Нарисуй картинку палочками» - игра на умение выделять форму предмета


Игра «Цветные сороконожки»
Группа детей делиться на две команды. В каждой команде выбираются Художник, Вода, Кисточка, Краски: Красная, Оранжевая, Желтая, Зеленая, Голубая, Синяя, Фиолетовая - «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»
Задача участников игры: под текст ведущего выстроится по порядку, при этом встать затылок друг другу, наклонится, одну руку дать игроку, стоящему сзади (рука идет между ногами), вторую игроку, стоящему впереди, который протягивает свою руку тоже между ногами. Свободными остаются по одной руке у первого и последнего игроков. Таким образом, не размыкая рук, команды должны добраться до кеглей (кубиков) под текст ведущего, затем вернутся на место старта, пройдя путь опять наклонившись. Чья команда придет раньше другой, та является победительницей.
Текст ведущего (читает медленно, чтобы дети успевали выстраиваться):
«Проснувшись рано утром, Художник задумал нарисовать картину, налил Воды…, приготовил Кисточку…, разложил перед собой краски: Красную…, Оранжевую…, Желтую…, Зеленую…, Голубую…, Синюю…, Фиолетовую. Художник приступил к работе (в это время дети бегут к кеглям, обегают их или выстраивают кубики). Нарисовал картину (дети передвигаются к месту старта). Уф – ф. Хороша картина!»


Игра «Краски»
Игра интерпретирована по типу игры «Зоопарк».
Для проведения игры ведущий ставит ребят в круг. Они должны взять друг друга под руки и образовать плотное кольцо.
Условия игры: затейник называет каждому ребенку на ухо какой - нибудь цвет краски: красный, желтый, бледно синий, и так далее, или какую либо краску: гуашь, акварель, масляная и прочее. Затем начинает произносить вслух, игрок услышавший своё слово, должен резко, всем своим весом зависнуть на руках соседей и вырваться из круга. Остальным нужно быть очень внимательными и стараться никого из круга не выпускать. Так проиграть несколько раз. Вся штука заключается в том, что в последний раз только двум участникам ведущий говорит названия красок или цветов, например: одному – фиолетовый, другому – черный, а остальным – красный! Но они об этом не знают!


Игра «На что это похоже?»
Дидактическая задача: развитие воображения и фантазии детей через изображение различных предметов с помощью геометрических фигур.
Игровой материал: карточки со схематичным изображением различных предметов.
Ход игры.
Педагог по очереди показывает детям несколько карточек и предлагает им придумать, на какие игрушки или предметы похожи изображения на карточках. Спрашивая детей, педагог обращает внимание на то, чтобы ответы не повторялись; следует особо отличать оригинальные ответы. По окончании опроса педагог предлагает детям самостоятельно нарисовать из геометрических фигур различные предметы, состоящие из:
- кругов;
- треугольников;
- квадратов;
- треугольников и квадратов;
- треугольников, квадратов и кругов.
Комбинации геометрических фигур могут быть различными.
Дети могут играть, выполняя задания индивидуально или в составе микрогруппы.


Игра «Веселые человечки»
Дидактическая задача: развитие воображения, координация движений, умения соотносить позы человека с их схематическим изображением.
Игровой материал: карточки с изображением человека в различных позах.
Ход игры.
Педагог объясняет правила, согласно которым все дети должны двигаться по комнате, а по команде: «Раз, два, три - замри!», - остановиться. Произнося эти слова, педагог показывает детям одну из карточек с изображением схемы человека в определенной позе (например: ноги вместе, правая рука вниз, левая рука в сторону), дети должны замереть в такой же позе. Игра повторяется несколько раз, но каждый раз с новой карточкой. Вместо отсчета можно использовать музыкальный сигнал (включение фонограммы на магнитофоне).


Игра «Три веселых краски»
Играющие вслед за ведущим читают стихотворение и выполняют соответствующие движения. Повторить несколько раз, ускоряя каждый раз темп.
Три веселых краски (показать одной рукой три пальчика, улыбаясь)
Гуляли по двору (шаг на месте)
Три веселых краски (показать три пальчика)
Затеяли игру:
Делали головками -
Ник - ник - ник, (Повернуть голову в стороны три раза)
Пальчиками ловкими
Чик - чик - чик! (Щелкать пальчиками три раза)
Делали ладошками -
Хлоп - хлоп - хлоп, (хлопать ладошками три раза)
Топали ножками -
Топ - топ - топ! (Топать ножками три раза)
После последнего раза можно закончить так:
Вдруг закапали капли (Хлопки)
Пошел дождь (аплодисменты, переходящие в овации)


Игра «Рисуем кота»
Выбирается игрок, ему завязывают глаза, и он рисует мелом на школьной доске под диктовку.
Нарисуй-ка круг большой,
Сверху маленький такой.
На макушке - ушка два -
Это будет голова!
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов...
(Снимается платок, и участники видят свою фотографию или свое отражение в зеркале)
Ты прекрасней всех котов!!!


Игра «Нарисуй картинку палочками»

Дидактическая задача: развитие умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета посредством их схематического изображения.
Игровой материал: Картинки с изображением различных предметов, набор счетных палочек (несколько наборов), карточки со словесным описанием предметов.
Ход игры.
Педагог раздает детям наборы счетных палочек и показывает несколько картинок. Затем спрашивает, могут ли дети на столе с помощью палочек выложить предметы, которые видят на картинках. Получив утвердительный ответ, педагог предлагает выложить палочками сначала простые формы, а затем более сложные. Учащиеся индивидуально «рисуют» палочками разные группы предметов, соответствующие тематическим циклам занятий. Например, разные растения: куст, дерево, цветок, или домик, пирамидку, корабль.
Педагог может предложить детям выполнить предметы, прослушав их словесное описание, или самим придумать какую-либо композицию из различных предметов.

Результативность развивающих заданий

Результаты, как личные, так и коллективные (групповые), подводятся в конце каждого задания, т.к. основная часть заданий имеет логическую завершенность, и возможность выполнения в ограниченно короткий промежуток времени. Главное - желание ребенка включиться в выполнение задания и добиться определенного результата.
О результатах проводимой работы позволяют судить:
- «продукты» творческой деятельности (рисунки, поделки, решение кроссвордов, задач, ребусов и пр.);
- скорость и качество их выполнения;
- участие детей в творческих конкурсах и игровых, познавательных мероприятиях творческого объединения и Центра детского творчества;
- уровень творческой активности и самостоятельности.
Игровыми результатами можно считать:
- расширение кругозора и приобретение ребенком опыта творческой деятельности, исполнение разных социальных ролей.
- проявление самостоятельности, инициативы, творческой активности.
- на поведенческом уровне - проявление положительной динамики в общении с взрослыми и сверстниками.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

Введение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в дальнейшем на всем их жизненном пути.

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, в ней кратко раскрыты теоретические аспекты развития творческого воображения у дошкольников и представлен практический материал по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Творческое воображение – необходимая составная часть творчества

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение , которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

1. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное , деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:

1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно в разделе «Социально-коммуникативное развитие»

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель : развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра - упражнение «Три краски».

Цель : развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель:

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель:

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель:

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14.Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель : развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель : развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель : развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал