Психологические особенности поведения ребенка в три года. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть Поведение ребенка в 3 года

Главная / Автоледи

Воспитание ребенка, которому 3 или 4 года значительно отличается от более раннего возраста. Он становится старше, начинает копировать поведение родителей, становится рассудительным, формирует и выражает мысли. Существует целый раздел психологии по воспитанию детей 3-4 лет. Он помогает понять, как правильно вести себя родителям и спокойно перенести этап взросления крохи.

  • Особенность возраста у детей
  • Кризис 3-летнего возраста: из ангела в непослушного сорванца
  • Воспитание ребенка в 3-4 года и психология
  • Воспитание ребенка в 3 или 4 года, если у вас девочка
  • Воспитание ребенка в 3-4 года, когда у вас мальчик
  • Правильно-неправильно. 7 советов родителям, по воспитанию детей 3 лет

Особенность возраста у детей

Немецкий психолог и физиолог Вильгельм Прейер, первый обратил внимание на отличие психологии человека по возрастам. Книга «Душа ребенка», изданная в 1882 г., изменила понимание явления. Даже у маленького ребенка в организме протекает множество процессов, способные повлиять на его поведение, настроение.

Зачастую, у детей одного возраста есть совпадающие черты. В этот период дитя начинает проверять рамки дозволенного, пробуется на роль старшего, активно общается, выражает потребности. Жизнь изменяется: он социализируется, обретает больше навыков общения с разными людьми. Многое, определяет посещение детского сада и прогулки во дворе. Общение со сверстниками может протекать трудно: крики, слезы, драка за игрушки. Но это предсказуемые и неизбежные трудности. Задача родителей ― контролировать, как будет проходить контакт с другими детьми, направлять, учить нормам.

Уже сейчас с ребенком нужно вести взрослый диалог. Общайтесь, как со взрослым. В этом возрасте дети становятся любопытны ― тело позволяет изучать мир, не как наблюдатель, а активный участник. Сложность в том, что ребенок плохо понимает, что представляет опасность. Задача родителей ― стать бдительнее, уберите в помещении возможные угрозы. Конечно, исключить все невозможно. Объясняете малышу, почему какие-то предметы нельзя трогать.

Кризис 3-летнего возраста: из ангела в непослушного сорванца


Родитель облегченно вздохнул, ведь бессонные ночи и смена подгузников осталась позади. Но у ребенка остались в запасе еще фокусы. Расслабляться рано. Этот возраст сопровождается истериками и капризами. Обычно, причины непослушания мало отличаются по полу. Будь то мальчик или девочка, кроха одинаково проверяет границы дозволенности. Относитесь к этому, как к элементарному любопытству. Ребенок испытывает, что ему можно, а не ваше терпение. Пытается выяснить, почему нельзя поступать так, как хочется. Отчего не получится купить, что нравится. Он не знает, что нельзя иметь все и сразу.

Простая таблица, поможет вам понять, почему ребенок закатывает истерики и что делать взрослым.

Причины плохого поведения Советы по воспитанию ребенка в 3 года, основываясь на психологии
Нехватка родительского внимания. Ребенок понимает: когда он ведет себя хорошо, к этому относятся, как к должному и не обращают внимание. А вот истерика, точно заставит маму и папу его заметить. Уделяйте ребенку больше времени. Конечно, для многих работающих родителей задача кажется невыполнимой. Но для малыша даже чтение сказки на ночь, ужин вместе, прогулки на выходных уже будут поводом для счастья. Неправильно, «замещать» любовь игрушками. Они неодушевленные предметы, а малышу нужна ваша ласка и забота.
Берет пример с других детей. Часто авторитетами в глазах малышей становятся дети постарше или счастливые обладатели множества игрушек. Малыш обращает внимание, как ребенок получает столько новых вещей. Начинает требовать их от мам и пап в такой же манере. Воспитание ребенка, которому 3-4 года, должно включать установку авторитетов. Образом для подражания должны быть не только родители. Ими могут стать персонажи мультфильмов, детского кино, сказок. Помогите ребенку понять с детства, какие черты характера и поступки хорошие. Выделяйте их на фоне остальных. Комментируйте мультик малышу, акцентируя, на что обратить внимание. Привитые «здоровые» ценности, откладываются в памяти. Ребенок их сможет обнаруживать у друзей. Тогда, образцом для подражания будет человек с хорошими качествами.
Наперекор взрослым. Реакцию неправильно называть «местью». Это своеобразный ответ на действия взрослых, которые не устраивают малыша. Он пытается дать аналогичный отклик. Пример: отобрали соску, не хотят идти гулять, заставляют принять лекарство. Противодействие: объявляет «голодовку», отказывается спать, разбрасывает игрушки. Аргументируйте, почему так нужно сделать. Если ребенок остался без объяснения причин, то ему кажется, что плохие в ситуации ― родители. Будто просто так придираются, запрещают, ругают. Не забывайте, хоть чадо уже понимает многое, но еще остается маленьким. Ему сложно справляться с эмоциями. Постарайтесь отвлечь внимание, переключить на другой предмет. Не купили игрушку в магазине? Предложите побыстрее выйти и покормить голубей хлебом, семечками ― они голодные нас ждут!
Самоутверждение и стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте понимают, что теперь могут делать многое сами. Они рады продемонстрировать навыки, да только родители не дают. Обычно, папы и мамы делают это из лучших побуждений: они лучше знают как сделать правильно, пытаются обезопасить ребенка. Поэтому многое не позволяют, что вызывает «акции протеста» у ребенка. Позвольте ребенку проявить себя и дать чуть свободы. Пример: есть самому ложкой, хоть одежда и все вокруг станет грязным. Наденьте на чадо детский нагрудник или полотенце. Если он хочет помочь вам навести порядок, то объясните как это делается и поиграйте в игру «повтори за мной». Пусть непоседа выполняет в точности ваши действия: складывает носочки по цветам.

Запрещайте делать то, что действительно может быть для маленького ребенка опасно. Объясните причину.

Захват власти. Ребенок начинает пробовать свои силы на роль лидера. Он задумывается, а почему только взрослые могут говорить что делать? Может и я смогу диктовать свои правила. В этой области никаких поблажек. Обдумывайте свои решения и не изменяйте их. Малыш с детства должен знать ― ваше решение неоспоримо. Поэтому он не будет видеть смысла в спорах.

Родитель хорошо знает свое чадо. Обратите внимание, почему ребенок себя так ведет, прежде чем отчитывать. Возможно, он просто устал, болен, сонный. Тогда лучше успокоить малыша, попытаться облегчить самочувствие. Главное, не избаловать в этот период: грани дозволенного по-прежнему должны быть четко обозначены.

Воспитание ребенка в 3-4 года и психология


Основной ошибкой считается «шаблонная педагогика». Уже с трех лет нужно учитывать тип темперамента ребенка. Наблюдайте за реакциями, интересами, поведением. Определите психотип чадо. Универсальных способов воспитания нет. Находите индивидуальный метод, подстраиваясь под особенности. Тогда, в отношениях будет понимание. Для молчаливого, закрытого, активного, вспыльчивого, нетерпеливого ― нужен разный подход. Психология развития детей 3-4 лет, в воспитании имеет весомое значение. Зная, происходящие изменения, родителю проще понимать ребенка.

Основы:

  • Теперь у малыша появляется множество вопросов, не игнорируйте их. Отвечайте на понятном языке. Если правда слишком сложная для восприятия, то упростите ответ, раскрыв поверхностно.
  • Занимайтесь обучением, обогащайте словарный запас. Плохо заставлять упражняться насильно, когда нет настроения, болеет, переутомился в детском саду. Информация тогда плохо запоминается, а значит пользы нет. Желание развиваться пропадает.


  • Сложные жизненные ситуации объясняйте через сказки или в игрушечных спектаклях. Это виды . На примере плюшевых персонажей проще передать реалии жизни.
  • Научите просить о помощи. Если плохо получается, он должен знать ― родные готовы помочь. Не будьте строги, не высмеивайте: «Ты надеть носок не можешь сам». Сказав это в шутку, нельзя знать точно, как воспринимает фразу малыш.
  • Важно, привить любовь к окружающему миру, людям, животным. Хорошо, если кроха научится бережно обращаться с растениями, питомцами, птицами. Такие дети более спокойны, добры, легче переносят стрессы, знакомство с новыми людьми. Они не агрессивны, эмоциональный фон стабилен.
  • Поощряйте вежливость. Научите малыша здороваться, прощаться, говорить спасибо. Напоминайте, если забывает, но не ругайте.

Дочки и сыночки. Принципы развития


Вне зависимости от пола, есть схожие основы развития.

  • Развиваем . Она положительно влияет н работу мозга, внимательность и речь. Пример: выкладывать из камушков или семян фигурки, играем в ладушки, массируем ладони с присказкой «сорока-ворона». Разыгрывайте сюжеты сказок с помощью пальчиковых игрушек.
  • Разрабатываем артикуляционный аппарат. Протяжно поем по слогам, для губ, языка.
  • Делаем зарядку, массажи. Детям бывает скучно делать разминку в одиночку ― присоединяйтесь. Включите заводное звуковое сопровождение. Найдите подходящие видеоролики. Есть специальные программы, посвященные детской зарядке. Ребенку нужно будет повторять движения за ведущим, аниматорами, мульт-героями.
  • Развивать ребенка будет правильно в . Это непринужденный способ получить новые знания. Главное, чтобы непоседе было весело. Вам помогут «умные» игрушки, книги, альбомы с заданиями, игры на логику. Обращайте внимание, чтобы они соответствовали возрасту. Слишком сложные упражнения поставят в тупик ― игра уже не будет интересной.
  • Улучшаем память. Просим пересказывать что видел на детской площадке, как зовут друзей, героев мультика.
  • Приучаем к труду и помощи. Некоторые дети сами проявляют стремление помочь. Если этот момент еще не наступил, то проявите первые инициативу. Начинайте с малых заданий. Всегда благодарите за помощь.
  • Прививаем «здоровые» привычки: потягушки, чистить зубы.
  • Учим самостоятельно кушать, одеваться, обуваться.
  • , если еще актуально.
  • Чадо начинает воспринимать себя в соответствии с полом. Поэтому, чтобы не нарушить развитие, покупайте подходящие вещи.

Воспитание ребенка в 3 или 4 года, если у вас девочка

  • Развивайте полезные навыки, которые понадобятся в жизни. Разрешайте помогать на кухне. Пусть это будет банальное складывание чашек по размеру, цвету, вытирать насухо небьющуюся посуду. Позволяйте убираться в доме, поливать цветы.
  • Приобретите полезные игрушки, которые облегчат и вашу жизнь. Не придется «воевать» двум хозяйкам за общие предметы. Пример: детская гладильная доска, игрушечный пылесос, набор посуды, кухонный гарнитур.
  • Дочка начинает повторять за мамой. Если она до истерики хочет повторить макияж, о пресекайте тактично эти попытки. Разрешайте посмотреть аккуратно содержимое косметички, чтобы удовлетворить любопытство. Объясните: этим пользуются взрослые, для маленьких это вредно. Предложите проявиться творчество на нарисованном лице принцессы, сделать макияж смываемыми маркерами на кукле. Поощряйте желание выглядеть ухоженно: расчесывать волосы, делать прически, носить красивые заколки. Это станет альтернативным решением проблемы с макияжем, который пока под запретом.

Воспитание ребенка в 3-4 года, когда у вас мальчик

  • Прививайте интересы, которые пригодятся мальчику в будущем. Инструменты, названия машинок, активные спортивные игры, солдатики. Прислушивайтесь к мнению сына. Если ему больше интересны мягкие игрушки, это не должно возбраняться или высмеиваться.
  • Не заставляйте играть в то, что ему не интересно. Если мальчика привлекает игра в детскую кухню, нравится приготовление блюд, то возможно он будущий шеф-повар. Может он станет примерным семьянином, готовый вкусно накормить близких.
  • Берегите мужское начало. Обычно, мальчики хотят проявить себя и продемонстрировать самостоятельность, упорнее, чем девочки. Они не любят, ограничение свободы и выражают ярко протест. Предоставьте больше возможностей проявить себя.
  • Не переусердствуйте с безопасностью. Счесанные коленки, падения, ссадины ― неизбежны. Невозможно оградить сына от всех угроз. Такие моменты могут быть больными, но дают бесценный опыт. Мальчик начинает понимать, отчего так произошло. В следующий раз, лучше послушаться взрослых.


Психология изучила основы воспитания ребенка, которому 3 года, и дает советы:

  • Не бейте чадо, не шлепайте и . Даже если чаша терпения переполнена. Это самый худший способ наказания. Такие действия наносят моральный и физический вред.
  • Любовь ― лучший помощник в воспитании ребенка. Говорите о своих чувствах, обнимайте, проводите время вместе. Кроха должен знать, что он любим и вам нужен.
  • Подавайте пример. Ребенок сейчас тщательно вас изучает и повторяет за вами. Ряд проблем в его поведении, можно обнаружить у членов семьи. Поэтому контролируйте себя, избавьтесь от вредных привычек.
  • Искореняйте у малыша, пока он еще маленький. Потом справиться с ними будет труднее. Не прибегайте к жестким мерам. Действуйте постепенно, хоть это и займет больше времени. Зато ребенок не будет испытывать стресс.
  • Не сравнивайте ребенка с остальными детьми. Он уже выделяет себя, как отдельную личность. Это наносит удар по самооценке и уверенности. Такие дети замыкаются, становятся робкими и безынициативными.

Некоторые родители задумываются, правильно ли запрещать что-либо ребенку. Запрет ― важный воспитательный элемент. Без него малыш вырастет недисциплинированным, ему будет трудно в обществе. Многие запреты накладываются в целях безопасности.

  • Не позволяйте ребенку все на свете. Такое бывает у родителей, которым в детстве много чего не разрешали. Они пытаются компенсировать трудность из детства, давая все возможное своим детям. В итоге, ребенок становится капризным и избалованным. В будущем, его ожидает разочарование. Оказывается не все получается так, как хочется. Им трудно перенести такую «новость», ведь раньше не сталкивались со словом «нет».
  • Не создавайте 1000 запретов. Такие малыши часто становятся закомплексованными, беспомощными, бояться нового, самостоятельности. Они остро нуждаются в мнении со стороны и оценке окружающих. Пока ребенку только 3 годика, это не кажется катастрофой, но постепенно, от этого будут страдать и родители.

В возрасте 3-4 лет у детей активно развивается образное мышление, появляется интерес к лепке, рисованию, конструированию и другой подобной. Когда малыш занимается воспроизведением своего видения на окружающий мир, он обязательно объясняет то, что хочет изобразить. В этом возрасте активно развивается чувство собственных успехов. Когда малыш выполнить поставленную задачу, то обязательно покажет вам и будет радоваться, что у него получилось. Он может расстроиться, если что-то не вышло. В более раннем возрасте дети не особо огорчаются по поводу неудач, либо быстро забывают о них. Сейчас малыш более чувствителен, поэтому будет стараться сделать задуманное, чтобы не допустить состояния собственного неудовлетворения. Именно в 3-4 года у детей активно проявляется чувство гордости за себя. На этом фоне развивается и чувство соперничества. Это не сложно заметить, потому как ребенок рассказывает о том, что он стал первым в садике по определенному виду деятельности или опередил всех сверстников в игре «догонялки». Первое вранье Нередко дети начинают гордиться не только собой, но и своими родителями. Порой можно услышать фразы «Моя мама самая красивая» или «Мой папа самый сильный». В этом возрасте чувство неполноценности может породить желание к вранью. Если ребенок не получает достаточного внимания, то начинает врать, что родители выполняют все его прихоти и тому подобное. Главное, вовремя заметить, что малыш начал обманывать, потому как в дальнейшем исправить данную проблему будет намного сложнее. Реакция ребенка становится более личностной, потому как активно развивается чувство «Я». Если раньше ребенок мог стесняться, реагировать, ориентируясь на выражение лица родителей, то сейчас все происходит крайне искренне. Т.е. ребенок может засмеяться над ситуацией, когда выражение лица мамы или папы крайне строгое. Будь малыш на год младше, он бы еще подумал перед выражением своих эмоций. Дело в том, что все происходит на подсознательном уровне, где контролировать данные процессы может только психологическое развитие. Сейчас малыш стал более внимательным и равнодушие к миру постепенно «затупляется». Ребенок замечает и различает что-то, оценивает обстановку и предметы по определенным критериям. Как было сказано выше, малыш становится более чувствительным. Если кто-то спит, то он не будет выпускать всю энергию в игре, пытаясь не тревожить спящего человека. Он может сопереживать, если кому-то грустно, больно. Замечает огорчение, недовольство, радость, усталость, злость и другие эмоциональные проявление и старается помочь. Реакция распространяется при просмотре фильмов и мультфильмов. Если любимый герой погибает, то малыш может заплакать. Чувство вины Активно развивается чувство вины. Если малыш нечаянно разбил мамину вазу или пролил воду, то не ждет от родителей «мягкой» реакции. Раньше ребенок мог через час забыть о том, что родители его поругали и продолжать жить в соответствии со своими ценностями. Сейчас он может длительное время переживать по поводу наказаний, огорчений родителей, смены настроения по его вине и.т.д. Если ребенок не согласен с наказанием, то может затаить обиду и, «надувшись», не разговаривать ни с кем либо игнорировать возможные контакты. Ребенок может давать свою оценку происходящему. Если мама говорит, что нельзя брать папины вещи, а сама нарушает сказанное, то малыш может напомнить о ее запрете либо сделать «маленькое» замечание. Что такое хорошо, и что такое плохо? Различает хорошее и плохое без указаний родителей. Если папа сломал что-то, то малыш скажет о том, что это нехорошо. Также малыш высказывает свое мнение относительно действий своих сверстников. Если в детском саду кто-то разобьет или сломает что-то, то ребенок может оценить это и высказать виновникам. В таком возрасте ребенок склонен к ревности. Он может замолчать и игнорировать указания воспитателя, если ему покажется, что к нему относятся чуть хуже. То же самое распространяется в семье, на улице и других обстановках. Может обижаться, если кто-то несправедлив к нему. Малыш способен заступиться за сверстника, особенно это часто проявляется в отношении противоположного пола. Если его что-то не устраивает, то кроха может сердиться, делать что-то специально неправильно, выражая свое недовольство. Раньше ребенок ничего не стеснялся, потому как была рядом мама. Сейчас малыш может выражать свое стеснение путем опускания глаз, перетирания ладоней или пальцев. Также малыш выражает свое стеснение, водя ногой по земле. Чаще всего возникает стеснение, при пребывании в незнакомой обстановке, обращении незнакомых людей и постыдных ситуаций. Первые страхи Развивается настороженность, потому как формируется чувство безопасности. Малыш не будет тянуться к собакам на улице, потому как неизвестная реакция его слегка пугает. Ребенок настороженно относится к незнакомцам, животным, новым обстановкам, порой родителям, которые слишком строго с ним обращаются. В этом возрасте у детей появляется много страхов относительно темноты и страшных персонажей фильмов и мультфильмов. Чтобы не «подливать масла в огонь», рекомендуется отказаться от запугиваний, иначе это негативно отразиться на психике малыша. Нередко родители, в целях приучения, пугают детей различными выдуманными существами. Например, если не будешь кушать, то тебя заберет баба яга. Нельзя пугать детей отказом от него. Например, если ты сейчас не пойдешь, то мы с папой отдадим тебя серому волку. Именно с 2.5 до 4 лет, дети активно познают такие понятия, как безопасность, вред, опасность, польза. Раньше ребенок мог заниматься чем-либо только потому, что ему это нравится. Сейчас же он больше выбирает общение со сверстниками. Сейчас довольно сложный период, поэтому вам необходимо активно объяснять ребенку что такое хорошо, плохо, полезно, безопасно, опасно, вредно и.т.д. Когда малыш интересуется подобными «вещами», то нужно помогать ему в этом. Интерес так и останется интересом, если не подключатся родители. Малыш может знать, что собака способна укусить, но все равно полезть к ней, чтобы погладить ее. Ребенок все пробует применять на практике, а ваше слово поможет избавиться от многих проблем. В возрасте 3-4 лет, ребенок чувствует себя менее зависимым от мамы и папы, поэтому может отказываться от их опеки. Это вполне нормально, потому как в 3-4 года прогрессирует возрастной кризис. Малыш может специально отказываться от ваших предложений, демонстрируя свою самостоятельность и личность. Ребенок выполняет просьбы, которые были поручены близкими людьми. На этот фактор влияет темперамент, поэтому просьбы могут выполняться в зависимости от воспитания. У ребенка активно развивается речь, поэтому ему нравится запоминать новые слова, демонстрировать свои навыки, пытаться заводить новых друзей, и набираться опыта у других детишек. Нередко множено заметить картину, когда у одного ребенка получилась песочная башенка, а второй сидит и не может понять, почему у него не выходит. После чего второй ребенок спросит у первого, как у него это получилось. Услуга за услугу Развивается чувство «услуга за услугу». Вы можете попросить ребенка принести тарелки, а он вам выдаст «а тогда я дольше буду смотреть мультики» или что-то подобное. Если ребенку помогли, то он может выполнить услугу того человека, в знак благодарности. Ребенок все больше осознает разницу между прошлым и будущем. Он не станет требовать немедленного похода в зоопарк, если это возможно только с папой, который освободится через несколько дней. Нередко дети начинают задумываться, что же будет дальше в их жизни. Активно развивается настойчивость, поэтому ребенок может подолгу требовать от родителей новой игрушки. Порой дело может доходить до целых сцен в отношении несправедливости мамы и папы. Если родители уделяют внимание малышу, а именно его воспитанию, то ребенок становится менее вспыльчивым. Несмотря на кризис 3 лет, можно снизить эмоциональные реакции ребенка. Главное, показать ребенку, что можно делать, а чего нет. Вам необходимо завоевать авторитет в глазах крохи, тогда он будет послушным. Нужно проявлять строгость, настойчивость, но в то же время комбинировать с пониманием. Когда ребенок видит, что его ценят, заботятся, то чаще прислушивается к родителям.

В этой статье:

В 3 года ребенок по-прежнему радует, удивляет и забавляет родителей, но произвести впечатление на взрослых так, как это получалось в первые месяцы жизни, у него уже не выходит. Так, раньше мама и папа восторгались всем, начиная от первой улыбки и заканчивая первыми шагами и первым словом, словно ребенок сделал небывалое достижение. А в 3 года родители привыкают к тому, что малыш уже многое умеет, активно развивается и не требует такого контроля и ухода, как раньше. Результат - пусть несознательное, но уменьшение внимания. Естественно, что ребенок это замечает, и в соответствии с этим появляются некие новые особенности его поведения, свойственные именно трехлеткам.

Отношения между взрослым и малышом становятся нестабильными. Инициатором ссор и конфликтов в основном становится ребенок. Его настроение непостоянно, он попеременно испытывает радость и печаль, скуку и эмоциональное перевозбуждение.

Кроха в 3 года начинает осознавать, что мир не вращается вокруг него одного и у родителей, для которых на протяжении долгих месяцев он был самым главным и важным человечком на свете, есть свои дела, свои разговоры, куда его могут не допускать. Это понимание выводит из себя малыша, заставляет его злиться, терять контроль над эмоциями, тосковать и пытаться все вернуть на свои места.
Такие особенности поведения малыша в 3 года можно охарактеризовать просто: это кризис третьего года жизни.

Кризис - сложный период в жизни ребенка и его семьи, но он обязательно пройдет. Именно поэтому родителям нужно быть готовыми к его проявлениям, выработать для себя правильную линию поведения и постараться повременить с детским садом, который может только усугубить ситуацию.

Об особенностях кризиса трехлеток

«Кризис» как понятие в психологии не имеет негативного посыла. Скорее речь идет о кратковременном активном видимом периоде, на протяжении которого с личностью человека происходят стремительные изменения. Кризис не возникает внезапно. Изменения личности копятся
на протяжении продолжительного времени и, когда наступает пора, начинается перестройка сознания и личности, в данном случае - трехлетнего ребенка.

Кризис - это необходимый переход от одного этапа развития ребенка к следующему. Поэтому избежать его не получится. Другое дело, что проявляется кризис в каждом случае индивидуально. Один ребенок реагирует на изменения остро и болезненно, другой переживает новый этап своей жизни относительно спокойно.

В 3 года, когда развитие малыша переходит на новый уровень, кризис - это момент появления на свет новой, полноценной личности. Именно в это время психология малыша позволяет ему осознавать себя как самостоятельного человека, учиться принимать нормы социального поведения, нащупывать границы дозволенного. В такой период маленький человек начинает строить новую систему отношений с окружающим его миром и людьми.

Продолжительность кризиса, а также степень его интенсивности будут иметь прямую связь с поведением взрослых и их реакцией на поведение ребенка.
Ниже будут описаны основные особенности поведения малышей, характерные для этого возрастного периода.

Негативизм - одно из основных проявлений кризиса

Под влиянием негативизма малыш начинает вести себя непривычным для родителей образом. Особенность его - это отказ поступать так, как его просят взрослые, часто даже вопреки своему желанию и лишь потому, что он не хочет выполнять просьбы.

В особенно тяжелых ситуациях, когда негативизм ребенка яркий и безапелляционный, общение с ним может зайти в тупик. Малыш будет говорить и делать все наоборот, не задумываясь о том, действительно ли он этого хочет, и о последствиях такого поведения.

Часто взрослые считают, что негативизм - это еще одно проявление непослушания. На самом деле это не так. Психология непослушания ребенка подразумевает его отказ от выполнения поручений или требований взрослых только потому, что он чего-то делать не хочет, занят чем-то более для него важным или просто элементарно ленится. В случае с негативизмом кроха противится воле взрослых даже в ущерб личным желаниям, независимо от содержания просьбы.

Стоит отметить некую особенность негативизма - его избирательность. Это означает, что в 3 года малыш противится поручениям и просьбам только некоторых взрослых, например одного из родителей или сразу обоих. При этом с остальными представителями мира взрослых малыши отлично ладят и с удовольствием идут на контакт, выполняя просьбы и поручения.

Мощным провоцирующим фактором проявления острого негативизма является жесткая авторитарная манера обращения с ребенком. Каждый раз, выслушивая замечания в приказном тоне, малыш может отказываться от послушания, отстаивая принципиальную позицию независимой от указов личности.

Проявление упрямства во время кризиса

Что таит в себе психология упрямого малыша? Обычно такие дети настаивают на своем каждый раз только для того, чтобы отстоять свое мнение, а вовсе не потому, что они в этом заинтересованы. Так, например, когда мама будет утром звать малыша завтракать, он может упрямо отказываться от этого, несмотря на то, что уже проголодался. Таким образом ребенок хочет доказать себе и взрослым, что он вполне взрослый и самостоятельный и может сам принимать решения.

Родители, в таких ситуациях пытающиеся подавить «я» ребенка, только навредят ему. Пользуясь авторитетом, а порой и силой, взрослые усугубляют проявление упрямства, не оставляя малышу шансов найти выход из ситуации без потери личного достоинства.

О проявлениях строптивости и своеволия

Многие путают понятия «негативизм» и «строптивость». На самом деле это далеко не одно и то же. В отличие от негативизма строптивость не связана с каким-либо конкретным человеком. Обычно строптивые дети протестуют против всего, что их окружает, начиная от режима дня и заканчивая меню и выбором места для прогулок.

Таким образом,
в маленьком человечке зарождается бунтарь, который не желает жить так, как жил раньше, и всей душой жаждет перемен. Так же как и в случае с упрямством, строптивость больше проявляется у детей, которых взрослые воспитывают в жесткой манере.

Своеволие - это искреннее желание ребенка все делать самостоятельно, причем для него не важно, справится он с заданием или нет. Проявление своеволия в три года - нормальное явление. Именно так, пробуя себя в разных сферах деятельности, малыш рано или поздно научится быть самостоятельным.

Бунт и обесценивание - дополнительные проявления кризиса

Эти симптомы кризиса проявляются не так ярко, как предыдущие, и не во всех случаях. Бунтуют обычно особенно чувствительные дети, которые не могут
в этот период найти общего языка со взрослыми, в первую очередь с родителями, поэтому самостоятельно провоцируют конфликты.

Часто бунты сопровождаются обесцениванием, в результате чего для малыша теряют ценность когда-то важные для него вещи, люди, нормы поведения. Малыш может сознательно произносить прилюдно ругательные слова, плохо относиться к игрушкам и личным вещам, как к своим, так и родительским, обзываться, отказываться спать в своей комнате или на своей кроватке и так далее.

О проявлении деспотизма

Деспотами в период кризиса трех лет часто становятся малыши, которые в семье не имеют сестер и братьев. Воспитанные в избытке любви и заботы, такие дети желают, чтобы все оставалось так, как было, поэтому основной их целью является подчинение себе взрослых, которые будут
выполнять любые их прихоти. В таких цель малыша - стать главным в семье человеком, который будет диктовать свои правила.

Итак, подытоживая, отметим, что кризис - это сложный период, в первую очередь для самих детей. Конфликтуя с близкими, отстаивая свое мнение, переоценивая ценности, малыш хочет одного: стать самостоятельным человеком, которому родители будут доверять во всех отношениях.

Сталкиваясь с непониманием и нежеланием взрослых доверять, малыши протестуют. Естественно, что родители должны понимать психологию малышей в этот период и тщательно выбирать надежную и результативную тактику поведения.

Что нужно знать родителям?

Самое главное - не пытаться подавить «я» малыша с помощью угроз и уж тем более физической силы, унизительных
наказаний. Чем больше родители будут пытаться подавлять личность ребенка, тем больше он будет им противиться.

Нужно понимать, что в 3 года у детей особенно активно протекает психосексуальное развитие. Малыши начинают осознавать свою половую принадлежность, что некоторым образом влияет на их отношения с окружающими.

Противоречиво в этот период отношение ребенка к маме. Малыш чувствует агрессию, проявляет упрямство и в то же время нуждается в ее поддержке и близости. Неудивительно, что именно в это время кроха может нарочно пытаться обидеть маму для того, чтобы проверить, будет ли она его любить после плохих поступков или нет.

Если реакцией матери на такое поведение будет наказание или выговор, то ребенок будет чувствовать себя несчастным, нелюбимым, что, в свою очередь, усилит проявление вышеописанных качеств.

Чтобы успокоить малыша в этот непростой жизненный период, можно предлагать ему игры:


Все эти развлечения помогут малышу снять стресс, поднимут ему настроение и отвлекут от грустных мыслей. Также здорово будет устроить с ребенком импровизированные бои с подушками или шариками из бумаги, поролона, легкого пластика, в ходе которых он сможет избавиться от чувства агрессии.

Важным этапом завершения кризиса в 3 года станет способность малыша контролировать свои импульсы, принимая себя как личность.

Как правильно вести себя родителям?

Главная ошибка взрослых в период кризиса 3 лет - общение с детьми как со взрослыми. Родители
твердо верят в то, что раз ребенок умеет говорить, значит, способен понять то, что ему объясняют.

В результате они начинают ему рассказывать о том, что делать можно, что нельзя, приводить логические доводы, убеждать так, как убеждали бы взрослого человека. На самом деле совсем не обязательно приводить доводы, оправдывающие запрет. Если запрет есть, то он должен быть постоянным и не зависеть ни от чего.


Последствия халатного отношения к проблемам кризиса трех лет

Если взрослые не проявят понимания в сложный период взросления ребенка, он, скорее всего, разочаруется не только в семье, но и во всем окружающем мире, отношения с которым у крохи могут серьезно расстроиться.

Если у малыша появится брат или сестра, которому родители будут вынуждены уделять много времени, нужно будет стараться не обделять его вниманием, приобщая к уходу за новорожденным.

Считается, что 3 года - это самое подходящее время для оформления малыша в детский сад. На самом деле это не совсем так. Переживая сложные моменты в своей жизни, малыши могут соотнести такой поступок родителей с предательством и затаить на них злость и обиду.

Необходимо будет побеседовать с ребенком о том, действительно ли он хочет сейчас ходить в детский сад, привлекает ли его перспектива новых знакомств, времяпровождения вне дома, после чего сделать соответствующие выводы и назначить подходящую дату для этого важного события.

Воспитать сына обычно предлагают мужчине в поговорке; «Построить дом, посадить дерево и вырастить сына». Однако далеко не всегда мужчины принимают или могут принять участие в воспитании мальчика, особенно когда ему 2, 3, 4, 5 лет. Психологи говорят о том, что воспитанием будущих мужчин поначалу занимаются мамы, которые первые годы жизни проводят все свое время с детьми.

Каждая мать желает воспитать здорового, счастливого и успешного человека. Но поскольку подходы в воспитании мальчиков и девочек отличаются, то и приходится рассматривать по отдельности, как матерям следует развивать своих малышей, в зависимости от их пола.

Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины. Настоящими представителями своего пола не рождаются, а становятся. Как воспитывать, что развивать в мальчике, чтобы в будущем он стал настоящей опорой для своих родителей и будущей семьи, расскажет сайт психологической помощи сайт.

Как воспитывать мальчика без отца?

Ошибочным мнением является утверждение, что воспитать настоящего мужчину может только отец. В действительности важно качество воспитания, а не то, кто им занимается. Матери-одиночки не всегда взращивают в сыновьях рохлей и неудачников. Однако достаточно пагубно на мальчиков влияют отцы-алкоголики, тираны, тунеядцы и пр. Психологи не видят взаимосвязи, какого пола должен быть родитель, чтобы воспитать сына настоящим мужчиной. Однако отмечается важность подходов в воспитании.

Не каждая женщина может гарантировать будущему ребенку, что его отец останется с ними рядом. Частыми являются случаи, когда будущие отцы уходят от женщин, оставляя их в интересном положении. Как тогда воспитать мальчика настоящим мужчиной? Естественно, перед глазами сына должен быть живой пример мужчины, на которого он будет равняться. Если этим примером не является отец, тогда его следует найти. Это может быть сосед, дедушка, друг, другой мужчина и т. д. Если сын и другой мужчина установят хорошие связи между собой, тогда мальчик будет стараться быть на него похожим.

Можно отдать сына в «мужскую» секцию или туда, где будет много мужчин. Это также компенсирует недостаток отца.

  • Не старайтесь заменить отца, которого нет рядом с сыном. Лучше с детства воспитывайте в нем самостоятельность. Если у него не получилось что-то с первого раза, позвольте ему повторить попытки после анализа ошибок.
  • Не ругайте, не сюсюкайтесь, не поощряйте капризов мальчика. Не относитесь к нему, как к жалкому существу, которого обделили отцовским вниманием.
  • Сына следует хвалить такими же словами, которые применимы к мужчинам (защитник, добытчик и пр.).
  • Следует ставить себя в роль «слабой женщины», чтобы сын выполнял роли и обязанности, где он проявляет силу (как настоящий мужчина).

Как правильно воспитать мальчика?

С самого рождения будущие мужчины развивают у себя качества, которыми они потом будут пользоваться во взрослой жизни. Именно от родителей (или родителя) зависит, какие это будут качества и насколько они будут «мужественными».

Чтобы правильно воспитать мальчика, психологи рекомендуют:

  1. Давать некоторую свободу сынишке. Он должен ощущать пространство выбора и постепенно понимать, что за его поступками идут последствия, за которые тоже отвечает он.
  2. Давать сыну свободу выбора. Пусть он сам принимает решения в некоторых важных вопросах.
  3. Давать сыну как ласку, так и холодность. Обычно мальчиков воспитывают в жестких условиях, когда они не должны плакать и поддаваться на эмоции. Однако нередко это приводит к отклонениям в поведении и характере, которые свойственны нездоровым личностям. В будущем кто-то начинает злоупотреблять алкоголем, кто-то балуется наркотиками, кто-то превращается в альфонса и т. д. Все формы нездоровой личности являются следствием того, что мальчикам нельзя было испытывать и проявлять эмоции, как это позволяется девочкам. А ведь эмоции – это естественная реакция психики, которая должна самовыразиться.

Как воспитывать мальчика 2 лет?

Двухлетний возраст считается периодом, когда дети уже начинают понимать, что они отличаются от малышей противоположного пола. Мальчики осознают, что они чем-то не похожи на девочек, поэтому и воспитание их начинает меняться с двухлетнего возраста.

  • Во-первых, не следует малыша бить или сильно наказывать, поскольку это может вызвать недоверие к миру и чувство нелюбви к себе.
  • Во-вторых, малыш начинает совершенствовать свои физические навыки. Не следует запрещать мальчику прыгать и бегать, набивая шишки и синяки.
  • В-третьих, не наказывайте сына за инициативу. Дети уже понемногу желают выполнять взрослые дела, помогая родителям по дому. Поощряйте их желание, чтобы не вырастить из них неумех.
  • В-четвертых, устанавливайте ограничения. Уже постепенно ребенка следует приучать к слову «нельзя», показывая, что некоторые слова и действия совершать запрещено, за ними могут наступить неприятные последствия.
  • В-пятых, позволяйте ребенку развиваться в своем темпе. Если он чем-то не похож на других мальчишек, это не значит, что нужно бить тревогу или сравнивать его с ними. Позвольте вашему малышу дорасти до того периода, когда он чему-то научится.

Главной деятельностью сына является игра. Именно в игровой форме показывайте ему мир, обучайте навыкам и правилам, которые присущи его половой принадлежности.

Как воспитывать мальчика 3 лет?

Трехлетний возраст знаменуется уже большим пониманием ребенка о том, кем он является. Чтобы воспитать будущего мужчину, необходимо говорить сыну, что он является мальчиком и это хорошо. Пусть он ценит себя как мужчину. Хвалите его как мальчика, как представителя сильного пола: «Ты храбрый… Ты сильный… Ты смелый…».

Для трехлетнего сынишки становится важным отец (либо мужчина, который олицетворяет представителя его пола). Поскольку сын является мужчиной, он должен учиться быть мужчиной у представителя этого пола. Вот почему отцам следует принимать активное участие в жизни своих сыновей уже с трехлетнего возраста, чтобы в противном случае мальчик не стал тянуться и равняться на мать.

В данном возрасте сыну следует дать свободное пространство. Это может быть как уголок в комнате, где всем командует исключительно малыш, так и пространство в движениях, выборе. Сын должен постепенно приобретать собственную территорию во всех смыслах этого слова.

Родителям следует спокойно относиться к следующим вещам:

  • Ребенок начинает говорить «Я сам». Постепенно начинает отделение сына от матери. Это следует поощрять, поскольку мальчик начинает становиться самостоятельной личностью. С этим ему следует помочь.
  • Ребенок в чем-то не такой, как другие дети. Если сын гиперактивный, мало говорит или плохо обучается, не следует его за это наказывать. Любите его таким, какой он есть, и помогайте ему скорректировать свои навыки или характер.

Как воспитывать мальчика 4 лет?

Несмотря на то, что мальчик достиг 4-летнего возраста и старается быть самостоятельным, он продолжает оставаться ребенком, который нуждается в любви родителей.

Поэтому первое, что нужно делать взрослым – это любить своего сына.

  1. Наказывать не больше, чем хвалить. В противном случае может развиться низкая самооценка или агрессивное поведение.
  2. Позволять малышу проявлять эмоции. Он еще является ребенком, который ярко испытывает все внутренние переживания. Следует позволять их проявлять, несмотря на то, что мужчины не плачут».
  3. Расширять свободное пространство малыша. Пусть его круг обязанностей становится больше, как и круг развлечений.
  4. Продолжать развивать положительное отношение к тому, какого пола родился малыш. Следует делать это так, чтобы не возникло пренебрежения к противоположному полу. Оба пола важны, и ребенка следует этому обучать.

Как воспитывать мальчика 5 лет?

Пятилетний возраст является окончательным периодом, когда мальчик начинает понимать, кто такой мужчина. Он все больше начинает копировать повадки мужчин, любовным образом относясь к девочкам. Особенно интересно сын начинает относиться к собственной матери, которую начинает любить и даже желает жениться.

В этом возрасте следует продолжать развивать мужские качества в малыше. Это делается посредством увеличения свободного пространства, назначения все больше обязанностей, позволения делать все больше дел, самостоятельно принимать решения по все большему количеству вопросов. Игрушки должны быть «мужскими», играть с ними желательно отцу либо друзьям малыша.

Скоро мальчику идти в школу, поэтому следует его к этому периоду готовить как интеллектуально, так и психологически.

Уже в этом возрасте можно мальчикам начинать рассказывать, как обращаться с девочками, какие отношения с ними выстраивать, чем они отличаются от мальчиков и пр.

Как воспитывать мальчика-подростка?

Самым тяжелым периодом в воспитании будущего мужчины становится подростковый возраст. Ранее милый малыш уже больше не слушается родителей, которых воспринимает как препятствие к своему счастью. Теперь он больше подчиняется мнению друзей, а не мамы и папы.

Постепенно послушные, жизнерадостные, милые мальчики превращаются в агрессивных, недоброжелательных бунтарей. Однако не следует забывать, что даже в подростковый период следует воспитывать своих детей, делая их будущими мужчинами.

Чтобы не столкнуться с теми проблемами, которые часто прослеживаются в семьях с подростками, активное участие в воспитании должны занять отцы. Матери должны отойти на второй план, поскольку с агрессивным мальчишкой сможет справиться только агрессивный отец – представитель его пола, который научит реальному положению дел.

Итог

Воспитать мальчика не так легко, как кажется. Если в раннем возрасте мальчики являются послушными, то в подростковом возрасте они становятся неуправляемыми. Хорошо, если в воспитании участвуют оба родителя. Однако и мать (или отец) может самостоятельно справиться с ребенком, если не забывать об одном – вы воспитываете будущего мужчину, поэтому относитесь к нему соответствующе.

Матерям следует помнить о том, что они растят будущих мужчин. А это значит, что некоторые проявления не следует выражать в отношении сыновей. То, что хорошо в воспитании девочки, может оказаться ненужным при воспитании мальчика. Следует держать картинку того, какого мужчину вы воспитываете, чтобы понимать, как это делать, пока он является маленьким и податливым.

Воспитанием детей занимаются родители. Многим взрослым кажется, что они воспитывают своих детей, пока те не пошли в детский садик или школу. На самом деле воспитание происходит до переходного возраста ребенка, когда он уже будет отделяться от своих мамы и папы. До этого возраста самыми важными периодами его воспитания являются 2, 3, 4 и 5 лет, когда родителям нужно четко понимать, что они вкладывают в своего малыша. В этом помогут знания психологии.

Каждый взрослый читатель интернет-журнала сайт, который желает иметь детей или уже готовится стать родителем, мечтает воспитать из своего малыша успешного, счастливого и здорового человека. Из мальчика хочется вырастить настоящего мужчину, отличного мужа и отца, целеустремленного и богатого человека. Из девочки хочется вырастить настоящую женщину, хорошую жену и мать, хозяюшку, красавицу и вдохновительницу. И вот, когда у человека появляется ребенок, он его воспитывает-воспитывает и по истечении 20 лет получает то же, что и все остальные люди: вроде хорошего человека, но непослушного, неуспешного, закомплексованного или боязливого.

Как же воспитать человека с большой буквы? Ответ на этот вопрос можно прочитать во многих книжках или услышать мнение от других людей. Но почему все всё знают, но воспитать достойных членов общества не могут?

  1. Во-первых, чтобы воспитать из своего ребенка человека с большой буквы, необходимо для начала самому определиться, как выглядит этот человек с большой буквы, что он делает, как живет, какими качествами обладает и т. д. Все хотят воспитать из своих детей настоящих мужчин и женщин. Но сами родители могут дать определение настоящим мужчинам и женщинам? Если вы не знаете, кто такой человек с большой буквы, то как будете воспитывать своего ребенка? Сначала представьте себе картинку того, как ваш ребенок стал взрослым человеком, какими качествами обладает, каких принципов жизни придерживается, умеет ли он достигать успехов и является ли счастливым при этом.

Воспитывайте в своем ребенке не то, что принято воспитывать в детях, а те качества, которые помогут лично вашему ребенку стать успешным, счастливым, богатым, любимым и здоровым человеком. Пусть в книжках будут писать, какие качества развивать в своем ребенке, пусть другие люди тоже будут указывать, как воспитывать детей. Но вы вправе развивать в своем малыше те качества, принципы и убеждения, которые, по вашему мнению, должны в нем быть, чтобы стать человеком с большой буквы.

  1. Во-вторых, не забывайте о том, что ребенок – это не компьютер, не робот, не машина, которую можно запрограммировать и она будет послушно выполнять вашу программу. Ребенок – это человек, который в любом случае будет обладать и теми качествами, которые вам будут не нравиться. Особенно явным это начнет становиться, когда ребенок пойдет в школу. Взаимодействуя с учителями и другими детьми, он будет развивать в себе те качества, которые ему нравятся и не нравятся в окружающих, а также то, что будет помогать ему максимально эффективно взаимодействовать с людьми. Здесь вы можете иметь некоторое влияние, но не сможете остановить процесс самовоспитания. Поэтому будьте готовы к тому, что не только вы будете воспитывать своего ребенка, но и другие люди, учителя, дети и общество в целом будут участвовать в этом.

Воспитанием занимаются в первую очередь родители. Воспитатели и учителя имеют лишь косвенное влияние, как и дети-сверстники. Несомненно, другие люди тоже будут сказываться на воспитании малыша. Однако основу всех принципов и стремлений в ребенке закладывают его родители. А что вы хотите видеть в своем чаде, когда он вырастет?

Что такое психология воспитания детей?

Под психологией воспитания детей понимается проблема, которую решают специалисты, когда родители не могут воспитать своих детей как успешных, нравственных, здоровых, гармоничных и полноценных личностей. Воспитание – процесс незаметный, динамичный и зависящий от многих факторов. Вот почему данной отраслью специалисты занимаются много лет, выявляя основные факторы, которые влияют на формирование у нового поколения тех или иных качеств.

Воспитание – это развитие в ребенке качеств характера, мировоззрения, отношения и наклонностей. Можно сказать, что родители, как и все общество, через воспитание программирует детей на то, как они должны жить. Однако в воспитании совершается немало ошибок, которые потом приводят к тем результатам, с которыми люди сталкиваются, когда дети вырастают. Вот почему процесс воспитания является длительным, сложным и порой негармоничным.

Следует учитывать тот факт, что родители сами являются людьми неидеальными, негармоничными, порой несчастливыми и недовольными жизнью. А чему они могут научить своих детей, когда сами являются неидеальными? Родители сами являются продуктами того воспитания, через которое их провели собственные мамы и папы. Везде присутствует человеческий фактор.

Самый главный принцип в воспитании звучит так: «Дети копируют своих родителей». Это самое первое и главное, о чем должны помнить родители. Если сами взрослые пьют, курят, не соблюдают гигиену, не читают книг, не гуляют на свежем воздухе, постоянно сидят за компьютерами, смотрят телевизоры и прочее, то их дети будут делать то же самое. Такие родители не смогут заставить своих детей делать что-то другое, если они на собственном примере не показывают, что так нужно делать.

Как правильно воспитать ребенка? Как вырастить из вашего чада гармоничную личность? Как взрастить в детях качества, способные помочь им стать успешными, счастливыми и любящими людьми в будущем? Если вы задаетесь данными вопросами, тогда вас действительно заботит судьба детей. И первое, что нужно принять каждому родителю, – это ответственность за то, какими людьми будут его дети в будущем.

Первые 6-7 лет в человеке формируются основные убеждения и мировоззрение, которыми он будет пользоваться в течение всей жизни. Как он жил эти годы, что видел и осознал, так он и будет жить оставшееся время, если только не поймет свои убеждения и не захочет их изменить. Родители должны понять, что их правила, нравоучения и суждения «оседают» в подсознании малышей. Ребенок вырастает, но зачастую не осознает собственных мотивов действий. А ведь именно «программы», воспитанные в нем родителями, влияют на его успех в работе, удачный выбор второй половинки, счастье в личной жизни и т. д.

То состояние, в котором постоянно пребывает человек первые 6-7 лет, закрепляется за ним на всю жизнь, и он всегда будет стараться достичь его. Здесь не имеет значения, позитивным или негативным является данное мироощущение. К примеру, если девочку в детстве бьют родители, то, будучи девушкой и женщиной, она будет терпеть избиения со стороны любовников, мужей, начальников, считая это нормальным поведением.

Какие именно взять воспитательные догмы, чтобы вырастить из своего ребенка полноценную личность? Первое, что должны помнить взрослые, — это то, что дети им во всем подражают. Малыши берут пример со своих родителей, как жить и любить. Нравоучения лишь уничтожают детскую психику. Поэтому нужно воспитывать в себе качества, которые вы хотели бы взрастить в своем ребенке благодаря тому, что он вам подражает.

Ребенку нужно видеть любовь родителей друг к другу, чтобы потом, повзрослев, уметь любить своего будущего супруга. Для этого муж должен быть на первом месте у женщины, а ребенок – на втором, как и у мужчины: жена – на первом, ребенок – на втором. Так вы дадите понять чаду, что он не является «центром», вокруг которого крутятся люди. Это в свою очередь воспитает в нем самостоятельность и силу характера.

Родители воспитывают детей на собственном примере:

  • Каким человеком является отец, таким станет его сын и зять (будущий муж его дочери).
  • Каким человеком является мать, такой станет ее дочка и невестка (будущая жена ее сына).

Родители являются примерами для своих детей в том, какими они станут сами, когда вырастут (сын подражает отцу, а дочь – матери), и какими будут их супруги (сын выберет жену, похожую на его мать; дочь выберет мужа, похожего на ее отца).

Второй тактикой вашего поведения должны стать осознанность и понимание, что вы воспитываете в ребенке. Чтобы гармонично воспитать своего малыша, нужно на все его капризы реагировать с пониманием и, исходя из тех качеств, которые вы хотите в нем развить, давать ему соответствующий ответ. Например, у 3-летних детей наступает период, когда они часто говорят: «Нет! Не хочу!». Вы хотите при этом воспитать самостоятельность и вместе с тем показать, что капризам никто потакать не будет. Тогда вы можете дать один из вариантов ответов: «Если ты хочешь быть здоровым и снова бегать со своими друзьями, тебе нужно выпить лекарство!», «Если не хочешь яблоко сейчас, значит, возьми его тогда, когда посчитаешь нужным», «Если хочешь знать, где лежать твои игрушки, тогда сам их расставляй!».

«Все люди искалечены своими родителями» — данная фраза не раз звучит в знаменитом сериале «Доктор Хаус». Стоит задуматься над этим, поскольку это не просто слова, а реальная статистика, о которой вам скажет любой опытный психолог: «Все родители уродуют своих детей. Даже самые сознательные мамы и папы в конце концов портят своих чад!». Подходите сознательно к вопросу о воспитании детей, так как вам их не только растить, но и потом получать ответную помощь. И какой именно будет эта помощь, зависит только от вашего воспитания!

В каждом возрасте родители сталкиваются с определенными трудностями воспитания, о чем поговорим далее.

Психология воспитания детей 2 лет

2-летний ребенок становится впервые непослушным, капризным, даже истеричным. Он начинает возражать, что не нравится родителям, которые до этого не сталкивались с противостоянием своего малыша. Поскольку 2-летний ребенок уже физически развитый, активный, хорошо владеет своей речью и может познавать мир, к нему следует применять следующие меры воспитания:

  1. Задавайте малышу вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет».
  2. Устанавливайте границы заранее, по достижении которых будет совершено определенное действие. К примеру, если вы сказали, что через 5 минут будете одеваться, то этим и займитесь по истечении 5 минут.
  3. Давайте малышу выбор. Предлагать ему можно то, что в любом случае будет вам выгодно, что бы он ни выбрал.
  4. Развивайте ответственность после принятого решения. Если, к примеру, малыш отказался от еды, то не заставляйте его кушать. Пусть поголодает, пока не наступит очередной прием пищи, чтобы понять, какие последствия идут за его решением отказать.

В 3-летнем возрасте появляется первый кризис, который знаменуется отделением ребенка от родителей. Он впервые начинает осознавать собственную самость, из-за чего часто говорит: «Я сам». Здесь родителям нужно уважать желание ребенка отделиться от них, проявить терпение.

Если малыш совершает плохие поступки, тогда нужно объяснить, что вас огорчило. Не нужно его ругать, после объяснения можно перейти к совершению каких-то интересных действий. Будьте строгими, но при этом нетребовательными. Ребенка не нужно постоянно ограничивать и говорить «нельзя». Позвольте малышу быть свободным, при этом придерживаться каких-то правил, которые вы ему установили.

Поскольку ребенок становится самостоятельным, родители должны научить его правильно проявлять свои желания, высказывать недовольство, решать проблемы и пр.

В 4-летнем возрасте малыша следует образовывать. Он постепенно должен переходить из физической активности к умственному труду. Здесь помогут различные секции, упражнения, игры на логику и прочие увлечения, которыми ребенок может заниматься в том числе с родителями.

В этом возрасте малыш часто задается вопросом «почему?», которым может сильно надоесть своим родителям. Здесь следует понять, что малыш таким образом познает мир. Нужно проявить терпение и ответить на все его вопросы. А если вы чего-то не знаете, то пообещайте ему сообщить ответ в ближайшее время.

Если у малыша имеются проблемы с адаптацией к новому коллективу детей, то нужно ему помочь. Сначала выясните и устраните причины проблемы. Затем научите ребенка взаимодействовать с другими детками, подружиться с ними, чтобы адаптация прошла успешно.

Малыш в 4 годика начинает ощущать эмоции, о которых с ним нужно говорить. Родители должны рассказать о смысле его переживаний и как с ними справляться.

Поскольку уже в этом возрасте дети отчетливо понимают свою половую принадлежность, девочкам и мальчикам нужно давать разное воспитание:

  1. Девочек нужно поддерживать и говорить о том, что они красивые.
  2. Мальчикам нужно давать похвалу и различные задания, которые он должен преодолевать.

Психология воспитания детей 5 лет

В 5 лет кроха начинает осознавать, что в социуме существуют различные правила, а также все общество его оценивает. Здесь родители должны научить ребенка правильному поведению, которое будет вписываться в те рамки и правила, которые существуют в обществе, а также тем качествам характера, которые положительно оцениваются окружающими.

Родителям не следует прекращать обучение детей, поскольку вскоре они пойдут в школу. Здесь необходимо укрепить все навыки по установлению контактов с другими детьми, чтобы малыш быстро влился в новый коллектив, когда он пойдет в первый класс.

5 лет – возраст, когда ребенок начинает становиться социальной личностью. Он понимает, что должен соответствовать определенным требованиям. Вот почему родители должны выдвигать такие требования, которые посильны ребенку.

Как в итоге воспитать своего малыша?

У воспитания нет четких шаблонов и целей, которых все должны придерживаться. Принцип воспитания заключается в том, чтобы готовить малыша к его будущему, где он будет взрослым и самостоятельным. Все, что родители ему дадут, должно ему помогать. А как это будет сделано и что будет дано, родители решают единолично.

© 2024 bridesteam.ru -- Невеста - Свадебный портал